СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: «Поэма А. Ахматовой “Реквием”».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Познакомиться с поэмой «Реквием».
  • Учиться понимать авторскую позицию на основе анализа текста.
  • Понять, как история страны преломляется и отражается в творчестве поэта.

 

Организационный момент

Поверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания.

Мы с вами продолжаем знакомство с творчеством А. Ахматовой.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«д.з»

  • Творческие группы, у каждой из которых было свое задание:

1 ТГ: подготовить доклад и презентацию по биографии Михаила Шолохова (акцент на пути писателя в литературу)

2 ТГ: подготовить творческую презентацию рассказа «Родинка» 3 ТГ: подготовить творческую презентацию рассказа «Шибалково семя»

4 ТГ: подготовить творческую презентацию рассказа «Семейный человек»,

5 ТГ: подготовить творческую презентацию рассказа «Чужая кровь»,

6 ТГ: подготовить творческую презентацию рассказа «Алешкино сердце».

Творческая презентация:

  1. рассказать сюжет,

  2. можно сделать инсценировку рассказа или его фрагментов, можно выразительно прочитать наиболее впечатляющие фрагменты, можно подготовить иллюстрации, показать отрывок из кинофильма (сравнить фильм с рассказом),

  3. дать анализ рассказа, характеристику персонажей и т.д.

Выступление группы – 5 минут.

  • Кроме этого на дом было задано прочитать по рассказу из двух списков:

  1. «Родинка», «Шибалково семя», «Семейный человек», «Бахчевник», «Продкомиссар»

  2. «Алешкино сердце», «Чужая кровь»

  • Принести тексты на урок!!!



Просмотр содержимого документа
«конспект»

Цели урока:

  • Познакомиться с поэмой «Реквием».

  • Учиться понимать авторскую позицию на основе анализа текста.

  • Понять, как история страны преломляется и отражается в творчестве поэта.


Организационный момент

Поверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания.

Мы с вами продолжаем знакомство с творчеством А. Ахматовой.


Сообщение темы и целей урока

Тема урока «Поэма А. Ахматовой “Реквием”» - Слайд 1

Цель: проанализировать поэму.


Беседа с классом

  • Название поэмы

  1. Что означает слово «Реквием»?

/ответы учащихся/

Слайд 2:

РЕКВИЕМ (от лат. requiem - «покой»):

  1. У католиков: богослужение по умершему.

  2. Траурное музыкальное произведение.


  1. Кто автор самого знаменитого музыкального «Реквиема»?

(В.А. Моцарт)

А. Ахматова не случайно дала своей поэме такое название. Известно, что в 30-40-е годы Ахматова занималась изучением личности Моцарта и его творчества, в особенности привлекал ее "Реквием". Часто слушала и прекрасно знала Ахматова и "Реквиемы" Палестрина, Шарпантье, Керубини, Берлиоза.

Таким образом, название поэмы является своего рода реминисценцией на эти произведения и в первую очередь на произведение Моцарта. Давайте прослушаем небольшой отрывок из «Реквиема» Моцарта.

(Включить лакримозу)


  1. Какое настроение рождает эта музыка?

(Торжественное, скорбное, печальное)


  1. Теперь давайте подумаем, на что настраивает такое название произведения, какие ассоциации возникают у читателя, берущего в руки произведение с таким названием (если учесть, что читатель подготовлен, то есть знаком со значением слова, знаком со знаковыми музыкальными произведениями этого жанра).

О чем нам сообщает название произведения?

(Уже само название предполагает, что произведение будет посвящено трагическим событиям. Таким образом, автор сразу заявляет тему скорби, печали, поминовения.)


  • История создания

Мы начнём знакомство с «Реквиемом» с разговора о непростой истории его создания и публикаций.

  • Вы уже знакомы с биографией Ахматовой, поэтому сможете без труда ответить на вопрос, какая жизненная ситуация Анны Андреевны легла в основу поэмы.

(Основой поэмы стала личная трагедия Ахматовой, когда ее сын Лев был четырежды арестован и провел в общей сложности 10 лет в лагерях). СЛАЙД 3.

Лев Гумилев был четырежды арестован. Первый раз его арестовали в 1933 г. и, продержав 9 дней, так ни разу и не допрашивая, отпустили. Второй раз его арестовали в 1935 году «за антисоветские разговоры и террористические настроения», в которых он сознался. Анна Андреевна через неделю после ареста мужа и сына отдала в Секретариат ЦК письмо на имя Сталина. СЛАЙД 4. В письме говорилось: «Арест двух единственно близких мне людей наносит мне такой удар, который я уже не могу перенести. Я прошу Вас, Иосиф Виссарионович, вернуть мне мужа и сына, уверенная, что об этом никогда никто не пожалеет». В ответ Сталиным было подписано «Постановление об изменении меры пресечения», по которому Гумилёва и Пунина должны были «немедленно» освободить. В третий раз Лев был арестован в 1938г. фактически за инцидент на лекции в университете, где он отстаивал честь отца, и, под пытками подписав смехотворное признание, был приговорён к 10 годам лагерей. Позднее срок сократили до 5 лет. В четвертый раз его арестовывают в 1949г., приговаривают к расстрелу, который затем заменяют ссылкой, из которой он вернулся лишь в 1956 г.


Годы работы над поэмой. СЛАЙД 5.

Основная часть поэмы была написана в 1935- 1940 гг., раздел «Вместо Предисловия» и эпиграф помечены 1957 и 1961 г.


Запись поэмы. Ахматова боялась записывать стихи и потому рассказывала новые строчки своим друзьям (в частности, Лидии Чуковской), которые затем хранили «Реквием» в памяти. Так поэма пережила долгие годы, когда её печать была невозможна.

СЛАЙД 6. Один из почитателей Ахматовой вспоминает, что на его вопрос: «Как же Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие годы запись этих стихов?», она ответила: «А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти».

СЛАЙД 7.

В1962 году, когда все стихи были записаны, Ахматова с гордостью сообщила: «Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал».

В 1963 году поэма была опубликована за границей и лишь в 1987 году стала известна широкому читателю в России.


  • Композиция

Поговорим о композиции и структуре.

1) Из чего состоит поэма?

(Она состоит из отдельных стихов, написанных в разное время.)

Обычно ряд стихотворений, объединенных единой темой и сюжетной линией, называют циклом, но, готовя эти стихи к изданию, Ахматова сознательно называет свой цикл поэмой.


2) Охарактеризуйте композицию поэмы. СЛАЙД 8

(Комментарий учащегося)

  1. Назовите основные части поэмы?

(Композиция поэмы трёхчастная: она состоит из пролога, основной части, эпилога)

  1. С чего начинается поэма?

(Поэма начинается с эпиграфа.)

  1. Какая часть поэмы написана прозой?

(Предисловие написано прозой и названо Ахматовой «Вместо предисловия».)

  1. Из каких частей состоит пролог?

(Пролог состоит из двух частей («Посвящение» и «Вступление»).

  1. Что следует за прологом?

(Основная часть)

  1. Из чего состоит основная часть?

(Из 10 небольших глав)

  1. Какие из глав имеют название?

(Седьмая - «Приговор», восьмая - «К смерти», десятая - «Распятие», состоящая из двух частей).

  1. Чем заканчивается поэма?

(Поэма заканчивается Эпилогом, тоже состоящим из двух частей).


3) Обратите внимание на даты написания глав. Они явно соотносятся со временем арестов сына. Но Предисловие и Эпиграф обозначены гораздо более поздними годами.

Подумайте, как это может объяснить? 

(Эта тема, эта боль долгое время не отпускала Ахматову многие годы.)


Постановка проблемного вопроса

А теперь обратимся к проблемному вопросу, на который мы с вами должны будем ответить к концу урока.

Для этого запишем слова А. И. Солженицына в тетрадь.

А.И. Солженицын так сказал о поэме: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына».

