СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по технике смешанного обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по технике смешанного обучения»

10


Тема: Смешанное обучение

Цель: (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:

знать:

понятие «смешанное обучение»,

не менее 4-х моделей смешанного обучения – «перевернутый класс», «ротация станций», «ротация лабораторий», «гибкая модель»;

уметь (сможет продемонстрировать):

могут назвать отличительные характеристики основных моделей смешанного обучения «перевернутый класс» и «ротация станций»,

могут изобразить основные модели смешанного обучения «перевернутый класс» и «ротация станций» схематично,

могут соотнести схему модели смешанного обучения с ее названием,

из числа предложенных кейсов могут определить – является ли ситуация, описанная в кейсе, смешанным обучением и, если нет, дать рекомендации по ее модификации в смешанное обучение.

Инструменты проверки достижения результата1: индивидуальный лист продвижения (см. Приложение 1).

Критерии/показатели/индикаторы оценки достижения результатов2 соотнесение результатов заполнения листа индивидуального продвижения с модельными ответами (см. Приложение 3) и вопросы для опроса (индивидуального) – см. Приложение 13.

Основные этапы урока и планирование времени на каждый этап:

Начало урока (постановка задачи): 20 минут.

Работа на станции 1: 25 минут + 2 минуты на переходы.

Работа на станции 2: 25 минут + 2 минуты на переходы.

Работа на станции 3: 25 минут.

Завершение урока: 10 минут.



  1. Маршруты движения групп по станциям

Группа 1. Учитель  Онлайн  Проект

Группа 2. Онлайн  Проект  Учитель

Группа 3: Проект  Учитель  Онлайн

  1. Организационно-педагогические условие и описание хода урока

НАЧАЛО УРОКА

Перед началом урока всем слушателям предлагается из закрытого пакета выбрать картинку (всего картинок три – по числу групп – утята, медвежата, звездочки). Далее слушателям необходимо рассказать о том, как будет проходить урок:

  • все слушатели будут поделены на три группы (группы объединяются в соответствии с тем, кому какая карточка досталась: утята с утятами, медвежата с медвежатами, звездочки со звездочками),

  • все группы в течение урока должны поработать на трех станциях – Учитель, Онлайн и Проект,

  • у каждой группы будет свой маршрут движения (см. Приложение 1) – при этом маршруты необходимо распечатать и поместить на видное место в классе; при желании по одному варианту маршрута можно дать в каждую группу;

  • время работы на каждой станции – ограничено (25 минут); отсчет времени ведется автоматически и через проектор выводится на экран (доску); по истечению времени система выдает сигнал (звонок, гонг), при котором группа должна закончить работу на текущей станции и перейти к следующей станции; для автоматического отсчета времени можно использовать любой онлайн сервис (например, https://classroomscreen.com/),

  • станции подписаны (на столах стоят таблички с названиями станций),

  • на каждой станции размещен раздаточный материал для каждой группы – группа садится и, взяв материалы, предназначенные для нее, приступает к работе; здесь надо заострить внимание – что на любой станции (кроме станции Учитель), работа начинается со знакомства с инструкцией.

Далее слушателям предлагается разбиться на группы, всем слушателям раздаются индивидуальные листы продвижения (см. Приложение 2) и им предлагается их подписать (указать ФИО); дождавшись, когда все рассядутся, учитель запускает отсчет времени для работы на 1-ой станции.

Необходимое оснащение:

  • Компьютер/ноутбук с выходом в Интернет + аудиосистема (или встроенные колонки) + проектор.

  • Д оступ к сайту https://classroomscreen.com/.

  • Автономные для работы 3-х отдельных групп (3 станции): 1-ая станция – станция работы с Учителем, 2 станция – станция работы Онлайн, 3-я станция – станция Проектной работы.

  • Таблички на каждый станцию.

  • Изображения утят, медвежат, звездочек – общее количество картинок должно совпадать с количеством слушателей в группе; количество каждого вида картинки должно соответствовать количеству людей в группе поделенному на три.

  • Листы движения по станциям для каждой группы.

  • Индивидуальные листы продвижения.

Группа 1. Учитель  Онлайн  Проект

ГРУППА 1. Станция Учитель

Работу со слушателями 1-ой группы на данной станции учитель начинает с беседы об основных проблемах, которые влечет за собой традиционная школа; в ходе беседы (5 минут) необходимо подвести слушателей к мысли, что одна из важных задач современной школы на сегодняшний момент – это вовлечение каждого ученика в образовательный процесс (здесь надо периодически обращаться к опыту слушателей и попросить каждого в группе рассказать о своем опыте вовлечения учащихся).

  • Всегда ли удается вовлечь всех детей в учебный процесс? Например, когда Вы объясняете новую тему, можете ли Вы с уверенностью сказать, что 100% детей включены в работу с Вами? Когда Вы ведете опрос, все ли ученики вовлечены в него? Как Вы думаете, почему нам не всегда удается включить ребенка в процесс обучения? Что мешает?

  • А можете назвать интересные приемы вовлечения детей (если можно, из своего опыта)? Модельные ответы – объединение детей в группы по разным признакам; работа в парах сменного состава; использование методов эффективного запоминания (мнемонику, рифмы, визуализацию, аналогии); создание ситуации успеха…

  • Как Вы думаете, что должно поменяться на уроке (в его организации, содержании и т. п.), чтобы максимально все ученики были включены в учебный процесс?

Далее слушателям предлагается обсудить – что и каким образом можно смешать в организации и проведении урока, подводя их тем самым к понятию смешанного обучения.

  • А как Вы думаете, что можно «смешать» на уроке? В его организации? В содержании? Модельные ответы: форму работы, формат объяснения нового материала, работу с учениками (не всегда учитель должен объяснять), сами предметы (интегрированные уроки), время и место выполнения домашнего задания (например, его можно выполнять прямо на уроке или в библиотеке) и т. п.

  • Как бы Вы назвали такое обучение?

Далее слушателям предлагается посмотреть видеоролик про смешанное обучение (при этом, лучше если преподаватель будет сам комментировать происходящее на экране – в противном случае слушателям может быть плохо слышно; ролик желательно показывать только группе – например, на ноутбуке). После просмотра ролика слушателям предлагается дать определение смешанного обучения (смешанное обучение – это технология, совмещающая обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн обучением) и записать его в индивидуальный лист продвижения. При этом надо понимать, что формулировка может быть рабочей.

Далее учитель знакомит слушателей с основными моделями смешанного обучения (перевернутый класс, ротация станций, ротация лабораторий, гибкая модель), предлагая слушателям самостоятельно (по предложенным схемам) выявить их отличительные характеристики.

  • Существует множество моделей смешанного обучения. В рамках сегодняшнего занятия мы рассмотрим 4 модели. Посмотрите на предложенные схемы (см. Приложение 4, схемы для раздатки) и опишите, в чем, по Вашему мнению, заключается работа по каждой из моделей? Что общего у этих моделей? Как бы Вы могли назвать их?

В ходе беседы слушатели на своих карточках подписывают изученные модели и, при необходимости, отмечают те особенности той или иной модели, которые обсуждались.

