СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Дополнение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практический урок по теме "Дополнение"

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Дополнение"»


Урок 39. Дополнение

Знать: определение понятия, способы выражения дополнения.

Уметь: находить дополнение в предложении, разграничивать подлежащее и дополнение.

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся находят грамматические основы предложений. Упр- е из учебника.

1. Легкий ветер на рассвете между листьев пробегает. 2. Каждый слышал песню дуба. 3. Наш садовод — неугомонный дед. 4. Песни всегда посвящал я Отчизне.

(М. Джалиль.)

II. Проверка домашнего задания.

III. Запись, а затем разбор предложения Письмо брату мальчик пишет карандашом.

Мальчик пишет

что? чем? кому?

Письмо карандашом брату

— На вопросы каких падежей отвечают второстепенные члены данного предложения? От какого слова зависят?

Делается вывод о том, что второстепенный член предложения — дополнение — отвечает на вопросы косвенных падежей, относится к сказуемому, вносит уточнения, дополнения в предложение (обозначает предмет, на который направлено действие, и адресат действия, и его орудие).

Составляется план ответа о второстепенном члене предложения. Этот план может быть оформлен в виде таблицы и вывешен в классе. Учащиеся могут пользоваться им при ответе о том или ином второстепенном члене предложения.

1. От какого слова зависит?

2. Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Чем может быть выражено?

Один из пятиклассников составляет устный ответ о дополнении, используя план ответа.

IV. Закрепление материала.

1. Запишите под диктовку предложения, подчеркните в них грамматические основы о дополнения.

1. Вечером развели мы костер. 2. Яркий огонь костра осветил поляну.3. Ураган приближался к городу. 4. От цветка исходил нежный аромат.

(По мере нависания предложений учащиеся выделяют и графически объясняют безударную гласную в корне глаголов.)

2. Устная работа.

Укажите грамматические основы предложений.

Правило-помощник: чтобы легче было найти подлежащее, не спутать его с дополнением, вопрос к подлежащему лучше ставить от сказуемого.

1. Село украшает сад. 2. Альбом взял этот мальчик. 3. Кудри берез расчесывает ветер. 4. Капельки росы зажигают в траве первые лучи солнца. 5. Приметы осени во всем встречает взор. (И. Греков.) 6. Замечательный подарок мне прислал по почте брат. (М. Пляцковский.)

3. Составьте и запишите предложения по данным схемам.

1. .

2. .

4. Составление таблицы.

Т а б л и ц а   9[1]

Роль имени существительного в предложении

Члены предложения

Примеры

1. Подлежащее

2. Сказуемое

3. Дополнение


Домашнее задание: § 28; заполнить таблицу примерами; подготовить по таблице 11 рассказ о роли существительного в предложении; рассказать по плану о дополнении; подготовить карточку «Дополнение» для наборного полотна; упр. 171 (устно).

[1]Работа над таблицей будет продолжена на уроке 41.