СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дана общая характеристика западноевропейского Средневековья, раскрыты сословия феодального общества. А также рассмотрены система вассалитета и состояние экономики в период Средневековья.
Лекция на тему “Европа в Средние века”
Используемая литература:
В. В. Самаркин, Историческая география Западной Европы в средние века, Москва: «Высшая школа». - 1976.
Н.И. Басовская «Все герои мировой истории». – АСТ. – 2018. – 1420 с. - 316 илл.
Н.О. Воскресенская Учебник «Всемирная история». – Гл.5. [Эл.ресурс.: http://www.bibliotekar.ru/istoriya/index.htm] – Дата обращения: 16.10.2018.
Краткая всемирная история. В 2-х кн. / Под ред. А.З. Манфреда. – М.: Наука.1966.
История Средних веков. - В 2-х томах под общей ред. С. Д. СКАЗКИНА. – Т. I. – Изд. 2-е, перераб. – Москва: «Высшая школа». – 1977.
Эл.ресурсы:
1. Политическая карта Раннего Средневековья.
2. http://ddut.hmstudio.ru/srednevekovie/1-2.html
3. Материал с сайта http://worldofschool.ru
План работы: 1. Становление европейской цивилизации
2. Общая характеристика западноевропейского Средневековья (V-XVII вв.)
3. Раннее Средневековье (V – Х вв.)
4. Классическое Средневековье (XI-XV вв.)
5. Позднее Средневековье (XVI – нач. XVII вв.)
6. Сословия раннего феодального общества
7. Система вассалитета
8. Нравы, обычаи9. Состояние экономики. Этнические процессы и феодальная раздробленность. Экономика и сельское хозяйство.
10. Крестьянские восстания
11. Развитие христианства
12. Средневековые города и деревни. Средневековые ремесла.
13. Особенности исторического развития ведущих стран средневековой Европы
Становление европейской цивилизации
Термин «средние века» был впервые употреблен итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения периода между классической древностью и их временем. В отечественной историографии нижней границей средних веков также традиционно считается V в. н.э. – падение Западной Римской империи, а верхней – XVII в., когда в Англии произошла буржуазная революция.
Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы.
Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений, протестантство, складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.
В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:
раннее Средневековье (V-Х вв.) – идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;
классическое Средневековье (XI-XV вв.) – время максимального развития средневековых феодальных институтов;
позднее Средневековье (XV-XVII вв.) – начинает формироваться новое капиталистическое общество. Это деление в значительной степени условно, хотя и общепринято; в зависимости от этапа меняются основные характеристики западноевропейского общества. Прежде чем рассмотреть особенности каждого этапа, выделим наиболее важные черты, присущие всему периоду Средневековья.
Учитывая специфику "научного мышления" в этот период, такая периодизация в общем принимается и историей науки. Однако начало процесса относится к периоду раннего христианства и полностью не заканчивается даже в XVII в., что делает указанную периодизацию достаточно условной: "…сегодня я настаивал бы на расширении временных рамок, на "долгом средневековье", охватывающем эпоху, начинающуюся со II - IV столетия поздней Античности… Средневековье длилось, по существу, до XVIII в…" (Жак Ле Гофф)
Общая характеристика западноевропейского Средневековья (V-XVII вв.)
Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.
Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.
Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.
Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества.
Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.
Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду со сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю.
Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью – фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию.
Средневековое общество – сословное. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.
Средневековье не было мрачной, тёмной и невежественной эпохой, как обычно считается в силу поверхностных штампов. Более того, когда мы вспоминаем средневековье, первым делом вспоминаются если не рыцари, то повсеместные костры инквизиции, отсутствие гигиены, сверхъестественные существа (колдуны, ведьмаки) и суеверия. Мало кто обратил внимание на несоответствие этого мифа банальной исторической хронологии. Пик инквизиции пришёлся как раз на эпоху Возрождения. Почему так? Да потому, что период средних веков был, как это не покажется странным, периодом высокой христианской культуры в массах народа и как-то только приблизилось "Возрождение" язычества, вера стала отступать перед суеверием. Так что, падение нравственности и религиозной культуры создало Возрождение, а не Средние Века. Достаточно вспомнить. что практически все древнегреческие труды мы имеем благодаря спискам(оригиналы ведь не сохранились) римско-католических монахов ,хранящихся в библиотеках монастырей. Как ни странно, мнение о Средневековье, как об эпохе невежества, является невежеством.
Раннее Средневековье (V – Х вв.)
В период раннего Средневековья начала становления средневекового общества – значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации: если основу античной цивилизации составляли Древняя Греция и Рим, то средневековая цивилизация охватывает уже практически всю Европу.
Наиболее важным процессом в раннее Средневековье в социально-экономической сфере было становление феодальных отношений, стержнем которых явилось формирование феодальной собственности на землю. Это происходило двумя путями. Первый путь – через крестьянскую общину. Надел земли, которым владела крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну (а с VI в. – и к дочери) и являлся их собственностью.
Так постепенно оформлялся аллод – свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян-общинников. Аллод ускорил имущественное расслоение в среде свободных крестьян: земли стали концентрироваться в руках общинной верхушки, которая уже выступает как часть класса феодалов. Таким образом, это был путь формирования вотчинно-аллодиальной формы феодальной собственности на землю, особенно характерный для германских племен.
Второй путь складывания феодальной земельной собственности и, следовательно, всей феодальной системы – практика земельных пожалований королем или другими крупными землевладельцами-феодалами своим приближенным. Сначала участок земли (бенефиции) давался вассалу только при условии несения службы и на время его службы, а сеньор сохранял верховные права на бенефиции.
Постепенно права вассалов на пожалованные им земли расширялись, поскольку сыновья многих вассалов продолжали служить сеньору своего отца. Кроме того, важны были и чисто психологические причины: характер отношений, складывающихся между сеньором и вассалом. Как свидетельствуют современники, вассалы, как правило, были верны и преданы своему господину.
Преданность ценилась дорого, и бенефиции все чаще становился почти полной собственностью вассалов, переходя от отца к сыну. Земля, которая передавалась по наследству, называлась лен, или феод, владелец феода – феодал, а вся система этих общественно-экономических отношений – феодализм.
Бенефиции становится феодом к IXXI вв. Этот путь становления феодальных отношений четко просматривается на примере Франкского государства, которое оформилось уже в VI в.
Классическое Средневековье (XI-XV вв.)
На втором этапе развития феодализма завершается процесс формирования феодальных отношений и все структуры феодального общества достигают наиболее полного расцвета.
В это время укрепляется централизованная власть в большинстве западноевропейский стран, начинают образовываться и укрепляться национальные государства (Англия, Франция, Германия) и др. Крупные феодалы все в большей степени зависят от короля. Однако власть короля по-прежнему не является подлинно абсолютной.
Наступает эпоха сословно-представительных монархий. Именно в этот период начинается практическое осуществление принципа разделения властей и возникают первые парламенты – сословно-представительные органы, значительно ограничивающие власть короля. Ранее всего такой парламент-кортесы появился в Испании (конец XII – начало XII вв.). В 1265 г. парламент появляется в Англии.
В XIV в. парламенты уже были созданы в большинстве стран Западной Европы. Вначале работа парламентов не была сколько-нибудь регламентирована, не были определены ни сроки собраний, ни порядок их проведения – все это решал король в зависимости от конкретной ситуации. Однако уже тогда стал важнейшим и постоянным вопрос, который рассматривали парламентарии, – налоги.