Нам предстоит подтвердить или опровергнуть точку зрения Солженицына: Поэма «Реквием» – трагедия народа или трагедия матери и сына? (Слайд 9)


Анализ поэмы

«Вместо предисловия»

  1. Вернемся ненадолго к «Реквиему» Моцарта.

Что вы знаете об истории создания «Реквиема» Моцарта?

(Моцарт начал писал это произведение по заказу: однажды к нему в дом пришел неизвестный посланник в сером, и на условиях секретности сделал заказ на заупокойную мессу - «Реквием». Как выяснилось позже, Реквием был заказан графом Францем фон Вальзеггом для исполнения в память о своей супруге, Анне фон Фламберг.)


  1. Как этот факт переплетается с историей создания одноимённой поэмы Ахматовой?

(«Реквием» Ахматовой, как и Моцарта, был написан по заказу.)


  1. По чьем заказу написала «Реквием» Ахматова?

Где в поэме об этом говорится?

Зачитайте.

СЛАЙД 10

(Поэма, согласно Ахматовой, была написана по заказу женщины, стоявшей в тюремной очереди. Об это написано в главе «Вместо предисловия»:

«В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): 
     - А это вы можете описать? 
     И я сказала: 
     - Могу. 
     Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.») 


  1. Как в этом отрывке реализуется тема поэта и поэзии, тема роли и долга поэта?

(Женщина, стоящая с Ахматовой в тюремной очереди, просит «это… описать». Ахматова воспринимает это как некий наказ, своеобразный долг перед теми, с кем она провела 300 часов в страшных очередях. В этой части поэмы Ахматова впервые заявляет позицию поэта, как того, у которого есть особая обязанность оставить то или иное событие в памяти человечества.)


  1. Объясните выражение «В страшные годы ежовщины…»

(«Ежовщина» или «Большой террор» - это пик массовых репрессий в СССР в 1937–1938 гг. Террор был направлен не против открытых противников власти, а против лояльных граждан. Ежов стал главным организатором и исполнителем массовых репрессий.)


  1. Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст такую автобиографическую подробность, как то, что она провела в тюремных очередях 17 месяцев? 

(Предисловие переносит нас в тюремную очередь Ленинграда 1930 гг., обозначив свое положение, у Ахматовой появляется возможность описать все изнутри, в качестве непосредственного участника событий.)


  1. Какая лексика и какие подробности из этого отрывка помогают представить то время?

(- Ахматову не узнали, а как тогда чаще говорили «опознали».

- Все говорят только шёпотом и только «на ухо»;

- свойственное всем оцепенение.

В этом маленьком отрывке зримо вырисовывается состояние людей во времена ежовщины.) 


Посвящение

Сейчас вы услышите голос А. Ахматовой, читающей начало «Реквиема». Вслушайтесь в него. Он обманчиво монотонный, глуховатый, сдержанный, но потрясающе глубокий, словно пропитанный болью пережитого. (Следить по тексту внимательно, чтобы можно было ответить на вопросы.) СЛАЙД 11-12


  1. Кому посвящает Ахматова поэму? 

(Женщинам, матерям, «подругам двух осатанелых лет», с которыми 17 месяцев Ахматова стояла в тюремных очередях.)


  1. Как Ахматова описывает материнское горе? 

(Вся жизнь матери зависит от приговора, который будет вынесен близкому человеку.)

  1. Как чувствует себя женщина, услышавшая приговор?

( В толпе женщин, которые ещё на что-то надеются, та, что услышала приговор, чувствует себя оторванной, отрезанной от всего мира с его радостями.)


  1. Какие художественные средства помогают передать это горе? Найдите их в тексте. Какова их роль?

  • ЭПИТЕТЫ:

- великая река (не течёт)

- «каторжные норы»

- смертельная тоска

- постылый скрежет

- шаги тяжёлые

- невольные подруги

- осатанелых лет

- одичалая столица


Какой образ страны/города создается при помощи эпитетов?

(Эпитеты создают образ страны-тюрьмы, где основное чувство, которым живут люди, - безысходность, смертная тоска, отсутствие даже малейшей надежды на изменение.

Какую характеристик получает здесь время и пространство?

(Времени больше нет, оно остановилось, онемело, стало безмолвным («не течёт великая река»).

  • СРАВНЕНИЯ:

- подымались как к обедне ранней

- мёртвых бездыханней

- словно с болью жизнь из сердца вынут

- словно грубо навзничь опрокинут

Какую роль выполняют сравнения?

(Сравнения подчёркивают глубину горя, меру страданий.)


  • АНТИТЕЗА

С «Для кого-то веет ветер свежий…» до «…Да шаги тяжёлые солдат.»

С помощью антитезы Ахматова показывает, что мир как бы разделён на две части: на палачей и жертв, добро и зло, радость и горе. Ветер свежий, закат - всё это выступает своеобразным олицетворением счастья, свободы, которые ныне недоступны томящимся в тюремных очередях и тем, кто находится за решёткой.


  1. - Почему сочетание «каторжные норы» Ахматова берет с кавычки?

Из какого произведения цитата?

(Это цитата из стихотворения Пушкина «Во глубине сибирских руд…»)

СЛАЙД 13

- О чем пишет Пушкин в этом стихотворении? Кого ссылали в Сибирь во времена Пушкина?

(О декабристах)

- С какой целью Ахматова включили в свой текст цитату из Пушкина? 

(Она специально вызывает у нас ассоциации с декабристами, так как они страдали и гибли за высокую цель, безвинно)

- А за что страдают и гибнут или идут на каторгу современники Ахматовой? 

(С точки зрения Ахматовой, это бессмысленное страдание, они безвинные жертвы сталинского террора. Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, поэтому и появляются в поэме слова о «смертельной тоске». Присутствие здесь пушкинской строки из стихотворения «Во глубине сибирских руд…» раздвигает пространство, даёт выход в историю.)


  1. СЛАЙД 13. Обратите внимание на первую строчку «Посвящения»: «Пред этим горем гнутся горы…». Как вы понимаете эту строку?

(Степень страдания людей настолько велика, что для описания этого Ахматова выбирает библейский масштаб.

В поэме Ахматова часто использует библейские образы и мотивы. Уже первые строки «Посвящения» воссоздают образ мира, в котором сместились все привычные и устойчивые нормы. Эти строки заставляют вспомнить картины Апокалипсиса. Апокалипсис – библейская книга, содержащая пророчества о «конце света».)

СЛАЙД 14-15

- Почему Ахматова использует апокалипсическую картину мира? 

(Чтобы подчеркнуть масштаб горя, сравнить его с концом света. Горы разверзлись, сдвинулись с места. Эта картина становится символом её эпохи.)


  1. Какое местоимение использует Ахматова в Посвящении? Почему? 

(Местоимением «я» обозначила бы только личное горе, местоимением «мы» подчёркивает общую боль и беду. Её горе неразрывно сливается с горем каждой женщины. Великая река людского горя, захлёстывая своей болью, уничтожает границы между « я» и «мы». Это наше горе, это мы « повсюду те же», это мы слышим «тяжёлые шаги солдат», это мы идём по одичалой столице.)

С самого начала Ахматова подчёркивает, что поэма затрагивает не только её несчастья как матери, но касается общенародного горя.


Вступление СЛАЙД 16

  1. Какой художественный образ создаёт Ахматова в этой главе?

(Образ города)

На уроках литературы мы говорили с вами о Петербурге Пушкина, Некрасова, Достоевского. Ахматова очень любила город, в котором она стала поэтом, который подарил ей славу, признание; город, в котором она познала счастье и разочарование.

