Урок по теме: «Отдел Голосеменные»
Цель: продолжить обучение, развитие и воспитание обучающихся с использованием материала данной темы.
Задачи:
Образовательные: расширить знания учащихся о высших растениях, раскрыть особенности строения голосеменных как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями. На примере сосны и ели рассмотреть условия жизни голосеменных. Показать отличие семенного размножения от размножения спорами.
Развивающие: продолжить формирование умений и навыков, умение выделять главное, делать выводы.
Воспитательные: формирование экологической культуры у школьников; воспитание бережного отношения и любви к природе.
Форма урока: комбинированный
Формы проведения: беседа, самостоятельная и практическая работа.
Оборудование:
Гербарные экземпляры различных голосеменных растений, шишек; таблицы «Растения елового леса», «Растения соснового леса», рисунок «Поперечный разрез хвои», схема «Размножение Голосеменных»
План урока.
Организационный момент – 1 мин.
Проверка качества усвоения ранее изученного материала – 7 мин.
Изучение нового материала – 27 мин.
Динамическая пауза – 3 мин.
Закрепление материала, изученного на данном уроке – 4 мин.
Подведение итогов – 2 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока:
Организационный момент
Проверка знаний
На прошлых уроках мы с вами изучали Моховидные и Папоротниковидные.
Фронтальный опрос:
Почему мхи и папоротники относятся к высшим растениям? (Есть органы.)
Какие вегетативные органы имеются у мхов, а какие у папоротников? (Мхи – стебель, листья, ризоиды. Папоротники – корень, стебель, листья.)
Почему папоротники относятся к высшим споровым растениям? (Кроме основной и фотосинтезирующей ткани есть также покровные, механические и проводящие ткани.)
Какой тип размножения характерен для папоротников и мхов? (Сочетание полового и бесполого способа.)
Какое самое важное условие для размножение споровых растений? (Вода.)
Чем отличается развитие папоротниковидных от моховидных? (У мхов спорофит – коробочка живет не долго, гаметофит – зеленое побегоносное растение. У папоротников – гаметофит – маленькая пластинка заросток, спорофит – зеленое многолетнее растение, имеющее корень, стебель, листья.)
Индивидуальные задания: Карточки!
Задание №1. Составьте схему размножения мхов, используя термины: протонема, взрослое растение, спермии, зигота, споры, яйцеклетка, коробочка, побег.
Задание № 2. Составьте схему размножения папоротников, используя термины: заросток, взрослое растение, антеридии, зигота, спорангии, архегонии, побег.
(Дополнительные задания
Задание №1. Тестирование (выбрать один правильный ответ)
1. Папоротникообразные относятся к:
а) низшим споровым растениям в) высшим споровым растениям
б) низшим семенным растениям г) высшим семенным растениям.
2. У папоротникообразных отсутствуют:
а) корни б) стебли в) листья г) цветки.
3. Мхи относятся к высшим растениям, потому что у них есть:
а) ризоиды б) хлорофилл в) органы растения г) споры.
4. У сфагнума в отличие от кукушкиного льна нет:
а) листьев б) спорангиев в) стебля г) ризоидов.
5. Мхи размножаются:
а) спорами б) семенами в) корнями г) стеблями.
Правильные ответы: 1 в, 2 г, 3 в, 4 г, 5 а.
Задание №2. Выберите правильные утверждения (если согласны с утверждением, то ставите знак «+», а если нет – то знак «-»)
Мхи относятся к высшим споровым растениям.
Сфагнум не имеет ни корней, ни ризоидов.
Папоротники – это высшие цветковые растения.
Кукушкин лён вызывает заболачивание местности.
Мёртвые клетки сфагнума бесцветны.
Верные утверждения: 1,2,4,5.
Изучение нового материала
- С какими отделами растений мы познакомились на предыдущих уроках? (мхи, плауны, хвощи, папоротники)
- С помощью чего размножаются все эти растения? (с помощью спор)
Учеными установлено, что сегодня на Земле господствуют растения, размножающиеся семенами.