Парламенты могли выступать и как совещательный, и как законодательный, и как судебный орган. Постепенно за парламентом закрепляются законодательные функции и намечается определенное противостояние парламента и короля. Так, король не мог без санкции парламента вводить дополнительные налоги, хотя формально король был намного выше парламента, и именно король созывал и распускал парламент, предлагал вопросы для обсуждения.
Парламенты были не единственным политическим новшеством классического Средневековья. Еще одной важной новой составляющей общественной жизни стали политические партии, которые впервые начинают формироваться в XIII в. в Италии, а затем (в XIV в.) во Франции. Политические партии жестко противостояли друг другу, однако причиной их противоборства тогда выступали скорее психологические причины, нежели экономические.
Практически все страны Западной Европы в этот период прошли через ужасы кровавых раздоров и войн. Примером может быть война Алой и Белой Розы в Англии в XV в. В результате этой войны Англия потеряла четвертую часть своего населения.
Позднее Средневековье (XVI – нач. XVII вв.)
Темпы экономического развития европейских стран еще более возрастают на последнем этапе существования средневекового общества в XV – начале XVII вв. Возникают и активно развиваются капиталистические отношения. Во многом это было связано с Великими географическими открытиями.
Непосредственной их причиной были поиски европейцами новых морских путей в Китай и Индию, о которых (особенно об Индии) распространялась слава как о стране несметных сокровищ и с которыми торговля была затруднена из-за арабских, монголо-татарских и турецких завоеваний. Великие географические открытия стали возможны благодаря успехам в навигации и кораблестроении.
Так, европейцы научились строить каравеллы – быстроходные суда, способные плыть против ветра. Важным было также накопление географических знаний, прежде всего в области картографии. Кроме того, общество уже приняло идею о шарообразности Земли, и, отправляясь на Запад, мореплаватели искали путь в восточные страны.
Одна из первых экспедиций в Индию была организована португальскими моряками, которые пытались добраться до нее, огибая Африку. В 1487 г. ими был открыт мыс Доброй Надежды – самая южная точка Африканского материка. Тогда же путь в Индию искал и итальянец Христофор Колумб (1451-1506), сумевший снарядить четыре экспедиции на деньги испанского двора.
Испанская королевская чета – Фердинанд и Изабелла – поддались его доводам и обещали ему огромные доходы из вновь открытых земель. Уже в ходе первой экспедиции в октябре 1492 г. Колумбом был открыт Новый Свет, названный затем Америкой по имени Америго Веспуччи (1454-1512), участвовавшего в экспедициях в Южную Америку в 1499-1504 гг. Именно он впервые описал новые земли и впервые высказал мысль о том, что это новая не известная еще европейцам часть света.
Морской путь в реальную Индию впервые проложила экспедиция португальцев под предводительством Васко да Гамы (1469-1524) в 1498 г. Первое кругосветное путешествие было совершено в 1519-1521 гг., возглавил его португалец Магеллан (1480-1521). Из 256 человек команды Магеллана в живых остались только 18, а сам Магеллан погиб в схватке с туземцами. Многие экспедиции того времени заканчивались столь печально.
Во второй половине XVI-XVII вв. на путь колониальных захватов вступили англичане, голландцы и французы. К середине XVII в. европейцы открыли Австралию и Новую Зеландию.
В результате Великих географических открытий начинают складываться колониальные империи, и из вновь открытых земель в Европу – Старый Свет – стекаются сокровища, золото и серебро. Следствием этого явилось повышение цен, прежде всего на сельскохозяйственную продукцию. Этот процесс, в той или иной степени имевший место во всех странах Западной Европы, получил в исторической литературе название революции цен. Она способствовала росту денежного богатства у купцов, предпринимателей, спекулянтов и послужила одним из источников первоначального накопления капитала.
Сословия раннего феодального общества
В Средние века формируются две основные группы (классы) феодального общества: феодалы, духовные и светские – собственники земли и крестьяне – держатели земли. В среде крестьян были еще деление на две группы, различающиеся по-своему экономическому и социальному статусу. Лично-свободные крестьяне могли по своему желанию уйти от хозяина. Отказаться от своих земельных держаний: сдать их в аренду или продать другому крестьянину. Имея свободу передвижения, они часто переселяются в города или на новые места. Они платили фиксированные натуральные и денежные налоги и выполняли определенные работы в хозяйстве своего господина. Другая группа – лично-зависимые крестьяне. Их обязанности были шире, кроме того, (и важнейшее отличие) они не были фиксированы, так что лично-зависимые крестьяне подвергались произвольному обложению. Они также несли ряд специфических налогов: посмертный – при вступлении в наследство, брачный – выкуп первой ночи и др. Эти крестьяне не пользовались свободой передвижения. К концу первого периода Средневековья все крестьяне (лично-зависимые, и лично-свободные) имеют хозяина, феодальное право не признавало просто свободных, ни от кого не зависящих людей, пытаясь строить общественные отношения по принципу: «Нет человека без господина».
Карл Великий и средневековое общество. В 814 году н. э. во дворце, построенном им в Аахене, умер император Карл Великий. Вскоре после этого монах одного из монастырей Италии так выразил чувство страха и потери, «которое испытали франки, романцы и весь христианский мир, узнав о смерти столь великого воина и правителя»: «О горе мне! Мы скорбим и пребываем в вечном трауре… Франкия, которая прошла в своей истории через самые страшные катастрофы, никогда не погружалась в такую скорбь, как тогда, когда провожала в последний путь августейшего и самого великого из королей Карла». Карл Великий скоро стал легендой и встал в один ряд с такими великими героями, как Авраам и Цезарь, и занял свое место среди Девяти Воинов, столь глубоко почитаемых в Средние века. Однако великий император, окруженный искусственным романтическим ореолом, не теряет своего величия и под пронзительным, безжалостным взглядом истории. В истории он остался человеком, заложившим основы развития Европы в Средние века, хотя, конечно, некоторые сооружения, возведенные на этом фундаменте, в какой-то момент были разрушены.
Деяния и идеи Карла Великого (по крайней мере отчасти) нашли свое отражение буквально во всех сторонах жизни Средневековья – территориальном делении, образовании, политике, духовной и общественной жизни. Действительно, перемены, которые он внес в жизнь государства, позволяют нам с полным правом говорить об этой эпохе как о «веке Карла Великого», поскольку он не только хотя бы на время навел порядок в наполовину еще варварской Европе, но и возродил идеал поздней Римской империи, а именно – христианского общества. Он всячески поощрял сохранение древнего классического наследия, развитие образования и реформу церкви, создание монастырских и церковных школ, а заодно ввел в обращение монеты – фунты, шиллинги и пенсы, – которые до сих пор (то есть до 1968 года) имеют хождение в Великобритании. Помимо этого, развитые Карлом Великим взаимоотношения между господином и повинующимся вкупе с системой землевладения, которая клятвой верности связывала навсегда вассала с его господином, легли в основу более поздних феодальных отношений общества. Наконец, подвиги и сама личность Карла Великого не только произвели огромное впечатление на его современников, но и стали объектом поклонения в более поздние века. Имя Карла Великого будоражит ум и будит воображение людей и сейчас, более одиннадцати веков спустя.
Самым долговечным из всех варварских государств, созданных на территории бывшей Западной Римской империи оказалось королевство, основанное франками. Вот какое описание этих племен оставил нам их современник:
«С макушки их рыжеватые волосы падают на лоб, а бритый затылок сияет на солнце. У них светлые глаза серо-голубого оттенка, и все они чисто выбриты. Вместо бороды носят редкие усы, за которыми прилежно ухаживают... Мужчины носят тесную, облегающую одежду. Развлекаются же они тем, что бросают двулезвенные топоры и копья на большие расстояния. Бросив копье, они прыжками стараются его опередить, чтобы, таким образом, первыми достигнуть врага».