2) Каким же рисует она этот город сейчас? Какие художественные средства для этого использует? Найдите их в тексте. (Приложение 4)

  • МЕТАФОРЫ

- песню разлуки паровозные пели гудки (= гудки паровоза гудели, будто пели песню раззлуки)

- звёзды смерти стояли над нами (= смерть стояла над нами, как звезды)

- безвинная корчилась Русь (Русь жила, будто корчилась)

Метафора «звёзды смерти» требует комментария. Сообщение. (Приложение 5)


  • СРАВНЕНИЯ

- И ненужным привеском качался

Возле тюрем своих Ленинград

  • ЭПИТЕТЫ

безвинная Русь

под кровавыми сапогами


3) Какова роль этих средств худ. выразительности в этой части поэмы? 

(Эти художественные средства очень точно характеризуют то время, позволяют добиться удивительной краткости и выразительности: В любимом городе Ахматовой нет не только пушкинского великолепия, он даже мрачнее того Петербурга, который описан в романе Достоевского. Перед нами город-привесок к гигантской тюрьме, раскинувшей свои корпуса над помертвевшей и неподвижной Невой.)

4) Найдите символы времени.

(Символом времени здесь являются тюрьмы, полки осуждённых, уходящих в ссылку, кровавые сапоги и чёрные маруси. И от всего этого «корчилась безвинная Русь».) 

- Что такое «черная маруся»?

Черная маруся - то же самое, что черный ворон, машина для перевозки арестованных (от англ.Blaсk Maria).


*«Звезда смерти» - библейский образ, возникающий в Апокалипсисе.

«Пятый Ангел вострубил, и я увидел Звезду, падшую с неба на Землю, и дан был ей ключ от кладезя бездны. Она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладезя. Из дыма вышла саранча на Землю…»

Образ звезды является в поэме главным символом наступающего Апокалипсиса.

На то, что звезда является зловещим символом смерти, указывает контекст поэмы. Образ звезды возникнет в «Реквиеме» ещё раз в главе «К смерти».


Вступление – это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем отражено место и время действия и только после вступления начинает звучать конкретная тема реквиема – плач по сыну.


Первая глава СЛАЙД 18

Основная часть открывается стихотворением «Уводили тебя на рассвете…». Читаем первую главу.

  1. Какое событие описано в первой главе?

(Арест сына)

  1. С чем сравнивает Ахматова арест сына? Какие слова, выражения помогают это понять?

(Сцена ареста ассоциируется с выносом тела усопшего.)

  1. Какие слова, выражения помогают это понять?

«Шла как на выносе» - это напоминание о похоронах.

Гроб выносят из дома. За ним идут близкие, родственники, плачущие дети; оплыла свеча - все эти детали являются своеобразным дополнением к нарисованной картине. Смертный пот на челе.)

  1. От чьего лица ведётся повествование в поэме? 

(От первого лица, т.е. от лица лирической героини.) СЛАЙД 19

  1. В чем принципиальное отличие л.г. этого стихотворения от л. г. стихов раннего периода творчества Ахматовой, которые мы разбирали на прошлом уроке?

(В основу переживаний л.г. «Реквиема» положены реальные события из жизни Ахматовой)

  1. Вы услышали эти голоса? Назовите главы, в которых л.г. выступает от лица поэта? Назовите главы, в которых л.г. выступает от лица матери?

(Эпиграф, Вместо предисловия, Вступление – поэт, I гл. – мать)\

  1. Какой фольклорный жанр напоминает эту глава?

(Эта глава написана в стиле, близком народному плачу.)

Давайте вспомним, что такое плач, как жанр УНТ. СЛАЙД 20

Сообщение. (Слайд)

  1. Почему Ахматова использует здесь образ «стрелецкой женки»?

О каких стрельцах идет речь?

СЛАЙД 21

«Буду я, как стрелецкие жёнки, под Кремлёвскими башнями выть» – эти строки рождают ассоциацию с петровской эпохой времён подавления стрелецкого бунта, когда последовала жестокая расправа над мятежниками, и сотни стрельцов были казнены и сосланы. Это историческое событие стало основой сюжета картины Сурикова «Утро стрелецкой казни».

События картины происходят в Москве на Красной площади. Стрельцы и их семьи занимают первый план картины. Каждый из приговоренных переживает свои последние предсмертные минуты. Мы видим отчаяние и бессильные слёзы тех, кто с ними прощается, провожая в последний путь.За спиной рыжебородого стрельца стоит сокрушённая скорбью мать, оплакивающая обречённого на смерть сына. Вот первого осуждённого уже повели к виселице. Вопль отчаяния рвется из груди молодой стрелецкой жены, мальчик, вскинув руки, прижался к матери. Невдалеке тяжело опустилась на землю старуха, вероятно, мать одного из стрельцов.


  1. Как эти исторические события связаны с сюжетом поэмы и ее темой?

(Обращение к образу «стрелецкой женки» помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания, а также жесточайшее подавлении стрелецкого бунта ассоциировалось с начальным этапом сталинских репрессий. Л.Г. как бы олицетворяет себя с образом русской женщины времен варварства, которое вновь вернулось в Россию. Смысл сравнения в том, что пролитую кровь оправдать ничем нельзя.)


Вторая глава СЛАЙД 22

Вслед за сценой ареста сына, которая завершается материнским «воем», открывается тема болезни матери.

Чтение главы

  1. Вам что-то напоминают эти строки? На что по форме похожа глава?

(Колыбельная)

  1. Что такое колыбельная?

(Колыбельная – это жанр УНТ, песня, которую поет мать, когда убаюкивая ребёнка.)

СЛАЙД 23

Незаметно колыбельная переходит в просьбу о молитве.

Появление в колыбельной образа Тихого Дона тоже не случайно. Если обратиться к русским историческим песням, обнаружим, что образ Тихого Дона встречается в них постоянно. Образ реки, неспешно льющейся, часто ассоциируется в исторических песнях с пролитыми слезами. Напевная интонация, введение традиционных для фольклора образов месяца и реки, неспешное повествование - все это оттеняет трагическое, резко и неожиданно заостряет его, усиливает многократно.


  1. Какой цвет присутсвует во второй главе? С чем традиционно связывается желтый цвет в русской литературе? Что обозначает этот цвет у Ахматовой? 

(Сопутствует болезни, смерти, усиливает ощущение трагичности.)


Третья глава СЛАЙД 24

Чтение главы

  1. Чем отличается эта глава от предыдущих?

(Отсутствие рифмы и ритма)

  1. Почему третья глава состоит из сбивчивых фраз? 

(Нерифмованная, оборванная строка подчеркивает невыносимость страданий героини. Страдания л.г. такие, что она почти ничего не замечает вокруг.)

  1. Что происходит с героиней? 

(Происходит раздвоение личности.)

Л.Г. раздваивается: с одной стороны, сознание страдающее и не выдерживающее страдания, с другой стороны, сознание, наблюдающее за этим страданием как бы со стороны. «Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла.» Выразить невыразимое горе с помощью простых и сдержанных слов невозможно. Ясная логика и стройный стих прерывается – л.г. не может говорить, спазм перехватил горло. Стих заканчивается на полуслове, на многоточии.


Четвертая глава. СЛАЙД 25

ЧТЕНИЕ

  1. О ком идет речь? К кому обращены слова 4 главы? 

(К самой себе.)

  1. Что происходит с героиней?

(По контрасту память возвращает её в своё беззаботное прошлое. Л.г. пробует взглянуть на свою жизнь со стороны и с ужасом замечает себя, былую «весёлую грешницу», в толпе под Крестами, где столько невинных жизней кончается. Разве когда-нибудь она могла подумать, что будет стоять трёхсотой в тюремной очереди. Но если хватает силы вспомнить прекрасную юность, улыбнуться горькой усмешкой своему беззаботному прошлому, может, в нём она найдёт силы пережить этот ужас и запечатлеть его для потомков.)

  1. Что такое «кресты»?

(Тюрьма в Петербурге)


Пятая глава. СЛАЙД 26-27

  1. Найдите глаголы в пятой главе. 

(Кричу, зову, кидалась, не разобрать, ждать, глядит, грозит.)

  1. Что передают глаголы? 