Сегодня мы познакомимся с древней группой семенных растений, которые относятся к отделу Голосеменные.
Отдел Голосеменные насчитывает около 700 видов. Представители – в основном древесные растения, травянистых форм нет.
Голосеменные – это очень древняя группа высших семенных растений. Своего расцвета они достигли около 150 млн. лет назад. Тогда они господствовали среди наземных растений нашей планеты.
Из современных голосеменных наиболее известны хвойные. К ним относятся ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис и др. Запишем их.
Хвойные растения широко распространены на территории нашей страны.
Сосна светолюбива. В сухих сосновых лесах (борах) всегда светло. Там стоят высокие, стройные, как колонны, деревья, ветви на которых остались только вблизи вершин, поэтому они пропускают много света. А на открытых местах сосны раскидистые.
Сосны неприхотливы. Их можно встретить на песках, на болотах, в меловых горах и даже на голых скалах, в трещинах которых они укореняются.
Ель. Ель отличается от сосны не только внешним видом. Ель – теневыносливая порода, в густом лесу у нее сохраняются даже самые нижние ветки.
Еловые леса в нашей стране занимают огромные пространства. В них царит полумрак, густые кроны деревьев здесь смыкаются. Под деревьями нет подлеска и очень мало трав.
Хвойные имеют узкие игловидные листья – хвоинки.
Игловидные листья сосны – хвоинки, 3-4 см длиной, расположены по 2, держатся на растении 2-3 года, покрыты толстой кожицей, чтобы уменьшить испарение влаги. Хвоинки ели сидят поодиночке, 5-7 лет держатся на ветвях.
У большинства голосеменных растений развиваются шишки.
Давайте подумаем, каким органом растения является шишка? Что это, плод или побег?
- Вспомните, на месте чего образуется плод? (на месте цветка)
- Что находится внутри плода? (семена)
- Видны ли семена внутри созревшего плода? (нет)
- Можно ли назвать шишку плодом? (нет)
- Что такое побег? (стебель с листьями и почками)
Теперь посмотрим, как шишка устроена внутри (демонстрация шишек Голосеменных)
- Можно ли назвать шишку побегом? (да)
Шишка – это видоизмененный побег, состоящий из оси и чешуй.
В шишках формируются половые клетки, происходит оплодотворение, и образуются семена.
- Чем защищено семя во время созревания? (сомкнутыми чешуями шишки)
- Что происходит с чешуями шишек, когда семена созревают? (раскрываются)
- Видны ли семена внутри созревшей шишки? (да)
- Можем ли мы теперь ответить на вопрос, за что голосеменные получили свое название? (за то, что семена располагаются на чешуйках открыто, голо)
Итак, семена расположены в шишках, на чешуях, ни чем не прикрыты, то есть семена голые. Отсюда и название отдела растений.
В семени есть запас питательных веществ (эндосперм), они защищены семенной кожурой, поэтому семя – более надежный орган размножения и расселения, чем спора. В семенная формируется зародыш нового растения. Он состоит из зародышевого корешка, почечки и зародышевых листьев.
Возникновение семян – очень важный этап в эволюции растений.
Давайте теперь разберемся, как происходит образование семян и их созревание. Поговорим о размножении Голосеменных растений на примере Сосны.
Сосна – однодомное растение. Вспомните, что это значит? (растения, у которых женские и мужские цветки находятся на одном растении).
Таблица со схемой размножения Голосеменных.
Весной на молодых ветвях сосны видны маленькие шишки двух видов: зеленовато-желтые собранные тесными группами у основания молодых побегов и красноватые сидят поодиночке на их вершинах. Мы уже с вами выяснили, что шишки представляют собой видоизмененные побеги.
Красноватые шишки – женские шишки. На каждой чешуйке красной шишки развиваются семязачатки, в которых находятся женские гаметы – яйцеклетки.
Зеленовато-желтые шишки – мужские. В них развивается пыльца, где образуются половые клетки – спермии.
Спермии – неподвижные клетки, без жгутиков. Созревшая пыльца высыпается, подхватывается ветром и переносится в женские шишечки на пыльцевход семязачатков. Этот процесс называется опылением.
