СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме Грибы. Многообразие грибов.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение  знаний учащихся о грибах (основные понятия и термины о грибах; почему грибы выделены в отдельное царство; умение отличать съедобные и несъедобные грибы; правила сбора грибов).

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме Грибы. Многообразие грибов.»

План – конспект урока

Предмет: биология. Класс: 5. Дата проведения: 06.02.

Тема: Грибы. Многообразие грибов.

Цель урока. Обобщение знаний учащихся о грибах (основные понятия и термины о грибах; почему грибы выделены в отдельное царство; умение отличать съедобные и несъедобные грибы; правила сбора грибов).

Планируемые результаты: учащиеся способны выявлять черты сходства и различия изученных организмов, отмечают особенности строения, питания и размножения грибов, подчеркивают особое положение грибов в системе органического мира.

Ход урока:

I организационный момент:

Тихо сели, спинки прямо,

Все легонечко вздохнём,

Наш урок сейчас начнём

Давайте начнем наш урок с улыбки, улыбнёмся друг другу, пожелаем друг другу удачи и с таким настроением проведём весь урок. Мне очень хочется чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.

Конкурс № I «Разминка»

За правильный ответ – 1 балл.

Команда 1.

1. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами живых организмов. (Паразиты).

2. Какие грибы человек использует в кондитерской промышленности? (Дрожжи).

3. Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? (Пенек и шляпка).

4. Какие грибы приносят вред деревьям? (Трутовики).

5.Как размножаются грибы? (Спорами)

Команда 2.

1.Организмы, которые питаются органическими веществами отмерших организмов. (Сапрофиты).

4.Ядерные организмы. (Эукариоты).

2.Взаимовыгодное существование организмов.(Симбиоз).

3.Какой гриб поражает картофель? (Фитофтора).

4.Как называется симбиоз гриба с корнями растения? (Микориза).

5.Как называется тело грибов, состоящее из тонких белых нитей? (грибница или мицелий)

Конкурс 2 За правильный ответ -1 балл

Грибы своеобразные организмы (всего известно около 100тыс. видов) , которые сочетают в себе признаки растений и животных. Они растут на богатой органическими веществами почве, в сырых затененных местах, на растительных остатках, на пищевых продуктах, на живых тканях растений и животных.

Грибы – не растения и не животные, их выделяют отдельное царство. Назовем некоторые признаки, характерные для грибов.

Команда1

Отличие грибов от растений: (- запасное вещество гликоген; - наличие хитина в клеточных стенках; - гетеротрофный способ питания).

Команда 2

Отличие грибов от животных: (неограниченный рост; -размножение с помощью спор; - наличие клеточной стенки).

Это интересно

-Самым ядовитым грибом является бледная поганка.

- Американский биолог Дречслер в 1935г. Впервые описал хищные грибы.

Некоторые грибы светятся, например опёнок.

- Грибы могут издавать запахи.

-В 1881г. Русский учёный Ф.М.Каминский впервые выявил и изучил микоризу.

В1913г.Американскими исследователями Альсбергом и Блэком из гриба было выделено вещество, которое получило название «пеницилловая кислота».

-На севере штата Мичиган (США) был найден гриб, масса грибницы которого может достигать 100т, а занимаемая им площадь – примерно15га. Возраст этого гиганта-1,5 тыс. лет.

Грибы удивительны и красивы(демонстрация грибов, муляжей, иллюстраций)Ими любуются, изучают, описывают, рисуют, пишут о них стихи, рассказы, упоминают в сказках и, конечно же, складывают о них пословицы и поговорки.

Конкурс№3  «Знатоки»

Вам даны конверты с половинками примет, вы должны составить из отдельных половинок целое правильное высказывание. Время ограничено. Каждой команде –6 примет. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Приметы из двух половинок.

Команда 1

1.Вечером дожди — утром грибов жди.

2.Коли найдешь белый – остановку сделай.

