СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Буква “Е" и звуки [э, йэ] " в 1 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 класс. Русский язык.Познакомить с  буквой "Е", обозначающей 2 звука.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Буква “Е" и звуки [э, йэ] " в 1 классе.»

Тема. «Буква “Е” и звуки [э, йэ]»

Цель: познакомить с буквой “Е” и звуком [э, йэ] её обозначающим, установить случаи, когда буква “Е” имеет два звука.

Задачи:

образовательная: формировать знания учащихся о том, что буква Е может обозначать два звука в начале слова;

развивающая: развить фонематический слух, речь, мышление, память. Обогащать словарный запас;

воспитывающая: воспитывать любовь к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник.

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
Урок начнем с чистоговорки
Цы-цы-цы мы ребята молодцы
Ок-ок-ок – дружно мы начнем урок
Ать-ать-ать – будем дружно мы читать
На вопросы отвечать!

II. Динамическая разминка

Чтобы нам на уроке было легко читать, свободно дышать и произносить звуки проведем разминку.

  1. Упражнение “Зубная щетка”

  2. “Разбудим язычок”

  3. Губы

  4. Ароматный цветок

  5. Свеча

  6. Воздушный шарик

Дидактическая задача. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

Раз, два, три, четыре, пять
Вышли буквы погулять.
Много их, посмотри: одна,две, три:
Как их нам различать?
Каждой надо имя знать.
А еще, конечно, надо
Научиться их читать.

Сегодня нам будут помогать на уроке…

Послушайте стихотворение:

Под цветком ежиха-мать

Принялась ежат купать.

Кап-кап капает роса

На мордашки, на глаза.

Не поймет ежиха-мать:

Как им спинки отмывать?

И ежата день другой

Ходят с грязною спиной

Хоть сиди и месяц жди,

Чтоб закапали дожди,

Радуйтесь, что вы, ребята,

Не колючие ежата!

Да, это ежата!

III. Повторение.

- На какие две группы делятся звуки русского языка? (Гласные и согласные)

- Как распознать гласные и согласные звуки? (Гласные – воздух проходит свободно, произносим голосом, можем звуки “петь”; согласные – при их произношении воздух встречает преграду, произносим с шумом)

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в звуковой схеме слова? (Гласные – красным)

- Каким цветом обозначаем согласные звуки в звуковой схеме слова? (Синим или зеленым)

- От чего зависит цвет согласного в звуковой схеме? (От того, какая гласная стоит после согласного)

- Значит какие бывают согласные? (Твердые или мягкие, звонкие или глухие)

- В каком ряду на ленте букв стоят звонкие согласные?

- Глухие?

- Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? мягкость?

- Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одной очень особой, хитрой буквой.

IV. Постановка темы и цели урока

- Как называют вечнозеленое дерево? (Ель)

Загадка:

В лесу мороз крепчает, 
В полях метёт метель, 
На праздник нас встречает 
Сверкающая… (Ель) (Слайд 4)

- А когда она не одна, а много, как будем говорить? (Ели) (Слайд 5)

- Ребята, сколько слогов в слове ели?

- Какой первый? Второй?

- Произнесите еще раз первый слог. Что слышим? (Йэ) (Слайд 6)

На доске схема слова. (Правило сколько в слове гласных столько и слогов)

Посмотрите внимательно на первый слог в схеме обозначается двумя звукам, а вот на письме принято обозначать не двумя буквами, а одной буквой Е. (Слайд 7)

Если рядом слышим звуки йэ, значит пишем букву Е. Это и есть тема нашего урока. Сегодня на уроке мы научимся анализировать слова с этой хитрой буквой.

2. Знакомство с новой буквой

А) На что похожа буква (Слайд 11)

На дворе — такая жалость! — 
Наша лесенка сломалась. 
Наша лесенка сломалась, 
Буква Е зато осталась. (Е. Тарлапан)

Ева гребнем причесалась — 
В нем три зубчика осталось. (Г. Виеру)

Е на грядке пригодилась — 
Вместо грабель потрудилась. (В. Степанов)

Б) Сравнение печатной буквы с прописной. (Слайд 12)

- Посмотрите, чем схожи печатная и прописная буква. (У печатной углы острые, а прописной закругленные)

В) Работа с песочком. Рисунок букв на песке.

Зарядка для глаз

4. Работа по учебнику, с.72

1. Отгадайте загадку:

Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю. (Емеля)

- Что изображено на картинке? (Эпизод из сказки “По щучьему веленью”)

- Чему удивились и люди, и птицы, и звери?

- Почему мы можем сказать, что они удивились? (По мимике)

- Что можем сказать об имени Емеля? (Собственное)

- Какое время года изображено?

- Какие еще времена года вы еще знаете?

2. Работа с пословицами.



3.Чтение слогов

Чтобы прочитать эту букву нужно вспомнить о том, что она хитрая и имеет два звука.

Се, ре, ле, ве, не, ке, те.

8. Чтение слогов-слияний с договариванием до целого слова.

- Поиграем в игру "Ты - мне, я - тебе". (Одно слово называют учащиеся, другое учитель)

- Будем читать слоги, договаривать до целых слов. (Слоги напечатаны на доске ).

СЕ (селедка, семечко, семья, селитра - удобрение);

РЕ (ребро, ребята, редька, решение);

ВЕ (весенний, верхушка, вести, ветеран, вешалка, приведение);

НЕ (недолёт, недоспелый, недруг - враг, некогда);

КЕ (океан, кефир, кепка, кеды, кемпинг - место для отдыха автомобилистов);

ТЕ (тележка, телефон, телевизор, терем);

ЛЕ (олень, колено, лезвие, лекарство, лес).



3. Этап усвоения новых знаний.

Дидактическая задача. Добиться от учащихся эффективного восприятия и осмысления нового материала

- Доведение слога до слова. (Слайд )

Найдите букву е среди других букв. (слайд 5)

- В какую группу букв ёжик ее отнесёт? Почему?

- Всегда ли эти буквы обозначают два звука? В каких случаях?

- Назовите слова, в которых буква е стоит в начале слова.

- А эти слова помогите ёжику разделить на две группы (слайд 6, 7)

4. Этап проверки понимания учащихся нового материала.

Дидактическая задача. Установить усвоение учащимися содержание нового материала, устранить обнаруженные пробелы.

- Помогите ёжику найти лишнее слово. Объясните свое мнение. (сл. 8)

- Составьте предложения со словами, в которых буква е обозначает два звука.



4. Чтение текста с.73

- Каким еще порядок слов может быть в предложении? (Лиса около ели)

5. Отгадайте ребусы. 

6. Знакомство со словами – антонимами с.74

- Что можно сказать об этих словах? (Противоположные по значению – антонимы)

- Сколько звуков на конце слова обозначает буква “е” в этих словах? (Слайд 18)

Чтение текста. Лес

- Какие предложения встретились в тексте? (Повествовательные и восклицательные)

V. Подведение итога урока

- Вы очень много сегодня отвечали на вопросы. Как одним словом можно назвать то, что мы произносим, говорим? (Речь)

- Какие виды речи вы знаете?

- Какую речь на уроке мы с вами использовали?

- С какой новой буквой вы сегодня познакомились?

- Сколько звуков она обозначает?

- Когда она обозначает два звука?

6. Этап подведения итогов урока.

Дидактическая задача. Проанализировать и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Итог урока. (слайд 35)

- Ёжик предлагает вам закончить следующие предложения:

  • На уроке я узнал:

  • Мне понравилось:

  • Но было трудно:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!