СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Опыление. Оплодотворение."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  в 6 классе по теме "Опыление.Оплодотворение."

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Опыление. Оплодотворение."»

6 класс

Тема урока: Опыление. Оплодотворение.

Цели:

Образовательная

Познакомить учащихся с процессом опыления у цветковых растений, рассмотреть способы опыления. Дать понятие о двойном оплодотворении и его значении для образования плодов и семян.

Развивающая

Развивать умение выделять главное, сравнивать способы опыления, самостоятельно работать с текстом учебника.

Воспитательная

Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока – Изучение нового материала

Оборудование: учебник, тетрадь, проектор, раздаточный материал.

Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые.

Ход урока

I.Организационный этап

Приветствие. Психологический настрой.

II. Актуализация опорных знаний

Тест

  1. Околоцветник-это совокупность ...

А.Лепестков

Б. Чашелистиков и лепестков

В.Тычинок

Г.Пестиков

2.Завязь это

А.Часть тычинки

Б.Часть пестика

В.Часть цветоножки

Г.Часть листа

3.Пыльовое зерно это часть …

А.Столбика

Б.Чашелистика

В.Тычинки

Г.Завязи

4.Какого пола тычиночные цветки?

А.Мужские

Б.Женские

В.Обоеполые

5. Цветок развивается из:

А.Любой почки                                  

 Б.Генеративной почки                      

В.Стебля с листьями

Г. Вегетативной почки

6.Главные части цветка это-

А.Пестик и венчик

Б. Венчик и тычинки

Г.Пестик и тычинки

Д.Венчик и чашелистик

7.Цветок развивается на:

А.Тычинке

Б.Цветоножке

В. Пестике

Г.Чашелистике

8.Главные части цветка защещены:

А.Уветоножкой

Б.Венчиком

В.Завязью

9.Тычинка состоит из:

А.Завязи и пыльника

Б.Пыльника и чашелистиков

В.Тычиночной нити и пыльника

В.Пыльника и венчика

10.Пестик состоит из:

А.Рыльца, столбика и завязи

Б.Тычиночной нити, завязи и венчика

В.Пыльника, столбика и рыльца

Г.Столбика, завязи и пыльцы


III. Изучение нового материала

(Рассказ учителя сопровождается просмотром презентации)

1.Опыление. Виды опыления цветковых растений

Опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Различают перекрестное опыление и самоопыление


При самоопылении происходит перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика в пределах одного и того же цветка.

В природе самоопыление происходит редко, зачастую еще в бутонах, до раскрытия цветка (пшеница, горох, фасоль, фиалка, томат). Главное преимущество самоопыления — оно не зависит от погодных условий и насекомых, поэтому осуществляется при любых условиях. Не все обоеполые цветки являются самоопыляющимися. Большинство растений дают полноценные семена только при перекрестном опылении.

Опыление, при котором пыльца тычинок одного цветка попадает на рыльце пестика другого, называют перекрестным. Перекрестное опыление осуществляется насекомыми и ветром. Реже – птицами, летучими мышами и водой. Строение цветков насекомоопыляемых растений разнообразно (вишня, слива, яблоня, сирень, роза и многие другие).

1.1 Работа с текстом учебника.

Выписать признаки насекомоопыляемых цветков.

Ответ: Они имеют ярко окрашенный или белый венчик и сильный запах, цветки  крупные или собраны в соцветия , имеют особое строение пыльцевых зерен.)

Запах цветков и их яркая окраска привлекают насекомых. Пчелы, шмели, мухи, бабочки, жуки и муравьи питаются пыльцой и нектаром цветка. Нектарники, расположенные в глубине цветка, выделяют нектар до тех пор, пока цветок не завянет. Тело насекомого, пытающегося добраться до нектарников, обильно покрывается пыльцой. Перелетая с одного цветка на другой в поисках пищи, они переносят прилипшую к их телу пыльцу с тычинок одних цветков на рыльца пестиков других.

Опыление ветром возникло в процессе эволюции как приспособление к неблагоприятным условиям. Надежда на немногочисленных тогда мух, бабочек, пчел и других насекомых была слабой. Позже насекомых стало больше. Но наряду с насекомоопыляемыми растениями, существуют опыляемые ветром. Это многие злаковые травы лугов, степей и саванн, обитатели леса (береза, ольха, осина, дуб, орешник), пустынь и полупустынь (полыни, солянки)

1.2Работа с текстом учебника.

