№ время | Этап, вопросы учителя. | Задание | Форма деят-сти |
1 (1мин) | Орг. момент. Здравствуйте, садитесь! | | |
2 (3мин) | Разминка. | Ребята, у каждого из вас на столе лежит конфета. Пожалуйста, поделитесь этой конфетой со своим товарищем справа, сколько конфет стало у каждого из вас? (одна) А теперь придумайте очень хорошее ласковое слово для соседа слева, запишите его на двух бумажках, лежащих радом, и одну отдайте соседу. Сколько хороших слов у вас стало? (две) А урок я хочу начать со слов знаменитого писателя Бернарда Шоу: «Если я вам дам одну конфету и вы мне дадите одну конфету, то у нас и будет по 1 конфете, а вот если я вам дам одну мысль и вы мне дадите одну мысль, то у нас уже будет целых две мысли»! Поэтому сегодня у нас урок-исследование. Вы представители двух ученых советов, которые, я надеюсь, подарят мне множество свежих и креативных идей! | Индивидуальная. |
3 (11 мин) | Актуализация знаний, формулирование темы и цели. На столах у вас лежат предложения, в которых пропущены слова, эти слова даны отдельно, вставьте их в предложения, как вы считаете нужным. Объясните постановку знаков препинания, докажите ее правильность. Со словами какой части речи вы работали? Почему вы решили, что перед вами предлоги? Что вы знаете о предлогах? Чем предлоги отличаются от самостоятельных частей речи? А вы уверены, что все эти слова предлоги? Какое слово вызвало затруднение? Давайте выпишем словосочетание, в которое входит слово ВПЕРЕДИ и попробуем его разобрать. | В каком случае это слово можно заменить, не меняя смысла словосочетания? | В каком случае я могу определить синтаксическую роль слова? | Так в каком случае у нас был предлог, а в каком другая часть речи? Что случилось с наречием? (перешло в предлог) | 1 группа | 2 группа | Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека который шел впереди них | Он разорвал руками себе грудь, и вырвал из нее свое сердце, и высоко поднял его над головой, и пошел впереди. | Но им стыдно было сознаться … бессилии, и вот они … злобе и гневе обрушились … Данко, человека который шел … них. | Он разорвал руками себе грудь, и вырвал … нее свое сердце, и высоко поднял его … головой, и пошел …. | В, В, НА, ВПЕРЕДИ | ИЗ, НАД, ВПЕРЕДИ | Шел впереди них (впереди кого?) | Пошел впереди (где?) | Шел перед ними | Пошел впереди | - | Обстоятельство | | Групповая Оценка 1 |
| Попробуйте сформулировать тему нашего урока. В чем необходимость изучения данной темы? | Тема: Производные и непроизводные предлоги Цель: научиться отличать производные предлоги от непроизводных, находить производные предлоги в тексте. | |
4. (5 мин) | Работа с учебником. Откройте учебник на странице 139. Прочитайте параграф, составьте схему, попытайтесь отразить отличительные особенности предлогов. | Предлог Производные Произошли от наречий, глаголов, существительных | Непроизводные Похожи на буквы и слоги В,на,за,у,по,о,перед, | | Групповая Оценка 2 |
5. (3 мин) | | Физминутка | |
5 (5мин) | Закрепление имеющихся знаний Посмотрите на предложения, замените предлоги. Изменился ли смысл предложений? В каком предложении заменить предлог было невозможно? Почему? Сделайте вывод. (производный предлог можно заменить на непроизводный и наоборот) | 1 группа | 2 группа | Попробуйте заменить предлоги непроизводные на производные. Жили на земле в старину одни люди, жили они у непроходимого леса. И ослабели люди из-за страха, который родился в них. «Вставайте, пойдем в лес и пройдем через него, ведь имеет же он конец!» А он шел впереди и был бодр и ясен. | Попробуйте заменить предлоги производные на непроизводные Жили на земле в старину одни люди, жили они около непроходимого леса. И ослабели люди вследствие страха, который родился в них. «Вставайте, пойдем в лес и пройдем сквозь него, ведь имеет же он конец!» А он шел впереди и был бодр и ясен. | | Групповая Оценка 3 |
6 (5 мин) | Замените выделенные слова предлогами. Определите синтаксическую роль выделенных слов. Постарайтесь задать к ним вопрос. В каком случае не получилось это сделать? Почему? Сделайте вывод. (предлог меняется на предлог, а наречие нет; к предлогам не задашь вопрос и не определишь их синтаксическую роль) | Определите синтаксическую роль выделенных слов. И деревья казались живыми, простирающими вокруг свои корявые длинные руки. А он шел впереди них и был бодр и ясен. | Определите синтаксическую роль выделенных слов И деревья казались живыми, простирающими вокруг людей корявые длинные руки. А он шел впереди и был бодр и ясен. | | Оценка 4 |
7 (3 мин) | Обобщение. Сделайте вывод. | Какие предлоги называются производными и непроизводными? Назовите признаки производных предлогов и их отличия от самостоятельных частей речи. Ребята, а вам знакомо произведение, из которого взяты предложения для урока? | Фронтальная |
8 | Рефлексия. Давайте подведем итог нашему занятию! | Сегодня я узнал... Было интересно... Было трудно... Теперь я могу... | |
9 | Домашнее задание. | Стр.140 упр 339 Продолжите рассказ: «Однажды поспорили производные и непроизводные предлоги, кто важнее…» Понаблюдайте за речью окружающих и выясните, предлоги какой группы употребляются чаще? | |
10 | Ну что ж! наш ученый совет можно считать закрытым! Спасибо за работу сдайте листы самооценки | | |
11 | Дополнительная игра. Игра изобразите мимикой предлоги | Около, мимо, через, перед, над, о, у | |