СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме наречие как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наречие -самостоятельная часть речи. В предложении бывает обстоятельством. Признак действия, признак признака, признак предмета

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме наречие как часть речи»

Урок русского языка в 7 классе

Тема урока: Разряды наречий

Дата проведения 22.11.2012

Учитель Федосеева С.В.

Цели урока:

  1. уточнить знания детей о наречии, их отличие от других частей речи;

  2. отработать умение определять разряды наречий по значению;

  3. грамотно применять наречия в речи;

  4. продолжать развивать устную и письменную речь;

  5. обогащать словарный запас учащихся.

Содержание урока

1.Организационный момент

Давайте поприветствуем, друг друга и подарим  свои улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное - это доброе начало. Проверьте осанку. Помните:  люди с правильной осанкой всегда хорошо выглядят, они подтянуты, стройны, аккуратны.

2.Сообщение темы и цели. Игра «Составь слово»

  1. Четвертая буква в слове кузНец

  2. Эта буква пишется в корне слова прилАгательное

  3. Этой буквы нет в японском языке, поэтому они говорят: «глоза, лис, ладуга, лыба» -Р 

  4. Эта буква пишется в окончании слова  в деревнЕ

  5. Первая мягкая шипящая буква в русском алфавите – Ч

  6. Эта буква пишется в корне слова собИрались  

  7. Эта буква пишется в окончании слова борЕтся

- Какое слово у вас получилось? Правильно, наречие. Сегодня на уроке мы продолжим изучение этой части речи. А для начала небольшая ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ

  • К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие? (к самостоятельным)

  • Что наречие обозначает? (признак действия, признак другого признака)

  • Вопросы? (Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? И др.)

  • Главный морфологический признак? (неизменяемость)

  • Каким словам чаще всего примыкает наречие? (к глаголу)

  • Синтаксическая роль? (обстоятельство)

3.Устная работа

Учитель: Послушайте стихотворение и подсчитайте, сколько наречий употреблено в тексте (13 наречий)

Не заслуга быть белым,

Не достоинство – русым,

Очень трудно быть смелым,

Очень просто быть трусом.

Кто не предал России

Ради собственной славы,

Знает: трудно быть смелым,

Знает: просто быть слабым.

Знает: трудно жить крупно,

Проще – жить осторожно.

Добрым – сложно и трудно,

А недобрым – несложно.

Учитель: Прошу проверить себя (раздаточный материал)

Учитель: Как вы думаете, почему эти предложения записаны попарно?

В дали голубой замелькал парус.

Вдали послышался шум.

В начале лета было жарко.

Вначале разговор не клеился.

С начала весны установилась солнечная  погода.

Сначала надо выучить правило.

 Я шел на встречу с писателем.

Я шел навстречу ветру.

 Учитель: Что нужно знать и о чем помнить, чтобы отличить наречие от похожих на них слов?

Учитель: Как называются слова   одинаково звучащие, но разные по значению?  (омонимы)   

  1. 4. Исследовательская работа. Актуализация нового материала

Учитель: По значению наречия делятся на определённые группы, а на какие именно, вы сейчас попробуете догадаться сами.

(Учащиеся работают с таблицей. Они самостоятельно формулируют вопросы к наречиям, представленным в третьем столбике, записывают их и пробуют догадаться, к какому разряду могут относиться эти наречия).

Разряд

Вопросы

Примеры

Наречия места

Где? Куда? Откуда?

Внизу, направо, издалека

Наречия времени

Когда? Как долго?

Утром, допоздна, завтра

Наречия причины

Почему? По какой причине? Отчего?

Сгоряча, впопыхах, сослепу

Наречия цели

Зачем? С какой целью? Для чего?

Назло, нарочно, специально

Наречия образа действия

Как? Каким образом?

Громко, быстро, шёпотом

Наречия меры и степени

Насколько? В какой степени? Сколько?

Очень, слишком, чересчур

Результат самостоятельной работы заполненная схема.

Физкультминутка. Игра  “Волшебный мячик”. 

- От глагола бежать один учащийся задаёт вопрос, кидает мячик, другой учащийся ловит мяч и  отвечает на вопрос (ответ-наречие), затем он задаёт следующему учащемуся другой вопрос наречия и т. д.

  • Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.

  • Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.

  • Бежать (куда?) вперед, назад, вниз.