Выписать признаки ветроопыляемых растений .

Ответ: У ветроопыляемых растений бывает очень много пыльцы. Она легкая, сухая и мелкая. Околоцветник отсутствует или плохо развит и не препятствует движению ветра. Перистые рыльца пестиков приспособлены к улавливанию пыльцы. Тычиночные нити длинные и свисающие. Раскачиваясь на ветру, они распыляют зрелую пыльцу.

Большинство ветроопыляемых растений цветет до распускания листьев, что облегчает опыление. Но оно зачастую зависит от погоды. В облачные, дождливые дни осадки смывают пыльцу и тем самым снижают урожай.

Искусственное опыление осуществляет человек, перенося пыльцу с тычинок на рыльца пестиков. Такое опыление требует больших затрат времени и трудно осуществимо на больших площадях. Чаще всего к нему прибегают при выведении новых сортов.

    1. Составление схемы «Способы опыления»



2.Оплодотворение

 Оплодотворение происходит после опыления. Пыльца, или пыльцевое зерно, попав на рыльце пестика, выделяющего липкую жидкость, прорастает, образуя длинную, тонкую пыльцевую трубку. Пыльцевая трубка, постепенно удлиняясь, продвигается по столбику рыльца по направлению к завязи (нижняя, важнейшая часть пестика). В завязи образуются семязачатки (семяпочки). Снаружи они защищены покровами, а внутри находится зародышевый мешок, состоящий из нескольких клеток.

Одна из клеток в зародышевом мешке – яйцеклетка, это женская половая клетка (женская гамета). Другая – крупная центральная клетка.

В пыльцевой трубке находятся две маленькие мужские половые клетки (мужские гаметы) – спермии. Когда пыльцевая трубка достигает семязачатка и врастает в него, один спермий сливается с яйцеклеткой. Слияние двух половых клеток (гамет) называется оплодотворением. Из оплодотворенной яйцеклетки впоследствии разовьется зародыш растения. Второй спермий сливается с крупной центральной клеткой. Из нее образуется ткань эндосперм. В клетках этой ткани накапливаются питательные вещества для развития зародыша. Покровы семязачатка превращаются в семенную кожуру. Таким образом два одинаковых спермия сливаются с двумя разными женскими гаметами. Происходит двойное оплодотворение (открыл у лилейных русский ученый в 1898 г. Г.Навашин). После оплодотворения образуется семя, которое состоит из зародыша, запасающей ткани (эндосперма) и семенной кожуры. Из стенки завязи образуется плод.

IV.Обобщение и систематизация знаний

1.Заполить таблицу

Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Признаки

Насекомоопыляемые растения

Ветрооыляемые растения

1 Крупные яркие цветки

 

 

2 Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия

 

 

3 Наличие нектара

 

 

4 Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия

 

 

5 Наличие аромата

 

 

6 Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество

 

 

7 Крупная липкая шероховатая пыльца

 

 

8 Растения цветут весной до распускания листьев

 

 


2. Прочитайте текст, укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Исправьте допущенные ошибки.

1. Оплодотворение у цветковых растений имеет свои особенности. 2. В завязи цветка образуются пыльцевые зерна.

3. Спермии направляются к пыльнику. 4. Один из них оплодотворяет находящуюся там яйцеклетку, а другой центральную клетку.

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 4.

1) 2 – пыльцевые зерна образуются в пыльниках тычинок.

2) 3 – спермии направляются к завязи цветка.

3) 4 – яйцеклетки находятся в завязи цветка, а не в пыльниках.

 

V.Итог урока

Опыление – перенос пыльцы на рыльце пестика.

Оплодотворение – процесс слияние мужских и женских половых клеток – гамет.

VI.Рефлексия

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

VII.Д.З

1.Изучить параграф учебника, выучить определения «Опыление», «Оплодотворение».

2.Дать ответы на вопросы.

  1. Почему, когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, клевер хорошо цвел, но плодов и семян не было ? ( Не было естественных опылителей - шмелей )

  2. Цветок вишни ещё в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Бутон распустился, цветение закончилось, но плода не образовалось. Почему? (Вишня - насекомоопыляемое растение, через марлевый мешочек цветок не мог опылиться насекомыми)

  3. Из двух цветков яблони один образовал плод, а другой нет. Почему гак произошло? (Один цветок был опылен насекомыми, а другой нет)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!