Франки были мужественными и бесстрашными воинами. Современники говорили про них, что если франк не может победить в бою, то он скорее погибнет, чем покажет врагу спину. Вождь франков Хлодвиг(486—511) сумел объединить эти воинственные племена и стал их королем. В 486 году он покорил земли бывшей римской провинции Галлии и основал здесь свое королевство.
Хлодвиг вел свой род от прославленного вождя франков Меровея. Поэтому короли основанной Хлодвигом династии стали называться Меровингами. Все они, в отличие от простых франков, носили длинные волосы, так как по семейному поверью в них была заключена особая магическая сила. Поэтому за Меровингами закрепилось прозвище «длинноволосых королей».
Основав королевство, Хлодвиг постарался избавиться от всех своих соперников. Он истребил почти всех франкских вождей, вместе с которыми завоевывал Галлию, не пожалев даже родственников. Их земли он роздал своим дружинникам и приближенным, которые превратились в крупных землевладельцев — магнатов. Но самые большие владения были у самого Хлодвига. Земли короля и знатных франков обрабатывали рабы и колоны, оставшиеся с римских времен.
Трагедия с внуком Аллы: боль не унять - Большинство населения Галлии составляли христиане. Завоевателей-язычников они презирали и считали неотесанными дикарями.
Франкский король в их глазах ничем от остальных варваров не отличался. Он не имел ни привычных им пышных титулов, ни многочисленной армии чиновников, ни суда и судей. Всего-то и было у него отличий, что длинные волосы да перстень с печатью на пальце, которым он скреплял свои указы.
Дальновидный молодой король скоро понял, как укрепить свою власть. Он послал гонцов с дарами в далекий Константинополь, столицу Восточной Римской империи, и получил от императора титул римского патриция. Это немного возвысило его в глазах римского населения Галлии, однако для них он все еще оставался язычником. Тогда Хлодвиг сделал очень важный и решительный шаг — он вместе со своей дружиной принял христианство. По преданию, при свершении обряда крещения с неба, будто дождь, посыпались белые лилии. С тех пор лилии стали изображать на гербе государства франков. Чтобы еще больше укрепить свой авторитет, Хлодвиг приказал собрать и записать все старинные обычаи и законы франков. Так возник сборник законов — «Салическая правда», на основе которой стало вершиться правосудие во Франкском королевстве. Материал с сайта http://worldofschool.ru
Принятие христианства и введение законов усилили власть франкского короля, подняли его авторитет и ускорили сближение франков с местным населением.
Династия — ряд королей из одного и того же рода, сменявших друг друга на престоле по праву наследования
Салическими (приморскими) франками называлось одно из франкских племен
Система вассалитета
Важнейшей характеристикой средневекового западноевропейского общества была его иерархическая структура, система вассалитета. Во главе феодальной иерархии стоял король – верховный сюзерен и при этом часто лишь номинальный глава государства. Эта условность абсолютной власти высшего лица в государствах Западной Европы тоже существенная особенность западноевропейского общества в отличие от действительно абсолютных монархий Востока.
Даже в Испании (где сила королевской власти была вполне ощутима) при введении короля в должность гранды в соответствии с заведенным ритуалом произносили такие слова: «Мы, которые ничем не хуже тебя, делаем тебя, который ничем не лучше нас, королем, для того чтобы ты уважал и защищал наши права.
А если нет – то нет». Таким образом, король в средневековой Европе – всего лишь «первый среди равных», а не всемогущий деспот. Характерно, что король, занимая первую ступень иерархической лестницы в своем государстве, вполне мог быть вассалом другого короля или папы римского.
На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля. Это были крупные феодалы – герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты. По иммунитетной грамоте, полученной от короля, они обладали различными видами иммунитета (от лат. – неприкосновенность).
Наиболее часто встречающимися видами иммунитета были налоговый, судебный и административный, т.е. владельцы иммунитетных грамот сами собирали со своих крестьян и горожан налоги, вершили суд, принимали административные решения. Феодалы такого уровня могли сами чеканить собственную монету, которая нередко имела хождение не только в пределах данного поместья, но и вне его. Подчинение таких феодалов королю часто было просто формальным.
На третьей ступени феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епископов – бароны. Они пользовались фактическим иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы баронов – рыцари. У некоторых из них также могли быть свои вассалы еще более мелкие рыцари, у других – были в подчинении только крестьяне, которые, впрочем, стояли за пределами феодальной лестницы.
Система вассалитета была основана на практике земельных пожалований. Человек, получивший землю, становился вассалом, тот, кто ее давал, – сеньором. Земля давалась на определенных условиях, важнейшим из которых была служба на сеньора, обычно составляющая по феодальному обычаю 40 дней в году. Важнейшими обязанностями вассала по отношению к его сеньору были участие в войске сеньора, защита его владений, чести, достоинства, участие в его совете. В случае необходимости вассалы выкупали сеньора из плена.
При получении земли вассал приносил клятву верности своему господину. Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор мог отобрать у него землю, однако сделать это было не так-то просто, так как вассал – феодал был склонен защищать свою недавнюю собственность с оружием в руках.
В целом, несмотря на кажущийся четкий порядок, который описывала известная формула: «вассал моего вассала – не мой вассал», система вассалитета была довольно запутанная, и вассал мог одновременно иметь несколько сеньоров.
Нравы, обычаиЕще одной фундаментальной характеристикой западноевропейского средневекового общества, и, может быть, самой важной, была определенная ментальность людей, характер общественного мировоззрения, и жестко связанный с ним повседневный уклад жизни. Наиболее существенными чертами средневековой культуры были постоянные и резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью – все выставлялось напоказ.
Общество было наглядным в своей обыденной жизни, в нем было удобно ориентироваться: так, даже по одежде легко определялась принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу. Особенностью того общества было великое множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их «прочитать», знал их код, получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности.
Так, каждый цвет в одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет верности, зеленый – как цвет новой любви, желтый – как цвет враждебности. Исключительно информативными представлялись тогда западноевропейцу и сочетания цветов, которые, так же как и фасоны шляпок, чепцов, платья, передавали внутренний настрой человека, его отношение к миру. Итак, символизм – важная характеристика культуры западноевропейского средневекового общества.
Эмоциональная жизнь общества также была контрастной, так как, свидетельствовали сами современники, душа средневекового жителя Западной Европы была необузданной и страстной. Прихожане в церкви могли с плачем молиться часами, потом им это надоедало, и они пускались в пляс здесь же, в храме, сказав святому, перед изображением которого только что стояли на коленях: «теперь ты помолись за нас, а мы попляшем».
Это общество часто и по отношению ко многим было жестоким. Обычным делом были казни, и, в отношении к преступникам не было середины – их либо казнили, либо прощали совсем. Мысли о том, что преступников можно перевоспитать, не допускалось. Казни всегда организовывались как особый нравоучительный спектакль для публики, и для ужасных злодеяний придумывались ужасные и мучительные наказания.
Для множества простых людей казни служили развлечением, и средневековые авторы отмечали, что народ, как правило, старался оттянуть финал, наслаждаясь зрелищем истязаний; обычным в таких случаях было «животное, тупое веселье толпы».
Другими частыми чертами характера средневекового жителя Западной Европы были вспыльчивость, корыстолюбие, неуживчивость, мстительность. Эти качества сочетались с постоянной готовностью к слезам: рыдания считались благородными и прекрасными, и возвышающими всех – и детей, и взрослых, и мужчин, и женщин.
