СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Прямоугольник" 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Много внимания уделяется работе с математическим текстом.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Прямоугольник" 5 класс»

Песчановская средняя общеобразовательная школа филиал - МКОУ Парфёновская СОШ

Учебная дисциплина: математика

Класс: 5

Разработчик: Глазунова Татьяна Ивановна

Тема: Прямоугольник

Цели:

  1. Предметные

Создать условия для

- систематизации и обобщения знаний о прямоугольнике и квадрате;

- введения понятия соседних и противолежащих сторон прямоугольника;

- закрепления навыка вычисления периметра и квадрата.

2. Личностные

Создать условия для

-формирования умения работать в паре и находить согласованные решения;

- проявления желания изучать тему и применять приобретённые знания и умения.

3. Метапредметные

Создать условия для

- формирования понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Планируемые результаты:

Учащийся научится распознавать, строить прямоугольник и квадрат и находить их периметры.

Основные понятия:

Прямоугольник, длина и ширина прямоугольника, соседние и противолежащие стороны прямоугольника, периметр прямоугольника, квадрат.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап




Вам нравиться получать на уроках математики «пятёрки»?

А как нужно работать, чтобы получить оценку «5»?




У каждого из вас на столе лист самооценки. Не забывайте оценивать свою рабоу.


Предлагают варианты:

быть внимательными, аккуратными, не лениться, работать быстро, уважать всех присутствующих

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие








































































3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.



















4.Построение проекта выхода из затруднения.






5. Реализация построенного проекта.



6. Первичное закрепление.



























7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


8. Рефлексия.





Ребята, перед вами на партах лежат вырезанные из бумаги фигуры. Как они называются?

Да, это треугольники. Мы с вами говорили о треугольнике на прошедших уроках. Учились классифицировать их по видам углов и по количеству равных сторон.

Задание.

  1. Закончи предложение:

Зовусь я “Треугольник”,

Со мной хлопот не оберётся школьник.

По- разному всегда я называюсь,

Когда углы иль стороны даны:

Когда все острые углы,

То я – ________________

С одним тупым углом - ___________________

Коль острых два,

а третий - прям – ______________________

Бываю я - ________________

Когда мои все стороны равны.

Когда ж все разные даны,

То я зовусь - ______________

И если, наконец, равны две стороны,

То - __________________ я называюсь.

Проверяем .






  1. Работаем с треугольниками, вырезанными из бумаги.

Покажите

- остроугольный треугольник

- тупоугольный треугольник

- прямоугольные треугольники.

3) Из двух прямоугольных треугольников сложите новые фигуры. Что у Вас получилось?


  1. Посмотрите на слайд, из двух прямоугольных треугольников составлена фигура. Как она называется?

  2. Почему мнения разделились?


Давайте найдём сходства и отличия у этих фигур. Для этого заполним таблицу ( на листочках у каждого). Работают индивидуально, потом обсуждаем в парах:

квадрат

Линия сравнения

прямоугольник


Количество вершин



Количество сторон, углов



Величина углов



Длина сторон


- Что нужно знать, чтобы определить будет ли четырёхугольник прямоугольником?

- Что нужно знать, чтобы определить будет ли четырёхугольник квадратом?

- А можно назвать квадрат прямоугольником?


Итак, тема нашего урока…, записываем в тетрадях.


- Часто ли мы встречаемся с прямоугольниками в нашей обыденной жизни?

Вы уже знакомы с этой фигурой.

А что вы знаете о ней?

Составляем кластер.

(Работает у доски)

- А всё ли вспомнили?

Работа с математическим текстом.

+

Это я знаю

!

Это для меня новое


- Есть ли новое для вас?



Какие же цели мы поставим на урок?

Цели урока:

- систематизировать знания о прямоугольнике.

- дать понятие соседних и противолежащих сторон

- закрепить навыки вычисления периметра прямоугольника и квадрата.


-Что будем делать, чтобы достичь целей урока?







