СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Мхи"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии 5 класс. Тема: "Мхи"

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме Мхи»




Урок- практикум по теме «Мхи»


Цели: 1) образовательные – ознакомить с особенностями мхов, их строением, жизнедеятельностью, средой обитания, многообразием мхов, ролью в природе и жизни человека;

2) развивающие – продолжить формирование навыков работы с микроскопами, формирование УУД – самостоятельная постановка целей и задач урока, анализ, обобщение, сравнение, составление таблиц, работа с учебниками, работа в парах, самоанализ и самооценка;

3) воспитывающие – продолжить воспитание в детях любви к родной природе, экологической грамотности и интереса к исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: знать строение и жизнедеятельность мхов значение в природе и жизни человека

Уметь: выполнять лабораторную работу под руководством учителя, делать выводы, работать с рисунками, схемами, раздаточным материалом.

Личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, применять правила делового сотрудничества.

Метапредметные: умение ставить цели, достигать цели с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок – практикум

Формы работы: фронтальная, индивидуально-групповая в парах, лабораторный практикум.

Использованные технологии: технология проблемного диалога, ИКТ, технология деятельностного подхода, элементы исследования.

Методы: объяснительно - иллюстративный, работа с текстом учебника, работа с тетрадью, информации с интернет (Интернет – ресурсы), исследовательский, проблемный








Оборудования: а) компьютер, экран, лабораторное оборудование, раздаточный гербарный материал, коллекция торфа, таблицы, УМК Н. И.Сонина

б) распечатка инструктивной карточки лабораторной работы (приложение № 1), листы самооценки – рефлексия (приложение 2), распечатка теста (приложение №3)

Межпредметные связи: окружающий мир, география, экология, медицина.

Основные ресурсы: УМК Н. И.Сонина, учебный диск.

Ход урока

1.Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! А теперь пожелаем друг другу успеха, хорошей активной работы. Я хотела бы видеть вас в конце урока в таком же хорошем настроении, как и сейчас.

2. Актуализация знаний:

Постановка темы урока – создание проблемной ситуации:

Отгадайте загадку: 1) Мягок, а не пух, зелен – а не трава. (если не отгадают - другая загадка)

2) Я болотное растение, конопатят мною стены

3) Была зеленой травкой, выросла добавка:

с коробочкой – крошкой, да с бурой ножкой

4. Стоит елочка,

А на елке – палочка, а на палке – галочка

Галка – невеличка, как зернышко – пшеничка.

Да, конечно, мох. Значит, сегодня, мы будем говорить о чем?

Правильно, конечно же о мхах.

Тема нашего урока: «Мхи»

Что же мы должны узнать сегодня на уроке???

Формулируем задачи урока: должны предложить ученики - изучить строение, жизнедеятельность, распространение, многообразие, значение

1. Узнать местообитания мхов. Где растут?

2. Познакомиться с разнообразием мхов

3. Узнать строение мхов (лабораторная работа «Строение мха»)

4. Выяснить, какие бывают мхи? (многообразие)

5. Выяснить значение в природе и жизни человека?



3. Изучение нового материала.

1) Давайте прослушаем информацию по учебному диску. Слушаем внимательно. Как всегда значение цифр записываем.

Среди высших растений Моховидные – это обособленная и тупиковая ветвь развития. Моховидные произошли около 350 млн. лет назад от первых наземных растений – псилофитов – потомков прибрежных водорослей.

Моховидные – это многолетние растения, обычно низкорослые, от мм до нескольких см. Некоторые группы мхов, например, печеночники, имеют стелющееся вегетативное тело – таллом, у других тело расчленено и зеленовато - коричневый стебель густо покрыт узкими зелеными листьями. Корней у мхов нет.

Они приспособлены к обитанию во влажных местах. Отдел моховидных включают три группы: из которых наиболее распространены представители класса листостебельных или настоящих мхов. К ним относятся зеленые мхи – кукушкин лен и белые мхи – сфагнум.

2) Сравним то, что прослушали с текстом учебника. Работа с текстом учебника стр. 73, обсуждение. В какой природной зоне не бывает мхов? (В пустынях) Почему? (Они любят воду, а корней у них нет) Почему среди мхов нет деревьев? (Нет хорошо развитых сосудов).

Подумайте!  какие усложнения произошли в строении мхов по сравнению с водорослями? (в отличие от водорослей мхи имеют стебель и листья, за исключением ряда видов примитивных печёночных мхов, у которых тело представлено слоевищем). Настоящих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды, которыми они укрепляются в почве и всасывают воду.

В конце 18 века немецкий ученый ботаник И. Гендвич заложил основы науки о мхах – бриологию.

3) Работа с гербарием - внимательно рассмотрите гербарный материал

Кукушкин лён. Почему он так называется? (У льна такие же тонкие вытянутые стебли и листья, а коробочка мха похожа на сидящую, на ветке кукушку).

Сфагнум: (сообщение Алдар подготовил) Сфагнум содержит карболовую кислоту, обладающую бактерицидными свойствами, поэтому в торфяных отложениях хорошо сохраняются останки животных и растений. С незапамятных времен мох сфагнум использовался в народной медицине и быту народов Севера. По свидетельству древнего автора, «голландские матери кладут в колыбели ребенка сфагнум, который меняют утром и вечером, благодаря чему ребенок остаётся в замечательной сухости, удобстве и тепле»







В партизанских отрядах во время ВОВ военные медики применяли его вместо ваты при проведении хирургических операции. Он впитывает огромное количество крови, гноя. Сфагнум является источником образования торфа. Сфагнум ежегодно верхней частью побега нарастает на

3-5 см. В нижней части побег также ежегодно отмирает, но не перегнивает. Благодаря этому свойству сфагнум образует со временем мощные залежи торфа и накопления воды.  Торфяные болота занимают у нас в стране свыше 150 миллионов гектаров — больше, чем в любой другой стране мира. Торф - топливо, также используют его как удобрение, из него получают химические продукты: смолу, воск и другие

Еще какие мхи встречаются?