Средневековье – время проповедников, которые проповедовали, переходя с места на место, возбуждая людей своим красноречием, очень сильно влияя на общественные настроения.
Так, громадной популярностью и любовью пользовался вошедший в историю брат Ришар, живший во Франции в начале XV в. Как-то раз он проповедовал в Париже на кладбище невинно убиенных младенцев в течение 10 дней с 5 утра до 11 часов вечера. Его слушали громадные толпы народа, воздействие его речей было мощным и быстрым: многие тут же бросались на землю и каялись в своих грехах, многие давали обеты начать новую жизнь. Когда Ришар объявил, что заканчивает последнюю проповедь и должен идти дальше, множество людей, оставив свои дома и семьи, ушли вслед за ним.
Проповедники, безусловно, способствовали созданию единого европейского общества.
Важной характеристикой общества было общее состояние коллективных нравов, общественный настрой: это выражалось в усталости общества, боязни жизни, ощущении страха перед судьбой. Показательным было отсутствие в обществе твердой воли и желания изменить мир к лучшему. Страх перед жизнью уступит место надежде, мужеству и оптимизму только в XVII-XVIII вв. – и не случайно именно с этого времени наступит новый период в человеческой истории, существенной чертой которого будет желание западноевропейцев позитивно преобразовывать мир.
Восхваление жизни и активное к ней отношение появились не вдруг и не на пустом месте: возможность этих перемен будет постепенно вызревать в рамках феодального общества на протяжении всего периода Средневековья. От этапа к этапу западноевропейское общество будет становиться более энергичным и предприимчивым; медленно, но неуклонно будет меняться вся система общественных институтов экономических, политических, социальных, культурных, психологических. Проследим особенности этого процесса по периодам.
Состояние экономики
В период становления средневекового общества темпы развития были медленными. Хотя в сельском хозяйстве уже вполне утвердилось трехполье вместо двуполья, урожайность была низкой: в среднем сам – 3. Держали в основном мелкий скот – коз, овец, свиней, а лошадей и коров было мало. Низким был уровень специализации сельского хозяйства. В каждом поместье имелись практически все жизненно необходимые с точки зрения западноевропейцев отрасли хозяйства: полеводство, скотоводство, различные ремесла. Хозяйство было натуральным, и специально на рынок сельскохозяйственная продукция не производилась; ремесло также существовало в виде работы на заказ. Внутренний рынок, таким образом, был очень ограничен.
Этнические процессы и феодальная раздробленность
В этот период идет расселение германских племен по территории Западной Европы: культурная, экономическая, религиозная, а впоследствии и политическая общность Западной Европы будет основываться в значительной степени на этнической общности западноевропейских народов. Так, в результате успешных завоеваний предводителя франков Карла Великого в 800 г. была создана обширная империя – Франкское государство. Однако большие территориальные образования тогда не были устойчивы и вскоре после смерти Карла его империя распалась.
К Х-XI вв. в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность. Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений. Формально вассалы короля были обязаны нести военную службу, выплачивать ему денежный взнос при вступлении в наследство, а также подчиняться решениям короля как верховного арбитра в межфеодальных спорах. Фактически же выполнение всех этих обязательств в IX-Х вв. почти всецело зависело от воли могущественных феодалов. Усиление их власти и привело к феодальным междоусобицам.
Крестьянские восстания
Классическое Средневековье также время крестьянских восстаний, волнений и бунтов. Восстание началось как массовый протест крестьян против нового втрое возросшего поголовного налога. Восставшие потребовали от короля не только уменьшить налоги, но и заменить все натуральные повинности невысокими денежными платежами, ликвидировать личную зависимость крестьян и разрешить свободную торговлю по всей Англии. Король Ричард II (1367-1400) был вынужден встретиться с предводителями крестьян и согласиться на их требования. Однако часть крестьян (среди них преобладали особенно бедные крестьяне) была не удовлетворена такими результатами и выдвинула новые условия, в частности, отнять землю у епископов, монастырей и других богатых землевладельцев и разделить ее между крестьянами, отменить все сословия и сословные привилегии. Эти требования были уже совершенно неприемлемы для правящих слоев, для большинства английского общества, ибо тогда уже собственность считалась священной и неприкосновенной. Восставшие были названы разбойниками, восстание жестоко подавлено.
Однако в последующее столетие, в XV в., многие лозунги этого восстания получили реальное воплощение: например, почти все крестьяне действительно стали лично-свободными и были переведены на денежные платежи, а их повинности уже были не так тяжелы, как прежде.
Развитие христианства
Несмотря на то, что в Европе начинается процесс создания национальных государств, границы их постоянно менялись; государства то сливались в более крупные государственные объединения, то дробились на мелкие. Эта политическая мобильность также способствовала складыванию общеевропейской цивилизации.
Христианство, ставшее в IV в. государственной религией в Римской империи, со временем распространилось и среди «варварских» народов, завоевавших эту империю, так как их старые религии не соответствовали условиям складывавшегося феодального общества. Новым условиям более соответствовало христианство, освящавшее классовое неравенство и эксплуатацию.
Важнейшим фактором создания единой Европы было христианство, которое постепенно распространялось во всех европейских странах, становясь государственной религией.
Христианская церковь и на Западе, и на Востоке в широчайших размерах насаждала почитание «святых» мощей и веру в чудеса. Каждая церковь, каждый монастырь старались обзавестись своими «святынями», чтобы привлекать ими паломников и вымогать приношения. Культ мощей и реликвий способствовал укреплению фанатизма и суеверий в народе. Для того чтобы привить массам смирение и терпение, церковь призывала их к отречению от мирских благ (аскетизму), которого её служители, как правило, сами не придерживались. Она создала культ пустынников и отшельников, о жизни которых творила легенды, и ставила их в пример тем, кто был угнетён и влачил нищенское существование.
Все отмеченные выше представления в ранний период средневековья были характерны для христианской церкви в целом. Однако со временем между западнохристианской и восточнохристианской церковью возникли и различия. Эти различия установились в церковной организации, в вероучении (догматике) и в культе (обрядах).
Пипин Короткий совершил два похода в Северную Италию (в 754 и 755 гг.), разбил лангобардов, отнял у них территории Римской области и Равеннского экзархата и передал их в 756 г. папе. Этим было положено начало существованию государства римского папы — Папской области. С этих пор папа начал вести себя, как светский государь. Возникшее в VIII в. папское государство было таким же феодальным государством, как и другие государства Западной Европы
Христианство определяло культурную жизнь раннесредневековой Европы, влияя на систему, характер и качество образования и воспитания. Качество образования сказывалось на уровне экономического развития. В этот период уровень экономического развития был наиболее высок на территории Италии. Здесь раньше, чем в других странах, средневековые города – Венеция, Генуя, Флоренция, Милан – развиваются как центры ремесла и торговли, а не опорные пункты знати. Здесь быстрее растут внешнеторговые связи, развивается внутренняя торговля, появляются регулярные ярмарки. Увеличиваются объемы кредитных операций. Значительного уровня достигают ремесла, в частности, ткачество и ювелирное дело, а также строительство. По-прежнему, как и в период античности, граждане итальянских городов были политически активны, и это также способствовало их быстрому экономическому и культурному прогрессу. В других странах Западной Европы влияние античной цивилизации также сказывалось, но в меньшей степени, чем на территории Италии.
Экономика и сельское хозяйство.