После того, как слушатели познакомились с основными моделями, им предлагается решить кейсы (см. Приложение 5), определяя является ли описанная в кейсе ситуация смешанным обучением и, если да, то какая это модель. Кейсы «для учителя» (карточка 1) разбираются вместе; остальные (карточка 2) решаются слушателями в парах, результаты работы в группах обсуждаются.

По итогу работы на станции слушателей просят высказаться – какая модель наиболее применима в его школе и обосновать свой ответ. Как правило, это модели перевернутого класса и ротации станций (в силу специфики школ края – оснащенность школ, наличие доступа к Интернет, готовность педагогического коллектива).

Необходимое оснащение:

  • Ноутбук с выходом в Интернет (для демонстрации видео про смешанное обучение, или без выхода в Интернет – если видео находится на ноутбуке).

  • Индивидуальные листы продвижения.

Необходимые дидактические материалы

  • Видео «Смешанное обучение» – https://youtu.be/84CRvby9ofY.

  • Схемы 4-х основных моделей смешанного обучения – «перевернутый класс». «ротация станций», «ротация лабораторий», «гибкий план» (см. Приложение 4).

  • Кейсы для работы с учителем и для работы в парах (см. Приложение 5).

ГРУППА 1. Станция Онлайн

На данной станции слушателям предлагается познакомиться с двумя моделями смешанного обучения – «перевёрнутый класс» и «ротация станций». Для этого на рабочем столе каждого компьютера размещаются ярлыки (ссылки) на видеоролики, демонстрирующие модели «перевернутый класс» и «ротация станций». Около каждого ноутбука размещена инструкция по работе на станции (см. Приложение 6). Слушатели смотрят видео и, по результатам просмотра, заполняют свои индивидуальные листы продвижения: дают определение смешанному обучению (на текущий момент); описывают две модели, с которыми они познакомились, просматривая видеосюжеты («перевернутый класс» и «ротация станций»), дают им название, зарисовывают схему, описывают основные характеристики, записывают преимущества и недостатки урока, проводимого по каждой из моделей.

Если на данной станции слушатель быстро справляется с обязательными заданиями, то ему предлагается выполнить задания со звездочкой: определить риски, связанные с переходом школы на смешанное обучение и записать н менее трех ассоциации к словосочетанию «смешанное обучение». Данные задания слушатель также выполняет в своем индивидуальном листе продвижения.



Необходимое оснащение:

  • Ноутбуки (планшеты) с выходом в Интернет (1 слушатель : 1 ноутбук) и гарнитурой (наушниками).

  • Индивидуальные листы продвижения.

Необходимые дидактические материалы

  • Инструкция по работе на станции.

  • Ссылки (ярлыки) на видеосюжеты по перевернутому классу – https://youtu.be/i2CMuOlcwlo и ротации станций – https://youtu.be/8nueaUdVAuA.

ГРУППА 1. Станция Проект

На данной станции слушателям предлагается работать согласно инструкции (см. Приложение 7). По окончанию работы слушатели должны будут написать вредные советы по внедрению смешанного обучения в образовательный процесс (к этой станции они уже знакомы с самим понятием и основными моделями – «перевёрнутый класс», «ротация станций», «ротация лабораторий», «гибкая модель»), познакомиться с работами других групп (до этого момента работы других групп находятся в «черном ящике» и отобрать не менее трех вредных советов для зачитывания на общей рефлексии.

Необходимое оснащение:

  • Папка с материалами для работы 1-ой группы – чистая бумага (10 листов), ручки/карандаши (4-5) + дидактические материалы для 1-ой группы.

  • Будильник (часы).

  • «Черный ящик» – коробка, сделанная по принципу копилки (с щелью).

  • Шапочки (для капитана, для таймкипера, для секретаря) – см. Приложение 8.

  • Индивидуальные листы продвижения.

Необходимые дидактические материалы

  • Инструкция по работе на станции для 1-ой группы.

  • Примеры вредных советов от Григория Остера – см. Приложение 9.

Группа 2. Онлайн  Проект  Учитель

ГРУППА 2. Станция Онлайн

На данной станции слушателям предлагается познакомиться с двумя моделями смешанного обучения – «перевёрнутый класс» и «ротация станций». Для этого на рабочем столе каждого компьютера размещаются ярлыки (ссылки) на видеоролики, демонстрирующие модели «перевернутый класс» и «ротация станций». Около каждого ноутбука размещена инструкция по работе на станции (см. Приложение 6). Слушатели смотрят видео и, по результатам просмотра, заполняют свои индивидуальные листы продвижения: дают определение смешанному обучению (на текущий момент); описывают две модели, с которыми они познакомились, просматривая видеосюжеты («перевернутый класс» и «ротация станций»), дают им название, зарисовывают схему, описывают основные характеристики, записывают преимущества и недостатки урока, проводимого по каждой из моделей.

Если на данной станции слушатель быстро справляется с обязательными заданиями, то ему предлагается выполнить задания со звездочкой: определить риски, связанные с переходом школы на смешанное обучение и записать н менее трех ассоциации к словосочетанию «смешанное обучение». Данные задания слушатель также выполняет в своем индивидуальном листе продвижения.

Необходимое оснащение:

  • Ноутбуки (планшеты) с выходом в Интернет (1 слушатель : 1 ноутбук) и гарнитурой (наушниками).

  • Индивидуальные листы продвижения.

Необходимые дидактические материалы

  • Инструкция по работе на станции – см. Приложение 6.

  • Ссылки (ярлыки) на видеосюжеты по перевернутому классу – https://youtu.be/i2CMuOlcwlo и ротации станций – https://youtu.be/8nueaUdVAuA.

ГРУППА 2. Станция Проект

Вторая группа приходит на эту станцию, уже знакомая с понятием смешанного обучения и моделями «перевернутый класс», «ротация станций».

На данной станции слушателям предлагается работать согласно инструкции (см. Приложение 10). По окончанию работы слушатели должны будут написать вредные советы по внедрению смешанного обучения в образовательный процесс (к этой станции они уже знакомы с двумя основными моделями смешанного обучения – «перевёрнутый класс» и «ротация станций»).

Результаты работы (вредные советы) помещаются в «черный ящик» («черный ящик» сделан по принципу копилки – положить в него можно, достать нельзя).

Необходимое оснащение:

  • Папка с материалами для работы 2-ой группы – чистая бумага (10 листов), ручки/карандаши (4-5) + дидактические материалы для 2-ой группы.

  • Будильник (часы).

  • «Черный ящик» – коробка, сделанная по принципу копилки (с щелью).

  • Шапочки (для капитана, для таймкипера, для секретаря) – см. Приложение 8.

  • Индивидуальные листы продвижения.

Необходимые дидактические материалы

  • Инструкция по работе на станции для 2-ой группы.

  • Примеры вредных советов от Григория Остера – см. Приложение 9.

ГРУППА 2. Станция Учитель

Учитель предлагает группе поработать в парах (делим по принципу правого плеча – я + сосед справа; если в группе нечетное количество людей, последнему слушателю пару составляет учитель). В каждую пару выдаются четыре схемы основных моделей смешанного обучения – «перевёрнутый класс», «ротация станций», «ротация лабораторий», «гибкая модель». Схемы не подписаны. Учитель предлагает:

  • найти знакомые схемы, подписать их и обсудить с партнером, а потом написать на схеме основные характеристики;

  • обсудить преимущества и недостатки урока, проводимого по каждой из моделей.