  • Бежать (откуда?) издалека.

  • Бежать (как?) быстро, медленно.

  • Бежать (зачем?) специально.

  • Бежать (почему?) с перепугу, со страха.

5. Упражнения на закрепление

Учитель: Разряд наречия – это и есть его постоянный морфологический признак. Ученыелингвисты отмечают, что наречий образа действия и меры  и степени примерно 6 тысяч и их количество активно пополняется. А остальные группы включают чуть более 260 слов и их число почти не растет.

А теперь вы самостоятельно попробуете определить разряд наречий, но прежде вы должны заменить фразеологический оборот наречием.

Фразеологизм

Наречие

Разряд

Положа руку на сердце

Искренне, честно

Образа действия

У чёрта на куличках

далеко

наречие места

Битый час

долго

наречие времени

Бок о бок

рядом

наречие места

Душа в душу

дружно

наречие образа действия

Кот наплакал

мало

наречие меры и степени

Ни свет ни заря

рано

наречие времени

Рукой подать

близко

наречие места

Черепашьим шагом

медленно

наречие образа действия

Учитель: А сейчас пододвиньте к себе ноутбуки и выполните предложенное задание.(учащиеся работают с электронным модулем, учитель проверяет правильность выполнения).

Ещё одно творческое задание поможет вам лучше запомнить разряды наречий. У вас на столах есть карточки с русскими пословицами, но в них не хватает слов. Заполните, пожалуйста, карточки в соответствии с заданными вопросами. (проверка результатов индивидуальная и совместная)

  1. На одного сердит, а на другого (как?) косо глядит.

  2. Радости (как долго?) быстро забываются, а печали никогда.

  3. Не откладывай на завтра то, что можно сделать (когда?) сегодня.

  4.  (где?) Дома и стены помогают.

  5. Едет не скоро, да (как?) споро.

  6. Все (с какой целью?) назло да наперекор, да людям в укор.

  7. На одном полозе (куда?) далеко не уедешь.

Учитель: Что нового мы узнали сегодня про наречие? За работу на уроке получают оценки следующие учащиеся…

Домашнее задание - §14 упр.206








Урок русского языка

Тема: «Наречие как часть речи»

Образовательные цели и задачи:

  • сформировать устойчивое представление о наречии и его соотнесённости с другими частями речи;

  • выделить отличительные признаки наречия как части речи (грамматическое значение, главному морфологическому признаку – неизменяемости, синтаксической функции;

  • выяснить, что обозначают наречия, какова функция наречий в высказывании;

  • совершенствовать умение работать с текстом, понимать текст, сжимать текст;

Развивающие цели и задачи:

  • развивать творческие и исследовательские способности учащихся;

  • развивать умение правильно произносить наречия;

  • расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий.

Воспитательные цели и задачи:

  • на материале текстов создать условия для воспитания любви к родной природе;

  • способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры ответа;

  • воспитывать интерес к изучению предмета.



ХОД УРОКА


I. Организационный момент (3 мин).

  • Здравствуйте! Садитесь. Запишите, пожалуйста, число, классная работа.

  1. Орфоэпическая разминка (3 мин). Списать слова в тетрадь, поставить ударение. (Проверка: учитель читает слово, ученики проверяют, ставят «+» или «-«, читают хором.

Слайд №3

Навзничь, надолго, красивее, наотмашь, задолго, насухо, запросто, назло.

- Какой словарь нам поможет не допустить ошибку и проверить себя? (орфоэпический).

  1. Актуализация (5 мин).

  2. Целеполагание. Ввод в тему. (7 мин).

Учитель (Целеполагание):

- Сегодня нас будет интересовать часть речи (последняя из самостоятельных ЧР, которую мы ещё подробно не рассматривали). Эта часть речи в силу морфологических и словообразовательных особенностей является, пожалуй, одной из самых сложных для усвоения. Чтобы сформулировать тему урока и то, какая перед нами часть речи, давайте, рассмотрим тексты, сопоставим их, определим, в чём их содержательная разница. (карточка № 4)

  1. Ввод в тему. Наблюдение (7 мин).

Сопоставьте тексты. Какой дополнительный смысл в сообщение вносят выделенные слова?

Слайд № 6

Пели птицы. За домом журчало горло дрозда-дерябы. Цвинькали синички. Куковала кукушка. Её голос был печален и светел.