Главной отраслью экономики западноевропейских стран в период классического Средневековья, как и раньше, было сельское хозяйство. Основными характеристиками развития аграрной сферы в целом был процесс быстрого освоения новых земель, в истории известный как процесс внутренней колонизации. Он способствовал не только количественному росту экономики, но и серьезному качественному прогрессу, так как повинности, налагаемые на крестьян на новых землях, имели преимущественно денежный, а не натуральный характер. Процесс замены натуральных повинностей на денежные, известный в научной литературе как коммутация ренты, способствовал росту хозяйственной самостоятельности и предприимчивости крестьян, повышению производительности их труда. Расширяются посевы масличных и технических культур, развиваются маслоделие и виноделие.
Урожайность зерновых достигает уровня сам-4 и сам-5. Рост крестьянской активности и расширение крестьянского хозяйства приводили к сокращению хозяйства феодала, которое в новых условиях оказывалось менее выгодным.
Прогрессу в сельском хозяйстве также способствовало освобождение крестьян от личной зависимости. Решение об этом принималось и городом, близ которого жили крестьяне и с которым они были связаны социально и экономически, или же их сеньором-феодалом, на земле которого они жили. Укреплялись права крестьян на земельные наделы. Они могли все чаще свободно передавать землю по наследству, завещать и закладывать ее, сдавать в аренду, дарить и продавать. Так постепенно формируется и становится все шире земельный рынок. Развиваются товарно-денежные отношения.
Средневековые города
Важнейшей характеристикой этого периода был рост городов и городского ремесла. В классическое Средневековье быстро растут старые и возникают новые города – около замков, крепостей, монастырей, мостов, переправ через реки. Города с населением в 4-6 тыс. жителей считались средними. Были города очень крупные, такие, как Париж, Милан, Флоренция, где проживало по 80 тыс. человек. Жизнь в средневековом городе была трудна и опасна – частые эпидемии уносили жизнь более половины горожан, как это случилось, например, во время «черной смерти» – эпидемии чумы в середине XIII в. Частыми были и пожары. Однако в города все равно стремились, ведь, как свидетельствовала поговорка «городской воздух делал зависимого человека свободным» – для этого надо было прожить в городе один год и один день.
Города возникали на землях короля или крупных феодалов и были им выгодны, принося доходы в виде налогов с ремесла и торговли.
В начале этого периода большинство городов находилось в зависимости от своих сеньоров. Горожане вели борьбу за получение самостоятельности, т.е. за превращение в вольный город. Органы власти независимых городов были выборными и имели право собирать налоги, расплачиваться с казначейством, по своему усмотрению распоряжаться городскими финансами, иметь свой суд, чеканить свою монету и даже объявлять войну и заключать мир. Средствами борьбы городского населения за свои права были городские восстания – коммунальные революции, а также выкуп своих прав у сеньора. Такой выкуп могли себе позволить только самые богатые города, такие, как Лондон и Париж. Впрочем, многие другие западноевропейские города тоже были достаточно богаты, чтобы за деньги получить самостоятельность. Так, в XIII в. независимость в сборе налогов обрели около половины всех городов Англии – 200 городов.
Богатство городов основывалось на богатстве их граждан. В числе наиболее богатых были ростовщики и менялы. Они определяли качество и полноценность монеты, и это было исключительно важным в условиях постоянно практиковавшейся меркантилистскими правительствами порчи монеты; производили обмен денег и перевод их из одного города в другой; брали на сохранение свободные капиталы и предоставляли кредиты.
В начале классического Средневековья банковская деятельность наиболее активно развивалась в Северной Италии. Там, и по всей Европе эта деятельность была сосредоточена преимущественно в руках евреев, поскольку христианство официально запрещало верующим занятие ростовщичеством. Деятельность ростовщиков и менял могла быть чрезвычайно выгодной, но иногда (если крупные феодалы и короли отказывались возвращать большие кредиты) и они становились банкротами.
К чертам классического городского строя относится оформление городских общностей: ремесленных цехов, купеческих гильдий и т.д. Возникают муниципальные органы, суд. Происходило это в течение веков на фоне важнейшего процесса отделения ремесла от сельского хозяйства и города от деревни. Формировались социальные слои буржуазии (бюргеров), купечества, наемных работников, чиновничества, интеллигенции, обслуживающего персонала. Возникновение городского строя и городского сословия в недрах феодальной системы означало вызревание товарного уклада и развитие внутреннего рынка в каждой из стран Европы.
В XIV--XV вв. мегаполисами средневекового значения считались города с населением до 40 и более тысяч человек. Их в Европе насчитывалось тогда не больше 100: Кельн, Нюрнберг, Лондон, Прага, Киев, Новгород, Рим и др. Но были и центры мирового значения, несколько городов с населением в 80--100 тыс. и более человек: Константинополь, Париж, Милан, Кордова, Севилья, Флоренция. Большинство городов было защищено каменными или деревянными стенами. Административно-политические здания находились в Верхнем городе: "сите", "кремль". Хозяйственные центры располагались в предместье -- посаде, "подоле". Там жили ремесленники и торговцы. В Нижнем городе находились рыночные площади, порты, ратуши, кафедральный собор. Жизнь города во многом зависела от выходов к морю или реке, природных богатств, ландшафта местности, защищавшего от набегов неприятеля.
Средневековая деревня
Генезис феодализма в Европе начался на первом, раннем этапе Средневековья, т. е. с начала VI в. н. э., в таких странах, как Франция, Англия, Германия. С XIII в. наблюдался уже процесс раскрепощения крестьян. В странах Восточной Европы, со времен промышленного переворота в Англии, наоборот, проявляется феномен "второго издания" крепостничества. Феодализм -- это система политической организации общества, экономической основой которого является владение землей.
Для феодальной экономики периода ее становления (VI--XII вв.) характерно:
господство крупной земельной собственности в руках феодалов;
2. экономическое принуждение крестьян со стороны феодалов;
внеэкономическое принуждение крестьян, усиливавшее их личную зависимость от феодала, на чьей земле они проживали в связи с исполнением феодалом законодательно оформленных судебных, административных, полицейских, налоговых функций;
преобладание аграрного сектора экономики над промышленным и торговым;
господство натурального хозяйства с тенденцией роста его товарности;
недостаточный уровень развития техники и знаний, господство ручного производства.
Основные признаки феодализма:
1) наличие крупной земельной собственности в виде феодов, ленов, вотчин и т. д.;
2) перевод крестьян в зависимое от земельных собственников состояние (закрепощение);
3) наличие системы вассалитета (иерархической "лестницы" соподчинения социальных групп);
4) социально-политическая раздробленность до эпохи позднего Средневековья.
Эти признаки с вариациями проявились в разное время в странах Западной и Восточной Европы. С падением Римской империи в 476 г. форпостом Европы между Западом и Востоком еще тысячу лет оставалась Византийская империя. Наиболее стабильно Византия развивалась с конца V по X в. Она смогла устоять перед набегами варваров, имея сильную армию, хотя на части ее территории и поселились представители германских племен.
Интересной особенностью хозяйственной жизни византийцев было наличие не только частной собственности на землю (наследство позднего Рима) мелких земледельцев-общинников, но и все расширяющейся государственной собственности на землю. Были в Византии и государственные крестьяне. Государство в Византии контролировало рост феодальной собственности на землю, поэтому там медленно складывалась феодальная вотчина. Феодалы расширяли свои владения во многом за счет захвата земель свободных общинников. Феодализирующаяся знать получала от государства податные привилегии, т. е. право на взимание податей с крестьян, осуществляя их внеэкономическое принуждение.
Аграрное общество в Византии, находящейся между Западной Европой и странами Востока, представляло своеобразный сплав социально-экономических черт развития стран Западной и Восточной цивилизаций. Все большую роль здесь приобретала государственная форма собственности, не запрещалась и частная собственность. Здесь четко не оформились вассальные отношения, своеобразным было положение зависимых крестьян. Классическое воплощение система феодализма приобрела во Франции, и несколько позднее -- в Англии.