Далее учитель предлагает всем вместе поработать в таком же режиме с незнакомыми схемами («ротация лабораторий», «гибкая модель»).

Поле работы в парах учитель просит каждого слушателя дать определение понятия смешанного обучения – так, как оно понимается им на текущий момент. Определение можно зачитать из своего индивидуального листа продвижения, а можно порассуждать о данном понятии «здесь и сейчас». Задача учителя – вовлечь всех в обсуждение данного определения (или попросить каждого высказать свое мнение). Желательно, чтобы в группе прозвучало определение, близкое по смыслу к следующему – смешанное обучение – это технология, совмещающая обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн обучением.

Вне зависимости от того, удалось (или нет) слушателям дать верное определение смешанному обучению, учитель, в качестве закрепления понятия (если верное определение было озвучено) или в качестве тренировки (более углубленного знакомства с технологией смешанного обучения) предлагается решить кейсы (см. Приложение 5), определяя является ли описанная в кейсе ситуация смешанным обучением и, если да, то какая это модель. Кейсы «для учителя» (карточка 1) разбираются вместе; остальные (карточка 2) решаются слушателями в парах, результаты работы в группах обсуждаются. При этом, обсуждая ту или иную модель, учитель должен постоянно подчеркивать, что в любой модели обязательно присутствует обучение «лицом к лицу» (учитель – ученик) и онлайн обучение, закрепляя (или формируя) тем самым определение понятия «смешанное обучение».

По итогу работы на станции слушателей просят высказаться – какая модель наиболее применима в его школе и обосновать свой ответ. Как правило, это модели перевернутого класса и ротации станций (в силу специфики школ края – оснащенность школ, наличие доступа к Интернет, готовность педагогического коллектива).

* Если группа закончит работу с кейсами до истечения времени работы на станции, слушателям предлагается выполнить задания со звездочкой: определить риски, связанные с переходом школы на смешанное обучение и записать не менее трех ассоциации к словосочетанию «смешанное обучение». Данные задания слушатели выполняют в своем индивидуальном листе продвижения.

Необходимое оснащение:

  • Индивидуальные листы продвижения.

Необходимые дидактические материалы

  • Схемы 4-х основных моделей смешанного обучения – «перевернутый класс». «ротация станций», «ротация лабораторий», «гибкий план» (см. Приложение 4).

  • Кейсы для работы с учителем и для работы в парах (см. Приложение 5).

Группа 3: Проект  Учитель  Онлайн

ГРУППА 3. Станция Проект

Это первая станция для группы. Как и все предыдущие группы, первое, с чего начинает работать группа – это со знакомства с инструкцией (см. Приложение 11). В рамках выполнения заданий инструкции, группе будет предложено: написать синонимы к слову «смешанный»; придумать, что можно смешивать в жизни вообще, а что в образовании. Для более раскрепощенного мышления в случае последнего задания (генерации идей относительно того, что можно смешивать в школе – (на уроке, вне урока, при проведении урока), группе предлагается воспользоваться методом мозгового штурма; памятка по работе по данному методу прилагается (см. Приложение 12).

Далее группе предлагается все свои идеи (находки) по тому, что можно и нужно смешать в школе, оформить в виде вредных советов. Для понимания того, что это такое и как они выглядят, слушателям предварительно предлагается познакомиться с некоторыми вредными советами от Григория Остера.

Результаты работы (вредные советы) помещаются в «черный ящик» («черный ящик» сделан по принципу копилки – положить в него можно, достать нельзя).

Необходимое оснащение:

  • Папка с материалами для работы 3-ей группы – чистая бумага (10 листов), ручки/карандаши (4-5) + дидактические материалы для 3-ей группы.

  • Будильник (часы).

  • «Черный ящик» – коробка, сделанная по принципу копилки (с щелью).

  • Шапочки (для капитана, для таймкипера, для секретаря) – см. Приложение 8.

  • Индивидуальные листы продвижения.

Необходимые дидактические материалы

  • Инструкция по работе на станции для 3-ей группы.

  • Памятка о проведении мозгового штурма – см. Приложение 12.

  • Примеры вредных советов от Григория Остера – см. Приложение 9.

ГРУППА 3. Станция Учитель

Учитель, опираясь на работу группы, проделанную на предыдущей станции (станция Проект), в ходе беседы выясняет – что же было предложено группой смешать в школе (на уроке, вне урока, при проведении урока) и просит капитана показать результаты работы группы поле мозгового штурма – смотрит и задает уточняющие вопросы.

Если задание не выполнено – сам организует работу по мозговому штурму – набрасывают идеи – что можно смешать в образовании.

  • На предыдущей станции у вас была возможность почувствовать себя волшебниками – вам было позволено смешивать между собой все, что угодно. Давайте посмотрим, какие идеи по тому, что можно смешать в школе, вы записали.

  • Представьте, что все ваши идеи прижились в школе. Как бы вы назвали такое обучение?

Если слушатели говорят о смешанном обучении – хорошо. Если нет – не страшно. Надо предложить им поработать со схемами основных моделей смешанного обучения – «перевёрнутый класс», «ротация станций», «ротация лабораторий», «гибкая модель» – попробовать по схеме понять, каким образом организовано обучение на той или иной схеме; чем представленная модель отличается от знакомого им традиционного обучения и т. д. Во время беседы необходимо периодически задавать вопрос – а что смешали в данной модели? Начать работу рекомендуется с модели перевернутого класса. При этом работу со схемой данной модели надо организовать совместно, а далее – предложить группам поработать в парах – три минуты на работу в парах на 1 схему и дальнейшим общим обсуждением и введение понятия смешанного обучения. Пары делим по принципу правого плеча – я + сосед справа; если в группе нечетное количество людей, последнему слушателю пару составляет учитель.

Если в процессе обсуждения схем моделей смешанного обучения удается формулировать определение понятия «смешанное обучение», это хорошо. Если нет – учитель сам вводит это понятие (смешанное обучение – это технология, совмещающая обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн обучением).

После введения понятия смешанного обучения слушателям предлагается решить кейсы, определяя является ли описанная в кейсе ситуация смешанным обучением и, если да, то какая это модель. А если нет, то что необходимо изменить в кейсе, чтобы ситуация из кейса стала соответствовать смешанному обучению. Работу с кейсами предлагается строить следующим образом: и Карточки 1 (карточка для учителя) совместно разбирается первый кейс. Далее слушателям предлагается поработать с Карточкой 2 в парах, после чего результаты работы в парах обсуждаются вместе.

Далее слушателям предлагается сделать записи в своем индивидуальном листе продвижения (выполнить Задание 1) и, если остаётся время:

  • предложить определиться, какая модель более всего подходит к той ситуации, в которой он работает – и, выбрав ту, которая чаще всего будет звучать (как правило, это либо «перевернутый класс», либо «ротация станций», совместно обсудить ее основные характеристики, преимущества и недостатки построения уроков по данной модели;

  • или – разобрать оставшиеся кейсы с карточки учителя.