Учитель:

- В чём различие текстов?

- Почему второй текст показался вам красивее, выразительнее?


Радостно и отрешённо пели вокруг птицы. Прямо за домом раскатисто, многоколенно журчало горло дрозда-дерябы. Тут и там застенчиво и озорно цвинькали синички. И где-то вдали ясно и чисто куковала кукушка. Её голос был печален и светел.


Ответ учеников:

- Наречия «украшают» текст, «живописуют» действие, уточняют значения других частей речи, в тексте художественного стиля являются ярким изобразительно-выразительным средством.

Слайд № 7 (тема, цель урока и вопросы-задачи урока)

- Какова же тема нашего урока?

Тема урока: «Какие слова являются наречиями?»

Учитель:

- Запишем тему урока

Слайд № 8 -Какова цель урока? Сформулируйте, опираясь на тему и разобранные примеры.

Ответ учеников:

- Мы должны вспомнить, какие части речи можно считать наречиями, каковы грамматические признаки наречий, на какие вопросы отвечает эта часть речи. Каков главный грамматический признак наречия?

Учитель добавляет:

- Собираем «Портфолио наречия».

Слайд № 9 (появляются вопросы, на которые мы должны ответить в ходе урока, эти вопросы есть у вас на проектных картах)

  1. К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие?

  2. Чем наречие отличается от других самостоятельных частей речи?

  3. Что наречие обозначает? На какие вопросы отвечает?

  4. Какой главный морфологический признак имеет наречие?

  5. К каким словам чаще всего примыкает наречие?

  6. Каким членом предложения обычно бывает наречие?



VI. Освоение нового материала в процессе групповой работы (10 мин.).


Выполнение упражнений


Карточка-задание 3 группы:


Поработайте с фразеологизмами, подобрав к ним нужное наречие-синоним. Выберите наречие из слов для справок. К одному из фразеологизмов нарисуйте рисунок.

Положа руку на сердце


У черта на куличках


Рукой подать


Как в аптеке


Черным по белому


Битый час


Бок о бок


На вес золота


Душа в душу


На всю Ивановскую


Слова для справок: Рядом. Близко. Честно. Далеко. Долго. Очень громко. Точно. Дружно. Ясно. Дорого.


Дополнительное задание: Выполните творческое задание:

  • Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия, подчеркните их как члены предложения.

Был полдень ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ________ двигалась с запада на восток. ________ подул ветер. Молодая березка ________ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _________ заметались птицы.


Физкультминутка.

Используем для разминки наречия: вверх, вправо, вниз, вперёд.


VII. Представление работы групп. Защита проектов (15 мин.).

Учитель напоминает:

- Во время выступления групп не забывайте заполнять свои проектные карты.

VIII. Лексическая разминка.

Я вам хочу рассказать о происхождении фразеологизма «На всю Ивановскую»


Слайд №12

В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обменивались слухами и новостями. Вступая в торговые сделки. Тут же (ведь ни газет, ни радио тогда не было) «площадные подьячие» и глашатаи громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали указы и приказы.

Так и закрепилось в языке выражение для обозначения особенно громкого крика.

Слайд №13

Проверим творческое задание:

Был полдень, сильно палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая грозно двигалась с запада на восток. Внезапно подул ветер. Молодая березка тотчас затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, неожиданно раздался первый удар грома. Спеша укрыться, испуганно заметались птицы.


  • Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий.


X. Итоги урока

Слайд №14

- Что вы сегодня узнали на уроке?

-Что такое наречие?

-На какие вопросы отвечает наречие?

-С какими словами связано в предложении?

-Каким членом предложения является?


XII. Тестовое задание. У каждого учащегося тест на парте и высвечивается на экране, затем самопроверка, ответы на слайде.

Слайд №15-18


1.Какие слова являются наречиями?

А) третий

Б) тройка

В) трижды

Г) три

2.Отметьте словосочетания с наречиями:

А) думать о многом

Б) умный брат

В) действовал уверенно

Г) пришел в школу

3.Отметьте, где выделенная буква не является словосочетанием

А) братство

Б) окно

В) хорошо

Г) богатство

4.Отметьте синоним фразеологизма «Во всю Ивановскую»

А) далеко

Б) честно

В) хорошо

Г) громко

Оценки за урок. Домашнее задание.

7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!