Усиление феодальных отношений во Франции в X в. проявилось и в возведении феодалами мощных каменных замков. Окрепли экономически их сеньории. На базе натурального хозяйства была достигнута самодостаточность владений. Это позволило феодалам игнорировать вассальные обязанности по отношению к королю. Они, особенно графы и герцоги, стали считать себя государями. И Франция оказалась раздробленной на отдельные герцогства и графства. Подвластная королю территория под названием домен находилась на небольшом удалении от Парижа. Значительная часть Франции считалась владением английских королей, потомков викингов. Они в начале X в. основали на севере Франции Нормандское герцогство. Усилилась натурализация хозяйства, невыгодной стала торговля через феодальные таможенные заставы, в упадок пришли дороги и денежное обращение. Свободные общинники были превращены в сервов -- зависимых от феодалов крестьян. В IX -- начале X в. во Франции лишь 30% свободных общинников было превращено в сервов --зависимых крестьян, а к Х1П в. в стране не осталось свободных земель земледельцев.
Несколько по-другому проходило формирование феодальных отношений в Англии. До XI в. свободные крестьяне-общинники составляли основную массу населения. Периферийное по отношению к материковой Европе географическое положение страны и достаточно суровые природные условия обусловили заторможенность разложения родовой общины и превращение ее в территориальную. Общинники владели гайдами -- участками земли до 50 акров, которые должны были обеспечить жизнь большой патриархальной семьи.
Крупная земельная собственность зарождается в VII-- VIII вв. в виде королевских пожалований земли дружинникам. Чаще король жаловал право поборов с каких-либо участков королевских владений. Такие земли назывались боклэндом (держанием). Право получения доходов с земли вскоре превратилось в право собственности на нее. Крестьяне, хотя и попадали в зависимость от феодалов, сохраняли личную свободу.
Еще одной особенностью феодализации Англии было отсутствие у ленлордов права на внеэкономическое принуждение зависимых от них крестьян. Король назначал чиновников -- шерифов, которые ведали административными, судебными делами и сбором денежных налогов. Наблюдали они за режимом заповедных лесов, регламентировали права охоты.
Недовольство крестьян создавшимся положением выросло в крупное антифеодальное восстание во главе с Уотом Тайлером (1381 г.). В итоге соглашений с властными структурами большинство вилланов в Англии стали лично свободными на рубеже XIV--XV вв. Навсегда было покончено и с барщиной. Процесс этот как в Англии, так и во Франции получил название коммутация ренты, т. е. перевод ее с барщины на оброк. В результате коммутации ренты: большинство земледельцев становилось лично свободным; крестьяне оставались держателями личных земельных наделов; феодалам ежегодно уплачивался сравнительно небольшой денежный оброк.
Окончательное раскрепощение крестьян в странах Западной Европы проходило путем выкупа повинностей за деньги. Помещики при этом полностью отказывались от прав на крестьянское имущество. Переход на денежный оброк стал благом не только для крестьян, но и землевладельцев: с деньгами крестьян они получали более широкий доступ на городской рынок. Раскрепощение крестьян в Англии, Франции, Фландрии не было проведено единым актом, как позже в России в 1861 г. Во Фландрии, где отчетливее, чем в других странах, проявились ростки рыночной экономики, в Средние века уже в XIII в. не осталось крепостных.
Средневековые ремесла
Важным все время увеличивающимся слоем городского населения были ремесленники. С VII-XIII вв. в связи с увеличением покупательной способности населения, ростом потребительского спроса отмечается рост городских ремесел. От работы на заказ ремесленники переходят к работе на рынок. Ремесло становится уважаемым занятием, приносящим хороший доход. Особенным почтением пользовались люди строительных специальностей – каменщики, плотники, штукатуры. Зодчеством тогда занимались самые одаренные люди, с высоким уровнем профессиональной подготовки, В этот период углубляется специализация ремесел, рас-ширяется ассортимент изделий, совершенствуется ремесленная техника, оставаясь, как и раньше, ручной. Усложняются и становятся более эффективными технологии в металлургии, в выделке суконных тканей, и в Европе начинают носить шерстяную одежду вместо меха и льна. В XII в. в Европе были изготовлены механические часы, в XIII в. – большие башенные часы, в XV в. – карманные часы. Часовое производство становится той школой, в которой вырабатывалась техника точного машиностроения, сыгравшая значительную роль в развитии производительных сил западного общества.
Ремесленники объединялись в цехи, которые защищали своих членов от конкуренции со стороны «диких» ремесленников. В городах могли быть десятки и сотни цехов различной хозяйственной ориентации – ведь специализация производства проходила не внутри цеха, а между цехами. Так, в Париже было более 350 цехов. Важнейшей безопасностью цехов было также определенное регламентирование производства с тем, чтобы не допустить перепроизводства, поддерживать цены на достаточно высоком уровне; цеховые власти, учитывая объем потенциального рынка, определяли количество выпускаемой продукции.
В течение всего этого периода цехи вели с верхами города борьбу за доступ к управлению. Городские верхи, называемые патрициатом, объединяли представителей земельной аристократии, богатых купцов, ростовщиков. Нередко действия влиятельных ремесленников были успешны, и они включались в состав городских властей.
Цеховая организация ремесленного производства имела и очевидные недостатки, и достоинства, одна из которых хорошо поставленная система ученичества. Официальный срок обучения в разных цехах составлял от 2 до 14 лет, предполагалось, что за это время ремесленник должен пройти путь от ученика и подмастерья до мастера.
Цехи вырабатывали жесткие требования к материалу, из которого изготовлялся товар, к орудиям труда, технологии производства. Все это обеспечивало стабильность работы и гарантировало отличное качество продукции. О высоком уровне средневекового западноевропейского ремесла свидетельствует тот факт, что подмастерье, хотевший получить звание мастера, обязан был выполнить выпускную работу, которая называлась «шедевр» (современное значение слова говорит само за себя).
Цехи также создавали условия для передачи накопленного опыта, обеспечивая преемственность ремесленных поколений. Кроме того, ремесленники участвовали в становлении единой Европы: подмастерья в процессе обучения могли кочевать по разным странам; мастера, если их набиралось в городе больше, чем требовалось, легко перебирались на новые места.
С другой стороны, к концу классического Средневековья, в XIV-XV вв., цеховая организация промышленного производства все очевиднее начинает выступать как тормозящий фактор. Цехи все более обособляются, останавливаются в развитии. В частности, стать мастером многим было практически невозможно: реально получить статус мастера мог лишь сына мастера или его зять. Это привело к тому, что в городах появляется значительный по размерам слой «вечных подмастерьев». Кроме того, строгая регламентация ремесла начинает сдерживать внедрение технологических нововведений, без которых немыслим прогресс в сфере материального производства. Поэтому цехи постепенно исчерпывают себя, и к концу классического Средневековья появляется новая форма организации промышленного производства – мануфактура.
Развитие мануфактуры. Мануфактура предполагала специализацию труда между работниками при выполнении какого-либо изделия, что значительно повышало производительность труда, который, как и раньше, оставался ручным. На мануфактурах Западной Европы работали наемные работники. Наибольшее распространение мануфактура получила в следующий период Средневековья.