(Отчаяние матери, Л.Г. поначалу действует, старается что-то предпринять, чтобы узнать о судьбе сына, но нет больше сил сопротивляться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели. Всё перепуталось в её сознании, ей слышится звон кадильный, видятся пышные цветы и следы куда-то в никуда, и светящаяся звезда становится роковой и скорой гибелью грозит. Л.Г. находится в оцепенении, и на неё обрушивается очередной удар-приговор.)


Шестая глава. СЛАЙД 28

О чем рассказывается в это главе?

(О заключении сына)

Действительно, 5-6 главы сюжетны центр поэмы.


Седьмая глава. СЛАЙД 29

  1. Глава называется «Приговор». Приговор кому?

(Сыну и матери)

  1. Каким контекстным синонимом это слово заменено в этой главе?

(Каменное слово)

  1. 7 глава – это кульминация в повествовании о судьбе сына, но что на переднем плане?

(На переднем плане – реакция матери.)

  1. Как вы думате, что переживает л.г.?

(Приговор произнесён, мир не рухнул. Но сила боли такова, что голос л.г. срывается на внутренний крик, задавленный нарочито будничным, монотонным перечислением странных дел, который обрывает речь на полуслове. Приговор убивает прежде всего надежду, что помогало л.г. жить. Теперь жизнь не имеет смысла, более того, она становится непосильным грузом.)


  1. Как вы думаете, какой выбор встает перед матерью в этих главах? 

(Как перенести гибель сына. Первый – всё забыть и жить дальше («Надо память …») Вслушайтесь в лирическое раздумье-распутье: «Надо снова научиться жить, а не то…». Многоточие – фигура умолчания…»


  1. Как вы думаете, о чём умалчивает л.г.? 

(Она видит ещё один выход – смерть.)

Для неё неприемлема такая плата за существование - плата ценою собственного беспамятства. Такому выживанию она предпочитает смерть. Альтернатива жизни – смерть.


Восьмая глава. СЛАЙД 30

  1. В каком виде л. г. готова принять смерть? 

(Отравленный снаряд, гирьку бандита. Тифозный чад и даже увидеть «верх шапки голубой» – самое страшное в то время.)

  1. Что значит увидеть «…верх шапки голубой и бледного от страха управдома»?– (Сотрудники НКВД носили фуражки голубого цвета. При обыске и аресте было обязательным присутствие управдома.)


Девятая глава. СЛАЙД 31

  1. О чем ведется речь в этой главе?

(О том, что героиня сходи с ума)


  1. Если альтернатива жизни – смерть, то что альтернатива смерти?

(Безумие)

Безумие выступает как последний предел глубочайшего отчаяния и горя, «безумие крылом души накрыло половину», «манит в чёрную долину».

Ахматова подчёркивает эту мысль, используя повтор: не будет ничего, что поддерживало рассудок и жизнь матери.


  1. Почему безумие страшнее смерти?

(Потому что, сойдя с ума, человек забывает о том, что ему дорого («И не позволит ничего оно мне унести с собой… Ни сына страшные глаза… Ни часть тюремного свидания…». Безумие – это смерть и памяти, и души. Это третий путь.)


  1. Какой путь она выбирает? 

(Жить, и страдать, и помнить.) 


Глава десятая. СЛАЙД 32, 33

Кульминацией страданий матери в поэме является глава «Распятие». Именно в этой главе раскрывается вся боль, матери, потерявшей сына.

  1. Прочитайте название 10 главы, с чем оно связано? 

(Прямое обращение к евангельской теме)

  1. О чем говорится в главе?

(О распятии Иисуса Христа)

  1. А как можно объяснить появление в поэме картины Распятия Христа? 

(Появление в поэме картины Распятия Христа вполне объяснимо. Она возникает в сознании героини, когда та находится на грани жизни и смерти, когда «безумие крылом души накрыло половину».)

  1. Одинаково ли звучат слова, обращённые к Отцу и Матери?

(В первой части описываются последние минуты Иисуса перед казнью, его обращение к матери и отцу. Его слова, обращенные к Богу, звучат как горькая скорбь о своем одиночестве. Слова же, сказанные матери, - простые слова утешения, жалости, призыв к успокоению.)

  1. С помощью какого художественного образа Ахматова показывает величайшую катастрофу, каковой является смерть Христа? 

(Плавящиеся в огне небеса.)

  1. Что происходит во второй части? Кто стоит у подножия распятия?

(Во второй части Иисус уже мертв. У подножия Распятия стоят трое: Магдалина, любимый ученик Иоанн и Дева Мария – мать Христа. В Реквиеме нет имен и фамилий, кроме имени Магдалины. Даже Христос не назван. Мария – «Мать», Иоанн – «любимый ученик».)

  1. В чем своеобразие трактовки Ахматовой евангельского сюжета? 

(Адресуя слова Сына непосредственно Матери, Ахматова тем самым переосмысливает Евангельский текст. Переосмысливая евангельский текст, Ахматова основное внимание приковывает к Матери, ее страданиям. И смерть сына влечет за собой смерть Матери, а потому, созданное Ахматовой Распятие – это распятие не сына, а Матери, а вернее и Сына и Матери).

  1. Как раскрывается образ Матери в 10 главе? 

(Магдалина и любимый ученик как бы воплощают собой те этапы крестного пути, которые уже пройдены Матерью: Магдалина - мятежное страдание, когда л.г. «выла под кремлёвскими башнями» и «кидалась в ноги палачу», Иоанн - тихое оцепенение человека, пытающегося «убить память», обезумевшего от горя и зовущего смерть. Горе матери беспредельно – в ее сторону даже невозможно смотреть, ее горе невозможно передать словами. Молчание Матери, на которую «так никто взглянуть и не посмел», разрешается плачем-реквиемом. Не только по своему сыну, но и по всем погубленным.)

  1. Почему именно этот сюжет из библии использовала Ахматова? 

(В поэме Ахматова соединила историю Божьего Сына с судьбой собственного, и оттого личное и общечеловеческое сливаются воедино. Страдание матери ассоциируется с горем Богородицы.) (Слайд) Портрет Ахматовой.


Эпилог. Слайд 34-35

1) Вспомните, какой наказ получила Ахматова, стоя в тюремной очереди, описанной в предисловии? 

(Безымянная женщина просит от лица всех «Описать это». И поэт обещает: «Могу».)




2) Выполнила ли она это? 

(В Эпилоге она отчитывается перед ними в выполненном обещании. Л.г. в конце своего поэтического повествования снова видит себя в тюремной очереди.)


  1. Впервые в поэме мы видим портрет. Чей это портрет? Или чьи? 

(Это портрет измученных женщин, матерей.)


  1. Это конкретный портрет или обобщенный?

(Образ тюремной очереди обобщённый. Л.г. сливается с этой очередью, вбирает в себя мысли и чувства этих измученных женщин.)


Эпилог написан в жанре поминального плача, поминальной молитвы: «И я молюсь не о себе одной…»

  1. О ком она молится? 

(О тех, кто стоял в тюремных очередях с передачами, кто не отрёкся, кто добровольно разделил страдания с близкими, обо всех, кто был с нею в этих испытаниях, для кого она соткала «широкий покров».)

  1. Какое синтаксическое средства помогают создать эту молитву? 

(Анафора) СЛАЙД 36

Как из-под век выглядывает страх…

Как клинописи жёсткие страницы…

Как локоны из пепельных и чёрных …

И ту, что едва до окна довели,

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что красивой тряхнув головой…

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде…

Ни около моря, где я родилась…

Ни в царском саду…

Забыть громыхание чёрных марусь…

Забыть, как постылая хлопала дверь…

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.


  1. Сделайте вывод, какую роль они играют? 

(Создают особую ритмику стиха. Придают речи трагизм, боль. Помогают выразить скорбь.)

  1. Какая тема звучит во второй части эпилога? В творчестве каких русских поэтов вы встречали эту тему?

