Урок по курсу « Окружающий мир » 3 класс
Тема: Органы чувств. Как человек воспринимает окружающий мир.
Цели: Ознакомить с органами чувств и их значением для человека; учить беречь органы чувств
Задачи : усвоить учащимися знания об органах чувств человека,
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья
Развивать мышление, речь, познавательные интересы.
Способствовать развитию интереса в познании самого себя.
Воспитывать бережное отношение к органам чувств, к своему здоровью.
Планируемые результаты: ученики научатся различать органы чувств, будут учиться рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, развивать интерес в познании самого себя.
Личностные УУД:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
Познавательные УУД.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Организация образовательного процесса: (фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, в ходе урока принимают участие дети, с подготовленными заранее сообщениями.)
Оборудование: компьютер, проектор; предметы издающие разные звуки, продукты, имеющие разный запах и вкус.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
II. Актуализация знаний
1.Проверка домашнего задания
2. Индивидуальные карточки для проверки д/з:
1 карточка
Подчеркни только те предметы, которые помогают выглядеть аккуратным и опрятным.
Книга, расческа, зубная щетка, тетрадь, карандаш, мыло, носовой платок, мочалка, гель для душа, шампунь, ботинки, игрушки, гребешок, влажные салфетки.
2 карточка
Выбери пословицу, которая помогает соблюдать правила гигиены.
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья
Чаще мойся – воды не бойся.
Дружба и труд, всё перетрут.
При солнышке тепло, при матери добро.
Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
-Что такое гигиена? (Гигиена-наука о сохранении и укреплении здоровья- предлагает нам несложные, но очень важные правила.)
- Как правильно сохранить осанку? (Надо выполнять правила, которые помогают сохранить осанку)
- Как нужно ухаживать за зубами? (Чистить зубы 2 раза в день, после еды полоскать рот теплой водой, пользоваться зубной нитью)
- Как правильно питаться? (Стараться есть полезные продукты питания, кушать в одно и тоже время)
Оцените себя.
III. Самоопределение к деятельности.
- С помощью какого органа вы видите, что написано или нарисовано в книге? (Это глаза.)
- С помощью какого органа вы узнаете о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник? (Наши уши.)
- Какой орган помогает вам почувствовать запах хлеба, цветка, духов? (Это нос.)
- С помощью какого органа вы отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую от солёной? (Это наш язык.)
- Как узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, холодная сосулька или тёплая? (С помощью рук, почувствовать кожей.)
- Правильно, именно с помощью органов чувств: глаз, ушей, носа, языка, кожи мы воспринимаем окружающий мир.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Органы чувств)
- Какая цель нашего урока? (Познакомиться с органами чувств и узнать о их строении и значении для человека.)
План урока.
1.Ознакомиться с органом зрения.
2. Ознакомиться с органом слуха.
3. Ознакомиться с органом обоняния.
4. Ознакомиться с органом вкуса.
5. Ознакомиться с органом осязания.
6. Составить памятки.
IV. Работа по теме.
- Больше всего информации об окружающем мире мы получаем с помощью глаз.
- Как устроен глаз и какие функции он выполняет вам расскажет Вероника.
А вы внимательно слушайте, всё запоминайте, потому что вам будет дано задание.
Сообщение учащихся
Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы узнаём о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке. В древности учёные предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. Глазное яблоко расположено внутри глазницы в черепной коробке. Оно имеет форму шара. Спереди глаз защищён прозрачной роговицей. Она влажная, очень нежная, и человек даже чувствует маленькую пылинку и стремится её удалить. Под роговицей расположена радужная оболочка. По окраске радужной оболочки определяют цвет глаз людей.
-Посмотрите в глаза соседа и определите цвет глаз соседа.
Радужная оболочка ограничивает отверстие-зрачок, который регулирует проникновение света внутрь.
На задней стенке глазного яблока расположена сетчатка, которая является своеобразным экраном, на котором отражается всё увиденное. А мозг, получая по зрительному нерву сигналы, определяет картину того, что находится в поле зрения человека.
У человека два глаза, и смотрят они в одну сторону. Благодаря этому он может хорошо видеть предметы, которые находятся впереди, и определять расстояние до них.
-Чтобы глаза не уставали, нужно делать зарядку для глаз.
2. Работа в тетради
-В тетради на стр. 38 выполним зад.2 подпишите как устроен глаз.
Слайд 3 по щелчку) -Сверьте с эталоном.
Оцените себя
-Наш глаз устроен примерно, как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на плёнку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат. В твоём глазу есть маленькая лупа, хрусталик. Всё, на что ты сморишь, хрусталик изображает на задней стенке глаза в перевёрнутом виде. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.
-Кто знает, как называют врача, который лечит глаза? (Врач-окулист)
3. (Слайд 4) Интересные факты о зрении
-А сейчас попробуем различить звуки с закрытыми глазами. (Ученики закрывают глаза. И они должны угадать, какой звук он слышит)
-колокольчик
-звук детской погремушки
-звонок телефона
-Какой орган вам помог различить разные звуки? (Орган слуха-ухо)
-Про орган слуха нам расскажет Саша.
4. Сообщение учащихся
Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее. То, что мы называем ушами,-это только наружные уши, или ушные раковины. Сами они ничего не слышат, а только улавливают звук. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с него начинается идущий внутрь головы слуховой проход. Он заканчивается тоненькой пластиночкой –барабанной перепонкой. Колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо-внутреннее ухо и далее в мозг. Ухо-очень тонкий и сложный орган чувств.
-Встаньте, выйдете из-за парт, закройте глаза покажите рукой, где находится потолок, где находится пол, где находится право. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо-это орган слуха и равновесия.
