1. Вид используемых на уроках средств ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
2. Приборы и материалы: тела разного и равного объёма, тела разной и равной массы, тела, изготовленные из разных веществ, весы, разновесы.
3. Материалы: Приложение 7 (Презентация к уроку), приложение 1 (Оценочный лист), приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5, приложение 6 (ключи к тесту1).
Название этапа урока, продолжительность | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент (2 мин.). Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически приготовить учащихся к общению и предстоящему занятию | Презентация к уроку. Приложение 7 Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на очередной урок физики и хочу начать его с отрывка из стихотворения В. Шефнера "Техника": Я ещё не устал удивляться Чудесам, что есть на земле, - Телевизору, голосу рации, Вентилятору на столе. Ток по проволоке струится, Спутник мчится по небесам. Человеку стоит дивиться Человеческим чудесам. (Слайд2) | Встают. Приветствуют учителя. Удобно располагаются. |
Удивительные строки. А как вы понимаете смысл этих строк? А разве каждый наш урок не является тоже открытием? И к каждому маленькому открытию вы приходите через получение новых знаний, через поиск истины, через исследования. Поэтому сейчас мы с вами превратимся в настоящих исследователей. А для оценивания ваших знаний мы будем использовать оценочные листы, которые находятся у вас на столах. Приложение 1. | Ответы учащихся. |
Укажите в своих оценочных листах ваше настроение на начало урока. Заставка фон (Слайд3) | Работа с оценочными листами. |
2. Мотивация (2 мин.). Цель: поднять мотивацию учащихся к участию в процессе познавательной деятельности, организация активной, самостоятельной и результативной работы каждого ученика при решении учебно-познавательных задач. | Постановка проблемы. Перед вами деревянный брусок. Определите его массу с помощью линейки. Да, что-то ничего не получается? Чтобы решить эту задачу вам придётся потрудиться: вспомнить, что вы уже знаете о массе и объёме тела, а так же найти новые величины, которые позволят определить вам массу тела с помощью линейки. | Высказываются предположения. |
3. Актуализация и проверка знаний учащихся (5 мин). Цель: обобщить знания учащихся по теме "Масса вещества, объём тела" и проверить правильность, полноту и осознанность приобретенных ранее знаний, мотивировать и мобилизовать силы учащихся. | Тест. Приложение2. Ключи к тесту1. Приложение6. Взаимопроверка. Работа с оценочными листами. | Отвечают на вопросы теста. Ученики меняются ответами на свои тесты и проверяют их (для этого используется авторучка с красными чернилами). Выставляют оценки за работу с тестами в оценочные листы. |
4. Определение темы урока (7 мин). Цель: с помощьюэкспериментальных заданий сформулировать тему урока. | Ребята, отгадайте загадку: "Что тяжелее: килограмм пуха или килограмм золота?" (Слайд4). | Ответы учащихся. |
А если взять пух и золото одинакового объёма? | Рассуждения учащихся. |
Давайте наши предположения проверим экспериментальным путём. (Слайд5). Весь класс делится на 6 групп (4 человека в каждой группе). Экспериментальные задания у каждой группы на столе. Приложение3. | Выполняют экспериментальные задания, делают выводы. |
Какие результаты у вас получились? Вывод: масса тела, его объём и род вещества взаимосвязаны между собой. | Каждая группа знакомит всех со своими выводами. |
Оцените свою экспериментальную работу и поставьте оценки в оценочные листы. Заставка фон (Слайд6). | Работают с оценочными листами. |
У меня на столе два цилиндра. Одинаковы ли их объёмы? | Да. Их размеры одинаковы, поэтому и объёмы одинаковы? |
Проверим массу (поставить цилиндры на чаши весов). Одинаковы массы? | Нет. Одна чаша перевешивает другую. |
А теперь еще один опыт. На столе различные вещества разных объёмов, но они имеют одинаковую массу (сравнивается масса на рычажных весах). Почему? | Они сделаны из разного материала. |
Скажите, а зависит ли масса тела одного и того же объёма от вещества из которого они изготовлены? Эта зависимость зашифрована на картинках. (Слайд №7). | Рассуждают, делают выводы. |
Что различного в этих рисунках? | Расположение частиц, укладка, упаковка,плотность. |
Итак, тема нашего урока "Плотность вещества" (Слайд 8). | В тетрадях записывают тему урока. |