Необходимое оснащение:

  • Индивидуальные листы продвижения.

Необходимые дидактические материалы

  • Схемы 4-х основных моделей смешанного обучения – «перевернутый класс». «ротация станций», «ротация лабораторий», «гибкий план» (см. Приложение 4).

  • Кейсы для работы с учителем и для работы в парах (см. Приложение 5).

ГРУППА 3. Станция Онлайн

На данной станции слушателям предлагается познакомиться с двумя моделями смешанного обучения – «перевёрнутый класс» и «ротация станций». Для этого на рабочем столе каждого компьютера размещаются ярлыки (ссылки) на видеоролики, демонстрирующие модели «перевернутый класс» и «ротация станций». Около каждого ноутбука размещена инструкция по работе на станции (см. Приложение 6). Слушатели смотрят видео и, по результатам просмотра, заполняют свои индивидуальные листы продвижения: дают определение смешанному обучению; описывают две модели, с которыми они познакомились, просматривая видеосюжеты («перевернутый класс» и «ротация станций»), дают им название, зарисовывают схему, описывают основные характеристики, записывают преимущества и недостатки урока, проводимого по каждой из моделей.

Если на данной станции слушатель быстро справляется с обязательными заданиями, то ему предлагается выполнить задания со звездочкой: определить риски, связанные с переходом школы на смешанное обучение и записать н менее трех ассоциации к словосочетанию «смешанное обучение». Данные задания он также выполняет в своем индивидуальном листе продвижения.

Необходимое оснащение:

  • Ноутбуки (планшеты) с выходом в Интернет (1 слушатель : 1 ноутбук) и гарнитурой (наушниками).

  • Индивидуальные листы продвижения.

Необходимые дидактические материалы

  • Инструкция по работе на станции – см. Приложение 6.

  • Ссылки (ярлыки) на видеосюжеты по перевернутому классу – https://youtu.be/i2CMuOlcwlo и ротации станций – https://youtu.be/8nueaUdVAuA.

ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА

По окончанию работы на станциях учитель организует опрос всех слушателей по основным изученным понятиям. Данную работу можно организовать с использованием возможностей сервиса Mentimer – https://www.mentimeter.com/.

Наряду с этим, слушателям предлагается провести самооценку своего продвижения – для этого им необходимо сравнить ответы, которые они вносили в свой индивидуальный лист продвижения с модельными ответами (см. Приложение 3) и, при необходимости, внести корректировки в свой лист. Модельные необходимо разместить в свободном доступе (это может быть распечатанный текст, отданный слушателям или файл, размещенный в сети Интернет).

Необходимое оснащение:

  • Компьютер/ноутбук для учителя с выходом в Интернет.

  • Доступ к сайту Mentimer – https://www.mentimeter.com/.

  • Смартфоны (планшеты) у каждого слушателя с выходом в Интернет.

Необходимые дидактические материалы

  • Вопросы для опроса – см. Приложение 13.

  • Модельные ответы – см. Приложение 3.



П риложение 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛИСТ ПРОДВИЖЕНИЯ

1 ГРУППА



























2 ГРУППА































3 ГРУППА







Приложение 2. ИНДИВИУДАЛЬНЫЙ ЛИСТ ПРОДВИЖЕНИЯ


Фамилия Имя Отчество

ЗАДАНИЕ 1

  1. Продолжите фразу «Смешанное обучение это…», вписав свое определение в соответствующую колонку таблицы:

    после работы на станции «Онлайн»

    после работы на станции «Учитель»

    после работы на станции «Проектная работа»




  2. Запиши итоговое определение смешанного обучения
    (по результатам работы на трех станциях)

СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ –

ЗАДАНИЕ 2

  1. Продолжите фразу: Первая, изученная мною, модель смешанного обучения называется

  2. Представьте данную модель в виде схемы. Помните, если Вы используете уникальные (авторские) обозначения, их надо расшифровать.

  3. Запишите основные характеристики (отличительные черты) этой модели:

  1. Перед Вами стоит задача провести урок по данной модели. Какие преимущества и недостатки урока по 1-ой модели Вы можете назвать? Запишите их в соответствующие колонки таблицы.

Преимущества

Недостатки



ЗАДАНИЕ 3

  1. Продолжите фразу: Вторая, изученная мною, модель смешанного обучения называется

  2. Представьте данную модель в виде схемы. Помните, если Вы используете уникальные (авторские) обозначения, их надо расшифровать.

  3. Запишите основные характеристики (отличительные черты) этой модели:

  1. Перед Вами стоит задача провести урок по данной модели. Какие преимущества и недостатки урока по 2-ой модели Вы можете назвать? Запишите их в соответствующие колонки таблицы.

Преимущества

Недостатки



ЗАДАНИЕ 4* (повышенной сложности)

Как Вы думаете, с какими рисками могут столкнутся следующие группы людей при переходе школы на смешанное обучение? Свои мысли запишите в соответствующие колонки таблицы, приведенной ниже:

Ученик

Учитель



Родитель

Администрация школы



ЗАДАНИЕ 5* (повышенной сложности)

  1. Прочитайте определение понятия «ассоциация»: ассоциация – это связь, которая возникает в нашем сознании в процессе мышления между определёнными представлениями, один образ влечёт вслед другой образ. К примеру, слово «ёлка», скорее всего, вызовет ассоциацию «Новый год», а слово «макароны» у женщин наверняка вызовут ассоциацию со словом «калории» и т. д.

  2. Придумайте и запишите как минимум 3 ассоциации к словосочетанию «смешанное обучение»:



ПРИЛОЖЕНИЕ 3. МОДЕЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Фамилия Имя Отчество

ЗАДАНИЕ 1

  1. Продолжите фразу «Смешанное обучение это…», вписав свое определение в соответствующую колонку таблицы:

    после работы на станции «Онлайн»

    после работы на станции «Учитель»

    после работы на станции «Проектная работа»

    не оценивается

    не оценивается

    не оценивается

  2. Запиши итоговое определение смешанного обучения
    (по результатам работы на трех станциях)

СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – это технология, совмещающая обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением.

ЗАДАНИЕ 2

  1. Продолжите фразу: Первая, изученная мною, модель смешанного обучения называется перевернутый класс.

  2. Представьте данную модель в виде схемы. Помните, если Вы используете уникальные (авторские) обозначения, их надо расшифровать.

  1. Запишите основные характеристики (отличительные черты) этой модели: самостоятельное изучение нового материала (дома); предварительная проверка выполнения домашнего задания; у учителя должно быть 2-3 сценария проведения урока (в зависимости от готовности учащихся); учитель больше не является единственным источником информации.

  2. Перед Вами стоит задача провести урок по данной модели. Какие преимущества и недостатки урока по 1-ой модели Вы можете назвать? Запишите их в соответствующие колонки таблицы.

Преимущества

Недостатки/риски

Для ученика:

  • Вовлечение всех учеников в учебный процесс.

  • Дома просмотр видео с объяснениями по новой теме или самостоятельное изучение новой темы, а в классе решение проблем, которые возникли при выполнении домашней работы.