(В творчестве Державина, Пушкина. У Пушкина есть стихотворение «Памятник», в котором он говорит, о том, что к «нерукотворному» памятнику не зарастёт «народная тропа», потому что, «чувства добрые я лирой пробуждал»; во-вторых, «в мой жестокий век восславил я свободу»; в-третьих, защитой декабристов («и милость к падшим призывал».)


  1. Какой необычный смысл приобретает эта тема под пером Ахматовой? 

(Этот памятник должен стоять по желанию поэта. Ахматова не описывает сам памятник. А определяет место, где он должен стоять .Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она даёт лишь при одном условии: это будет памятник поэту у тюремной стены.)


  1. Почему просит поставить памятник, там, где стояла 300 часов? 

(Этот памятник должен стоять не в милых ее сердцу местах, где она была счастлива, потому что памятник не только поэту, но и всем матерям и женам, которые стояли в тюремных очередях в 30гг». Это памятник народному горю: «Затем, что и в смерти блаженной боюсь забыть громыхание чёрных Марусь».)

СЛАЙД 37


Эпиграф.

А теперь вернемся к эпиграфу, который написан через 20 лет после поэмы.

1) Как вы думаете, почему в эпиграфе к поэме о личном горе дважды звучит слово народ? 

(Ахматова уже в эпиграфе открыто заявляет о своей главной роли в жизни – роли поэта, который разделил со своем народом трагедию страны. «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Она не конкретизирует, где, это «там» – в лагере, за колючей проволокой, в ссылке, в тюрьме; «там» – это значит вместе, в широком смысле слова. Таким образом, Реквием – это не только личная трагедия, но и трагедия народная.)


2) В чем видит Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию? 

(Выразить и донести скорбь и страдание «стомиллионного» народа.)


«Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой: и мёртвым и живым. «Реквием» по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению. Создав «Реквием», Ахматова отслужила панихиду по безвинно осуждённым. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.


Завершающий этап

СЛАЙД 39

Вернемся к проблемному вопросу. Какой ответ мы на него можем дать на основе анализа поэмы?

Для этого используйте записи в тетради.

А. И.Солженицын: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына».

/Ответы учеников/

Ахматова: "Про мои стихи сказал не должное", - появилось в записной книжке. Чуковская тоже писала, что "А.И. Солженицын, выслушав "Реквием", сказал Анне Андреевне: "Жаль, что в ваших стихах речь идет всего лишь об одной судьбе". А.А. сама рассказала мне об этих словах Александра Исаевича, дивясь им и не соглашаясь с ними. "Разве одною судьбою нельзя передать судьбу миллионов?" - говорила она. - "Разве "Эпилог" к "Реквиему" это уже не судьба миллионов" - говорила я.»


IV этап урока. Домашнее задание.

Продолжить размышление:

Перечитывая «Реквием»,

  • я задумался ...

  • я понял...

  • я осознал...

  • я пересмотрел...


Проверка домашнего задания /Отвечают стихи те, кто еще не отвечал/


Просмотр содержимого презентации
«презентация»

РЕКВИЕМ (от лат.  requiem  - « покой») У католиков: богослужение по умершему. Траурное музыкальное произведение.

РЕКВИЕМ

(от лат.  requiem  - « покой»)

  • У католиков: богослужение по умершему.
  • Траурное музыкальное произведение.

Поэма А. Ахматовой «Реквием»

Поэма

А. Ахматовой «Реквием»

Опыт, который лег в основу поэмы Аресты сына Льва Расстрел Н. Гумилева Два ареста и смерть в заключении третьего мужа Н. Пунина Аресты, репрессии и казни близких друзей

Опыт, который лег в основу поэмы

  • Аресты сына Льва
  • Расстрел Н. Гумилева
  • Два ареста и смерть в заключении третьего мужа Н. Пунина
  • Аресты, репрессии и казни близких друзей

А. Ахматова - И. Сталину: « Арест двух единственно близких мне людей наносит мне такой удар, который я уже не могу перенести . Я прошу Вас, Иосиф Виссарионович, вернуть мне мужа и сына, уверенная, что об этом никогда никто не пожалеет »  3 1 октября 1935 г.

А. Ахматова - И. Сталину:

« Арест двух единственно близких мне людей наносит мне такой удар, который я уже не могу перенести . Я прошу Вас, Иосиф Виссарионович, вернуть мне мужа и сына, уверенная, что об этом никогда никто не пожалеет »

3 1 октября 1935 г.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОЭМЫ Поэма писалась в течение 1935 - 1940 гг. «Вместо предисловия» - 1957 Г. Эпиграф - 1961 г.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОЭМЫ

  • Поэма писалась в течение 1935 - 1940 гг.
  • «Вместо предисловия» - 1957 Г.
  • Эпиграф - 1961 г.

ЗАПИСЬ ПОЭМЫ  - Как же Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие годы запись этих стихов? - А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти.

ЗАПИСЬ ПОЭМЫ

  • - Как же Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие годы запись этих стихов?
  • - А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти.

1962 г. - все стихи впервые были записаны на бумаге. « ” Реквием ” знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал» А. Ахматова  1963 г . - поэма была впервые опубликована за границей.  1987 г. - поэма стала известна широкому читателю в России.
  • 1962 г. - все стихи впервые были записаны на бумаге.

« Реквием знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал» А. Ахматова

  • 1963 г . - поэма была впервые опубликована за границей.

  • 1987 г. - поэма стала известна широкому читателю в России.

Эпиграф (1961)

Вместо предисловия (1957)

Посвящение (1940)

Вступление (1935)

Основная часть

I. «Уводили тебя на рассвете…» (1935)

II. « Тихо льётся тихий Дон…» (1938)

III. « Нет, это не я, это кто-то другой страдает…» (1939)

IV. « Показать бы тебе, насмешнице…» (1938)

V. « Семнадцать месяцев кричу…» (1939)

VI. « Лёгкие летят недели…» (1939)

VII. Приговор (1939)

VIII. К смерти (1939)

IX. « Уже безумие крылом…» (1940)

X. Распятие

  • I. «Уводили тебя на рассвете…» (1935) II. « Тихо льётся тихий Дон…» (1938) III. « Нет, это не я, это кто-то другой страдает…» (1939) IV. « Показать бы тебе, насмешнице…» (1938) V. « Семнадцать месяцев кричу…» (1939) VI. « Лёгкие летят недели…» (1939) VII. Приговор (1939) VIII. К смерти (1939) IX. « Уже безумие крылом…» (1940) X. Распятие

1. « Хор ангелов великий час восславил…(1938)

2. «Магдалина билась и рыдала…» (1940)

  • 1. « Хор ангелов великий час восславил…(1938) 2. «Магдалина билась и рыдала…» (1940)
  • 1. « Хор ангелов великий час восславил…(1938) 2. «Магдалина билась и рыдала…» (1940)

 

Композиция поэмы

Эпилог

1. « Узнала я, как опадают лица…» (1940)

2. «Опять поминальный приблизился час…» (1940)

  • 1. « Узнала я, как опадают лица…» (1940) 2. «Опять поминальный приблизился час…» (1940)

«Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына»    (А. Солженицын) ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС Трагедия народа или трагедия матери и сына?

«Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына» (А. Солженицын)

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Трагедия народа

или

трагедия матери и сына?

Вместо предисловия    В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то

Вместо предисловия

В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): — А это вы можете описать? И я сказала: — Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.

ПОСВЯЩЕНИЕ    Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река, Но крепки тюремные затворы, А за ними

ПОСВЯЩЕНИЕ

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними "каторжные норы"

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат —

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

Подымались как к обедне ранней,

По столице одичалой шли,

Там встречались, мертвых бездыханней,

Солнце ниже, и Нева туманней,

А надежда всё поет вдали.

Приговор... И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отделена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Словно грубо навзничь опрокинут,

Но идет... Шатается... Одна...

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге,

Что мерещится им в лунном круге?