- Читаем материал учебника на с.95.

- Отвечаем на вопросы 1-5 к параграфу.

- Продолжаем составление кластера.




Организует обсуждение:

- Какой четырёхугольник называется прямоугольником?

-Какую фигуру называют квадратом?

Вывод: Квадрат – частный случай прямоугольника.



- № 359

Как можно построить прямоугольник?






- Назовите противолежащие стороны прямоугольника.

- Назовите соседние стороны прямоугольника.

- Как называют соседние стороны прямоугольника?


Напоминает оформление геометрических задач.

- №361



- № 367

-Что необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Из какого условия можно найти периметр прямоугольника?


- По какой формуле найдём периметр квадрата?

Организует взаимопроверку.



§15, вопросы 1-5. № 360, 366.

Измерить длину и ширину комнаты и найти её периметр.



Итоги урока.

- О каких геометрических фигурах шел разговор на уроке?

- Что нужно знать, чтобы найти периметр прямоугольника и квадрата?

- Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где?

- Что на уроке было самым сложным, простым?


Какие утверждения верны, какие нет? Если утверждение верно, то поднимите карточку зелёного цвета, если нет – красного.

  • Прямоугольник – это четырёхугольник, в котором есть прямой угол.

  • Соседние стороны прямоугольника называются длина и ширина.

  • Периметр – это произведение сторон прямоугольника.

  • Противолежащие стороны прямоугольника равны.

  • Не каждый квадрат является прямоугольником.


Треугольники.








Выполняют задание


















Один ученик читает то, что получилось.

Сверяют, используя слайд презентации.





Показывают.




Складывают.

Называют.




- прямоугольник

- квадрат









-Заполняют.

-Обсуждают в парах.








Отвечают.

- Нужно измерить углы.


- Нужно измерить углы и стороны.

-?


Прямоугольник.




- Отвечают.



Работают на листочках А4.



-Читают текст, ставят пометки в соответствии с таблицей.


- Да. Зачитывают.



-Предлагают.









Предлагают:

- читать учебник

-отвечать на вопросы

- выполнять практические задания

- решать задачи на вычисления.


- Читают.

- Отвечают.

- Продолжают составлять кластер



- Отвечают используя учебник.







- Можно использовать клеточки тетради.

- Можно использовать чертёжный угольник.

-Строят прямоугольник.


- Называют по рисунку.



- Отвечают.

Длина и ширина.


- Решают задачу на вычисление периметра прямоугольника.

Сверяют полученные ответы.


- Периметр прямоугольника.

- Периметры квадрата и прямоугольника равны.

- P=4a











Отвечают на вопросы.













Поднимают сигнальные карточки.

































Приложение1 Лист самооценки

1

Закончи предложение

6

2

Работа с треугольниками . Покажите.

3

3

Таблица. Квадрат- прямоугольник

7

4

№359

3

5

№361

3

6

Верно - неверно

5

27 – «5»

23-26 –«4»

19-22 – «3»




Приложение2

Математический текст 

Задание: Прочитайте внимательно данный материал, отметьте значками из таблицы по тексту то, что вам уже известно и что хотели бы узнать. Обсудите это с соседом по парте.

  1. Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы являются прямыми.

  2. Прямоугольник имеет четыре вершины, которые обозначаются большими латинскими буквами. По этим вершинам обозначается и сам прямоугольник, с какой вершины начать обозначение – не имеет значения, поэтому один прямоугольник можно назвать разными способами: АВСD, ВСDА, СDАВ, DАВС и др.

  1. У прямоугольника четыре стороны. Среди них есть соседние, а есть противолежащие.

  2. Важным свойством обладают противолежащие стороны прямоугольника.

  3. Сумму длин сторон называют периметром прямоугольника.

Р = 2 · (а+в), где а и в длины сторон прямоугольника.

  1. Прямоугольник, у которого все стороны равны, называют квадратом

  2. Периметр квадрата со стороной а вычисляется по формуле P=4а