С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир. Особенно важно для нас слышать речь других людей. Ведь с помощью слов мы передаём друг другу свои мысли, знания.
(Слайд 5) -Вспомните, как устроено ухо?
-Как называют врача, который лечит уши? (Лор)
Оцените себя
5. (Слайд 6) Интересные факты об органе слуха:
- Кто из вас знает, что такое обоняние?
-Откройте учебник на стр. 60 найдите определение этого понятия.
-Совпали наши предположения?
6. Работа в парах
Давайте поработаем парами (ученики с закрытыми глазами должны угадать разные запахи).
лимон
ветка ели
чеснок
духи
-Что вам помогло угадать разные запахи? (Нос)
-Про орган обоняния нам расскажет Ксения
7. Сообщение учащихся
Многие приятные запахи доставляют нам радость: запах цветов, запах хвойного леса. Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности. Например, об утечке газа из газовой плиты, или о том, что пища испорчена, её нельзя есть! И наоборот, приятный запах пищи вызывают у нас аппетит. Разведчик запахов – твой нос. Внутри его сидят маленькие клеточки с чувствительными волосками, которые обнаруживают разные запахи. От них идут нервы в твой мозг.
-При помощи чего нос улавливает запахи?
-Как называют врача, который лечит нос? (Лор)
8. (Слайд 7) Интересные факты об органе обоняния
9. Работа в парах
-А сейчас опять немного исследования, теперь вы побудете дегустаторами. (ученик закрывает глаза, пробует продукты языком и пробует их угадать)
-Дегустатор (лат. degusto – чувствовать вкус) – профессионал, изучающий продукты питания и напитки.
лимон
солёный огурец
конфета
лук
-Что вам помогло угадать разные вкусы? (Язык)
-Органом вкуса является язык и о нем вам расскажет Полина.
10. Сообщение учащихся
-На языке расположены особые вкусовые сосочки. Благодаря им человек различает вкус пищи. Вкусную пищу человек съедает с аппетитом. Иногда по вкусу мы узнаём, что пища испорчена и есть её нельзя. Разведчик вкуса – твой язык. Он покрыт маленькими бугорочками-сосочками. Есть свои бугорки для солёного, для горького, кислого, сладкого. И ото всех них идут нервы в мозг.
11. Работа с учебником
Рассмотрите в учебнике на стр. 61 рисунок и подпиши на карточке где какие области находятся на языке у человека.
(Слайд 8) -Проверьте по эталону.
Оцените себя
-Ещё об одном органе послушайте сообщение Никиты
-Будьте внимательны и запомните, как называется этот орган?
12. Сообщение учащихся
- Кожа – это орган осязания.
ОСЯЗАНИЕ – способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло, холод.
- Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает: гладкий предмет или шершавый, мягкий или твёрдый? Это можно определить на ощупь – с помощью кожи. С закрытыми глазами или в темноте можно узнать о размерах и форме предмета. Кожа предупреждает нас и об опасности. Вот ты прикоснулся к горячему предмету и тут же отдёрнул руку. Почему? Потому что кожа мгновенно подала сигнал: берегись, горячо! А на морозе она подсказывает: очень холодно, не обморозь пальцы! По всем телу спрятаны в коже разведчики осязания. Они разные для холода и тепла, для прикосновения и для боли. И тоже передают свои сигналы в мозг.
-О каком органе вы услышали сообщение? (Кожа-орган осязания)
-Кто из вас знает какой врач лечит кожу? (Дерматолог)
-С какими органами вы сегодня познакомились? (Глаза-орган зрения, нос-орган обоняния, уши-орган слуха, язык-орган вкуса и кожа-орган осязания)
-Скажите, что объединяет все эти органы? (Это органы чувств и все они подают сигналы в головной мозг)
-Мозг человека очень сложный орган, он управляет всем нашим организмом.
Оказывается человек видит, слышит, чувствует запахи или вкус только тогда, когда сигналы от органов чувств поступают в головной мозг. А поступают они туда по нервам, которые соединяют все органы чувств с мозгом. Сигналы «бегут» по нервам необыкновенно быстро. Мозг – главный штаб. Он как генерал во время сражения, находится в надёжном укреплении. Сюда приходят сообщения от командиров всех органов, донесения разведки. Здесь принимаются решения и даются команды всем органам. А есть и такие приказы, которые мозг отдаёт без твоего ведома. Он управляет биением сердца, сокращением желудка, выделением слюны и дыханием. Попробуй сделать так:
-задержи дыхание на несколько секунд; это ты сможешь;
-задержи биение сердца; можешь и не стараться, всё равно не получится;
-Вот такой сложный орган – мозг!
(Слайд 9) Вывод: Все органы чувств важны в человеке, но чтобы они работали долго и хорошо, вам надо беречь их
13. Работа в группах.
-Сейчас вы разобьётесь на группы и составите памятки, которые помогут вам сберечь органы чувств.
-Оцени свою работу в группе
14. Рефлексия
Стр. 38 выполните задание 1.
-Оцени свою работу на уроке
Итог урока:
- Вспомните цель нашего урока, достигли мы этой цели?
-С помощью каких органов человек воспринимает окружающий мир?
Домашнее задание:
- Уч. стр. 60-63пересказывать,
тетрадь стр. 39 № 3
-Индивидуально Вероника, Гена, Кира, Кристина по интернету найти ответы на вопросы:
1. Глаза находятся во впадинах черепа – глазницах. Защищены подвижными веками. На веках находятся ресницы. Для чего они нужны?
2. Для чего они нужны брови?
3. Когда у человека зрачок расширен, а когда он сужен?
4. Найти упражнения для глаз и провести.
-Ксения найдёт информацию в энциклопедии об органах чувств.
Если вас заинтересовал какой-либо орган вы можете сами найти интересные факты об этом органе.