Урок по теме "Длина окружности. Решение практических задач ", 6 кл.
Вид урока: Урок усвоения новых знаний.
Цели урока: Создать условия для закрепления формул длины окружности, развития памяти, внимания, умения решать задачи практического содержания.
Задачи:
Обучающие. Установить зависимость между длиной окружности и её диаметром, закрепить знание формул длины окружности через радиус и диаметр, применить их для решения практических задач.
Развивающие.
развивать навыки устного счёта;
развивать познавательный интерес учащихся в процессе ознакомления с историческим материалом;
развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к «видению» проблемы;
развивать пространственное воображение учащихся;
развивать внимание, наблюдательность, навыки самоконтроля учащихся
Воспитательные. Воспитывать аккуратность и дисциплинированность школьников, умение работать в группе, помогать товарищам.
Оборудование:
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
Математика - наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом, и очень хочется, чтобы каждый из вас для себя сделал хотя бы небольшое, но открытие. Знание математики необходимо практически во всех областях.
А как сказал великий ученый, математик Лейбниц: “Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот его никогда не поймёт…”, то и нам с вами для успешной работы нужно повторить некоторые геометрические фигуры и понятия.
2. Постановка проблемной задачи
- Давайте вспомним, с какими геометрическими фигурами мы знакомы? (слайд №3)
- Периметр каких фигур вы можете вычислить? (прямоугольник, треугольник, трапеция)
- Какая фигура изображена на рис.2? (круг). Что является ее границей? (окружность)
- Где в жизни мы встречаемся с формами, дающими представление об окружности?
- А можем мы измерить, например, длину бордюра круглой клумбы или длину границы цирковой арены? (слайд №4) Как? (При помощи веревки, нити, затем распрямить и измерить линейкой)
- А применим ли этот метод для измерения траектории пути спутника? (слайд №5)
Ученики отвечают: “Нет”
-Как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке? (ученики выдвигают версии, учитель подводит итог:
- Итак, ребята, сегодня на уроке наша задача найти универсальный способ для нахождения длины окружности, познакомиться с одним удивительным числом и применить наш способ для решения практических задач. (Слайд №1-постановка целей и задач урока)
Тема нашего урока: “Длина окружности” запишите в тетради.
- Давайте теперь, вспомним основные элементы окружности. (слайд №6)
Вспоминаем обозначения для диаметра и радиуса, обычно длину окружности, обозначают С. - Как вы думаете, в каких единицах, она измеряется?
- Какова связь между диаметром и радиусом? D=2R
- Как вы думаете, от чего зависит длина окружности?
ГИПОТЕЗА: Длина окружности зависит от диаметра окружности (радиуса).
- Сейчас мы докажем или опровергнем эту гипотезу.
3. Практическая работа в парах. Вычисление числа π
-Возьмите в руки круг, который вы вырезали дома. Проведите диаметр.
-Измерьте линейкой диаметр. Результат измерений запишите в тетрадь.
-Как вы думаете, для чего нужна нить?
-Измерьте нитью длину окружности, приложите к линейке, результат измерения запишите в таблицу.
- Сравните диаметр и длину окружности. Какой вывод модно сделать?
Вывод: Чем больше диаметр, тем больше длина окружности. Но во сколько раз?
-Найдите отношение длины окружности к диаметру, и округлите до сотых.
- Сравните результаты. Что интересного заметили?
Вывод: окружности у всех разные, а отношение длин к диаметрам почти одно и то же.
-Сейчас мы с вами пришли к такому же выводу, что и наши далекие предки много веков назад. Они заметили, для того чтобы сплести корзину нужной ширины, или, как мы сейчас говорим, диаметра нужно было брать прутья примерно в три раза длиннее.
Это было первое открытие, с тех пор прошло немало веков, прежде чем ученые доказали, что отношение длины окружности к ее диаметру есть величина постоянная. Эту величину обозначают греческой буквой π.
Архимед – один из первых изучал природу числа π, получил его приближение 22/7. Если 22 разделить на 7 получится 3,14 15 926…бесконечная дробь. Но запомнить можно так:
Нужно только постараться
И запомнить все как есть.
Три, четырнадцать, пятнадцать.
Девяносто два и шесть.
Число 3,14 – одно из приближенных значений π.
Выведем формулу для нахождения длины окружности .
Т. е. для того, чтобы найти длину окружности нужно знать её диаметр или радиус, а можно наоборот, зная длину окружности найти диаметр, а как? (нужно длину окружности разделить на «пи»)
4. «Умная физкультминутка». А сейчас с вами поиграем. Если я называю предметы, имеющие форму окружности – два прихлопа, если форму круга – два притопа.
Кольцо, баранка, блин, обруч, пяльцы, диск, крышка.
5.Первичная проверка понимания.
Решение задач со слайда № 8 (3 задачи решают самостоятельно, затем по 1 человеку выходят и объясняют решение у доски)
Задача 1. Найдите, какой длины бордюр потребуется для ограждения клумбы, имеющей форму круга с диаметром, равным 4м. 12,56 м
Задача 2. Определите длину кружева, которое потребуется для отделки 5000 круглых салфеток радиуса 10 см.
Задача 3. Определите максимальную длину верёвки, которая необходима, чтобы бурёнка, привязанная в центре круглой лужайки, не выходила за её границу, имеющей длину
150 м. Округлите до целых.
6.Первичное закрепление изученного материала.
Учащиеся разбиваются на 3 группы. Каждой группе даются задачи в конверте практического содержания (типа задач на слайдах 5 и 9). Учащиеся решают и оформляют в тетрадях. Тетради сдают на проверку.
7. Итог урока:
- С чем мы сегодня познакомились на уроке?
- Какое знаменитое число вычислили практическим способом?
- Для чего в жизни применяются формулы длины окружности?
8. Домашнее задание : выучить формулы; творческая часть: придумать любую практическую задачу на длину окружности. Оформить ее на отдельном листе А4
Спасибо за работу на уроке!
9. Рефлексия.
Проводим по методике «Светофор» : учитель на доске вывешивает заранее приготовленный макет светофора.
_ А сейчас, если вы все поняли на уроке, вам было комфортно работать, если вы достигли всего, чего хотели во время занятия, наклейте свои стикеры на зеленый круг светофора, если не очень-на желтый. Если еще нужна помощь или вы не удовлетворены своей работой на уроке, то на красный.
Учащиеся выходят и приклеивают заранее выданные стикеры.
Спасибо за урок!