5. Изучение нового материала (10 мин). Цель: Определить, что такое плотность вещества; установить зависимость между массой, объёмом и плотностью вещества. | Сегодня мы свами познакомимся с новой физической величиной - плотность. Вспомните, план изучения физической величины. Приложение 4 (Слайд №9). Так что же такое плотность вещества? | Ответы учащихся и сравнение их ответов с планом, изображённом на слайде. |
| Рассуждения учеников. |
Давайте запишем физический смысл плотности вещества: плотность показывает, какая масса вещества приходится на единицу объёма тела (Слайд10). Плотность вещества обозначается греческой буквой (ро). А как это можно записать математически? Каковы единицы измерения плотности вещества? = [кг/м3] | Записи в тетрадях. |
Запомните схему расчёта плотности, массы и объёма (Слайд11). | Записи в тетради. |
Так в чём же физический смысл плотности вещества? (Слайд12). | Ответы учащихся. |
Возьмём одно и то же вещество массой 50 г и 100 г. Будет ли отличаться его плотность? Будет ли меняться плотность вещества, из которого состоит тело, если тело перемещать вверх, вниз, влево, вправо? На что это указывает? | Рассуждения учеников. |
Действительно, плотность постоянна для одного и того же вещества, является скалярной величиной, т. к. не зависит от направления движения (Слайд13). | Записи в тетради. |
Каким образом можно измерить массу, объём и плотность вещества? (Слайд 14). | Ответы учащихся. |
Ещё существует специальный прибор для измерения плотности вещества. Он называется ареометром (Слайд15). Плотности веществ определены практически для всех веществ и внесены в специальные таблицы. | Работа с таблицами (стр. 50-51 учебника). |
Оцените свою работа на этом этапе урока. | Работа с оценочным листом. |
6. Физкультминутка (2 мин.) | Слайд16 (Ученики повторяют движения за учителем) Мы все вместе улыбнемся, Подмигнем слегка друг другу, Вправо, влево повернемся (повороты влево-вправо) И кивнем затем по кругу (наклоны влево-вправо). Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки (поднимают руки вверх-вниз). Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь науки (встряхнули кистями рук). | Учащиеся выполняют физические упражнения. |
7. Первичное закрепление темы (2 мин). Цель: первичное закрепление знаний учащихся в процессе решения проблемного вопроса. | В начале урока было дано задание: определить массу деревянного бруска с помощью линейки. Слайд17 (первая строчка). | Рассуждения учащихся. |
8. Закрепление знаний учащихся (8 мин.) Цель: закрепить в памяти учащихся знания, которые они приобрели в ходе теоретического изучения материала, а так же при выполнении экспериментальных заданий. | Слайд17 (продолжение). Перед вами 3 мензурки с водой. В одной находится стальной шарик, во второй парафиновый, в третьей - пробковый. Объясните, почему шарики расположены на разных уровнях. Задача № 228 Задача № 232 Молодцы! Как вы оцените свою работу? Выставите себе оценки в оценочные листы. | Рассуждения учащихся. Решают задачи, делают выводы. Работают с оценочными листами. |
9.Рефлексия (6 мин). Цель: - подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали учащиеся - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность; - эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. | Заставка фон (Слайд18). Рефлексия содержания учебного материала: выполните тест №2 (Приложение5), сделайте взаимопроверку, выставите себе оценки в оценочный лист. | Выполняют тест, делают взаимопроверку, выставляют себе оценки в оценочный лист. |
Рефлексия деятельности:(Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: (Слайд 19) сегодня я узнал: было интересно: было трудно: я почувствовал, что: я приобрел: я научился: я смог: я попробую: меня удивило: урок дал мне для жизни: | Ответы учеников. |
Рефлексия чувств, настроения, эмоций: Менялось ли ваше настроение, эмоции, чувства? Если менялись, то почему? | Ответы учащихся. |
Рефлексия оценки: Теперь вам необходимо оценить свои достижения на этом уроке. Заполните свои оценочные листы. Оцените свое настроение на конец урока. | Заполняют оценочные листы. |
10. Домашнее задание (2 мин). Цель: сообщить учащимся о домашнем задании и разъяснить методику его выполнения. | (Слайд20) 21, ответить на вопросы в конце параграфа. Упр. 7 (1,2,3). Задание 5 (стр. 54). (Слайд №) | Записи в дневниках. |
| Ребята я хочу сказать, что вы молодцы! Мы вместе успели за урок очень много. Спасибо, ребята, за урок! Удачи в изучении физики! (Слайд №22) | |