После опыления чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. Оплодотворение у сосны происходит только на следующий год – через 12–14 мес. после опыления. Пыльца прорастает, образуется пыльцевая трубка, а внутри этой трубки образуются два спермия. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. В оплодотворении участвует только один спермий, второй – погибает. В результате оплодотворения образуется зигота. Зигота дает начало зародышу, а из всего семязачатка образуется семя с запасом питательных веществ, который находится в эндосперме. Оболочка семени образуется из покрова семязачатка.
Шишки растут и одревесневают. Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года.
Итак, в результате полового размножения у голосеменного растения образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Каждое семечко снабжено крылышком – это приспособление для распространения семян ветром. Попадая в почву, семя прорастает в проросток, который дает начало молодому растению.
Запишем схему размножения Голосеменных в тетрадь:
Красноватые шишки Зеленовато-желтые шишки
↓ ↓
Семязачатки Пыльцевые мешочки с пыльцой
↓ ↓
Женские гаметы – яицеклетки ← Перенос пыльцы ветром, прорастание пыльцевой трубки с мужскими
гаметами – спермиями
↓
Оплодотворение
↓
Зигота
↓
Зародыш семени + запас питательных веществ
↓
Проросток
↓
Молодое растение
С представителями Хвойных, встречающимися в нашей местности, мы познакомимся, выполняя лабораторную работу.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Лабораторная работа № 7
Изучение внешнего вида хвойных растений
Цель: изучение внешнего вида побегов, шишек и семян хвойных
Оборудование: побеги и шишки сосны, ели.
Ход работы:
Рассмотрите внешний вид побегов сосны и ели. Укажите их основные отличия.
Рассмотрите, как расположены хвоинки у этих растений. Найдите укороченные боковые побеги сосны, на которых находятся хвоинки. Сколько их на этих побегах?
Сравните хвоинки сосны и ели, их форму, окраску, размер.
Рассмотрите шишки сосны и ели. Укажите их различия (размер, форма чешуй)
Найдите на чешуях шишки следы, оставшиеся от семян.
Рассмотрите семена хвойных. Проверьте их летучесть. Проследите как падает вниз крылатое семя.
Полученные данные занесите в таблицу.
| Хвоя | Шишка |
Растения | Длина | Форма | Окраска | Расположение на ветке, количество | Размер | Форма чешуй |
Сосна | | | | | | |
Ель | | | | | | |
Изучив отдел Голосеменных, мы можем с вами назвать их общие признаки, о которых мы узнали на уроке.
Органы - лист, стебель, корень.
Лист – хвоинка (у Хвойных).
Шишка – видоизмененный побег.
Размножение с помощью семян.
Закрепление знаний.
А теперь давайте проверим, все ли вы запомнили.
Какие утверждения верны?
У голосеменных растений имеется видоизмененный побег – шишка.
Голосеменные растения – исключительно деревья.
На побегах хвойных растений развивается три типа шишек.
У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя.
Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.
Еловые леса и сосновые боры – светлые.
Хвоя ели длинная, на побегах по 2 игловидных листа.
У сосны хвоинки живут на ветках 1 год.
Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные.
В женских шишках хвойных образуется пыльца.
В мужских шишках образуются семязачатки с яйцеклетками.
После оплодотворения яйцеклетки и сперматозоида образуется зигота.
На чешуйках шишки образуется по два семени с крылышками.
Запас питательных веществ в семени голосеменных находится в зародыше.
Верные утверждения:1, 2, 4, 5, 12, 13.
5. Подведение итогов
Подведем итоги, что мы узнали с вами сегодня:
1. Голосеменные относят к особой группе высших растений – семенным растениям.
2. Образование семян – прогрессивный шаг эволюции.
3. Семена лежат открыто (голо) на семенных чешуях шишек. Образуются из семязачатков в результате опыления и оплодотворения.
За урок получают оценки ……
6. Домашнее задание
§ 42 (учебник Биология 6 класс. Пономарева И.Н.)