Моршанция: она относится к печеночным мхам. Маршанция растет во влажных местах, не занятых травой. У нее стелющееся листовидное слоевище, ризоидами прикрепленное к почве. В слоевище наблюдается разделение ткани на основную (в нижней части тела) и фотосинтезирующую (в верхней части тела) У листостебельных мхов хорошо видны стебли и мелкие зеленые листья, т.е. побеги. Есть ризоиды, которые поглощают воду из почвы и закрепляют растения Тело представлена пластинкой – талломом - уплощенный побег с листьями. Название получили из-за формы напоминающей человеческую печень.

Риччия – её разводят в аквариумах. Тело риччии состоит из вильчато разветвленного слоевища. У каких растений тело имеется еще таллом? (водорослей). На что это указывает? (на родственную связь между водорослями и мхами).

4) Строение мха: лабораторная работа – исследование: (выполняем работу по инструкции, работа в парах, используем таблицу и учебник)

Лабораторная работа: « Строение мха»

Инструкция:

1. Рассмотрите внешнее строение мха – кукушкин лен и торфяного мха – сфагнум невооруженным глазом и при помощи лупы. Найдите у них стебель, листья. На нижней части стебля кукушкиного льна небольшие выросты – ризоиды. Есть ли ризоиды у сфагнума?

2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев растений. Сравните размеры листьев. Рассмотрите один лист при помощи лупы. Одни клетки у сфагнума зеленые, поскольку их цитоплазма содержит хлоропласты. Зеленые клетки узкие. Они соединены друг с другом концами и образуют сплошную сеть. В этих клетках происходит фотосинтез, они же проводят из листьев к стеблю органические вещества. Другие, более крупные клетки находятся между зелеными клетками. Они прозрачные, мертвые, так как их цитоплазма разрушена, а сохранились только оболочки, в которых появляются отверстия.






Снаружи стебли также покрыты прозрачными мертвыми клетками. Мертвые клетки листьев и стеблей сфагнума способны поглощать воду и долго ее удерживать, постепенно отдавая живым клеткам. Благодаря этому сфагнум поглощает очень много воды (в 20—25 раз больше своей массы). 
3. Рассмотрите верхушки стеблей, найдите женские и мужские особи растений. Как вы их определите?

4. На женском растении найдите и рассмотрите коробочку со спорами. Обратите внимание на её строение. Каково биологическое значение расположения коробочки на высоте? Почему так называется кукушкин лен?

5. Сделайте вывод о строении и размножении зеленого мха – кукушкин лён и белого мха – сфагнум.

4) Физминутка (1 минута)

Цветы
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед-назад).
5. Значение мхов в природе и жизни человека?
Высушенный мох, особенно сфагнум, широко применяется в сельской местности, при строительстве домов, скотных дворов и других построек в качестве утеплителя стен и потолков. Почему мох нашёл такое применение? (гигроскопичность мха: как изолирующий материал при постройке сельского жилья; влагоемкая подстилка изо мхов выполняет организацию «промокашки»)
В военные годы при перевязке ран врачи использовали вместо ваты сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались? (гигроскопичность, и бактерицидность мха издревле использовались для лечения ран).
Экологическая роль мохообразных часто заключается в закреплении почвы, препятствии ее эрозии. Они занимают уникальную экологическую нишу, недоступную многим сосудистым растениям. Они служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных и грибов, без которых невозможны разложение отмершей органики и круговорот веществ. Влагоемкая подстилка из мхов в сухих местообитаниях выполняет функцию «промокашки», задерживающей некоторое количество влаги, не дающей ей просочиться сквозь почву, как
сквозь сито, и способствующей, таким образом, прорастанию семян других растений. Мхи способны переживать неблагоприятные условия в состоянии анабиоза и восстанавливать свои жизненные функции через месяцы, и даже годы. Эту их способность можно и нужно использовать, в частности, для реинтродукции (восстановления) в местообитания, из которых они исчезли по тем или иным причинам.

6. Закрепление. Тест.

1. Как называется раздел ботаники, изучающий мхи?

1. бриология

2. систематика

3. эмбриология

2. Какие вегетативные органы отсутствует у мхов?

1. ризоиды

2. листья

3. корни

4. стебель

3. Как происходит размножение у мхов?

1. семена

2. с помощью спор

3. корневищем

4. Какое условие окружающей среды необходимо для размножения мхов?

1. высокая температура

2. вода

3. высокое давление

5. Какой мох служит источником образования торфа?

1. кукушкин лен

2. сфагнум

3. риччия

6.Благодаря мертвым клеткам сфагнум:
а) фотосинтезирует;
б) проводит питательные вещества;

в) впитывают влагу
г) вегетативно размножается

7. При каком условии прекращается рост сфагнума?

1. при недостатке влаги

2. при переизбытке влаги

3. при недостатке солнечного света










6. Взаимопроверка

Оценка «5»- ошибок нет

«4» - 1-2 ошибки

«3»- 3-4 ошибки

«2» - 5 ошибок


7. Рефлексия:

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске по выбору:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

8. Домашнее задание: Дом.зад 14, задание №46, 48 стр.24





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!