Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Дополнение"»
Урок 39. Дополнение
Знать: определение понятия, способы выражения дополнения.
Уметь: находить дополнение в предложении, разграничивать подлежащее и дополнение.
I. Устная синтаксическая пятиминутка.
Учащиеся находят грамматические основы предложений. Упр- е из учебника.
1. Легкий ветер на рассвете между листьев пробегает. 2. Каждый слышал песню дуба. 3. Наш садовод — неугомонный дед. 4. Песни всегда посвящал я Отчизне.
(М. Джалиль.)
II. Проверка домашнего задания.
III. Запись, а затем разбор предложения Письмо брату мальчик пишет карандашом.
Мальчик пишет
что? чем? кому?
Письмо карандашом брату
— На вопросы каких падежей отвечают второстепенные члены данного предложения? От какого слова зависят?
Делается вывод о том, что второстепенный член предложения — дополнение — отвечает на вопросы косвенных падежей, относится к сказуемому, вносит уточнения, дополнения в предложение (обозначает предмет, на который направлено действие, и адресат действия, и его орудие).
Составляется план ответа о второстепенном члене предложения. Этот план может быть оформлен в виде таблицы и вывешен в классе. Учащиеся могут пользоваться им при ответе о том или ином второстепенном члене предложения.
1. От какого слова зависит?
2. Что обозначает?
3. На какие вопросы отвечает?
4. Чем может быть выражено?
Один из пятиклассников составляет устный ответ о дополнении, используя план ответа.
IV. Закрепление материала.
1. Запишите под диктовку предложения, подчеркните в них грамматические основы о дополнения.
1. Вечером развели мы костер. 2. Яркий огонь костра осветил поляну.3. Ураган приближался к городу. 4. От цветка исходил нежный аромат.
(По мере нависания предложений учащиеся выделяют и графически объясняют безударную гласную в корне глаголов.)
2. Устная работа.
Укажите грамматические основы предложений.
Правило-помощник: чтобы легче было найти подлежащее, не спутать его с дополнением, вопрос к подлежащему лучше ставить от сказуемого.
1. Село украшает сад. 2. Альбом взял этот мальчик. 3. Кудри берез расчесывает ветер. 4. Капельки росы зажигают в траве первые лучи солнца. 5. Приметы осени во всем встречает взор. (И. Греков.) 6. Замечательный подарок мне прислал по почте брат. (М. Пляцковский.)
3. Составьте и запишите предложения по данным схемам.
1. .
2. .
4. Составление таблицы.
Т а б л и ц а 9[1]
Роль имени существительного в предложении
Члены предложения | Примеры |
1. Подлежащее 2. Сказуемое 3. Дополнение | |
Домашнее задание: § 28; заполнить таблицу примерами; подготовить по таблице 11 рассказ о роли существительного в предложении; рассказать по плану о дополнении; подготовить карточку «Дополнение» для наборного полотна; упр. 171 (устно).
[1]Работа над таблицей будет продолжена на уроке 41.