СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Письмо"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Письмо"»



Письмо (эпистолярный жанр).

ЦЕЛЬ:

-  познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра;

- развивать коммуникативные способности учащихся;

- научить учащихся соблюдать стилевое единство письма;

- развивать умение выделять смысловые части письма;

- воспитывать интерес к эпистолярному жанру, воспитать любовь к русскому языку.



Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята! Тему нашего урока вы узнаете, отгадав загадку

Без крыльев, а летит,

Без языка, а говорит.

Сегодня на уроке мы будем говорить о письме.

1 СЛАЙД

  1. Сообщение темы и целей урока

  1. Актуализация знаний

  • Ребята, скажите, кто из вас получал письма?

  • Какие вы испытываете ощущения при получении письма?


  1. Знакомство с новым материалом

Давным-давно люди не знали букв, не знали, что слова можно записывать. Пока они жили семьями и большими племенами, всё было хорошо – то, что нужно, можно было сказать словами. Но вот племена становились все больше, и вот появилась необходимость сообщать друг другу различные сведения.


  • Как вы думаете, какие это могли быть важные сведения?

Например, где лучше охотится, где живут враждебные племена, сообщить о нападении врагов. На словах передавать становилось всё труднее – ведь трудно было быстро обойти всех. Привычное для нас письмо появилось совсем недавно – несколько тысячелетий назад. Первыми же шагами к современному письму было использование предметов. До наших дней даже дошла такая легенда.

2 СЛАЙД

Когда-то в давние времена персидский царь Дарий хотел стать властелином всего мира. Ему покорялись города и царства. Но не мог он победить свободолюбивые племена скифов, живущих в бескрайних степях. Он поджигал степь, засыпал песком колодцы, но всё было напрасно.

Однажды к Дарию прибыли послы от скифов и принесли ему «письмо». Они поставили перед ним корзину, в которой были птица, мышь, лягушка и стрелы. И обрадованный царь так разгадал смысл письма: «Мышь живет в земле, лягушка – в воде, птица – подобно лошади, а стрелы – это военная храбрость. Таким образом, скифы отдают ему свою воду и землю, а также военную храбрость».

Однако военачальник персов растолковал письмо по-другому: «Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или, подобно мышам, не скроетесь в землю, или, подобно лягушкам, не ускачите в озёра, то вернётесь назад и падёте под ударами наших стрел».

Такой способ сообщений был не очень удобным, потому что понять письмо можно было по-разному. Проходили года, века, эпохи.


  1. Физминутка

Давайте на минуту представим, что мы люди из первобытного племени, которые могут общаться только с помощью мимики и жестов.

  • Как мы объясним своим соплеменникам, что увидели мамонта? … А зайца? … А динозавра?

  • А как мы поделимся со своими соплеменниками хорошим настроением?

Ну, вот с таким хорошим настроением продолжаем наш урок. Продолжаем знакомиться с письмом.

А история письма трудна, интересна и загадочна. Кто-то получает письма по почте, однако бывают и другие способы получения письма.

  • Какие из них вы знаете?

- Ребята, а без кого не может существовать письмо?

  • Письменно закончи фразу (3 слайд)

Адресат – это тот человек, который_____________________________________________

___________________________________________________________________________

Адресант – это тот человек, который____________________________________________

____________________________________________________________________________

  • Проверим себя

Адресат – это тот человек, который получает письмо.

Адресант – это тот человек, который отправляет письмо.

- А теперь я предлагаю вам проанализировать «Письмо Мишки».

  1. Анализ текста (4 СЛАЙД)

Пришло письмишко мне,

Гляжу – из лагеря, от Мишки.

«Здесь чудный лук, и я лижу…»

Написано в письмишке.

Лук? Лижет? Что за чудеса!

Наверно, шутит плут.

Читаю дальше: «Здесь много солнца и лиса,

Красивый большой прут».

И что такое он плетёт?

Не разберусь, хоть тресни.

«Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни.

Вчера в лесу нашел я грип и очень был

доволен…»

Нет, нет, не шутит он!

Боюсь, мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо полечить,

Заставить правила учить.

  • Задание. Прочитайте текст. Найди слова, в которых допущены ошибки. Определи тип орфограммы, подбери проверочное слово.

  • Какая «серьезная болезнь» у Миши? В чем ее опасность?