Торговля и купечество
Важным слоем городского населения были купцы, игравшие главную роль во внутренней и внешней торговле. Они постоянно разъезжали по городам с товарами. Купцы, как правило, были грамотны и могли говорить на языках тех стран, через которые они проезжали. Внешняя торговля в этот период, по-видимому, все еще более развита, чем внутренняя. Центрами внешней торговли в Западной Европы тогда были Северное, Балтийское и Средиземное моря. Из Западной Европы вывозили сукна, вина, металлические изделия, мед, строевой лес, мех, смолу. С Востока на Запад везли в основном предметы роскоши: цветные ткани, шелк, парчу, драгоценные камни, слоновую кость, вино, фрукты, пряности, ковры. Ввоз в Европу в целом превышал вывоз. Крупнейшим участником внешней торговли Западной Европы были ганзейские города. Их было около 80, и наиболее крупными из них были Гамбург, Бремен, Гданьск, Кельн дальнейшем Ганза, расцвет которой приходился на XIII-XIV вв., постепенно теряет свое политическое и экономическое могущество и вытесняется английской компанией купцов-авантюристов, ведшей интенсивную заморскую торговлю.
Развитие внутренней торговли значительно тормозилось отсутствием единой денежной системы, многочисленными внутренними таможнями и таможенными сборами, отсутствием хорошей транспортной сети, постоянным разбоем на дорогах. Грабежом промышляли многие, как люди простые, так и благородного происхождения. Среди них мелкие рыцари, не находившие себе места в созидательной хозяйственной жизни, так как наследовать имущество отца – «корону и владения» – мог только старший сын, а уделом остальных становились война, походы, разбой, рыцарские развлечения. Рыцари грабили городских купцов, а горожане, не затрудняя себя судом, вешали на городских башнях попавших им в плен рыцарей. Такая система взаимоотношений затрудняла развитие общества. Однако, несмотря на существование многочисленных опасностей на дорогах, средневековое общество было очень динамичным и подвижным: между областями и странами шел интенсивный демографический обмен, способствуя формированию единой Европы.
Постоянно в пути были и лица духовного звания – епископы, аббаты, монахи, которым приходилось посещать церковные соборы, ездить с докладами в Рим. Именно они реально осуществляли вмешательство церкви в дела национальных государств, что проявлялось не только в идеологической и культурной жизни, но и вполне ощутимо в финансовой – из каждого государства в Рим уходило громадное количество денег.
Особенности исторического развития ведущих стран средневековой Европы
Германия, несмотря на успешное в целом развитие, тем не менее не являлась страной-лидером в области культуры или экономики. В XIV-XV вв. самой образованной и процветающей страной Европы все еще оставалась Италия, хотя политически это было множество государств, нередко откровенно враждебных друг другу. Общность итальянцев выражалась главным образом в едином языке и национальной культуре. Более всех в государственном строительстве преуспела Франция, где процессы централизации начались раньше, чем в других странах. В XIV-XV вв. во Франции уже были введены постоянные государственные налоги, установлены единая денежная система и единое почтовое сообщение.
С точки зрения прав человека и защиты личности наибольших успехов добилась Англия, где наиболее четко были сформулированы как закон права народа, добытые им в противостоянии с королем: так, король не имел права без согласия с парламентом налагать новые налоги и издавать новые законы, в своей конкретной деятельности он должен был сообразовываться с уже имеющимися законами.
Другой особенностью развития Англии был усиленный рост товарно-денежных отношений, широкое использование наемного труда во всех сферах хозяйства, активная внешнеторговая деятельность. Отличительной чертой английского общества было также наличие в нем духа предпринимательства, без чего немыслима быстрая хозяйственная эволюция. Этому психологическому настрою в немалой степени способствовало отсутствие жесткой сословности в английском обществе. Так, еще в 1278 г. был принят закон, по которому лично свободные крестьяне, имеющие годовой доход более 20 фунтов стерлингов, получали дворянское звание. Так формировалось «новое дворянство» – слой экономически активных людей, объективно способствующих быстрому подъему Англии в следующий период.
Франкское государство в VIII-IX вв. Империя Карла Великого
Ослабление центральной власти и постоянные междоусобицы представителей меровингского дома привели к тому, что престиж королевской власти упал. Последних Меровингов называют «ленивыми королями», поскольку они не обладали реальной властью, перешедшей к их управляющим - майордомам . Последним принадлежала и заслуга новой консолидации королевства. В 687 г. майордом Австразии Пипин Геристальский объединил франкские земли. С этого времени начался новый этап развития франкского государства и процесса феодализации (конец VII - середина IX в.). Этот период характеризовался активным наступлением крупных светских и церковных землевладельцев на земли мелких свободных аллодистов, разорявшихся в результате бесконечных внешних и внутренних войн. Большое распространение получили коммендация и прекарные сделки. Финансовые и судебные иммунитеты, полученные крупными магнатами, также служили средством давления на местное население и вовлечения его в разные формы зависимости.
К началу VII в. уже явственно выделились два новых социальных слоя - крупных землевладельцев и зависимых от них крестьян, однако процесс феодализации, протекавший довольно медленным естественным путем, был далеко не завершен - большой процент крестьянства еще сохранял личную свободу и право собственности на свою землю.
Важным шагом на пути феодализации стала так называемая бенефициальная реформа майордома Карла Мартелла
(715-741) - преемника Пипина Геристальского. Он столкнулся с острой необходимостью реорганизации франкского войска, продиктованной чрезвычайно сложной политической ситуацией: с одной стороны, опасность представляли мятежи феодальной знати в Нейстрии, Аквитании и Провансе, с другой - восстания зарейнских германских племен - саксов, фризов, аламанов и баваров. Но к внутренним проблемам добавилась внешняя угроза. В 720 г. в Южную Галлию вторглись арабы
. Под знаменем новой религии - ислама, зародившегося в Аравии, они к тому времени проделали огромный путь, покорив всю Северную Африку и Пиренейский полуостров.
В 732 г. в битве при Пуатье , длившейся семь дней, франки Карла Мартелла разбили арабов (за что майордом получил свое прозвище «Мартелл» - «Молот»). Однако угроза с юга не миновала. Это заставило Карла укрепить войско, создав вместо пешего германского ополчения слой хорошо вооруженных всадников, которым он широко раздавал земли, конфискованные у мятежных магнатов и церкви. Последнее осложнило его отношения с церковными властями.
Земли с населявшими их крестьянами Карл Мартелл впервые начал жаловать не на правах аллода, а в качестве бенефициев. Бенефиций (от лат. bene и facere) - условное земельное держание, получаемое за определенную военную службу и на время ее несения. Со временем бенефиции превратились в феоды, передаваемые по наследству. Наследник получал феод, если соглашался нести те же службы, что и его предшественник. Бенефициальная реформа позволила не только эффективно защитить рубежи франкского государства. С одной стороны, она привела к возникновению вассальной системы
соподчинения крупных землевладельцев - сеньоров и их вассалов, получавших от них бенефиции. С другой стороны, новый способ наделения землей усиливал зависимость местных крестьян от бенефициария.
Когда непосредственная угроза со стороны арабов миновала, сын Карла Мартелла, Пипин Короткий , уладил отношения с церковью
, вернув ей земли, конфискованные отцом. Его услуги католической церкви не остались без награды. В 751 г. Пипин, вынашивавший честолюбивые планы сделаться королем франков, сместив «ленивого» Хильдерика III, обратился к папе с лукавым вопросом - «кто лучше - законный король, не умеющий управлять государством, или человек, не имеющий прав на престол, но обладающий реальной властью и способностью к управлению». Папа согласился с последним, и Пипин был официально провозглашен королем франков (751-768). Хильдерика же заточили в монастырь, где последний из Меровингов умер при неясных обстоятельствах.
