Тема урока. Позвоночные
Ход урока:
2. Постановка темы урока. Сегодня я проведу у вас урок биологии куда отправимся дальше, подскажете вы, отгадав загадки и решив кроссворд.
(1) Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу? (медведь)
(2) Прыгает пружинка –
Зелёненькая спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (кузнечик)
(3) Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (олень)
(4) В птичник повадится –
Жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса).
(5) Залежался я на дне,
Мне б поплавать в тишине, —
Так подумать мог бы он
На бревно похожий … (Сом).
(6) Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это ( утка)
(7) Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она. (мышь)
(8) Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский … (жук)
Какое слово у нас получилось?. ( животные) Какая же будет тема нашего урока? ( животные) . И мы с вами на сегодняшнем уроке будем продолжать царство животных
Ребята а вы знаете как называется наука о животных? -Наука о животных называется зоология.
Зоология - зоо - животные, логос – наука.
Учитель:- Ребята а подскажите мне пожалуйста как называется мир животных?
Ученики: - Фауна. А что называют Фауной.
Учитель : Совокупность всех животных обитающих на нашей планете называют Фауна
Ребята где мы можем встретить животных?
Ученики: Животные населяют нашу планету везде
Давайте вспомним на какие две большие группы ученные зоологи делят животных щелчок. Одноклеточные – Где мы с вами с ними уже встречались? ( При изучении Царства Растения.-Бактерии.) Что вы знаете об одноклеточных организмах?. (настолько малы, что разглядеть их можно только в микроскоп.)
щелчок.Вторя группа – многоклеточные животные .
щелчок.Все многоклеточные животные делятся на беспозвоночных-
А почему их так называют --- У них нет осевого скелета.
А каких животных относят к беспозвоночным. (Черви, Моллюски, членистоногие Кишечнополостные)
щелчок.Позвоночные или хордовые. А может вы знаете каких животных мы можем отнести к позвоночным животным Это рыбы. Собаки, змеи, кошки.
Все они на первый взгляд очень разные, но всех их относят к одной группе позвоночных.
А вы знаете почему их так называют?
Позвоночные или хордовые это животные у них есть внутренний скелет. Его основу составляет позвоночник К нему подвижно прикреплены другие кости. Позвоночник он один на всю жизнь. Состоит из живых клеток и растет вместе с организмом.
Позвоночные животные как и беспозвоночные делятся на группы. Беспозвоночные на какие группы делятся мы знаем. А на сегодняшнем уроке познакомиться с группами позвоночных и вы мне в этом поможете.
Учитель Ребята, у нас мало времени поэтому я предлагаю разделиться на группы Для того, каждой группе дается задание изучить одну группу по плану и подготовить свое выступление. с последующим заполнением таблицы. Для работы можно использовать учебник (стр. 97-99). Если возникнут вопросы, поднимайте руку.
План
1. Назовите особенности строения?
2.Назовите основных представителей своей группы?
1-я группа. Позвоночные.
2-я группа .Рыбы.
3-й группа Земноводные.
4- группа Пресмыкающиеся
5 группа Птицы
6 группа Млекопитаюшие или ( звери)
Ребята, вы много работали. Перед тем как вы сообщите свои результаты, я предлагаю немножко отдохнуть.
Физкультминутка
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять,
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
Ребята, настало время проверить, что у вас получилось
(Ответы учащихся)
Название группы позвоночных животных | Особенности строения | Представители |
Позвоночные | Высокоорганизованные животные. Головной мозг защищен черепом. Крепкие челюсти для захвата пищи. Две пары конечностей. Активно двигаются. | Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопи-тающиеся. |
Рыбы | Обитатели водной среды. Дышат специальными органами – жабрами. Тело покрыто чешуей или слизью. Перемешаются при помощи хвоста или плавников. Размножаются в воде. | Карась щука сом, акула, скат |
Земноводные | Обитают как на суще та и в водоемах. Но размножаются только в воде. Дышат легкими или кожей. Тело голое или покрыто слизью. Большинство имеют две пары коннечностей. | Лягшки жабы тритоны. |
Пресмыкающиеся | Размножаются на суще. Тело покрыто роговыми чешуйками или щитками. Дышат легкими. Откладывают яйца откуда выходят сформированные молодые животные. | Ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи. |
Птицы. | Тело покрыто перьями. Умеют летать. Приспособления для полета: облегченное тело ,конечности преобразованы в крылья, откладывают яйца, имеют постоянную температуру тела, а их активность не зависит от температуры окружающей среды. | Голубь, орел, утка, попугай страус |
Млекопитающие (звери) | Тело покрыто шерстью. Рождают живых детенышей. Вскармливают молоком | Лось тигр дельфин |
Ребята давайте вспомним группы животных мы отнесем к позвоночным.?
Игра Третий лишний
2. Найди лишнее слово и объясни почему Собака. Бабочка. Лиса
3. Найди лишнее слово Дождевой червь. Медведь. Белка.
Проверка Игра Третий лишний
Напишите, к каким группам позвоночных животных относятся изображенные организмы.
Проверьте. Молодцы.
Ребята мир животных очень разнообразен. В настоящее время насчитывают более 1,5 мил видов животных. Но все животные нуждаются в охране. Внимание на экран.
Итог урока. Рефлексия. Очень жаль, но наш урок -подошел к концу. Человек - величайшее создание природы. А жизнь человека тесно связана с этой природой, с её состоянием. Поэтому мы должны хорошо знать, любить и беречь нашу природу).
Я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом нам с вами.
Любите ребята, природу-
Пустыни, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобой на ней.
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относится добрей!
Учитель: Вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами довольна.
- если вам что то не непонятно то поднимите 1 руку Если вам всё было понятно, поднимите две руки руку и по хлопайте себе
И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец.
Спасибо. Урок окончен.