3.Начинают летать мошки - нужно готовить грибные лукошки. 

Команда 2

4.Колосится рожь — много грибов найдешь.

5.Сколько дождей — столько груздей.

6. .Грибы –подснежники – строчки да сморчки

Но не только пословицы и поговорки о грибах народ сочинял, но и загадки. Попробуйте, угадайте о каком грибе идёт речь.

Конкурс №4 «Гонка за лидером»

Отвечает команда, которая первой подняла руку

Загадки:

  1. Зацвели сережки – первый гриб в лукошке. (Сморчки и строчки).


  1. Есть грибы и не в лесу: в тесте, пиве и квасу. (Дрожжи)


  1. Выросли на полочке кисточки – метелочки, кисточки зеленые – лекари хваленые. (Пеницилл)

  1. Стоит Лукашка- белая рубашка, а шляпа надета шоколадного цвета. (Белый гриб)

5. В красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту, -

Зовусь я - … (подосиновик)

6.Что случилось с нашим хлебом?

 Хлеб таким, ведь, раньше не был.

 Стал белым, пушистым, наш хлеб друзья.

Но есть, к сожаленью, его нельзя! (грибы, плесень мукор)

7. Он в лесу стоял

Никто его не брал.

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (мухомор)

8. Стоит мальчонка -замаслена шапчонка. (масленок)


9.На берёзе я расту,

 Не щажу её красу.

 Чахнет деревце, скрипит.

 Вот такой я паразит (гриб трутовик)

10. Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных,

Собирай, не мешкай:

Это …… (сыроежки)

12 Он пузатенький сидит,

Из под кустика глядит.

С белой ножкою внизу,

С тёмной шапкой на верху.(Белый гриб)

11.Мама тесто замесила,

 Меня в тесто положила.

 От пузырьков углекислого газа,

 Тесто вылезло из таза (Дрожжевые грибы.)

13. Есть старуха вредная-на ней шляпа бледная,

А нога в ботинке, на чулке – пестринки,

Вокруг ворота –пораспорото;

Кто к ней прикоснется.

Тот не проснется. (бледная поганка)

14.Рядышком с иголками мы растем под елками.

Любим сосны мы и ели, шляпку плоскую надели

А по ней идут круги, срежь-ка нас и не беги.

Когда увидишь на руке сок оранжевый на вид,

Не бойся, он не ядовит! (Рыжик)

15.В лесу на пенёчке

 Выросли грибочки,

 Дружные ребята.

 Что это?...   (Опята.)

16. Знает даже не грибник:

 Белый – значит ... (Боровик.)

17.  Красный, в белых конопушках,

Гриб опасный на опушках. (Мухомор.) 

.18.Рыженький Ванек, крепкий паренек,

Спрятался за пень, а шляпка набекрень. (рыжик)

19. На пеньке живет семья:мама, папа, брат и я.

Дом один у нас, а крыша есть у каждого своя. (опята)

20. Рыжие ушки с лисьей макушки

В травке лежат для малых ежат. (лисички)


21. Напоили землю грозы, потому и под березой

Вырос маленький сосед -в шляпку бурую одет. (подберезовик)

22.Клейко-слизистый с пелёнок,

Под сосной сидит...

Шляпка шоколадная,

Выпуклая, ладная. (Маслёнок.)

Конкурс № 5 – Игра «Кто быстрей»

Участвуют два ученика Из комплекта муляжей грибов один должен отобрать съедобные, а другой ядовитые грибы. В корзинке лежат грибы, нужно разделить их на 2 группы и объяснить, по каким признакам вы разделили грибы на 2 группы 

Конкурс№ 6 « Третий лишний»

Среди пяти грибов надо найти лишний гриб и объяснить почему так считают.

1. Лисичка, подосиновик, мухомор, опенок, боровик.

(Лишний мухомор, так как он ядовитый гриб.)

2. Подберезовик, масленок, груздь, опенок, рыжик.