  • Формирование у учеников ответственности за свое обучение.

  • Повышение мотивации к обучению.

  • Повышение увлеченности работы на уроке.

  • Возможность; работают в своем темпе; материалы урока доступны всем, в любое время.

  • Увеличение времени для индивидуальной работы с учителем в рамках урока.

Для учителя:

  • Изменение форм и методов работы с учениками посредством использования возможностей ИКТ.

  • Возможность спроектировать урок с учетом готовностей учащихся к уроку.

  • Формирование доверительных отношений между учениками и учителем.

  • Активные и интерактивные методы обучения.

  • Личностно-ориентированный подход (освобождает от необходимости работать фронтально).

  • Увеличение времени для индивидуальной работы с учеником в рамках урока.

  • Качественный электронный образовательный ресурс (в случае подготовки/поиска необходимого материала учителем).

  • Возможность на практике сменить роль и выступить в роли координатора (тьютора, помощника).

Для ученика:

  • Трудно привыкнуть к тому, что домашнее задание – обязательная часть урока.

  • Неравные возможности доступа в Интернет.

Для учителя

  • Неумение учителей проектировать разные сценарии уроков в зависимости от выполнения домашнего задания детьми дома
    (в зависимости от готовности учеников к уроку).

  • Низкая цифровая грамотность педагогов.

  • Большая нагрузка на педагога при подготовке ДЗ и проверки его выполнения.

  • Необходимость постоянной и кропотливой работы с родителями по вопросам необходимости самостоятельности выполнения ДЗ учениками.

ЗАДАНИЕ 3

  1. Продолжите фразу: Вторая, изученная мною, модель смешанного обучения называется ротация станций.

  2. Представьте данную модель в виде схемы. Помните, если Вы используете уникальные (авторские) обозначения, их надо расшифровать.

  1. Запишите основные характеристики (отличительные черты) этой модели: учитель работает с малой группой детей, а не со всем классом; учитель способствует обучению работы в группе; для каждой группы должен быть маршрут продвижения по станциям; на каждой станции для каждой группы должны быть инструкции по работе (с учетом того, что уже изучено на предыдущих станциях); по итогам работы на всех станциях ученики должны достичь одинаковых базовых (минимальных) результатов.



  1. Перед Вами стоит задача провести урок по данной модели. Какие преимущества и недостатки урока по 2-ой модели Вы можете назвать? Запишите их в соответствующие колонки таблицы.

Преимущества

Недостатки/риски

Для ученика:

  • Вовлечение всех учеников в учебный процесс.

  • Обучение работе в группах (совместное обучение и взаимодействие учеников не только увеличивает когнитивные способности, но и развивает эмоциональный интеллект учащихся, развивает их коммуникативные навыки).

  • Формирование самостоятельности, инициативности и организованности в обучении.

  • Возможность мгновенно получить обратную связь (например, при работе с онлайн ресурсами на уроке).

  • Возможность обсудить изучаемый материал с учителем или своими одноклассниками в малых группах.

  • Возможность задавать вопросы.

Для учителя:

  • Возможность учета индивидуальных потребностей учащихся.

  • Увеличение времени для индивидуальной работы с учеником в рамках урока.

Общие

  • Отсутствие скоростного Интернета в школе.

  • Слабая материально-техническая база в школе.

Для ученика:

  • Ученики не могут тратить на работу столько времени, сколько нужно именно им (на каждую станцию отведено определенное количество минут); они не выбирают темп и последовательность выполнения заданий; выбор используемых технологий ограничен (они доступны не на всех станциях).

Для учителя

  • Низкая цифровая грамотность педагогов.

  • Сложность подбора форм, содержания и дидактического материала для обучения каждой группы по мере их продвижения по маршруту для получения единого результата.



ЗАДАНИЕ 4* (повышенной сложности)

Как Вы думаете, с какими рисками могут столкнуться следующие группы людей при переходе школы на смешанное обучение? Свои мысли запишите в соответствующие колонки таблицы, приведенной ниже:

Ученик

Учитель

Неумение работать в группе, самостоятельно;

Отсутствие необходимого оборудования (смартфон/планшет/ноутбук/компьютер) и/или доступа к интернету дома.




Недостаточный уровень цифровой грамотности и/или профессиональной компетентности;

Увеличение объема работы/временные затраты на подготовку урока (необходимо предусмотреть несколько вариантов событий);

Форс-мажорные обстоятельства (отключение электричества, интернета, неисправность оборудования);

Низкий уровень цифровой грамотности учащихся;

Отсутствие у родителей понимания особенностей смешанного обучения (самостоятельное изучение темы, работа с онлайн-ресурсами, продвижение учащегося по индивидуальному маршруту и т.д.)

Родитель

Администрация школы

Наличие персональных данных ребенка в сети интернет;

Вовлечение ребенка в сеть Интернет;

Отсутствие необходимых условий для выполнения заданий дома (смартфон/планшет/ноутбук/компьютер и/или доступ к интернету)




Недостаточная мотивация коллектива, недостаточный уровень цифровой грамотности и/или профессиональной компетентности;

Недостаточное материально-техническое оснащение школы;

Нестабильный/низкоскоростной Интернет

ЗАДАНИЕ 5* (повышенной сложности)

  1. Прочитайте определение понятия «ассоциация»: ассоциация – это связь, которая возникает в нашем сознании в процессе мышления между определёнными представлениями, один образ влечёт вслед другой образ. К примеру, слово «ёлка», скорее всего, вызовет ассоциацию «Новый год», а слово «макароны» у женщин наверняка вызовут ассоциацию со словом «калории» и т. д.

  2. Придумайте и запишите как минимум 3 ассоциации к словосочетанию «смешанное обучение»:

    • «Что-то новое», разнообразные виды деятельности, нестандартный подход

    • Хаос

    • Нарушение традиционной системы обучения

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. СХЕМЫ МОДЕЛЕЙ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

СХЕМА 1. ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС

СХЕМА 1. ДЛЯ РАЗДАТКИ



СХЕМА 2. ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ

СХЕМА 2. ДЛЯ РАЗДАТКИ



СХЕМА 3. ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. РОТАЦИЯ ЛАБОРАТОРИЙ

СХЕМА 3. ДЛЯ РАЗДАТКИ

СХЕМА 4. ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. ГИБКАЯ МОДЕЛЬ

СХЕМА 4. ДЛЯ РАЗДАТКИ



ПРИЛОЖЕНИЕ 5. КЕЙСЫ

КАРТОЧКА 1. УЧИТЕЛЬ

Кейс 1

Учащимся предлагается самостоятельно дома посмотреть видеоролик на Ютьюбе про животных, живущих в саванне, а в классе на следующий день учитель проводит проверочный диктант, чтобы проверить как усвоен материал просмотренного видео. Далее на уроке разбираются задания диктанта, ученики имеют возможность самостоятельно оценить правильность выполнения и оценить свою работу.

Далее учащимся предлагается выполнить задания по данной теме.

Это смешанное обучение? Если да, то какая модель? Если нет, то что нужно изменить, чтобы это стало смешанным обучением?