Пипин Короткий стал основателем новой королевской династии, которую, однако, чаще называют не «Пипинидами», а Каролингами , по имени самого выдающегося монарха из этого дома - Карла Великого
. При Карле Великом (768-814) франкское государство достигло апофеоза своего могущества. На протяжении всего Средневековья он оставался идеалом правителя, полулегендарной личностью, деяния которой были воспеты в эпической традиции, рыцарской литературе и в фольклоре. Его биограф монах Эйнгард описывал Карла как человека высокого роста и крепкого телосложения, с живым обаятельным лицом и выразительными глазами. Он был прекрасным наездником, охотником и пловцом (его любовь к купанию в термальных источниках, к которому он принуждал и своих придворных, - весьма необычное пристрастие для того времени). В быту Карл был подчеркнуто непритязателен, носил простую франкскую одежду - полотняную тунику, штаны и обмотки, а также плащ, подбитый волчьим или овчинным мехом. У чадолюбивого короля было 12 или 13 детей, воспитанием которых, а также внуков он занимался сам.
Карл Великий был неутомимым государственным деятелем, проводившим активную внешнюю политику и сумевшим раздвинуть пределы своего королевства. В 70-х гг. VIII в. он совершил поход в Северную Италию и, покорив лангобардов, посадил там королем своего сына. Одновременно с этим на северном направлении франки вели затяжную войну с германским племенем саксов. Саксы оставались язычниками, что позволяло Карлу, который всегда был подчеркнуто благочестив, оправдывать свои экспедиции против «идолопоклонников» насаждением «истинной» веры. Сломив яростное сопротивление саксов в 804 г., Карл переселил тех, кто остался в живых, в глубь своего королевства, а местные земли заселил франками.
Еще одним направлением экспансии франков стал Пиренейский полуостров, где армия Карла в 778 г. столкнулась с арабами. Однако этот поход оказался неудачным, и франкам пришлось отступить. Арьергард Карла, которым командовал его племянник граф Роланд, был разбит в бою в Ронсевальском ущелье атаковавшими его горцами-басками, не желавшими, чтобы Пиренеи оказались под властью франков. Это событие легло в основу знаменитого средневекового эпоса «Песнь о Роланде» . Однако, вопреки исторической правде, в нем противниками франков все же представлены мусульмане-арабы. В очередном походе в Испанию в 801 г. Карл Великий взял реванш, захватив Барселону.
На восточном направлении он покорил Баварию, где восстал мятежный герцог Тассилон, а вместе с ней в зависимость попала и Каринтия, населенная словенцами.
Выйдя к Паннонии, франки столкнулись с аварами - потомками кочевых племен, наводивших ужас на население Европы. Война с аварами была самой значительной и трудной из всех, что вел Карл Великий. В результате его победы Паннония была опустошена, почти все ее население погибло, а в резиденции аварского кагана не осталось даже следа человеческой деятельности.
На западе король покорил бретонцев. На протяжении границ своего необъятного королевства он создавал так называемые «марки» - особые пограничные территории с усиленными гарнизонами, постоянно живущим по законам военного времени. Это были Бретонская марка, Датская (прикрывавшая Саксонию), от Эльбы до Дуная шел укрепленный Сорбский рубеж, предназначавшейся для отпора славянским племенам сербов, чехов, лютичей и моравов, далее следовали Восточная (Аварская) марка и марка Фриуль. Южную границу защищала Испанская марка.
Возникновение на Западе столь мощного государства заставило считаться с Карлом и Рим, и Византию. (Хотя и в папской курии , и при константинопольском дворе франков продолжали считать всего лишь грубыми варварами). Тем не менее разноплеменная держава Карла, включавшая множество народов, говоривших на разных языках и стоявших на разных уровнях развития, охватывала значительную часть прежней Западной Римской империи, а его победы уподоблялись триумфам кесарей. В конце VIII в. король франков вмешался в политическую борьбу в римской курии между претендентами на папскую тиару, с его помощью она досталась Льву III. В 800 г. благодарный политический союзник Карла короновал его в Риме императорской короной. Карл Великий стал первым императором средневековой Европы.
В глазах современников возрождение империи на Западе имело огромный политический и исторический смысл: оно символизировало зрелость государственности германских народов, которые отныне рассматривались как достойные преемники великого Рима. В то же время они полагали, что их государство имеет перед языческой Империей существенное преимущество, поскольку покоится на устоях христианской веры, считавшейся единственно истинной.
Новый характер власти требовал иного идейного и внешнего оформления: Карл отказался от франкского костюма в пользу парадных византийских одеяний; с этого времени императоры стали использовать наряду с короной скипетр и державу как символы своей вселенской власти. Карл развернул бурное строительство дворцов и храмов, призванных оттенить величие его власти.
Государственная система каролингского периода стала более сложной и разветвленной, тем не менее оставаясь еще весьма несовершенной. Главными представителями центральной власти на местах по-прежнему оставались графы и бароны, однако это были уже не рабы или челядь короля, а крупные магнаты. Их должности все чаще приобретали наследственный характер. При Карле Великом появились особые «государевы посланцы», выполнявшие самые разнообразные поручения, в частности, они были призваны бороться со злоупотреблениями местных властей и следить за соблюдением справедливости и правосудия. Нередко «государевыми посланцами» назначались духовные лица, епископы. Роль последних была велика и в центральном управлении: верша государственные дела, император опирался на своего духовника - капеллана и канцлера, ведавшего бумагами, выходившими за подписью монарха.
Изменился характер франкской армии, состоявшей теперь из королевских бенефициариев. На смену «мартовским полям» - старинным смотрам пешего ополчения - пришли «майские поля» - сборы конных королевских вассалов.
В каролингский период в общих чертах заканчивается формирование слоя феодалов, с их внутренней иерархической системой организации, с одной стороны, и зависимого крестьянства, возникшего благодаря стиранию различий между рабами, колонами, литами, и разорившимися свободными аллодистами, - с другой. Состояние зависимоети и пребывания под чьим-то покровительством рассматривалось в это время как совершенно естественное. В 847 г. вышел Мерсенский капитулярий (королевский указ), согласно которому каждый свободный был должен избрать себе сеньора. Тот же принцип прослеживался ив отношении земли: правовая мысль того времени исходила из того, что «нет земли без сеньора».
Крупная феодальная вотчина становится основной хозяйственной единицей, а также центром публично-правовой жизни. Однако концентрация в руках феодальной знати огромных земельных владений, а также политической, судебной и административной власти не могла не привести к оживлению центробежных тенденций и сепаратизма. На время потребность в сильной государственной власти, обеспечившей франкской элите стабильные экономические и политические позиции, ослабла.
Попытка сплотить варварский мир в рамках единой христианской империи оказалась недолговечной и в силу этнокультурных различий населявших ее романских, германских, славянских народов, говоривших на собственных языках и наречиях, что крайне затрудняло управление огромной державой. После смерти Карла Великого его империя лишь на двадцать лет пережила своего основателя, поддерживаемая усилиями его сына Людовика Благочестивого. Однако ее распад стал реальностью уже при внуках Карла. В 843 г. в Вердене был заключен договор о разделе державы между тремя братьями: Карлу Лысому досталось Западно-Франкское королевство (со временем оно стало основой территории современной Франции), Людовику Немецкому отошло Восточно-Франкское королевство
(земли современной Германии), а Лотарю - полоса земель по Рейну, а также часть северо-итальянских территорий, что надолго определило общие исторические судьбы этих двух регионов. Лотарь унаследовал и имперскую корону (которая, впрочем, через несколько поколений перешла к германским королям).
На основе новых геополитических образований, возникших после Верденского раздела, началось складывание на протяжении Средних веков французской, германской и итальянской наций.