СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме " Атмосферное давление " 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации содержится конспект урока по изучению новой темы.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме " Атмосферное давление " 7 класс»

Конспект урока по теме « Атмосферное давление»

7 класс

ХОД УРОКА

СЛАЙД 1 _ТЁМНЫЙ

ЧАСТЬ 1

У: Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня мы на уроке совершим путешествие. Погода у нас переменная, а чтобы путешествовать, необходимо учитывать некоторые её показатели. Один из них это температура воздуха. Но есть ещё один важный показатель для самочувствия человека. После простой загадки вы сможете назвать его.

Есть скажите одеяло, чтоб всю землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило, а само не видно было.

Ни сложить, не развернуть, ни пощупать, ни взглянуть.

Пропускало б дождь и свет.

Есть, а вроде бы и нет.

Всё чем мы живём и дышим,

То, что гор высоких выше.

На планете самой первой

Появилась (атмосфера)

У: Инценировка падение ключа в воду в тарелке (как бы случайно роняет ключ в миску с водой)

- Как его достать, не замочив рук?

Есть предложили это сделать следующим способом.

Демонстрация: пустой стакан переворачивают и зажигают свечу внутри, опускают стакан в тарелку. Жидкость всасывается внутрь. Почему? (Нагрев –уменьшение при этом давления в стакане постепенно жидкость переместиться в стакан из-за разности давлений снаружи и внутри и вы легко можете взять монетку, не замочив рук.)

Вопросы после опытов

Что помогает взять ключ, не замочив рук? (атмосферное давление)

У: Молодцы, правильно, это важный показатель для самочувствия человека, предлагаю вам вспомнить физические термины, слова, связанные с понятием атмосферное давление.

Атмосферное давление

Паскаль

Торричелли

Барометр,

погода

высота, плотность.

Дети должны назвать, затем учитель открывает их доске и к ним добавляет свои высота, плотность (КЛАСТЕРЫ).

У: Хорошо, с каждым из этих слов мы либо уже встречались, либо ещё встретимся в процессе нашего путешествия. Отправляясь в путешествие, мы собираем багаж, а за время путешествия всегда хотим увидеть и узнать что-то новое. На столе у каждого лежит карточка 1 - таблица, впишите, слова - термины, о которых вы уже знаете в столбик “знаю”, это будет наш багаж. Теперь подумайте, что вам из этого списка показалось интересным, загадочным и впишите в столбик “хочу узнать”. Это и будет целью нашего путешествия.

Далее проводиться работа со столбиком « знаю», т. е актуализация знаний. Атмосферное давление


ЧАСТЬ 2 Опыты с атмосферным давлением

У: Итак, перед отправлением давайте проверим наш багаж.

Не в каждом путешествии бывает всё гладко. В путешествии нас ожидают «Проказы атмосферы». ОПЫТ со стаканом и бумагой

У: Что будет с водой, если я переверну стакан? (ОТВЕТЫ)

ДЕМОНСТРАЦИЯ

Вопрос после опыта:

Что удерживает воду в стакане? (атмосферное давление)

ЧАСТЬ 3

А)Работа с единицами атмосферного давления работаем со словом «паскаль». Это единица измерения давления и учёный. Выяснить, с помощью фронтального опроса, какие ещё знаем единицы измерения атмосферного давления)

  • Задание: Расставь правильно знаки =, ≥, ≤. Задание выполняют 2у-ка на разворотах доски, остальные в тетради. Затем индивидуальная проверкавзаимопроверка. 1 задание 1 балл


1.101300Па 1013гПа

2.1мм.рт.ст. 133,3Па

3.10000 Па 58 гПа

4.740мм.рт. ст. 101300Па

5. 1013гПа 760 мм.рт.


Б) Работа с барометром

У: С единицами измерения вы справились, молодцы. Как говорил выдающийся физик Н. Бор, ничто не существует, пока оно не измерено, поэтому давайте обратимся к следующим словами: Торричелли, барометр, анероид. Фронтальный опрос, кто такой Торричелли, что за прибор, достоинства и недостатки ртутного барометра и анероида. Почему анероид, как можно определить цену деления прибора, его погрешность. КРАТКО

  • Индивидуальная работа с тестом.

  • СЛАЙДЫ 2-6 Оценка теста по слайдам – ВЗАИМОПРОВЕРКА.

  • Слайд 7 тёмный


В) Работа с литературными текстами « Прогноз погоды» - упражнение «незаконченное предложение»

У: Мы с вами знаем, что всё, что происходит в природе имеет, прежде всего отношение к нам. Совершая путешествие, каждый человек интересуется прогнозом погоды.

Слайд 8-заставка

Выходя из дома, мы смотрим на небо, затянутое подозрительно серыми облаками и гадаем брать с собой зонт или нет. Я предлагаю вам вспомнить, как взаимосвязаны атмосферное давление и погода?

  • Слайд 9 тёмный

У: Мы с вами на протяжении прошлой недели следили за показаниями барометра в классе. Я думаю, что вам не составит большого труда продолжить мои предложения. От времени года и от времени суток?????

Эвристическая беседа:

У: Продолжите мои предложения

Если стрелка барометра долго не меняла свои показания, то изменений погоды не было

- Совсем недавно был сухой морозный воздух, и отсутствие сильного ветра это значит (высокое ат. давление)

- Выпадение осадков, ветер, облачность (низкое ат. давление)

У: Путешествие это всегда романтика. Я предлагаю вспомнить строки знаменитых поэтов о погоде и установить соответствие. Работа с стихотворениями (по мере ответов детей учитель открывает на слайде 10 картинки)

- Вот дождик брызнул

Пыль летит, повисли перлы дождевые

И солнца нити золотые Ф.И. Тютчев

-Белый снег пушистый

В воздухе кружиться

И на землю тихо

Падает ложиться И.З Суриков

И.С. Тургенев

Большие капли падают…и вдруг

Помчалась пыль столбами по дорогам;

- Садится солнце. Воздух дивно тих,

И вздрагивает ветер, словно сонный.

Ну и кто же не знает знаменитые слова А.С. Пушкина

Мороз и солнце

День чудесный


У: Итак, на какой прибор мы будем смотреть , отправляясь в путешествие? Знай слова здесь не напрасно слева – «дождь» , а справа –«ясно».

Физкультминутка (под музыку «У природы нет плохой погоды», закрыть глаза и представить о чём поётся в песне)

СЛАЙД 11 –тёмный с музыкой Слайд 12-тёмный

У: Ребята, а давайте вспомним ещё, удивительные явления, которые объясняются существованием атмосферного давления. Работа в парах по карточкам с картинками и подсказками, дети выбирают под номерами картинку и соответствие.

СЛАЙД13 (Проверяем по презентации, где опыты демонстрируют и объясняют)

СЛАЙД 14-тёмный

У: Все эти явления, устройства (действие атмосферного давления) в этом мы с вами убедились при помощи простых опытов. Багаж проверен, продолжаем наше путешествие, и теперь мы уже находимся на борту авиалайнера. У вас в карточке № 3 находится приветственный текс стюардессы

Текст стюардессы на столах у всех. Один из учеников читает Уважаемые пассажиры! Дамы и господа! Леди и джентльмены! Экипаж нашего авиалайнера приветствует вас. Мы летим на высоте 10000м, температура за бортом минус 8 градусов по Цельсию, атмосферное давление 700 мм. рт. ст. Через несколько минут наш самолёт поднимется ещё на большую высоту. Убедительная просьба проверить пристёгнуты ли ваши ремни, и если у кого-то есть автоматическая чернильная ручка, уберите её из карманов и положите в целлофановый пакет. Приятного вам продолжения полёта!

У: Ребята, какое из слов, кроме атмосферного давления встретилось в приветственной речи стюардессы? (Высота). Давайте попробуем сформулировать новую тему. Дети формулируют, учитель вывешивает на доске (кластер).

ЗАПИСЫВАЮТ ТЕМУ В ТЕТРАДЬ

У: Ребята, предлагаю вам выяснить, как зависит атмосферное давление от высоты, найти объяснение данной зависимости. Для этого давайте обратимся к учебнику стр.136. и составим рассказ, используя в помощь карточку №4 (Работают в тетради)

  • Работа в парах. Проверяем, создаём кластер, учитель мелом на доске. СЛАЙДЫ 15-16

  • СЛАЙД 17-тёмный

  • Далее текст учителя про 12м (фиксирует на доске, Эльбрус. Восхождение в несколько этапов)

У: Работа с текстом 2 в карточке №4 «История одного путешествия»

СЛАЙД 18 (ПОЧЕМУ Солнце ЯРКО и сказывается высота?) Уменьшение атмосферного давления.

СЛАЙД 19-тёмный

Работа с текстом 3 «Рассказ аэронавта»

ПРОБЛЕМА: Как путешественник рассчитал высоту своего подъёма? Если не могут ответить обращаемся к учебнику. Стр 137. Спросить нашли ответ на вопрос. Зная зависимость давления от высоты, мы можем по изменению показания барометра определить высоту над уровнем моря.

. Вашему вниманию я сейчас предложу небольшой видеофрагмент

СЛАЙД 20

Текст 10 классника: Здравствуйте ребята, не так давно вы начали изучать увлекательную науку-физику. Сегодня я загадаю вам одну физическую загадку. Вы уже знаете, что атмосферное давление

Измеряет прибор,

Родственник термометра.

Людям служит с давних пор

Стрелочка барометра. (Показывает прибор)

Будьте внимательны при просмотре следующих слайда.

СЛАЙД 21

(Демонстрируются слайды с показаниями барометра на первом и третьем этажах школы.)

У: Рассчитать высоту школьного здания и одного этажа.

СЛАЙД 22-тёмный


РАСЧИТЫВАЕМ ВЫСОТУ ШКОЛЫ И ОДНОГО ЭТАЖА

ученик на развороте доски, затем проверяем


СЛАЙД 23 СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ. Анероиды, имеющие шкалу, по которой можно расчитать высоту наз-ся высотомерами.

Возвращение домой

У: Ребята, наше путешествие подошло к концу, давайте вспомним последние слова стюардессы. Ответить на вопрос: почему ручки положить надо в целофановфый пакет? (Ответы, прозвучать должен вывод, что атмосферное давление с высотой уменьшается.)

Вот мы и дома, с нашими шариковыми ручками всё в порядке.

РЕФЛЕКСИЯ построение воздушного дома (В группах и затем на доске, потом записывают в столбец узнал)

Д/з п.46 Упр 23 №2 для всех 3 для тех кто желает попробовать свои силы Исследование Зайцева гора и Шатринская гора??????? О влиянии на организм человека

ОКОНЧАНИЕ УРОКА

СЛАЙД , Упр.23 №1

Слайд шары. Анимация увеличиваются в размере и взрываются ЗВУК , аплодисменты Спасибо за урок1



минуткА создания хорошего настроения

Дети разворачиваются к друг другу лицом, соприкасаются пальцами с соседом по парте и говорят:

- Желаю (большой)

- Успеха (указательный)

- Большого (средний)

- Во всём (безымянный)

- И везде (мизинец)

- Удачи (вся ладошка)




















Высшая точка рельефа нашей области находится на высоте 279 м в пределах Спас-Деменской гряды.


Местность высшей точки - особо не примечательна - если не знать о данном факте то и не заметишь ничего "высокого" - поля и леса, классическая природа средней полосы России. Нет тебе никаких выдающихся холмов или курганов на вершине которого замираешь от восторга от дивных перспектив открывающихся перед тобой.

На опушке леса стоит береза с табличкой о высшей точке.


Шатринская гора всего на метр ниже! То есть в пределах погрешности. И на гору вполне смахивает. По крайней мере на Урале подобные сопки называют горами, да и на Кавказе тож.

Нет, точно не Эльбрус, а если и Фудзияма то только издалека. В войну здесь шли тяжелейшие бои понятное дело господствующая высота активно использовалась. До сих пор внизу горы ещё сохранилась линия окоп.
























Атмосферное давление. («Рассказ аэронавта)

три истории. История первая - “познавательная” - “Про всех, про нас”, история вторая - “удивительная” -“Про спрута, свёклу и муху Фёклу”, история третья - “измерительная” - “Знай, слова тут не напрасно, слева “дождь”, а справа “ясно”.



ВОЗДУШНЫЙ ДОМ


По своему строению воздушный океан напоминает дом. У него тоже есть свои "этажи".


"Первый этаж" – тропосфера. Он получил своё название от греческого слова "тропос" – поворот. Этот слой простирается до 11 км над уровнем моря и температура в нём с высотой уменьшается. Здесь сосредоточено всей массы атмосферы. Здесь находится почти весь водяной пар. Тропосфера – родина облаков.


Большинство явлений погоды образуется в этом слое.


Второй "этаж " – стратосфера. "Стратум" – значит настил, слой. Второй этаж располагается между 11-м и 55-м км над уровнем моря. Стратосфера составляет примерно часть атмосферы. Здесь – царство стужи, с приблизительно постоянной температурой 40° ниже нуля. Тут лишь иногда появляются перламутровые облака, состоящие из мельчайших кристалликов льда и капель переохлаждённой воды. Небо здесь чёрного или тёмно-фиолетового цвета.


Третий " этаж" – мезосфера (от греческого "мезо" – средний, промежуточный). Этот слой занимает пространство между 55-м и 80-м км от земли. Воздух здесь сильно разрежён. Именно в этом слое находится газ озон, который защищает всё живое на Земле от губительных ультрафиолетовых лучей Солнца. Иногда здесь появляются серебристые облака, которые видны только в сумерках.


Четвёртый "этаж" – термосфера ("термо" – тепло, жар). Воздух здесь ещё сильнее разряжен. Частицы движутся с огромными скоростями (десятки и сотни тысяч км в секунду).


Пятый "этаж " – экзосфера ("экзо" – снаружи, вне), то есть внешняя оболочка атмосферы. Высота этого слоя 500–600 км. Экзосферу называют слоем рассеяния, потому что молекулы воздуха здесь, двигаясь с огромными скоростями,