СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Письменные приёмы сложения и вычитания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Письменные приёмы сложения и вычитания"»

Учитель

Новикова Татьяна Владимировна

МБОУ «Кардымовская СОШ»

 Урок « Письменные приемы сложения и вычитания»

Класс

Предметная область:

Математика УМК «Перспектива»

Раздел

Числа от 100 до 1000

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

 

Способствовать формированию у детей навыков сложения и вычитания трехзначных чисел без перехода через разряд.

Задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи УУД

 

 

 

Предметные:

Создать условия для того, чтобы учащиеся:

1.     Развивали знания  о трехзначных числах.

2.     Сформировали представление о письменных приемах

сложения и вычитания трехзначных чисел без перехода через

десяток.

3.     Ввели алгоритм письменного сложения и вычитания

трёхзначных чисел в пределах 1000 без перехода через

десяток.

4.      Отработали алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел без перехода через разряд на примерах.

 

Метапредметные:

Создать условия для того, чтобы учащиеся овладели:

1.     Познавательными УУД (анализ, синтез, сравнение);

2.     Коммуникативными УУД (управление поведением

партнера, полно и точно выражать свои мысли

в соответствии с задачами и  условиями коммуникации);

3.     Личностными УУД (проявлять заинтересованность в

приобретении и расширении знаний и способов действий.);

4.     Регулятивными УУД (оценка своей деятельности).

Ресурсы: - основные

- дополнительные

Учебник Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова,  Т.Б.Бука Математика

3 класс, 2 часть ;

Методическое пособие для учителя.

Формы работы

Фронтальная. Индивидуальная.  Групповая.

 

  

Технологическая карта

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Результат

1.Организационный этап.

Организует учащихся на урок.

 

Настраиваются на работу на уроке. Приветствуют учителя.

Коммуникативная грамотность  (способность адекватно понимать чужую речь).

 

2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Начинаем наш урок.

- Математика – наука трудная. Вы готовы преодолеть трудности на пути к знаниям?

Тогда пожелайте друг другу удачи и у нас всё получится!

Ну-ка проверь- ка, дружок, ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке, ручки, книжки и тетрадки?

- Сядьте правильно, положите тетрадь правильно, запишите число,

классная работа.

 

Проверяют готовность к уроку.

Запись числа и классной работы.

 

 

 

Запись числа и классной работы.

 

 

Коммуникативная грамотность  (способность адекватно понимать чужую речь).

Социальная грамотность (доброе отношение друг к другу).

 

 

 

3.Актуализация знаний.

 

Устный счет 

 

1.Найдите лишнее число в каждом ряду:

67, 57, 523, 37, 89, 41, 62, 49  

(523)              

648, 360, 852, 400, 96, 800,

(96)

300, 100, 546, 700, 900, 200, (800)

(546)

854, 246, 927, 400, 299, 762,

(400)

325, 121, 102, 534, 873, 689

(102)

 

 

 

 

 

3. Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых.

547                                                                     623

547 = 500 + 40 + 7                          623 = 600 + 20 + 3

 



 

 

 

 

 

Определяют лишнее число в каждом ряду.

 

Работают по карточкам индивидуально.

 

 

 

 

Фронтальная работа.

 

 

 

 

 

Представляют число в виде суммы разрядных слагаемых (самостоятельно в тетрадях).

 

 

 

Фронатальная работа.

Коммуникативная грамотность (способность адекватно  понимать чужую речь, высказывают мнение, суждение, поддерживают беседу, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности).

 

Информационная грамотность (отбирают пошагово действия, которые надо выполнить для получения ответа на вопрос)

 

Информационная грамотность (преобразовывают информацию из одной формы в другую,

способность выражать  свои мысли в письменной речи).

 

 

 

Информационная грамотность (анализировать информацию при помощи устных технологий).

 

Социальная грамотность (отношение к другому человеку, проявление доброты, помощи).

 

Коммуникативная грамотность (способность адекватно понимать чужую речь).

 

 

 

 

 

4. Выявление места и причины затруднения.

На доске записаны выражения.

 

55+15

38-11

24+23

650-300

150+130

370-120

623+345

425-124

661+238

-Устно решите первый столбик примеров.

-Как вычисляли?

-Попробуйте устно второй столбик.

-Как вы вычисляли?      

 - Какой алгоритм вы использовали при решении примеров?

- Можем ли мы решить следующие выражения?

 

- Почему, в чем затруднение?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

 

Фронтальная работа.

Находят значение числовых выражений.

Записывают в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Находят проблему.

 

Мы не умеем складывать трехзначные числа.

Ответы детей. (Такие примеры необходимо решать письменным приемом)

 

 

Информационная грамотность (ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Коммуникативная грамотность (способность понимать чужую речь).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

- Сформулируйте тему и цель

 нашего урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Где в жизни могут пригодиться знания на сложение и вычитание

трехзначных чисел?

 

- Что мы должны знать, чтобы научиться выполнять эти действия?

 

 

 

 

.

Формулируют  тему, цель урока. (Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел без перехода через разряд)

Научиться письменно выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик, составим алгоритм, повторим решение примеров и задач.

 

 

Ответы  детей.

 

1. Мы должны знать  алгоритм письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел.

2. Научиться применять алгоритм на практике.

 

Информационная грамотность (осознание необходимости расширения информационного поля).

Коммуникативная грамотность (способность понимать чужую речь).

6.Реализация построенного проекта

 

- Еще раз вспомните алгоритмы письменных приемов сложения и

вычитания двузначных чисел.

 

-Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже

известный?

-Правильно, потому что вы уже умеете складывать и вычитать

двузначные числа. Сейчас вы будете работать в группах

и попробуете завершить алгоритм сложения трехзначных чисел.

Выберете в своей группе, кто будет писать и кто будет выступать.

 

 

- Проверьте полученный алгоритм по учебнику. Откройте его

на стр. 89 . Прочитайте №1. . (При сложении единицы

складываются с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями.

При вычитании единицы вычитаются из единиц, десятки из

десятков, сотни из сотен.)

- Применим наш алгоритм при решении примеров, которые вы

не смогли решить устно.

423+345

325-124

561+238

 

 

 

-Складываем числа по разрядам.

Уточнять.

Составляют алгоритм. Работа в группах.

Представляют полученные алгоритмы.

 

 

 

 

 

 

 

Решение примеров (у доски с объяснением).

 

 

 

 

Коммуникативная грамотность (умение работать в группе, сборка общего результата из работы малой группы, высказывание мнения (суждения), отношение к мнению партнера, способность выражать  свои мысли в письменной речи).

Социальная грамотность (отношение к другому человеку, проявление доброты, помощи).

Информационная грамотность

( извлекают информацию, ориентируясь в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания, перерабатывают информацию для получения  необходимого результата в том числе и для создания нового продукта (алгоритм).

 

Физкультминутка

Я вам называю числа, если в разряде числа есть 2  десятка, то

вы приседаете, если нет, то хлопаете.

  Итак, приготовились:

723, 345, 122, 645, 924,846,922, 227, 424.

 

 

Коммуникативная грамотность (способность адекватно понимать чужую речь).

7. Первичное закрепление с проговариванием  во внешней речи.

- Мы составили алгоритм. Что еще нужно научиться делать,

чтобы достичь цели урока?

- Что должны для этого сделать?

Задание в учебнике на стр 90 №2:

В ходе решения вам необходимо применить полученный алгоритм.

 

Проверка выполненных примеров.

 

-Научиться применять алгоритм на практике.

 

- Решить выражения  по данному алгоритму.

Выполняют задание   у доски с проговариванием.

 

Коммуникативная грамотность (способность адекватно понимать чужую речь, выражать свои мысли с помощью письменной речи).

Информационная грамотность (самостоятельно анализировать, отбирать и передавать необходимую  информацию при помощи письменных технологий)

 

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- У вас на партах лежат карточки с заданиями. Задания трех

уровней: уровень «№1» легкий, уровень  «№2» средний

по трудности, уровень «№3» - сложный. Вы можете выбрать,

задания по выбору того уровня с которым, по вашему мнению,

вы справитесь без затруднения. Можно решить задания и д

вух уровней.

Приложение №1

 

Оцените свою работу, поставьте рядом с примером:

+ справился

- не справился

 

Дети выбирают задания и выполняют их.

 

 

 

 

 

Проверка по эталону.

 

 

 

 

Коммуникативная грамотность (способность выражать свои мысли с помощью письменной речи).

Информационная грамотность (самостоятельно анализировать, отбирать и передавать необходимую  информацию при помощи письменных технологий).

Читательская грамотность (понимание текста задания)

 

9. Включение в систему знаний и повторение.

1) Работа над задачами

Задача № 1.

В первый день фермер заготовил 645 кг кормов для  коров,

а во второй день в 3 раза больше. На сколько больше кормов

он заготовил во второй день, чем в первый?

Задача № 2.

В первый день фермер заготовил 645 кг кормов для  коров,

а во второй день на 132 кг меньше. Сколько кормов

он заготовил за два дня?                                              

 

-Выберите ту задачу, для решения которой мы будем

использовать новый алгоритм сложения и вычитания

трехзначных чисел. (Задача № 2.)

-О чем говорится в задаче?

-Что  известно в задаче?

-Какой вопрос?

-Какие слова для краткой записи нужно взять?

-Что для этого надо знать?

-Все ли нам для этого известно?

-Можем узнать?

-Как?

-Как узнать сколько всего кормов он заготовил за два дня?

-Запишите решение задачи самостоятельно. Сложение  и

вычитание выполните письменно.

 

 Один ученик работает у доски. Проверка. Оценивают с

помощью знаков

+ справился

- не справился

2) Работа в тетради на печатной основе с.72 №7.

 

Анализируют задачу, записывают краткую запись, выполняют решение задачи в тетради самостоятельно, записывают ответ.

 

 

Задача № 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах. Проверка. Одна пара называет ответы.

 

 

Читательская грамотность (чтение и умение работать с информацией, перевод задачи  в краткую запись, что способствует развитию базовых мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение)

Информационная грамотность (умение составлять краткую запись, используя данные из задачи, интерпретация информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой).

 

Коммуникативная грамотность (способность выражать свои мысли в письменной речи).

 

 

 

 

 

 

Коммуникативная грамотность (умение работать в группе, сборка общего результата из работы малой группы, высказывание мнения (суждения), отношение к мнению партнера).

 

10.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Назовите, пожалуйста,  тему нашего  урока?

- Что было целью нашего урока?

- Достигли вы этих целей?

 

- Какие  учебные задачи мы решали в ходе урока?

(1. Составляли  алгоритм письменных приемов сложения

и вычитания трехзначных чисел.

2. Научиться применять алгоритм на практике).

- Назовите алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел.

 

 

- Где вам могут пригодиться новые знания?

 

-Оцените свою работу за урок с помощью

Лист самооценки. ФИ ученика____________________

 

1.На уроке я работал

Активно

Пассивно

2. Своей работой на уроке я

Доволен

Я доволен

3. Урок для меня показался

коротким

Длинным

4. За урок я

Устал

Не устал

5. Мое настроение

Стало лучше

Стало хуже

6.Материал урока мне был

Понятен

Полезен

Интересен

Не понятен

Бесполезен

Скучен

7. Домашнее задание мне кажется

Легким

Интересным

Трудным

Не интересным

 

 

 

Оценивают результаты деятельности.

1. Составляли  алгоритм письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел. 2. Научиться применять алгоритм на практике.

 

Оценивают результаты деятельности

Читательская грамотность (вспомнить, что узнали на уроке, где эти данные можно применить).

Коммуникативная грамотность (способность адекватно понимать чужую речь).

11.Информация о домашнем задании

 

 № 7 № 8 стр.90

Спасибо за урок!

 

Коммуникативная грамотность (способность адекватно понимать чужую речь)

 

Приложение1.

Уровень1. Запиши выражения столбиком и выполни вычисления.

321+242 865-244 978-346 207+362

 Уровень2. Запиши выражения столбиком и выполни вычисления

321+249 865-245



































 

Конспект урока на тему:"Устные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел вида 520+400, 520+40, 370-200, 370-20"

Тема: Устные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел вида 520+400, 520+40, 370-200, 370-20

Цель: Познакомиться с алгоритмом решения выражений нового вида

520+400, 520+40, 370-200, 370-20

Задачи:

1.        Формировать навыки решения выражений и задач.

2.        Развивать математическую речь, внимание и мышление.

3.        Воспитывать трудолюбие и интерес к предмету.

Оборудование: листы оценивания, карточки с уравнениями.

Ход урока.

Этап урока

Содержание

Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Психологический настрой

Сегодня урок у нас не совсем обычный, к нам пришли гости. Поэтому мы должны с вами показать, какие мы умные и воспитанные. Мы будем работать на уроке, прилежно изучать тему урока и хорошо себя вести.

Акупунктурное упражнение

Чтобы настроиться на урок, давайте активизируем работу нашего головного мозга. Для этого потрите мочку уха, тогда кровь прильёт к голове, а вы сможете настроиться на урок.

Разъяснение задачи

Прежде чем начать урок, обратите внимание, перед вами лежат листы оценивания. Там выделен каждый этап. В течение урока вы будете самостоятельно себя оценивать за каждый этап. Оценки можно ставить следующие: 5, 4, 3 и 2 соответственно. В конце урока вы сдадите мне листы оценивания. Я выведу среднюю оценку и поставлю ее вам за урок.

Минута чистописания

Открыли тетради. Записали число. Классная работа.

Умножьте число 15 на 10. Что получилось? 150

Дайте характеристику этому числу.

При помощи каких цифр записано это число?

А теперь записывайте каждое последующее число, уменьшая его на 1 десяток.

Проверка: какой числовой ряд у вас получился?

150 ,140, 130, 120, 110, 100

Молодцы.

Сколько десятков в числе 150? А, теперь запишите число, чтобы в нем было 5 единицы. Запишите число 105

Дайте характеристику числу 105.

Какие цифры использованы в записи этого числа?

Запишите предыдущее и следующее число? 104 и 106

Что у них общего? Что разное?

Что мы повторяли на этом этапе урока?

(характеристику трёхзначных чисел, состав числа)

Оценивание

Оцените свою работу на листах оценивания.

Устный счёт

Прочитайте числа 120 340 287 870 679 563

- Сколько сотен, десятков и единиц в числах?

- Назовите числа.

- Сравните числа.

- Покажите числа.

Что мы вспоминали на этом этапе урока?

Оценивание

Оцените свою работу за устный счет на листах оценивания.

Сообщение темы урока

 

С какими числами мы работали на минуте чистописания и на устном счёте?

А как вы думаете, с какой темой мы познакомимся сегодня?

Тема нашего урока сегодня: Устные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел вида

520+400, 520+40, 370-200, 370-20

Постановка учебной цели и задач

Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Чему мы должны научиться?

Правильно.

Мы будем учиться решать выражения вида 520+40, 370-200, 370-20. Будем решать выражения, уравнения и задачи.

Работа по теме

Запишите выражение:

440+50

Какой знак?

Как называется действие?

Назовите компоненты сложения?

Итак, ваши предложения по алгоритму решения.

Как вы предлагаете решить это выражение?

1.Складываем десятки.

2.Переписываем сотни.

3.Записываем ответ.

440+50=490

Запишите следующее выражение:

370-20

Какой знак?

Назовите действие?

Назовите компоненты вычитания?

Какой алгоритм решения вы можете предложить? (по аналогии с предыдущим)

Закрепление (работа у доски)

Стр.64 № 1 устно , №2 стр.65

 

Самостоятельная работа

220+60          520-500 460-40

570+20          730-400 570-200

240+300        390-90 890- 50

Поменялись тетрадями, проверяем.

 Чему мы научились на этом этапе урока?

Оценивание

Оцените свою работу на этом этапе урока на листах оценивания.

Физ.минутка

Я называю трехзначные числа, а вы должны:

1.Прыгнуть столько раз, сколько в числе сотен.

2.Нагнуться столько раз, сколько в числе десятков.

3.Присесть столько раз, сколько в числе единиц.

123, 452, 324, 611

Молодцы, садитесь.

Решение уравнений

(у доски)

Итак, мы познакомились с новой темой. Теперь я хочу предложить вам использовать полученные знания для решения других заданий: уравнений и задач.

- Назовите действие?

Назовите компоненты сложения?

Какой компонент неизвестен?

Как его найти?

Х+20=440 

- Назовите действие?

Назовите компоненты вычитания?

Какой компонент неизвестен?

Как его найти?

650-У=500

Самостоятельная работа

По вариантам:

1 вариант:                                                      2вариант:

Х+70=290                                                   Х+50=370               

У-200=440                                                  У- 200=680

Проверка. Что мы повторили на этом этапе урока? Чему учились?

Оценивание

Оцените свою работу на ваших листах оценивания.

Решение задач

(у доски)

(только условие, решение самостоятельно)

Стр.65, №3

Что известно?

Что нужно найти?

Как знак выберем для ответа на второй вопрос?

Чему мы учились на этом этапе урока?

Оценивание

Оцените свою работу на этом этапе урока, оценку поставьте в листе ответов.

Рефлексия

Кому было трудно, поднимите руки?

Что бы вы хотели для себя еще понять?

У кого не возникло затруднений, поднимите руки?

Д.з.

Домашнее задание: №5,6,стр 65

Итог

 

 

 

С какой темой мы познакомились на уроке?

Что нового вы узнали?

Спасибо за урок.

Урок окончен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист оценивания: __________________________

 

Этап урока

Оценка

Минута чистописания

 

Устный счет

 

 

Решение выражений по новой теме (самостоятельно)

 

Решение уравнений

 

Решение задач

 

 


 

Лист оценивания: _____________________________

 

Этап урока

Оценка

Минута чистописания

 

Устный счет

 

 

Решение выражений по новой теме (самостоятельно)

 

Решение уравнений

 

Решение задач

 

 

 

 

 

Лист оценивания: __________________________

 

Этап урока

Оценка

Минута чистописания

 

Устный счет

 

 

Решение выражений по новой теме (самостоятельно)

 

Решение уравнений

 

Решение задач

 

 

 

 




 

Лист оценивания: _____________________________

 

Этап урока

Оценка

Минута чистописания

 

Устный счет

 

 

Решение выражений по новой теме (самостоятельно)

 

Решение уравнений

 

Решение задач

 

 

 

 

 

Лист оценивания: __________________________

 

Этап урока

Оценка

Минута чистописания

 

Устный счет

 

 

Решение выражений по новой теме (самостоятельно)

 

Решение уравнений

 

Решение задач

 

 

 

 

 

Лист оценивания: _____________________________

 

Этап урока

Оценка

Минута чистописания

 

Устный счет

 

 

Решение выражений по новой теме (самостоятельно)

 

Решение уравнений

 

Решение задач

 

 

 

 

 

Лист оценивания: __________________________

 

Этап урока

Оценка

Минута чистописания

 

Устный счет

 

 

Решение выражений по новой теме (самостоятельно)

 

Решение уравнений

 

Решение задач

 

 

 

 

 

Лист оценивания: _____________________________

 

Этап урока

Оценка

Минута чистописания

 

Устный счет

 

 

Решение выражений по новой теме (самостоятельно)

 

Решение уравнений

 

Решение задач