Им я шлю прощальный свой привет.

А.С.Пушкин  «Во глубине сибирских руд…»   Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас.

А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд…»

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

ПОСВЯЩЕНИЕ    Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река, Но крепки тюремные затворы, А за ними

ПОСВЯЩЕНИЕ

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними "каторжные норы"

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат —

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

Подымались как к обедне ранней,

По столице одичалой шли,

Там встречались, мертвых бездыханней,

Солнце ниже, и Нева туманней,

А надежда всё поет вдали.

Приговор... И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отделена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Словно грубо навзничь опрокинут,

Но идет... Шатается... Одна...

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге,

Что мерещится им в лунном круге?

Им я шлю прощальный свой привет.

Библейские образы и мотивы в поэме Апокалипсис – библейская книга, содержащая пророчества о «конце света».

Библейские образы и мотивы в поэме

Апокалипсис библейская книга, содержащая пророчества о «конце света».

БИБЛЕЙСКИЕ ПРОРОЧЕСТВА  В книге Исайи сказано :  «Горы сдвинутся и холмы поколеблются…»   В «Откровении Иоанна Богослова» читаем : «И небо скрылось, свившись как свиток, и всякая гора и остров двинулись с мест своих…»

БИБЛЕЙСКИЕ ПРОРОЧЕСТВА

  • В книге Исайи сказано : «Горы сдвинутся и холмы поколеблются…»

  • В «Откровении Иоанна Богослова» читаем :

«И небо скрылось, свившись как свиток, и всякая гора и остров двинулись с мест своих…»

ВСТУПЛЕНИЕ   Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград. И когда, обезумев от муки, Шли уже осужденных полки, И короткую песню разлуки Паровозные пели гудки, Звезды смерти стояли над нами. И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь.

ВСТУПЛЕНИЕ

  Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осужденных полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки,

Звезды смерти стояли над нами.

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

Библейские образы и мотивы в поэме «Звезда смерти» - библейский образ, возникающий в Апокалипсисе.  «Пятый Ангел вострубил, и я увидел Звезду, падшую с неба на Землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. Из дыма вышла саранча на Землю…»

Библейские образы и мотивы в поэме

«Звезда смерти» - библейский образ, возникающий в Апокалипсисе.

«Пятый Ангел вострубил, и я увидел Звезду, падшую с неба на Землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. Из дыма вышла саранча на Землю…»

I.   Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла, В темной горнице плакали дети, У божницы свеча оплыла. На губах твоих холод иконки. Смертный пот на челе... Не забыть! Буду я, как стрелецкие женки, Под кремлевскими башнями выть.   Осень, 1935 Москва

I.

  Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки.

Смертный пот на челе... Не забыть!

Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть.

 

Осень, 1935

Москва

Лирическая героиня  Автор поэмы  Страдающая мать

Лирическая героиня

Автор поэмы Страдающая мать

Фольклорные традиции в поэме Плач – старинная обрядовая песня на похоронах, поминках, свадьбах. В первой главе – это плач матери по уводимому в тюрьму сыну, очень похожий на крестьянский плач по покойнику.

Фольклорные традиции в поэме

Плач – старинная обрядовая песня на похоронах, поминках, свадьбах.

В первой главе – это плач матери по уводимому в тюрьму сыну, очень похожий на крестьянский плач по покойнику.

«Буду я, как стрелецкие женки, под Кремлевскими башнями выть…»

«Буду я, как стрелецкие женки, под Кремлевскими башнями выть…»

I I .   Тихо льется тихий Дон, Желтый месяц входит в дом. Входит в шапке набекрень, Видит желтый месяц тень. Эта женщина больна, Эта женщина одна. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне.

I I .

 

Тихо льется тихий Дон,

Желтый месяц входит в дом.

Входит в шапке набекрень,

Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна,

Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

Колыбельная песня – жанр устного народного творчества; песня, которую поет мать, когда убаюкивает ребёнка.

Колыбельная песня – жанр устного народного творчества; песня, которую поет мать, когда убаюкивает ребёнка.

I II .   Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла, а то, что случилось, Пусть черные сукна покроют, И пусть унесут фонари...  Ночь.

I II .

 

Нет, это не я, это кто-то другой

страдает.

Я бы так не могла, а то, что случилось,

Пусть черные сукна покроют,

И пусть унесут фонари...

Ночь.

IV. Показать бы тебе, насмешнице И любимице всех друзей, Царскосельской веселой грешнице, Что случится с жизнью твоей – Как трехсотая, с передачею, Под Крестами будешь стоять И своею слезою горячею Новогодний лед прожигать. Там тюремный тополь качается, И ни звука — а сколько там Неповинных жизней кончается...

IV.

Показать бы тебе, насмешнице

И любимице всех друзей,

Царскосельской веселой грешнице,

Что случится с жизнью твоей –

Как трехсотая, с передачею,

Под Крестами будешь стоять

И своею слезою горячею

Новогодний лед прожигать.

Там тюремный тополь качается,

И ни звука — а сколько там

Неповинных жизней кончается...

V. Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой. Кидалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой. Все перепуталось навек, И мне не разобрать Теперь, кто зверь, кто человек, И долго ль казни ждать. И только пышные цветы, И звон кадильный, и следы Куда-то в никуда. И прямо мне в глаза глядит И скорой гибелью грозит Огромная звезда.

V.

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой.

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

Все перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

И только пышные цветы,

И звон кадильный, и следы

Куда-то в никуда.

И прямо мне в глаза глядит

И скорой гибелью грозит

Огромная звезда.

VI   Легкие летят недели. Что случилось, не пойму. Как тебе, сынок, в тюрьму Ночи белые глядели. Как они опять глядят Ястребиным жарким оком, О твоем кресте высоком И о смерти говорят.

VI

 

Легкие летят недели.

Что случилось, не пойму.

Как тебе, сынок, в тюрьму

Ночи белые глядели.

Как они опять глядят

Ястребиным жарким оком,

О твоем кресте высоком

И о смерти говорят.

VII ПРИГОВОР   И упало каменное слово На мою еще живую грудь. Ничего, ведь я была готова, Справлюсь с этим как-нибудь.   У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить.   А не то... Горячий шелест лета Словно праздник за моим окном. Я давно предчувствовала этот Светлый день и опустелый дом.   Лето 1939

VII

ПРИГОВОР

 

И упало каменное слово

На мою еще живую грудь.

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь.

 

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

 

А не то... Горячий шелест лета

Словно праздник за моим окном.

Я давно предчувствовала этот

Светлый день и опустелый дом.

  Лето 1939

VIII  К СМЕРТИ   Ты все равно придешь — зачем же не теперь? Я жду тебя — мне очень трудно. Я потушила свет и отворила дверь Тебе, такой простой и чудной. Прими для этого какой угодно вид, Ворвись отравленным снарядом Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит. Иль отрави тифозным чадом. Иль сказочкой, придуманной тобой И всем до тошноты знакомой, — Чтоб я увидела верх шапки голубой И бледного от страха управдома. Мне все равно теперь. Клубится Енисей, Звезда Полярная сияет. И синий блеск возлюбленных очей Последний ужас застилает.   19 августа 1939

VIII

К СМЕРТИ

 

Ты все равно придешь — зачем же не теперь?

Я жду тебя — мне очень трудно.

Я потушила свет и отворила дверь

Тебе, такой простой и чудной.

Прими для этого какой угодно вид,

Ворвись отравленным снарядом

Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит.

Иль отрави тифозным чадом.

Иль сказочкой, придуманной тобой

И всем до тошноты знакомой, —

Чтоб я увидела верх шапки голубой

И бледного от страха управдома.

Мне все равно теперь. Клубится Енисей,

Звезда Полярная сияет.

И синий блеск возлюбленных очей

Последний ужас застилает.