Кейс 2

Мария Петровна использует новую форму проведения урока. В каждый момент времени она работает с небольшой группой учащихся над определенной темой, которая им нужна, в это время другая группа учащихся самостоятельно работает на компьютерах, и третья небольшая группа вместе работает над конкретной задачей. Все группы делают соответствующую работу с учетом индивидуального уровня учеников.

Это смешанное обучение? Если да, то какая модель? Если нет, то что нужно изменить, чтобы это стало смешанным обучением?

Кейс 3

При посещении школы Лидер, вы обнаружили, что около 100 учеников находятся в большом открытом помещении. У всех есть ноутбуки и ученики сгруппированы в различных областях помещение. Когда вы вошли и спросили учащихся о том, что они делают, они объяснили, что занимаются математикой в своем собственном темпе. У каждого из них есть свой «список» заданий, который они должны завершить, и список целей. Когда у них возникают сложности, они обращаются друг к другу за помощью, когда они действительно не могут двигаться дальше, они обращаются к учителю, который присутствует в классе. Учителя отслеживают данные о выполнении заданий в реальном времени и приглашают школьников в соседние небольшие классы, где обсуждают с ними конкретные проблемы, которые они пытаются решить. Когда учащиеся считают, что освоили на хорошем уровне некоторую тему, они выполняют контрольное задание, данное учителем по этой теме. Какая модель смешанного обучения реализована в этой школе?

Это смешанное обучение? Если да, то какая модель? Если нет, то что нужно изменить, чтобы это стало смешанным обучением?

Кейс 4

Учитель планирует отвести два урока на изучение определенной темы. Работу учеников он организует следующим образом:

  • На первом уроке учеников произвольным образом делят на две группы. Одна группа учащихся остается с учителем, и учитель объясняет им новую тему; вторая – работает на компьютерах, изучая тему самостоятельно, используя для этого различные материалы, подготовленные учителем и отмечая для себя непонятные места. По истечению определенного времени группы меняются местами и, группа, которая самостоятельно изучала материал, обсуждает вопросы, возникшие во время изучения материала. Группа, которая работала с учителем, работает на компьютерах, углубляют свои знания по данной теме.

  • На втором уроке учащимся предлагается работа в малых группах по выполнению группового проекта (например, подготовке презентации по изученной теме), при этом для выполнения своих мини-проектов они могут пользоваться компьютерами.

Это смешанное обучение? Если да, то какая модель? Если нет, то что нужно изменить, чтобы это стало смешанным обучением?

КАРТОЧКА 2. РАБОТА В ПАРАХ

Прочитайте кейсы. Для каждого кейса ответьте на вопросы: Это смешанное обучение? Если да, то какая модель? Если нет, то что нужно изменить, чтобы это стало смешанным обучением?

Кейс 1

Школьникам задали на дом посмотреть лекцию о крестьянской войне под предводительством Пугачева. В классе дети разыгрывали суд над Пугачевым.

Кейс 2

Учитель запланировал на уроке групповую работу. Он разделил школьников так, чтобы в каждой группе оказались обучающиеся с высоким уровнем образовательных потребностей и те, у которых есть объективные сложности в изучении материала, для того, чтобы организовать взаимообучение. При этом каждой группе поочередно надо было пройти три «зоны»: выполнить лабораторный эксперимент, провести минииследование с использованием ресурсов сети Интернет, принять участие во фронтальной беседе с учителем для выявления уровня их образовательных результатов и разъяснения педагогом наиболее сложных для восприятия вопросов.

При этом Коля Н. работал по индивидуальному маршрутному листу, поскольку тема урока совпала с темой его исследования, которое он проводил в рамках школьной конференции «Первые шаги в науку».

Кейс 3

Ученики получают задание домой – во время выходных снять (например, на телефон) своего домашнего животного, рассказав не менее 5 интересных фактов о нем и разместить видео в открытом доступе (например, в блоге класса) в соответствующем разделе (например, кошки, собаки, птицы. рыбы и т. д.). Далее ученикам предлагается ДО урока посмотреть не менее 2 роликов своих одноклассников.

В школе на уроке ребятам в группах предлагается обсудить те интересные факты о домашних питомцах, с которыми они смогли познакомиться, просматривая ролики своих одноклассников и ответить на ряд вопросов, подготовленных учителем.

Кейс 4

Ученики с помощью планшетов в классе выполняют тест, который дал всему классу учитель.

Кейс 5

Ученикам открыт доступ к базе картинок/видео. В классе их делят на группы, и каждая группа должна подготовить выступление по определенной теме с использованием предложенной базы картинок/видео.

Кейс 6

Ученики идут в компьютерный класс. Их задача – найти информацию для своего проекта, который они будут представлять всему классу.

Кейс 7

Учащимся дома предлагается ознакомиться с материалами темы «Равнобедренный треугольник». Материалы для ознакомления (короткие видео-лекции, новый теоретический материал) размещены в онлайн доступе. Учащиеся могут изучать его в удобное для себя время и обращаться к нему столько раз, сколько им нужно, чтобы разобраться в изучаемом материале. После изучения предложенных материалов ученику предлагается ответить на ряд вопросов в режиме «онлайн».

В классе учащихся делят на группы (с учетом результатов их ответов на вопросы); каждой группе для решения предлагается конкретная учебная ситуации, проблемные задачи и практические задания. Таким образом происходит закрепление нового материала.



ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА СТАНЦИИ ОНЛАЙН

ВРЕМЯ РАБОТЫ НА СТАНЦИИ – 25 МИНУТ

  1. Возьмите индивидуальный лист продвижения.

  2. Если Вы этого еще не делали ранее, впишите в него свою фамилию, имя и отчество (полностью и разборчиво).

  3. Включите компьютер. Если он требует пароль для входа – введите его. Пароль для входа соответствует номеру кабинета, в котором вы работаете (например, 321, 318, 315 и т. д.).

  4. На рабочем столе своего компьютера откройте папку «Цифровая среда школы».

  5. В папке «Цифровая среда школы» вы увидите два ярлыка – «Перевернутый класс», «Ротация станций». Двойной щелчок левой клавишей мыши по ярлыку автоматически открывает браузер, и в нем – видеоролик, соответствующий названию.

  6. Работа с ярлыком «Перевернутый класс»:

    • откройте ярлык «Перевернутый класс», дважды щелкнув по нему левой клавишей мыши, и просмотрите видеосюжет;

    • после просмотра видеосюжета выполните Задание 2 в индивидуальном листе продвижения. При необходимости посмотрите видеосюжет повторно.

  7. Работа с ярлыком «Ротация станций»

    • откройте ярлык «Ротация станций», дважды щелкнув по нему левой клавишей мыши, и просмотрите видеосюжет;

    • после просмотра видеосюжета выполните Задание 3 в индивидуальном листе продвижения. При необходимости посмотрите видеосюжет повторно.

  8. Выполните Задание 1 в индивидуальном листе продвижения. Сформулируйте определение требуемого понятия так, как понимаете его на текущий момент, записав формулировку в соответствующую колонку (например, если вы работаете на станции «Онлайн», то формулировку записывайте в колонку с аналогичным названием.

