Тема: «Общая характеристика царства Животные» 5 класс
Цели:
Образовательные:
- Изучить признаки царства Животные, расширить представления учеников о живой природе
Развивающие:
- Развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли.
- Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически.
Воспитательные:
- Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к животным.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Учащиеся знакомятся с общей характеристикой царства Животные, разнообразием животного мира; учатся выделять существенные признаки животных, находить сходство и отличие в строении клеток растений и животных, различать животных среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладевают умением объяснять роль животных в природе, обосновывать необходимость охраны животного мира.
Метапредметные:
Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за животными, классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к царству Животные; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о животных в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках и интерпретировать ее, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Личностные:
Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животными их охраны, понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы, учащиеся формируют правила поведения в природе, развивают умения слушать и слышать другое мнение.
УУД:
Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы);нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая само регуляция в ситуации затруднения.
Познавательные УУД: поиски выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.
Основные понятия урока: царство Животные, животный мир, охрана животных, Красная книга, заповедники, ограниченный рост, зоология, симметрия тела.
Ресурсы: УМК :Биология 5-6, линия жизни В.В. Пасечник, презентация,
Оборудование: презентация, таблицы, карточки с текстом с пропущенными словами для учащихся, картинки с представителями разных классов живой природы (приложение 3).
Методы: проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, проектный
Ход урока
Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку (учебник, тетрадь, письменные принадлежности на столах), проверка отсутствующих.
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей.
II. Актуализация знаний
- Последние несколько уроков мы с вами изучали царство каких живых организмов…? (растений)
- Давайте с вами вспомним классификацию растений и составим схему всех групп, на которые разделяются растения. Кто желает?
Работа со схемой у доски:
Один ученик составляет схему на доске. Вместе проверяем , правильно ли составлена схема.
Дать понятии:
Низшие растения – растения, тело которых не разделено на органы.
Высшие растения – растения, тело которых образовано органами.
-Почему водоросли относят к низшим растениям?
Водоросли. У них нет настоящих листьев, стеблей и корней. Их тело не разделено на органы, и его называют слоевищем.
Мхи имеют стебли и листья, но у них нет корней .
Папоротники. У них есть листья, корни и стебли, а цветов и плодов у них нет.
Хвойных растений . У них не бывают цветов, а вместо плодов у них шишки .
Цветковых . Они имеют корни, стебли, листья, цветы и плоды.
Изучение Новой темы
- Ребята, что мы с вами изучаем на биологии последние несколько уроков? – (Царства живой природы).
- Сколько царств живой природы вы знаете? – (четыре)
- Подскажите, Какие Царства живой природы мы уже изучили? (Называют царства Бактерий, Грибов, Растений)
- А давайте скажем, чем они отличаются друг от друга? Выделите один главный признак каждого из царств.
царства
БАКТЕРИИ ГРИБЫ РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ
(нет ядра) (грибница) (есть хлоропласты) (нет хлоропластов)
- С представителями какого царства мы еще не знакомились подробно? – (Царство Животные)
- А какова же тема сегодняшнего урока?–(Царство Животные). Откройте свои тетради и запишите тему урока – «Общая характеристика Царство Животные».
- А что мы можем узнать об этом царстве? (формулируют цель и задачи урока
Задачи:
1. Выделить особенности строения животных;
2. Рассмотреть способы питания животных;
3. Сравнить царства растений и животных;
4. Узнать о способах охраны животных.
III. Изучение нового материала
Общая характеристика царства Животные
- Может быть, на примере предыдущих царств вы сможете сформулировать характеристики царства животных. Давайте попробуем.
-Не все характеристики назвали, давайте поработает с текстом параграфа. У вас на столах есть листы с незаконченными предложениями. Вам предстоит, используя текст учебника на стр. 88, вставить ключевые слова и у вас получится рассказ о Царстве «Животные».
По окончании работы фронтальная проверка по отдельным предложениям.
Задание № 1
Первые животные возникли в море около1,5 млрд лет назад. Известно около 2 млн. видов современных животных. Животные отличаются 1) внешним и внутренним строением (одни покрыты шерстью, другие – перьями, третьи – чешуёй, у четвертых есть раковина, а у многих вообще нет твердых частей тела), 2) размерами, 3) образом жизни.
Все животные имеют общие признаки. Животные используют готовые органические вещества (питаются бактериями, растениями, грибами и другими животными или их остатками). Такой способ питания называется гетеротрофным (питание готовыми органическими веществами).
Рост животных прекращается после определенного периода развития.
Многие животные активно передвигаются: ползают, прыгают, бегают, летают, плавают. Но есть среди животных и малоподвижные виды.