  • Приходилось ли тебе встречаться с подобным «Мишкиным письмом»?


  1. Письмо. Его характеристика.

  • Чтение учебника, с. 101

  • Зачем люди пишут письма?

(Сообщить что-либо, поздравить, поделиться чувствами и т.д.)


  1. Компоненты письма (СЛАЙД 5)

КОМПОНЕНТЫ ПИСЬМА

НАЧАЛО

(Дата, место, форма обращения к адресату)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

(Деловая или сугубо личная информация: просьбы, предложения, пожелания; приветы родным, знакомым)

КОНЕЦ

(Пожелания адресату, подпись; дата и местонахождение отправителя письма – если они не были указаны в самом начале)

Композиционный пример письма упр. 223.


  1. Анализ текста – письма (СЛАЙД 6) (карточка работа в парах)

Дорогие дети!

От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю.

Будьте здоровы, любите друг друга.

Крепко жму ваши лапки, да будут они честные и сильные!

(Из письма М. Горького)

  • Выразительно прочитай письмо М. Горького.

  • Обозначь в письме обращения. Какими знаками они выделены?

  • К какому стилю речи относится письмо? Как вы это определили?

  • Какие типы предложений использует писатель?

  • С какой целью он это делает.


  1. Проверка (Слайд 7)

Дорогие дети!

От души желаю Вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга.

Крепко жму ваши лапки, да будут они честные и сильные.

(Из письма М. Горького)

Стиль – художественный

Знаки препинания – восклицательный знак, запятые.

Предложения по цели высказывания восклицательные, по интонации побудительные.


  1. Самостоятельная работа с последующей проверкой (СЛАЙД 8)

• Заполни клише

18 апреля 2008 г.

Санкт-Петербург

……………………………………………………….., Иван Иванович!

…………………, что Вы нашли время ответить на мое письмо ……………….., что долго не было от меня ответа; было не так-то просто собраться с мыслями. ………………….., давайте условимся, что вы не будете на меня сердиты.

Крепко жму руку.

Слова для справок: здра(?)ствуйте, (до)свидания, сп…сибо, бл…год…рю, изв…ните, пожалу(?)ста.

  1. Словарная работа  

  • Какое слово мы часто употребляем в начале письма? (Здравствуйте)

  • Прослушайте текст. Ответьте на вопрос: «Откуда появилось слово здравствуйте

Встречаясь, люди желали один другому самого главного – здоровья. Так и говорили, приветствуя друг друга: «Здравствуйте!» То есть «будьте здоровы!» А по-военному получалось четкое: «Здравия желаю!» И самое громкое пожелание успеха процветания пишется всегда с восклицательным знаком «Да здравствует!»

(Л. Яхнин)

  • Придумайте предложение со словом «здравствуйте», включите в него обращение.

Выделите в тетради слова: здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю.

  1. Игра «Отгадай адресанта»

  • А теперь внимание! Предлагаю вам игру «Отгадай адресанта» 

Первое письмо

«Мои папа и мама!

Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили…

Мама и папа, я без вас скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете… А днем я люблю на крышу вскарабкаться. И там глаз вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну.

А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато новая растет – чистая, шелковистая!..

Дорогие папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно зимой даже на снегу спать… Так что вы за меня не переживайте…»

(Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)


Второе письмо.

«Милый дедушка Константин Макарыч! Пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня остался… Христом богом тебя молю, возьми меня отсюда. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят, и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу…

Остаюсь твой внук, милый дедушка, приезжай».

(А.П. Чехов «Ванька»)


  1. Итоги урока (СЛАЙД 16)

  • Чему вас научил сегодняшний урок?

За долгие годы письмо проделало немалый путь. Но свое предназначение соединять людей, сокращать разлуку, служить людям – письмо будет выполнять ещё долгие годы.

Письмо само

Никуда не пойдет,

Но в ящик его отпусти –

Оно пробежит.

Пролетит,

Проплывет

Тысячи вёрст пути.

Нетрудно письму

Увидеть свет:

Ему не нужен билет.

На медные деньги

Объедет мир

Заклеенный

Пассажир.

Пишите письма друг другу, родным и близким, друзьям и знакомым. И употребляйте в них только волшебные слова, которые действуют не на разум, а через разум на чувства человека.