СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Искусство Гжели".

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока " Искусство Гжели" для 5 класса по изобразительному искусству.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Искусство Гжели".»

Тема урока: Искусство Гжели.

Цели и задачи:

предметные:

познакомить обучающихся с гжельской керамикой, историей её происхождения, особенностью росписи, разнообразием форм посуды.

метапредметные:

формировать навыки росписи;

развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами.

личностные:

воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Формы работы учащихся: словесные, объяснительно – иллюстративные, наглядно – слуховые, метод наблюдения , репродуктивные.

Оборудование и материалы:

Иллюстрации с изображением гжельской посуды.

Схемы и таблицы с изображением гжельских узоров.

На доске новые слова (Керамика, Майолика, Фаянсовая посуда, Фарфор)

Художественные материалы.

Презентация “Гжель”.

План урока:

Беседа об истории гжельской керамики.

Знакомство с особенностью гжельской росписи, просмотр презентации к уроку.

Постановка художественной задачи.

Практическая работа.

Подведение итогов, анализ работ.

Структура и ход урока

I.Мотивация учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята!

-Садитесь!

- Я очень рада вас видеть! И надеюсь, что сегодняшний урок станет для вас удивительным путешествием в мир искусства, который подарит вам много новых впечатлений и эмоций! (проверка готовности к уроку)


II. Актуализация знаний.

1) Повторение.

- Ребята, а над какой темой мы работали всю четверть?

(-Народные промыслы.)

-А вы хорошо помните эти промыслы?

Если я правильно вас понимаю, вы готовы повторить знания, полученные на предыдущих уроках.

1. Как называются знаки, обозначающие воду, солнце, землю и т. д. (солярные знаки).

2. Орудие для ручного прядения (прялка).

3. Ей украшали рубахи вокруг ворота, по рукавам, по подолу:(вышивка).

4. Как называется главный угол в избе: (красный) .

2)Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы с вами продолжаем говорить о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. А вот о чём, вы мне скажите сами, послушав стихотворение.


Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы,

Неведомой красы,

Деревня в Подмосковье,

Прославилась теперь,

Известно всем в народе,

Ее названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете вы

Красоты такой.

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку

Легко перенесла!


-Ребята, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?( О Гжели)

-Что бы вы хотели узнать о Гжели? (Познакомиться с искусством Гжели).

-Чему мы должны сегодня научиться? (Узнать о Гжели. Об особенностях этого промысла и о приемах росписи)

  • Как вы считаете, зачем нам нужно изучение этой темы? Где нам пригодятся эти знания?

-Вам понятна тема и цели?

-Вот теперь мы можем приступить к достижению целей и задач, которые вы запланировали для себя.

-На уроке мы познакомимся с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.


III.Изучение и закрепление первичных знаний

Просмотр презентации.

На экране появляется первая заставка презентации.

-Гжель – это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит красоту, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей.

-Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.

-Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки.

-Элементы росписи – это разнообразные сеточки, прямые и волнистые линии; -усики, завитки, капельки, отводки, росчерки.

-Мазок с тенями. Мастер набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова, и в ней можно различить оттенки, постепенный переход от светлого к темному. Такой прием росписи называют «мазок на одну сторону или «мазок с тенями».

Физкультминутка

По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой

Иду по мягкой травушке

Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).

И любо мне, и весело,

Смотрю по сторонам,

Голубеньким и синеньким

Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами)


IV. Первичное осмысление и закрепление материала.

Учитель на доске показывает приемы работы кистью при выполнении основных узоров “Гжельской росписи”.

Цветы можно изобразить, используя оттенки синего цвета, можно использовать технику «капелька» (демонстрируются приемы)

Элементы гжельской росписи – «точки и прямые линии» (демонстрируются приемы)

Элементы гжельской росписи – «бордюры».

- Где лучше нарисовать бордюры, что бы завершить композицию?(демонстрируются приемы)

- Гжельская посуда будничная или праздничная?

--Что является излюбленными мотивами росписи у мастеров Гжели? (цветы, травы, птицы).

-Кто может сказать, на каком материале выполняют роспись мастера Гжели?


V.Творческая практическая деятельность.

    • Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (нанесение рисунка росписи)

    • Какие знания вам помогут достичь цели? (делать роспись с помощью таблиц)

    • Как это вы можете применить? (Использовать сравнение и анализ элементов росписи с формой предмета)

    • Какой следующий шаг? (Выполнить действия составления наброска композиции)

    • Какой следующий шаг? (Сравнить с оригиналом)


Задание .

Контурные шаблоны.

На столе лежат вырезанные из бумаги предметы быта.

- Вам необходимо придумать и нарисовать сказочный узор, применив элементы гжельской росписи.

Желаю удачи! Вам на работу 10-15 минут.


VI. Выставка работ и анализ

Ну, а теперь мы с вами зрители.

Приглашаю посетить нашу художественную галерею.

(Обучающиеся оценивают свою работу сами)

Выставка работ учащихся с рассказом о своей композиции с самоанализом ошибок построения орнамента.

Кто допустил ошибки в выборе композиции?

Кто допустил ошибки при выполнении элементов росписи?

Сделайте вывод. (Нужно ещё тренироваться в решении творческого задания).

VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Вам понравился урок?

Понравилось ли вам работать?

Где вы испытывали затруднение при работе?

В чём секрет гжельского рисунка? (Секрет гжельского синего мазка в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому.)

Как вы думаете, добились ли мы на уроке поставленных целей ( Изучили еще один промысел, научились владеть кистевой росписью?)


Домашнее задание: придумать форму вазы для цветов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!