Теперь мы с вами можем перечислить признаки характерные именно царству, которое мы начали изучать:
1 гетеротрофы по способу питания,
2 имеют ограниченный рост (не растут всю жизнь),
3 большинство животных ведут активный образ жизни,
4 многие животные добывают пищу и ищут укрытия,
5 большинство животных заботятся о потомстве,
давайте запишем в тетрадь.
А теперь мы с вами немножко отдохнем :
на экране вы видите ребусы в них зашифрованы животные, ваша задача не только их угадать, но и назвать в какой среде обитает это животное. Давайте по порядку. (СРЕДЫ ЖИЗНИ КАРТИНКА
Муравей, черепаха, тигр, рыбы, бегемот, акула, бабочка, крот
А теперь вернемся к нашему уроку
Многообразие и широкое распространение животных на Земле.
- Все животные, населяющие нашу планету, составляют её животный мир. Животных объединяют в группы на основе их родства и сходства.
Задание № 2 Посмотрите на рис. 53 стр. 89 и используя ключевые слова, составить рассказ, ответив на вопрос «О чем может рассказать «эволюционное древо Царства Животные»?
Ключевые слова: эволюционно молодые группы, эволюционно старые группы, сложно устроенные организмы, просто устроенные организмы, нижние ступени эволюции, верхние ступени эволюции, происхождение
Примерный рассказ : Эволюционно старые группы организмов находятся внизу схемы, на нижних ступенях эволюции, это одноклеточные, они просто устроены. Эволюционно молодые группы организмов находятся вверху схемы, занимают верхние ступени эволюции – это млекопитающие и птицы, они имеют самое сложное строение.
- Мы с вами познакомились с царством «Животные» и теперь я вам предлагаю провести мини исследование.
- Пользуясь составленным вами рассказом, в парах заполните таблицу на приготовленных для вас листах.
Сравнительная характеристика растений и животных
Признаки | Растения | Животные |
Сходство |
Строение | Имеют клеточное строение |
Жизнедеятельность | Питаются, дышат, растут, размножаются, стареют, умирают |
| Различия |
Питание | Автотрофы – фотосинтез (есть хлоропласты в клетке) | Гетеротрофы – питаются готовыми органическими веществами (нет хлоропластов) |
Движение | Неподвижны | Большинство – активно передвигаются |
Рост | Растут в течение всей жизни | Растут до определенного возраста |
а теперь давайте проверим:
кто не допустил не одной ошибки и справился на «5»?
У кого 1 ошибки, тот правился на «4»?
У кого 2 ошибки –это только оценка «3»
У кого больше 3 ошибок , тот не справился с заданием
Поднимите руку у кого нет ни одной ошибки, у кого 1, у кого две, а кто совсем не справился с заданием.
А теперь вернемся к задачам нашего урока:
1 - выделили; 2 – сравнили; 3 – рассмотрели. А о чем мы еще не узнали?
Не определили значение животных и не узнали о способах охраны животных.
Проблема:
Почему нам важно сохранять и оберегать животных нашей планеты?
- Почему нам необходимо охранять представителей животного мира? (ответы учащихся о влиянии человека на природу).
- Вы когда-нибудь слышали словосочетание Красная книга? О чём она?
Демонстрация Красной книги из школьной библиотеки.
- На рис. 57 стр. 92 вы видите некоторых животных, занесенных в Красную книгу. Сейчас мы послушаем сообщение о Красной книге.
Учитель: ребята, а как мы с вами охраняем природу? (ответы учащихся).
Охрана природы имеет огромное значение.
Просмотр клипа на песню О. Газманова «Красная книга».
Сейчас мы с вами выполним задание №4 «Перепутаница»
на закрепление материала. Вам необходимо выделить Признаки царства Животных и Растений ( если вы считаете, что признак относится к царству животных, то вы поднимаете правую руку ,
признак царства растений – левую руку)
Задание №4
«Перепутаница»
(признак царства животных - поднимаем правую руку, признак царства растений – левую руку)
Неограниченный рост
Автотрофы
Активный образ жизни
Ограниченный рост
Гетеротрофы
Органы: корень и побег
Органы чувств
Защита о потомстве
Хлоропласты
10. Бывают многолетними
V. Наш урок подходит к концу , давайте запишем домашнее задание , которое вы видите на слайде
VI. Рефлексия (фронтально)
Я предлагаю вам вспомнить тему и задачи урока, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
Продолжите предложение:
Я знал …
Я узнал …
Я хочу знать …
Поднимите пожалуйста карточку того цвета как вы себя на уроке:
Зеленый – Все понял(а) Красный – Многое было непонятно Желтый - Понял, но не все Оценить учащихся и сами оценят своих одноклассников |
Наш замечательный необычный урок хотелось бы закончить следующим
высказыванием, которое, на мой взгляд, идеально подходит к нашему уроку:
- Видение красоты животных воспитывает чувство любви к природе, доброту, учит
видеть и слышать прекрасное. Я думаю что вы со мной согласитесь. Спасибо за урок
Приложение
Задание № 1.Общая характеристика Царства Животные
Первые животные возникли __________ около _________ лет назад. Известно около _________ видов современных животных. Животные отличаются:
1) ________________ __________________(одни покрыты ____________, другие – ____________, третьи – _______________, у четвертых есть _____________, а у многих вообще нет ______________________________),
2) _________________________,
3) _________________________.