( Лишний опенок, так как он гриб-паразит по способу питания.)

3. Шампиньон, масленок, волнушка, сыроежка, белый

(Лишний шампиньон, так как он не образует микоризы.)

4. Сморчок, строчек, опенок, вешенка, трутовик.

(Лишний трутовик, так как это несъедобный гриб.)

5. Белый, рыжик, подберезовик, масленок, подосиновик.

(Лишний рыжик, так как это пластинчатый гриб, а остальные трубчатые.)

Конкурс№ 7 Каждая команда получает карточку с заданием.

  • Перед вами названия известных грибов. Только буквы в словах перепутаны. Поставьте буквы на место. Правильный ответ-1балл.

Команда 1.

1. ОНПИНЬШАМ (шампиньон)

2. ПЕОКОН (опёнок)

3.НУШВИКАС (свинушка)

Команда 2.

1. НОПОДОСИВИК (подосиновик)

2. . РОКАЕЖСЫ (сыроежка)

2.СЛЕМАНОК (масленок)

Задание № 8.

За каждый правильно угаданный ребус можно заработать 3 балла.

(1. Подосиновик; 2. Лисичка; 3. Подберезовик; 4. Мухомор.)


Конкурс№9 «Мини – викторина» (если позволяет время).

Выписать номера верных высказываний.

1.Наука о грибах называется мифология. (Нет)

2.В лисичках никогда не заводятся черви. (Да)

3.Рекомендуется собирать грибы вблизи заводов, фабрик, автодорог. (Нет)

4.Клубеньковые бактерии – помощники бобовых растений. (Да)

5.Симбиоз – полезное сожительство организмов. (Да)

6. Грибы можно есть без кулинарной обработки. (Нет)

7.Опята – грибы, растущие на камнях. (Нет)

8. Можно употреблять в пищу незнакомые грибы.(Нет)

9.Тело шляпочного гриба состоит из шляпки, грибницы, корня, ножки.(Нет)

10.Грибы любят холодную и сухую погоду. (Нет)

11. Собирать молодые, не пораженные вредителями или плесенью грибы. (Да)

12. Грибы обрабатывают сразу после сборки. (Да)

13. Грибы полезно есть маленьким детям, пожилым людям, людям с
заболеваниями органов пищеварения, печени, почек. (Нет)

14. Гифы – это грибные нити, образующие тело гриба. (Да)

15. Можно покупать съедобные, соленые грибы на улице, у метро и в подобных местах. (Нет)

16. Мицелий является телом гриба. (Да)

Конкурс№10 «Отгадай-ка»

По горизонтали.

3. Съедобный гриб. 4. Грибокорень. 7. Часть плодового тела шляпочного гриба. 8. Бактерии, живущие в присутствии кислорода. 10. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами. 11.Олений мох.

По вертикали1. Сожительство организмов, полезное обоим.  2. Синезеленая водоросль.  4. Тело гриба.  5. Бактерии, живущие в бескислородной среде.  6.Организмы, способные создавать органические вещества из неорганических.  9.Зеленая плесень.

Ответы:

По горизонтали. 3. Шампиньон. 4. Микориза. 7. Пенек.  8. Аэробы. 10. Гетеротрофы. 11. Ягель.

По вертикали. 1. Симбиоз. 2. Цианобактрия. 4. Мицелий. 5. Анаэробы. 6. Автотрофы. 9. Пеницилл.

Конкурс№10 Интересные сообщения о грибах от каждой команды

Рефлексия

- Понравился ли вам урок?

- Кому было интересно на уроке?

- Что узнали нового?

- Что запомнили?

- Что было непонятно?

Подведение итогов.

Д/задание: (на выбор)

1.Составить кроссворд по теме « Грибы». Оформить красочно на альбомном листе.

2. Оформить красочно на альбомном листе небольшое сообщение о грибах Красной книги России.

Подведение итогов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя