Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Результат |
1.Организационный этап. | Организует учащихся на урок. | Настраиваются на работу на уроке. Приветствуют учителя. | Коммуникативная грамотность (способность адекватно понимать чужую речь). |
2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Начинаем наш урок. - Математика – наука трудная. Вы готовы преодолеть трудности на пути к знаниям? Тогда пожелайте друг другу удачи и у нас всё получится! Ну-ка проверь- ка, дружок, ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке, ручки, книжки и тетрадки? - Сядьте правильно, положите тетрадь правильно, запишите число, классная работа. | Проверяют готовность к уроку. Запись числа и классной работы. Запись числа и классной работы. | Коммуникативная грамотность (способность адекватно понимать чужую речь). Социальная грамотность (доброе отношение друг к другу). |
3.Актуализация знаний. | Устный счет 1.Найдите лишнее число в каждом ряду: 67, 57, 523, 37, 89, 41, 62, 49 (523) 648, 360, 852, 400, 96, 800, (96) 300, 100, 546, 700, 900, 200, (800) (546) 854, 246, 927, 400, 299, 762, (400) 325, 121, 102, 534, 873, 689 (102) 3. Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых. 547 623 547 = 500 + 40 + 7 623 = 600 + 20 + 3 | Определяют лишнее число в каждом ряду. Работают по карточкам индивидуально. Фронтальная работа. Представляют число в виде суммы разрядных слагаемых (самостоятельно в тетрадях). Фронатальная работа. | Коммуникативная грамотность (способность адекватно понимать чужую речь, высказывают мнение, суждение, поддерживают беседу, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности). Информационная грамотность (отбирают пошагово действия, которые надо выполнить для получения ответа на вопрос) Информационная грамотность (преобразовывают информацию из одной формы в другую, способность выражать свои мысли в письменной речи). Информационная грамотность (анализировать информацию при помощи устных технологий). Социальная грамотность (отношение к другому человеку, проявление доброты, помощи). Коммуникативная грамотность (способность адекватно понимать чужую речь). |
4. Выявление места и причины затруднения. | На доске записаны выражения. 55+15 38-11 24+23 | 650-300 150+130 370-120 | 623+345 425-124 661+238 | -Устно решите первый столбик примеров. -Как вычисляли? -Попробуйте устно второй столбик. -Как вы вычисляли? - Какой алгоритм вы использовали при решении примеров? - Можем ли мы решить следующие выражения? - Почему, в чем затруднение? | Фронтальная работа. Находят значение числовых выражений. Записывают в тетрадь. Находят проблему. Мы не умеем складывать трехзначные числа. Ответы детей. (Такие примеры необходимо решать письменным приемом) | Информационная грамотность (ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Коммуникативная грамотность (способность понимать чужую речь). |
5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | - Сформулируйте тему и цель нашего урока. - Где в жизни могут пригодиться знания на сложение и вычитание трехзначных чисел? - Что мы должны знать, чтобы научиться выполнять эти действия? . | Формулируют тему, цель урока. (Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел без перехода через разряд) Научиться письменно выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик, составим алгоритм, повторим решение примеров и задач. Ответы детей. 1. Мы должны знать алгоритм письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел. 2. Научиться применять алгоритм на практике. | Информационная грамотность (осознание необходимости расширения информационного поля). Коммуникативная грамотность (способность понимать чужую речь). |
6.Реализация построенного проекта | - Еще раз вспомните алгоритмы письменных приемов сложения и вычитания двузначных чисел. -Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный? -Правильно, потому что вы уже умеете складывать и вычитать двузначные числа. Сейчас вы будете работать в группах и попробуете завершить алгоритм сложения трехзначных чисел. Выберете в своей группе, кто будет писать и кто будет выступать. - Проверьте полученный алгоритм по учебнику. Откройте его на стр. 89 . Прочитайте №1. . (При сложении единицы складываются с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями. При вычитании единицы вычитаются из единиц, десятки из десятков, сотни из сотен.) - Применим наш алгоритм при решении примеров, которые вы не смогли решить устно. 423+345 325-124 561+238 | -Складываем числа по разрядам. Уточнять. Составляют алгоритм. Работа в группах. Представляют полученные алгоритмы. Решение примеров (у доски с объяснением). | Коммуникативная грамотность (умение работать в группе, сборка общего результата из работы малой группы, высказывание мнения (суждения), отношение к мнению партнера, способность выражать свои мысли в письменной речи). Социальная грамотность (отношение к другому человеку, проявление доброты, помощи). Информационная грамотность ( извлекают информацию, ориентируясь в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания, перерабатывают информацию для получения необходимого результата в том числе и для создания нового продукта (алгоритм). |
Физкультминутка | Я вам называю числа, если в разряде числа есть 2 десятка, то вы приседаете, если нет, то хлопаете. Итак, приготовились: 723, 345, 122, 645, 924,846,922, 227, 424. | | Коммуникативная грамотность (способность адекватно понимать чужую речь). |
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - Мы составили алгоритм. Что еще нужно научиться делать, чтобы достичь цели урока? - Что должны для этого сделать? Задание в учебнике на стр 90 №2: В ходе решения вам необходимо применить полученный алгоритм. Проверка выполненных примеров. | -Научиться применять алгоритм на практике. - Решить выражения по данному алгоритму. Выполняют задание у доски с проговариванием. | Коммуникативная грамотность (способность адекватно понимать чужую речь, выражать свои мысли с помощью письменной речи). Информационная грамотность (самостоятельно анализировать, отбирать и передавать необходимую информацию при помощи письменных технологий) |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - У вас на партах лежат карточки с заданиями. Задания трех уровней: уровень «№1» легкий, уровень «№2» средний по трудности, уровень «№3» - сложный. Вы можете выбрать, задания по выбору того уровня с которым, по вашему мнению, вы справитесь без затруднения. Можно решить задания и д вух уровней. Приложение №1 Оцените свою работу, поставьте рядом с примером: + справился - не справился | Дети выбирают задания и выполняют их. Проверка по эталону. | Коммуникативная грамотность (способность выражать свои мысли с помощью письменной речи). Информационная грамотность (самостоятельно анализировать, отбирать и передавать необходимую информацию при помощи письменных технологий). Читательская грамотность (понимание текста задания) |
9. Включение в систему знаний и повторение. | 1) Работа над задачами Задача № 1. В первый день фермер заготовил 645 кг кормов для коров, а во второй день в 3 раза больше. На сколько больше кормов он заготовил во второй день, чем в первый? Задача № 2. В первый день фермер заготовил 645 кг кормов для коров, а во второй день на 132 кг меньше. Сколько кормов он заготовил за два дня? -Выберите ту задачу, для решения которой мы будем использовать новый алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел. (Задача № 2.) -О чем говорится в задаче? -Что известно в задаче? -Какой вопрос? -Какие слова для краткой записи нужно взять? -Что для этого надо знать? -Все ли нам для этого известно? -Можем узнать? -Как? -Как узнать сколько всего кормов он заготовил за два дня? -Запишите решение задачи самостоятельно. Сложение и вычитание выполните письменно. Один ученик работает у доски. Проверка. Оценивают с помощью знаков + справился - не справился 2) Работа в тетради на печатной основе с.72 №7. | Анализируют задачу, записывают краткую запись, выполняют решение задачи в тетради самостоятельно, записывают ответ. Задача № 2. Работа в парах. Проверка. Одна пара называет ответы. | Читательская грамотность (чтение и умение работать с информацией, перевод задачи в краткую запись, что способствует развитию базовых мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение) Информационная грамотность (умение составлять краткую запись, используя данные из задачи, интерпретация информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой). Коммуникативная грамотность (способность выражать свои мысли в письменной речи). Коммуникативная грамотность (умение работать в группе, сборка общего результата из работы малой группы, высказывание мнения (суждения), отношение к мнению партнера). |
10.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | - Назовите, пожалуйста, тему нашего урока? - Что было целью нашего урока? - Достигли вы этих целей? - Какие учебные задачи мы решали в ходе урока? (1. Составляли алгоритм письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел. 2. Научиться применять алгоритм на практике). - Назовите алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел. - Где вам могут пригодиться новые знания? -Оцените свою работу за урок с помощью Лист самооценки. ФИ ученика____________________ 1.На уроке я работал | Активно | Пассивно | 2. Своей работой на уроке я | Доволен | Я доволен | 3. Урок для меня показался | коротким | Длинным | 4. За урок я | Устал | Не устал | 5. Мое настроение | Стало лучше | Стало хуже | 6.Материал урока мне был | Понятен Полезен Интересен | Не понятен Бесполезен Скучен | 7. Домашнее задание мне кажется | Легким Интересным | Трудным Не интересным | | Оценивают результаты деятельности. 1. Составляли алгоритм письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел. 2. Научиться применять алгоритм на практике. Оценивают результаты деятельности | Читательская грамотность (вспомнить, что узнали на уроке, где эти данные можно применить). Коммуникативная грамотность (способность адекватно понимать чужую речь). |
11.Информация о домашнем задании | № 7 № 8 стр.90 Спасибо за урок! | | Коммуникативная грамотность (способность адекватно понимать чужую речь) |
Приложение1.
Уровень1. Запиши выражения столбиком и выполни вычисления.
Уровень2. Запиши выражения столбиком и выполни вычисления
1. Формировать навыки решения выражений и задач.
2. Развивать математическую речь, внимание и мышление.
3. Воспитывать трудолюбие и интерес к предмету.
Этап урока | Содержание |
Орг. момент | Здравствуйте, ребята. Садитесь. |
Психологический настрой | Сегодня урок у нас не совсем обычный, к нам пришли гости. Поэтому мы должны с вами показать, какие мы умные и воспитанные. Мы будем работать на уроке, прилежно изучать тему урока и хорошо себя вести. |
Акупунктурное упражнение | Чтобы настроиться на урок, давайте активизируем работу нашего головного мозга. Для этого потрите мочку уха, тогда кровь прильёт к голове, а вы сможете настроиться на урок. |
Разъяснение задачи | Прежде чем начать урок, обратите внимание, перед вами лежат листы оценивания. Там выделен каждый этап. В течение урока вы будете самостоятельно себя оценивать за каждый этап. Оценки можно ставить следующие: 5, 4, 3 и 2 соответственно. В конце урока вы сдадите мне листы оценивания. Я выведу среднюю оценку и поставлю ее вам за урок. |
Минута чистописания | Открыли тетради. Записали число. Классная работа. Умножьте число 15 на 10. Что получилось? 150 Дайте характеристику этому числу. При помощи каких цифр записано это число? А теперь записывайте каждое последующее число, уменьшая его на 1 десяток. Проверка: какой числовой ряд у вас получился? 150 ,140, 130, 120, 110, 100 Молодцы. Сколько десятков в числе 150? А, теперь запишите число, чтобы в нем было 5 единицы. Запишите число 105 Дайте характеристику числу 105. Какие цифры использованы в записи этого числа? Запишите предыдущее и следующее число? 104 и 106 Что у них общего? Что разное? Что мы повторяли на этом этапе урока? (характеристику трёхзначных чисел, состав числа) |
Оценивание | Оцените свою работу на листах оценивания. |
Устный счёт | Прочитайте числа 120 340 287 870 679 563 - Сколько сотен, десятков и единиц в числах? - Назовите числа. - Сравните числа. - Покажите числа. Что мы вспоминали на этом этапе урока? |
Оценивание | Оцените свою работу за устный счет на листах оценивания. |
Сообщение темы урока | С какими числами мы работали на минуте чистописания и на устном счёте? А как вы думаете, с какой темой мы познакомимся сегодня? Тема нашего урока сегодня: Устные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел вида 520+400, 520+40, 370-200, 370-20 |
Постановка учебной цели и задач | Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Чему мы должны научиться? Правильно. Мы будем учиться решать выражения вида 520+40, 370-200, 370-20. Будем решать выражения, уравнения и задачи. |
Работа по теме | Запишите выражение: 440+50 Какой знак? Как называется действие? Назовите компоненты сложения? Итак, ваши предложения по алгоритму решения. Как вы предлагаете решить это выражение? 1.Складываем десятки. 2.Переписываем сотни. 3.Записываем ответ. 440+50=490 Запишите следующее выражение: 370-20 Какой знак? Назовите действие? Назовите компоненты вычитания? Какой алгоритм решения вы можете предложить? (по аналогии с предыдущим) |
Закрепление (работа у доски) | Стр.64 № 1 устно , №2 стр.65 |
Самостоятельная работа | 220+60 520-500 460-40 570+20 730-400 570-200 240+300 390-90 890- 50 Поменялись тетрадями, проверяем. Чему мы научились на этом этапе урока? |
Оценивание | Оцените свою работу на этом этапе урока на листах оценивания. |
Физ.минутка | Я называю трехзначные числа, а вы должны: 1.Прыгнуть столько раз, сколько в числе сотен. 2.Нагнуться столько раз, сколько в числе десятков. 3.Присесть столько раз, сколько в числе единиц. 123, 452, 324, 611 Молодцы, садитесь. |
Решение уравнений (у доски) | Итак, мы познакомились с новой темой. Теперь я хочу предложить вам использовать полученные знания для решения других заданий: уравнений и задач. - Назовите действие? Назовите компоненты сложения? Какой компонент неизвестен? Как его найти? Х+20=440 - Назовите действие? Назовите компоненты вычитания? Какой компонент неизвестен? Как его найти? 650-У=500 |
Самостоятельная работа | По вариантам: 1 вариант: 2вариант: Х+70=290 Х+50=370 У-200=440 У- 200=680 Проверка. Что мы повторили на этом этапе урока? Чему учились? |
Оценивание | Оцените свою работу на ваших листах оценивания. |
Решение задач (у доски) (только условие, решение самостоятельно) | Стр.65, №3 Что известно? Что нужно найти? Как знак выберем для ответа на второй вопрос? Чему мы учились на этом этапе урока? |
Оценивание | Оцените свою работу на этом этапе урока, оценку поставьте в листе ответов. |
Рефлексия | Кому было трудно, поднимите руки? Что бы вы хотели для себя еще понять? У кого не возникло затруднений, поднимите руки? |
Д.з. | Домашнее задание: №5,6,стр 65 |
Итог | С какой темой мы познакомились на уроке? Что нового вы узнали? Спасибо за урок. Урок окончен. |