  9. Если у вас осталось время, мы предлагаем Вам в индивидуальном листе продвижения выполнить задания повышенной сложности – это Задание 4 и Задание 5. Выполнять их можно в любой последовательности.



ПРИЛОЖЕНИЕ 7. ГРУППА 1. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА СТАНЦИИ ПРОЕКТ

ВРЕМЯ РАБОТЫ НА СТАНЦИИ – 25 МИНУТ

  1. Выберите капитана своей группы.

  2. Как только капитан выбран, он должен одеть на голову отличительный знак – кепку капитана! (Кепка лежит на столе.)

  3. Прочитайте вслух текст ниже (читать может капитан или любой член команды):

Тезис 1.

Н едавно ученые открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам» — они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом» — они тут же начинают не здороваться.

Ученые задумались – что же с этим можно сделать? И придумали! Таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот.

Тезис 2

Психологи уверяют: даже после биологического взросления в каждом из нас живет наш внутренний ребенок. А что нужно ребенку для нормальной жизни? Чего он хочет? Правильно, он хочет играть!

Возможно, кто-то возмутится: «Вот еще, глупости какие, мне работать надо, какие игры?» И будет категорически неправ. Взрослые люди, играя, намного лучше отдыхают! Это доказано исследованиями: сильно снижается уровень агрессии, улучшается настроение, за счет переключения мозговой активности происходит расслабление. Общение при игре – дополнительный приятный бонус.

А еще те люди, которые играют в игры и после детства, намного лучше мыслят стратегически, более смелые в принятии решений и быстрее реагируют на ситуации, требующие немедленного вмешательства.

Итак – внутри каждого из нас живет ребенок. Как все дети, когда нам говорят, что и как надо правильно делать, мы стараемся сделать все наоборот.

А значит, если мы хотим, чтобы наши коллеги (родители, директора, большие дяди и тети министры) захотели внедрять в школе смешанное обучение, нам нужно дать им вредные советы о том, как это надо сделать

Начнем?

  1. Прочитайте несколько вредных советов для непослушных детей от Григория Остера (см. тексты в папке для Группы 1).

  2. Выберите в группе – таймкипера (он будет следить за временем; для этого у вас есть будильник или можно воспользоваться сотовым телефоном), секретаря, который будет записывать все вредные советы, сочиненные в группе.

  3. Как только роли распределены, таймкипер и секретарь должны одеть на голову отличительные знаки! (Кепки лежат на столе.)

  4. Приступайте к работе – за 15 минут вам надо написать, как минимум 3 вредных совета. Для записи вредных советов в папке для вашей группы вы найдете все самое необходимое – чистые листы бумаги, ручки/карандаши).

  5. Вскройте «черный ящик» – в нем вы найдете вредные советы, написанные другими группами.

  6. Отберите самые интересные вредные советы. Будьте готовы зачитать их в конце урока.

Примечание – вредные советы зачитывает капитан команды или любой другой член команды (по желанию).



ПРИЛОЖЕНИЕ 8. ЗАГОТОВКИ ДЛЯ ШАПОЧЕК

ШАПОЧКА ДЛЯ КАПИТАНА



ШАПОЧКА ДЛЯ ТАЙМКИПЕРА



ШАПОЧКА ДЛЯ СЕКРЕТАРЯ



ПРИЛОЖЕНИЕ 9. ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ НЕПОСЛУШНЫХ ДЕТЕЙ
от ГРИГОРИЯ ОСТЕРА

Н ет приятнее занятья,

Чем в носу поковыряться.

Всем ужасно интересно,

Что там спрятано внутри.

А кому смотреть противно,

Тот пускай и не глядит.

Мы же в нос к нему не лезем,

Пусть и он не пристает







Если вас поймала мама

За любимым делом вашим,

Например, за рисованьем

В коридоре на обоях,

Объясните ей, что это —

Ваш сюрприз

к Восьмому марта.

Называется картина:

«Милой мамочки портрет».







Если вы по коридору

Мчитесь на велосипеде,

А навстречу вам из ванной

Вышел папа погулять,

Не сворачивайте в кухню,

В кухне — твердый холодильник.

Тормозите лучше в папу.

Папа мягкий.

Он простит.








Б ейте палками лягушек.

Это очень интересно.

Отрывайте крылья мухам,

Пусть побегают пешком.

Тренируйтесь ежедневно,

И наступит день счастливый —

Вас в какое-нибудь царство

Примут главным палачом.







Девчонок надо никогда

Нигде не замечать.

И не давать прохода им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла,

Чтоб сразу поняли они:

До них вам дела нет.

Девчонку встретил
— быстро ей

Показывай язык.

Пускай не думает она,

Что ты в нее влюблен.


Если мама в магазине

Вам купила только мячик

И не хочет остальное,

Все, что видит, покупать,

Станьте прямо, пятки вместе,

Руки в стороны расставьте,

Открывайте рот пошире

И кричите букву «А»!


И когда, роняя сумки,

С воплем: «Граждане! Тревога!»

Покупатели помчатся

С продавцами во главе,

К вам директор магазина

Подползет и скажет маме:

«Заберите все бесплатно,

Пусть он только замолчит».


ПРИЛОЖЕНИЕ 10. ГРУППА 2. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА СТАНЦИИ ПРОЕКТ

ВРЕМЯ РАБОТЫ НА СТАНЦИИ – 25 МИНУТ

  1. Выберите капитана своей группы.

  2. Как только капитан выбран, он должен одеть на голову отличительный знак – кепку капитана! (Кепка лежит на столе.)

  3. Прочитайте вслух текст ниже (читать может капитан или любой член команды):

Тезис 1.

Н едавно ученые открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам» — они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом» — они тут же начинают не здороваться.

Ученые задумались – что же с этим можно сделать? И придумали! Таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот.

Тезис 2

Психологи уверяют: даже после биологического взросления в каждом из нас живет наш внутренний ребенок. А что нужно ребенку для нормальной жизни? Чего он хочет? Правильно, он хочет играть!

Возможно, кто-то возмутится: «Вот еще, глупости какие, мне работать надо, какие игры?» И будет категорически неправ. Взрослые люди, играя, намного лучше отдыхают! Это доказано исследованиями: сильно снижается уровень агрессии, улучшается настроение, за счет переключения мозговой активности происходит расслабление. Общение при игре – дополнительный приятный бонус.

А еще те люди, которые играют в игры и после детства, намного лучше мыслят стратегически, более смелые в принятии решений и быстрее реагируют на ситуации, требующие немедленного вмешательства.

Итак – внутри каждого из нас живет ребенок. Как все дети, когда нам говорят, что и как надо правильно делать, мы стараемся сделать все наоборот.

А значит, если мы хотим, чтобы наши коллеги (родители, директора, большие дяди и тети министры) захотели внедрять в школе смешанное обучение, нам нужно дать им вредные советы о том, как это надо сделать

Начнем?

  1. Прочитайте несколько вредных советов для непослушных детей от Григория Остера (см. тексты в папке для Группы 2).

  2. Выберите в группе – таймкипера (он будет следить за временем; для этого у вас есть будильник или можно воспользоваться сотовым телефоном), секретаря, который будет записывать все вредные советы, сочиненные в группе.

  3. Как только роли распределены, таймкипер и секретарь должны одеть на голову отличительные знаки! (Кепки лежат на столе.)

  4. Приступайте к работе – за 15 минут вам надо написать, как минимум 3 вредных совета. Для записи вредных советов в папке для вашей группы вы найдете все самое необходимое – чистые листы бумаги, ручки/карандаши).

  5. Листки с написанными вредными советами сложите и опустите в прорезь «черного ящика» (до лучших времен).

  6. Выполните Задание 1 в индивидуальном листе продвижения. Сформулируйте определение требуемого понятия так, как понимаете его на текущий момент, записав формулировку в соответствующую колонку (например, если вы работаете на станции «Проект», то формулировку записывайте в колонку с аналогичным названием).



ПРИЛОЖЕНИЕ 11. ГРУППА 3. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА СТАНЦИИ ПРОЕКТ

ВРЕМЯ РАБОТЫ НА СТАНЦИИ – 25 МИНУТ

  1. Выберите в своей группе:

    • капитана,

    • таймкипера (он будет следить за временем; для этого у вас есть будильник или можно воспользоваться сотовым телефоном),

    • секретаря, который будет фиксировать (записывать) результаты работы группы.

  2. Как только роли распределены, капитан, таймкипер и секретарь должны одеть на голову отличительные знаки! (Кепки лежат на столе.)

  3. На чистом листке бумаги запишите не менее 5 синонимов к слову «смешать». Каждый член группы должен назвать (а секретарь записать) не менее одного синонима.

  4. На чистом листе бумаги напишите не менее 5 вариантов того, что вообще можно смешать (например, песок, вода и цемент – получится бетон; молоко, сок и мороженное – получится коктейль). Каждый член группы должен назвать (а секретарь записать) не менее двух вариантов.

  5. Представьте, что обладаете уникальными способностями – вы можете смешивать в этом мире все, что пожелаете, даже самое «несмешиваемое».

Капитану команды в течение 5-ти минут в режиме мозгового штурма необходимо организовать в группе работу по решению задачи – что, где и как можно смешать в школе: на уроке, вне урока, при проведении урока...? Желательно сгенерировать не менее 10 идей.

Секретарю необходимо зафиксировать все ответы на чистом листе бумаги. При этом и капитан, и секретарь принимают участие в генерации идей.

Если вы забыли, как работать в режиме мозгового штурма – посмотрите памятку в папке.

  1. Прекрасно! Мысленно вы научились смешивать то, о чем ваши коллеги даже не догадываются. И вас распирает желание поделиться с ними своими идеями, раскрыть им глаза на многие очевидные факты. Как это можно сделать? Конечно, надо им все рассказать и дать советы по тому, как, что и в каких пропорциях нужно смешивать.

И все было бы хорошо, но есть одно «НО» – недавно ученые открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам» — они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом» — они тут же начинают не здороваться.

Ученые, конечно, нашли выход и придумали, что с этим можно сделать – таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все равно все сделают наоборот!

Надеемся, что вы уже догадались, о чем мы хотим вам сказать – взрослые – те же дети – как только мы начинаем им говорить – что и как надо сделать в той или иной ситуации, они тут же поступают с точностью до наоборот.

Именно поэтому вам все свои идеи и находки про то, что можно смешать в образовании и как это можно сделать надо выразить не в правильных советах, а во вредных!

Начнем?

  1. Прочитайте несколько вредных советов для непослушных детей от Григория Остера (см. тексты в папке для Группы 3).

  2. Приступайте к работе – за 15 минут вам надо написать, как минимум 3 вредных совета. Для записи вредных советов в папке для вашей группы вы найдете все самое необходимое – чистые листы бумаги, ручки/карандаши).

  3. Листки с написанными вредными советами сложите и опустите в прорезь белого ящика (до лучших времен).

  4. Капитану необходимо все листы с результатами подбора синонимов, предложениями по тому, что можно смешивать и результатами мозгового штурма необходимо взять с собой на следующую станцию.

ЕСЛИ У ВАС ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ:

  1. Возьмите свой лист индивидуального продвижения. Впишите в него свою фамилию, имя и отчество (полностью и разборчиво).

  2. Выполните Задание 1 в индивидуальном листе продвижения. Сформулируйте определение требуемого понятия так, как понимаете его на текущий момент, записав формулировку в соответствующую колонку (например, если вы работаете на станции «Проект», то формулировку записывайте в колонку с аналогичным названием).



ПРИЛОЖЕНИЕ 12. ПАМЯТКА. КАК ПРОВЕСТИ МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Метод мозгового штурма содержит всего 4 шага:

  1. Постановка задачи.

  2. Генерация идей.

  3. Обсуждение идей.

  4. Принятие решения.

Во время проведения мозгового штурма все его участники «штурмуют» одну цель (тему) – то есть предлагают различные (даже самые фантастические) варианты решения обозначенной задачи.

Для решения конкретной задачи собирается группа из 5-15 человек. В процессе решения поставленной задачи они думают и свободно, без дискуссии, предлагают любые решения. Эти решения записываются, а потом – анализируются. На основе анализа принимаются решения.


При этом две задачи разнесены по времени и по людям.

  • Одни люди – генерируют идеи.

  • Другие – анализируют их и принимают решения.


Важно помнить, что на момент генерации идей, все идеи принимаются и фиксируются (записываются) без критики и обсуждения. Осмысление, критика, анализ идей и выработка решения идут на момент обсуждения и принятия решения.


Итак, для проведения мозгового штурма:

  1. Поставьте задачу.

  2. Предложите всем участникам мозгового штурма по очереди высказывать свои идеи по ее решению. Если кто-то захочет предложить несколько идей подряд – позвольте ему это сделать.

  3. Поощряйте ВСЕХ участников штурма генерировать и высказывать новые идеи, задавая вопросы «а что если?

  4. Все высказанные идеи записывайте на листе бумаги.



ПРИЛОЖЕНИЕ 13. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОПРОСА

  1. Как Ваше настроение? (можете выбрать два смайлика)

  1. Укажите на сколько Вы согласны с утверждениями:

  • Традиционное обучение необходимо модернизировать;

  • Смешанное обучение позволяет включить каждого ребенка в образовательный процесс;

  • У меня есть четкое понимание, что такое смешанное обучение;

  • Я готов работать, используя смешанное обучение;

  • Смешанное обучение позволяет учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.










  1. Какую модель обучения Вы будете реализовывать в своей практике?

1 Например, тест, опрос, выполнение задания, создание продукта (результат проекта), портфолио, самостоятельная/контрольная работа,

2 Опишите конкретные критерии/показатели/индикаторы, которые используются при оценке достижения запланированных результатов. Например, если инструмент проверки – тест, то в данном разделе вам необходимо включить сам тест со всеми вопросами и вариантами ответов на них, обозначить правильные ответы и вес каждого правильного ответа. Другой пример – результатом обучения у вас будет публичное выступление. Следовательно, в данном разделе вам необходимо привести критерии оценки публичного выступления и шкалу перевода баллов в отметку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!