Все животные имеют общие признаки. Животные используют готовые органические вещества (питаются _______________, _______________, _____________ и __________________________ или _______________). Такой способ питания называется __________________ (питание готовыми _______________веществами).
Рост животных ______________ после определенного периода развития.
Многие животные ____________ передвигаются: ___________, _____________, ______________, ______________, ______________. Но есть среди животных и _______________виды.
Задание № 2 Посмотрите на рис. 53 стр. 89 и используя ключевые слова, составить рассказ, ответив на вопрос «О чем может рассказать «эволюционное древо Царства Животные»?
Ключевые слова: эволюционно молодые группы, эволюционно старые группы, сложно устроенные организмы, просто устроенные организмы, нижние ступени эволюции, верхние ступени эволюции, происхождение
Задание № 3. Сравнительная характеристика растений и животных
Признаки | Растения | Животные |
Сходство |
Строение | |
Жизнедеятельность | |
| Различия |
Питание | | |
Движение | | |
Рост | | |
Задание №4 «Перепутаница» (признак царства животных - поднимаем правую руку, признак царства растений – левую руку)
Ученику необходимо выделить Признаки царства Животных и Растений:
Неограниченный рост
Автотрофы
Активный образ жизни
Ограниченный рост
Гетеротрофы
Органы: корень и побег
Органы чувств
Защита о потомстве
Хлоропласты
10. Бывают многолетними
Технологическая карта урока
Предмет | Биология |
Класс | 5 |
Тема урока | Общая характеристика царства животные |
Учебник | «Биология» 5 класс под ред. В.В. Пасечника. Изд-во «Просвещение» |
Смысловые блоки, содержание | Представление о животных; Разнообразие животных; Признаки животных; Роль животных в природе Охрана животных |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цель урока | Формирование представлений о животных как царстве живой природы, их разнообразии, признаках животных; роли в природе, охране животных ,связях с растениями и другими живыми организмами. |
Задачи по содержанию | Образовательные: - Изучить признаки царства Животные, расширить представления учеников о живой природе Развивающие: - Развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. - Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Воспитательные: - Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к животным. |
Формы организация учебной деятельности | Индивидуальная, парная, групповая. |
Методы обучения и познания | Словесные (фронтальная беседа, диалог), иллюстративно-словесный (работа с ЭОР), практический (поиск информации), дедуктивный (анализ, применения знаний, обобщение) |
Планируемые результаты | Правильно использовать в речи биологические термины, устанавливать взаимосвязи, рассуждать и делать выводы, слушать собеседника и вести диалог; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей. |
Планируемые результаты изучениятемы (требования к уровню подготовки) | Предметные: Учащиеся знакомятся с общей характеристикой царства Животные, разнообразием животного мира; учатся выделять существенные признаки животных, находить сходство и отличие в строении клеток растений и животных, различать животных среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладевают умением объяснять роль животных в природе, обосновывать необходимость охраны животного мира. Метапредметные: Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за животными, классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к царству Животные; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о животных в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках и интерпретировать ее, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. Личностные: Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животными их охраны, понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы, учащиеся формируют правила поведения в природе, развивают умения слушать и слышать другое мнение. УУД: Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы);нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая само регуляция в ситуации затруднения. Познавательные УУД: поиски выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера. |
Домашнее задание | Прочитайте п.22 в учебнике. 2. Выберете задание: Составьте кроссворд о признаках животных (5 слов); Подготовьте презентацию «Значение животных в жизни человека». |
Содержание этапов урока
Этап урока, цели и задачи | Время, мин | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
1.Организационный проверка готовности обучающихся их эмоционального настроя на работу, включение в деятельность на личностно значимом уровне Итог: настрой на работу | 1 мин. | Приветствие Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш. | Осуществляют самопроверку готовности к уроку | |
2. Актуализация опорных знаний урока. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала. Выявление типичных ошибок и пробелов в ЗУН для дальнейшей коррекционной работы Итог: определение степени усвоения учащимися материала | 5 мин | Начнем урок с проверки ваших знаний и умений по прошлой теме: -последние несколько уроков мы с вами изучали царство каких живых организмов…? - Давайте с вами вспомним классификацию растений и составим схему всех групп, на которые разделяются растения? | Обучающиеся отвечают на вопросы Работа со схемой Один ученик составляет схему на доске. Вместе проверяем , правильно ли составлена схема. | |
3. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности Формулирование темы и учебных задач урока | 5 мин. | - Ребята, что мы с вами изучаем на биологии последние несколько уроков? - Сколько царств живой природы вы знаете? – - Какие Царства живой природы мы уже изучили? - А давайте скажем, чем они отличаются друг от друга? Выделите один главный признак каждого из царств. - С представителями какого царства мы еще не знакомились подробно? – - А какова же тема сегодняшнего урока? 2 )Организация формулирования темы и цели урока | Отвечают на вопросы и составляют схему на в тетради 2.)Формулируют тему урока. Формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания. Планируют способы достижения цели. Отвечают на вопросы | Схема : Царства живых организмов |
4. Изучение нового материала (усвоение новых знаний и умений и способов действий) с первичным закреплением знаний, проверкой применения знаний и умений в новой ситуации. | 10 мин | Организует учебную деятельность, объясняет новый материал. Работа с учебником и листами с незаконченными предложениями 1)-Может быть, на примере предыдущих царств вы сможете сформулировать характеристики царства животных? 2.)перечислить признаки животных, используя рассказ и записать их в тетрадь | 1)Работают с учебником параграф и листами с незаконченными предложениями 2) перечисяют признаки животных, используя рассказ | 1)используя текст учебника на стр., вставляют ключевые слова в текст, получая рассказ о « Царстве Животных» 2) записывают в тетрадь признаки животных |
Пауза для релаксации | 3 мин. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Показ ребусов, в которых зашифрованы животные, ваша задача не только их угадать, но и назвать в какой среде обитает это животное. | Отгадывают ребусы и называют среду , в которой обитает данное животное | Муравей, черепаха, тигр, рыбы, бегемот, акула, бабочка, крот |
| 10 мин. | 3) Задание работаем в парах -Посмотрите на рис. 53 стр.89 и используя ключевые слова, составить рассказ, ответив на вопрос «О чем может рассказать «эволюционное древо Царства Животные»? 4) - Мы с вами познакомились с царством «Животные» и теперь я вам предлагаю провести мини исследование. -Пользуясь составленным вами рассказом, в парах заполните таблицу на приготовленных для вас листах. 5) Проблема: Почему нам важно сохранять и оберегать животных нашей планеты? - Почему нам необходимо охранять представителей животного мира? (ответы учащихся о влиянии человека на природу). - Вы когда-нибудь слышали словосочетание Красная книга? О чём она? Демонстрация Красной книги из школьной библиотеки. - На рис. 57 стр.92 вы видите некоторых животных, занесенных в Красную книгу. -Послушаем сообщение ученицы о Красной книге. -Просмотрим клип на песню О. Газманова «Красная книга». | 3)Выполняют задание, используя ключевые слова: эволюционно молодые группы, эволюционно старые группы, сложно устроенные организмы, просто устроенные организмы, нижние ступени эволюции, верхние ступени эволюции, происхождение 4 )Заполняют таблицу в парах на приготовленных листах 5) Отвечают на вопросы , слушают сообщения ученицы и смотрят клип О. Газманова о Красной книге, делают выводы | 3)Рассказ: Эволюционно старые группы организмов находятся внизу схемы, на нижних ступенях эволюции, это одноклеточные, они просто устроены. Эволюционно молодые группы организмов находятся вверху схемы, занимают верхние ступени эволюции – это млекопитающие и птицы, они имеют самое сложное строение. 4) таблица « Сравнительная характеристика растений и животных» 5) сообщения ученицы и клип О. Газманова о Красной книге, делая вывод о том, что охрана природы имеет огромное значение |
5.Закрепление материала | 2 мин. | Выполнить задание : «Перепутаница», где необходимо выделить Признаки царства Животных и Растений. (признак царства животных - поднимаем правую руку, признак царства растений – левую руку) Ученику необходимо выделить Признаки царства Животных и Растений. | Выполняют задание (признак царства животных - поднимаем правую руку, признак царства растений – левую руку) | Задание «Перепутаница»: -Неограниченный рост -Автотрофы -Активный образ жизни -Ограниченный рост -Гетеротрофы -Органы: корень и побег -Органы чувств -Защита о потомстве -Хлоропласты -Бывают многолетними |
6.Домашнее задание | 2 мин. | Подводит итог урока, предлагает дифференцированное домашнее задание. | Обучающиеся выбирают домашнее задание из предложенных вариантов. Записывают задание в дневник. | Прочитайте п. 22 в учебнике. 2. Выберете задание: Составьте кроссворд о признаках животных (5 слов); Подготовьте презентацию «Значение животных в жизни человека». |
7.Рефлексия | 2 мин. | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. | – Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизод урока, высказывают оценочные суждения. | Продолжите предложение: Я знал … Я узнал … Я хочу знать … Выбрать цвет светофора, который соответствует Зеленый – Все понял(а) Красный – Многое было не понятно Желтый- Понял, но не все |