 

19 августа 1939

IX   Уже безумие крылом Души накрыло половину, И поит огненным вином, И манит в черную долину.   И поняла я, что ему Должна я уступить победу, Прислушиваясь к своему Уже как бы чужому бреду.   И не позволит ничего Оно мне унести с собою (Как ни упрашивай его И как ни докучай мольбою):   Ни сына страшные глаза — Окаменелое страданье, Ни день, когда пришла гроза, Ни час тюремного свиданья.   Ни милую прохладу рук, Ни лип взволнованные тени, Ни отдаленный легкий звук — Слова последних утешений.   4 мая 1940

IX

 

Уже безумие крылом

Души накрыло половину,

И поит огненным вином,

И манит в черную долину.

 

И поняла я, что ему

Должна я уступить победу,

Прислушиваясь к своему

Уже как бы чужому бреду.

 

И не позволит ничего

Оно мне унести с собою

(Как ни упрашивай его

И как ни докучай мольбою):

 

Ни сына страшные глаза —

Окаменелое страданье,

Ни день, когда пришла гроза,

Ни час тюремного свиданья.

 

Ни милую прохладу рук,

Ни лип взволнованные тени,

Ни отдаленный легкий звук —

Слова последних утешений.

 

4 мая 1940

X   РАСПЯТИЕ    Не рыдай Мене, Мати,  во гробе зрящи   1   Хор ангелов великий час восславил, И небеса расплавились в огне. Отцу сказал:

X

 

РАСПЯТИЕ

 

Не рыдай Мене, Мати,

во гробе зрящи

  1

 

Хор ангелов великий час восславил,

И небеса расплавились в огне.

Отцу сказал: "Почто Меня оставил!"

А матери: "О, не рыдай Мене..."

 

2

 

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

ЭПИЛОГ   1   Узнала я, как опадают лица, Как из-под век выглядывает страх, Как клинописи жесткие страницы Страдание выводит на щеках, Как локоны из пепельных и черных Серебряными делаются вдруг, Улыбка вянет на губах покорных, И в сухоньком смешке дрожит испуг. И я молюсь не о себе одной, А обо всех, кто там стоял со мною, И в лютый холод, и в июльский зной Под красною ослепшею стеною.  

ЭПИЛОГ

 

1

 

Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх,

Как клинописи жесткие страницы

Страдание выводит на щеках,

Как локоны из пепельных и черных

Серебряными делаются вдруг,

Улыбка вянет на губах покорных,

И в сухоньком смешке дрожит испуг.

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною,

И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною ослепшею стеною.

 

2

 

Опять поминальный приблизился час.

Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

И ту, что едва до окна довели,

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что, красивой тряхнув головой,

Сказала: "Сюда прихожу, как домой!"

Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список, и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня

В канун моего поминального дня.

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем — не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век

Как слезы струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

 

Анафоры    Как из-под век выглядывает страх…    Как клинописи жёсткие страницы…    Как локоны из пепельных и чёрных … И ту, что едва до окна довели, И ту, что родимой не топчет земли, И ту, что красивой тряхнув головой…    О них вспоминаю всегда и везде,    О них не забуду и в новой беде… Ни около моря, где я родилась… Ни в царском саду…    Забыть громыхание чёрных марусь…    Забыть, как постылая хлопала дверь… И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли.

Анафоры

Как из-под век выглядывает страх…

Как клинописи жёсткие страницы…

Как локоны из пепельных и чёрных …

И ту, что едва до окна довели,

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что красивой тряхнув головой…

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде…

Ни около моря, где я родилась…

Ни в царском саду…

Забыть громыхание чёрных марусь…

Забыть, как постылая хлопала дверь…

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне …  … здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание чёрных марусь  Забыть, как постылая хлопала дверь И выла старуха, как раненый зверь.

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне …

здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание чёрных марусь

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

Эпиграф Нет, и не под чуждым небосводом,  И не под защитой чуждых крыл, -  Я была тогда с моим народом,  Там, где мой народ, к несчастью, был.  1961

Эпиграф

Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, - Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.

1961

«Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына»  ( А.Солженицын) Проблемный вопрос: Трагедия матери и сына или  трагедия народа?

«Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына» ( А.Солженицын)

Проблемный вопрос:

Трагедия матери и сына или

трагедия народа?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Продолжить размышления письменно: Перечитывая «Реквием», я задумался… я понял… я осознал… я пересмотрел…

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Продолжить размышления письменно:

Перечитывая «Реквием»,

  • я задумался…
  • я понял…
  • я осознал…
  • я пересмотрел…

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 2. Работа в творческой группе: 1 ТГ: подготовить доклад и презентацию по биографии Михаила Шолохова, 2 ТГ: подготовить творческую презентацию рассказа «Родинка» 3 ТГ: подготовить творческую презентацию рассказа «Шибалково семя» 4 ТГ: подготовить творческую презентацию рассказа «Семейный человек», 5 ТГ: подготовить творческую презентацию рассказа «Чужая кровь», 6 ТГ: подготовить творческую презентацию рассказа «Алешкино сердце».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

2. Работа в творческой группе:

  • 1 ТГ: подготовить доклад и презентацию по биографии Михаила Шолохова,
  • 2 ТГ: подготовить творческую презентацию рассказа «Родинка»
  • 3 ТГ: подготовить творческую презентацию рассказа «Шибалково семя»
  • 4 ТГ: подготовить творческую презентацию рассказа «Семейный человек»,
  • 5 ТГ: подготовить творческую презентацию рассказа «Чужая кровь»,
  • 6 ТГ: подготовить творческую презентацию рассказа «Алешкино сердце».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 3. Прочитать по рассказу из двух списков: «Родинка», «Шибалково семя», «Семейный человек», «Бахчевник», «Продкомиссар» «Алешкино сердце», «Чужая кровь»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

3. Прочитать по рассказу из двух списков:

  • «Родинка», «Шибалково семя», «Семейный человек», «Бахчевник», «Продкомиссар»
  • «Алешкино сердце», «Чужая кровь»

Просмотр содержимого презентации
«ахматова»

Анна Андреевна Ахматова 1889 – 1966

Анна Андреевна Ахматова

1889 – 1966

Не человечески      мила Её дремота, От ангела и    от орла В ней было    что-то.  М.Цветаева

Не человечески

мила

Её дремота,

От ангела и

от орла

В ней было

что-то.

М.Цветаева

Андрей Антонович Горенко

Андрей

Антонович

Горенко

Инна Эразмовна Горенко

Инна

Эразмовна

Горенко

В то время я гостила на земле. Мне дали имя при крещенье – Анна, Сладчайшее для губ людских и слуха.

В то время я гостила на земле.

Мне дали имя при крещенье – Анна,

Сладчайшее для губ людских и слуха.

Семья Горенко, 1994 г.

Семья Горенко, 1994 г.

Царское Село

Царское Село

Детство

Детство

Анна Горенко с братьями Андреем, Виктором и сестрой Ией. В центре – мать Инна Эразмовна. 1909 г.

Анна Горенко

с братьями

Андреем,

Виктором и

сестрой Ией.

В центре – мать

Инна Эразмовна.

1909 г.

Смуглый отрок бродил по аллеям, У озёрных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. (1911)

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озёрных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов. (1911)

Николай  Гумилев

Николай

Гумилев

У русалки печальные очи. Я люблю ее, деву-    ундину, Озаренную тайной ночной, Я люблю ее взгляд заревой И горящие негой рубины... Потому что я сам из  пучины, Из бездонной пучины  морской. (Н.Гумилев «Русалка»)

У русалки печальные очи.

Я люблю ее, деву-

ундину,

Озаренную тайной ночной,

Я люблю ее взгляд заревой

И горящие негой рубины...

Потому что я сам из

пучины,

Из бездонной пучины

морской.

(Н.Гумилев «Русалка»)

В Фундуклеевской гимназии

В Фундуклеевской гимназии

Был влюблен, жег руки, чтоб волненье Усмирить, слагал стихи тогда, Ведал солнце ночи - вдохновенье, Дни окостенелого труда…  (Н.Гумилев)

Был влюблен, жег руки, чтоб волненье

Усмирить, слагал стихи тогда,

Ведал солнце ночи - вдохновенье,

Дни окостенелого труда…

(Н.Гумилев)

«Гумилев — моя судьба, и я покорно отдаюсь ей. Не осуждайте меня, если можете. Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной» (А.Ахматова)

«Гумилев — моя судьба,

и я покорно отдаюсь ей.

Не осуждайте меня,

если можете.

Я клянусь Вам всем для

меня святым, что этот

несчастный человек

будет счастлив

со мной»

(А.Ахматова)

Из логова змиева, Из города Киева, Я взял не жену, а колдунью.

Из логова змиева,

Из города Киева,

Я взял не жену, а колдунью.

«Счастье – это ангел с печальным лицом» (А.Модильяни) Анна Ахматова Рисунок А. Модильяни. 1911 год

«Счастье – это ангел с печальным лицом» (А.Модильяни)

Анна Ахматова

Рисунок А. Модильяни. 1911 год

Я знаю женщину:  молчанье, Усталость горькая  от слов, Живёт в  таинственном  мерцанье Её расширенных  зрачков… (Н.Гумилёв)

Я знаю женщину:

молчанье,

Усталость горькая

от слов,

Живёт в

таинственном

мерцанье

Её расширенных

зрачков…

(Н.Гумилёв)

«Вернешься ли ты в Слепнево? или с начала августа будешь в Петербурге. Напиши мне обо всем поскорее. Посылаю тебе черновики моих новых стихов и очень жду вестей. Целую. Твоя Аня.»  (Из письма А.Ахматовой Н.Гумилеву)

«Вернешься ли ты в Слепнево?

или с начала августа будешь

в Петербурге.

Напиши мне обо всем поскорее.

Посылаю тебе черновики моих

новых стихов и очень жду вестей.

Целую. Твоя Аня.»

(Из письма А.Ахматовой Н.Гумилеву)

«Цех поэтов» Н.С.Гумилёв С.М.Городецкий О.Э.Мандельштам А.А.Ахматова М.А.Зенкевич В.И.Нарбут

«Цех поэтов»

Н.С.Гумилёв

С.М.Городецкий

О.Э.Мандельштам

А.А.Ахматова

М.А.Зенкевич

В.И.Нарбут

1912

1912

Н.И.Альтман. 1914

Н.И.Альтман.

1914

Ю.Анненков. 1921г.

Ю.Анненков.

1921г.

З.Е.Серебрякова. 1922

З.Е.Серебрякова.

1922

К.С.Петров- Водкин. 1922

К.С.Петров-

Водкин. 1922

Николай Гумилёв и Анна Ахматова с сыном Львом

Николай Гумилёв и Анна Ахматова

с сыном Львом

Лев Гумилев с матерью и бабушкой

Лев Гумилев

с матерью и

бабушкой

Он любил три вещи  на свете: За вечерней пенье,  белых павлинов И стёртые карты  Америки. Не любил, когда плачут  дети, Не любил чая с малиной И женской истерики. … А я была его женой. Н.Гумилёв

Он любил три вещи

на свете:

За вечерней пенье,

белых павлинов

И стёртые карты

Америки.

Не любил, когда плачут

дети,

Не любил чая с малиной

И женской истерики.

А я была его женой.

Н.Гумилёв

1914

1914

О. Мандельштам Б. Пастернак А. Блок

О. Мандельштам

Б. Пастернак

А. Блок

1917

1917

Мы коронованы тем, что одну с тобой Мы землю топчем, что небо над нами – то же! (М.Цветаева «Ахматовой»)

Мы коронованы тем, что одну с тобой

Мы землю топчем, что небо над нами – то же! (М.Цветаева «Ахматовой»)

«Я гибель накликала милым…» А.Блок Н.Гумилев А.Горенко

«Я гибель накликала милым…»

А.Блок

Н.Гумилев

А.Горенко

1925 – 1940

1925 –

1940

Фонтанный Дом (бывший Шереметьевский дворец). Здесь, в одном из флигелей, Анна Ахматова прожила почти 30 лет

Фонтанный Дом (бывший

Шереметьевский дворец).

Здесь, в одном из флигелей,

Анна Ахматова прожила

почти 30 лет

Музей-квартира А.Ахматовой  в Фонтанном Доме

Музей-квартира А.Ахматовой в Фонтанном Доме

Аресты Лев Гумилёв Осип Мандельштам Николай Пунин

Аресты

Лев Гумилёв

Осип Мандельштам

Николай Пунин

Лев Николаевич Гумилев

Лев Николаевич Гумилев

Эта женщина  больна, Эта женщина  одна.  Муж в могиле,  сын в тюрьме, Помолитесь  обо мне. («Реквием», 1938)

Эта женщина

больна,

Эта женщина

одна.

Муж в могиле,

сын в тюрьме,

Помолитесь

обо мне.

(«Реквием», 1938)

«В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде».  («Реквием. Вместо предисловия»)

«В страшные годы

ежовщины

я провела

семнадцать

месяцев

в тюремных

очередях

в Ленинграде».

(«Реквием.

Вместо предисловия»)

А если когда-нибудь в этой  стране Воздвигнуть задумают памятник  мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем –  не ставить его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем разорвана  связь, Ни в царском саду  у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я  триста часов И где для меня  не открыли засов.

А если когда-нибудь в этой

стране

Воздвигнуть задумают памятник

мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем –

не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана

связь,

Ни в царском саду

у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я

триста часов

И где для меня

не открыли засов.

Иди один и  исцеляй слепых, Чтобы узнать  в тяжёлый час  сомненья Учеников  злорадное  глумленье И равнодушие  толпы. А.Ахматова

Иди один и

исцеляй слепых,

Чтобы узнать

в тяжёлый час

сомненья

Учеников

злорадное

глумленье

И равнодушие

толпы.

А.Ахматова

Блокада  Ленинграда

Блокада Ленинграда

Анна Ахматова и Ольга Берггольц в блокадном Ленинграде

Анна Ахматова и Ольга Берггольц

в блокадном Ленинграде

Анна Ахматова.  1946 год

Анна Ахматова.

1946 год

1946 – 1956 1946 г. – Постановление ЦК ВКП(б)

1946 – 1956

1946 г. – Постановление ЦК ВКП(б)

"О журналах "Звезда" и "Ленинград"

А.Ахматова - переводчик

А.Ахматова - переводчик

Дача в Комарово («Будка»)

Дача в Комарово («Будка»)

Дружба А.Ахматовой с молодыми поэтами Иосиф Анатолий Глеб Бродский Найман Горбовский

Дружба А.Ахматовой с молодыми поэтами

Иосиф

Анатолий

Глеб

Бродский

Найман

Горбовский

Великая душа, поклон  через моря за то, что их нашла,  тебе и части тленной, что спит в родной земле,  тебе благодаря обретшей речи дар  в глухонемой вселенной.  И.Бродский

Великая душа, поклон

через моря

за то, что их нашла,

тебе и части тленной,

что спит в родной земле,

тебе благодаря

обретшей речи дар

в глухонемой вселенной.

И.Бродский

1964 г. А.А.Ахматова - лауреат международной премии

1964 г. А.А.Ахматова - лауреат международной премии "Этна-Таормина"

1965 г . Анна Ахматова – обладатель почетной степени доктора литературы Оксфордского университета.

1965 г . Анна Ахматова – обладатель почетной степени доктора литературы

Оксфордского университета.

Есть на земле  счастливые сердца, По капельке, по искорке, по вздоху В себя переселившие  эпоху, Ей верные до самого  конца.  И.Малярова

Есть на земле

счастливые сердца,

По капельке,

по искорке, по вздоху

В себя переселившие

эпоху,

Ей верные до самого

конца.

И.Малярова


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!