Государственное казенное образовательное учреждение
«Школа-интернат Костромской области для детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата»
Урок- конспект по окружающему миру
3 класс
Тема: «Природа и наша безопасность»
(программа Школа России)
Подготовила: учитель начальных классов
высшей категории
Кутненко Нина Владимировна


Тема: «Природа и наша безопасность»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: создать условия для изучения с учащимися правил безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать понятия «опасности в неживой и живой природе»; формировать представления о возможности отрицательного влияния природных объектов на жизнь человека; расширять представления о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными.
Личностные: оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих.
Оборудование: учебник А.А. Плешаков, окружающий мир 3 класс 2 часть, иллюстрации с изображением ядовитых грибов и растений, тетрадь на печатной основе 3 класс к учебнику, ножницы, клей.
Подготовительная работа: сообщения учащихся на темы: «Что такое молния», «Опасные растения и грибы».
Ход урока
Организационный момент (2мин)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
III Сообщение темы урока
-Сегодня мы с вами отправимся на природу . И что бы с нами не случилось несчастного случая мы научимся оберегать себя в разных опасных ситуациях . Ведь главное правило жизни – лучше избежать опасностей , чем с ними бороться .
IV Изучение новой темы
-«У природы нет плохой погоды…» как поется в песне . Но не всякая погода хороша- Многие явления неживой природы опасны для здоровья и жизни человека. Как вы думаете, что это за явления? (ответы детей)
Отгадайте загадку
1. Раскалённая стрела
Дуб свалила у села. (молния)
Выслушивается сообщение уч-ся по теме: «Безопасность во время грозы»
(дополняется и обобщается ответ ученика учителем)
Гроза – это атмосферное явление, при котором возникают молнии, сопровождаемые громом
Молния – это гигантский электрический разряд в атмосфере, происходящий во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающийся громом. Средняя длина молнии 2,5 км, некоторые простираются на расстояние до 20 км
Молнии – серьезная угроза для жизни людей. Поражение людей молнией чаще всего происходит во время грозы на открытой местности, если люди укрываются под высокими деревьями, а также находятся вблизи от работающего электрооборудования.
- Правила поведения во время грозы
Работа в рабочей тетради по Окружающему миру на печатной основе по данной теме.
2.Опасности в живой природе.
а)Ядовитые растения
Фронтальная беседа
-Какие опасности может нести человеку живая природа?
-Хищники, дикие животные могут напасть, укусить, ядовитыми растениями и грибами можно отравиться.
-Верно. Ребята, скоро лето, вы наверняка пойдете в лес. Там много растений. Обратите внимание на книжку-раскладушку, которую вы подготовили к уроку. О каких опасных растениях в ней рассказывается?
-Это вороний глаз, ландыши, белена, дурман, волчье лыко, бузина красная, бересклет.
б)Ядовитые грибы
Фронтальная беседа
- О какой опасности мы будем говорить сейчас, вы узнаете, разгадав загадку.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы. (Грибы).
- Все ли грибы можно употреблять в пищу?
- Не все грибы - наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. Если человек съест их, у него наступает отравление, а иногда и смерть.
-Какие ядовитые грибы вы знаете?
-Мухомор, поганка, ложные опята и ложнодождевики, желчный гриб, свинушка тонкая.
Выступление группы учеников с докладами по теме: «Ядовитые грибы »:
Работа по иллюстрациям учебника с.26-27.
-Откройте учебник на с.26-27. Давайте посмотрим, на иллюстрации опасных растений и грибов.
Физкультминутка
- Здорово, что на нашей планете есть растения. Ведь благодаря им есть жизнь на Земле. Почему?
- Только растения выделяют в воздух кислород! Кроме того, растения дают нам пищу: хлеб, крупы, фрукты, ягоды.
Выступление учеников с сообщениями по теме: «Опасные растения»
IV. Закрепление. (10мин)
1. Работа по учебнику (стр.25) и тетрадью на печатной основе (с.16№1)
-Откройте тетради на печатной основе на с.16 №1 и самостоятельно или с помощью учебника запишите правила безопасного поведения во время грозы.
Заключительная беседа:
- Итак, мы выяснили, какие опасности нас поджидают в неживой и живой природе.
- Какие же правила нужно соблюдать, чтобы избежать опасности?
Во время грозы:
1.Нельзя купаться во время грозы;
2.Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие;
3.Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами.
Чтобы не отравиться опасными растениями и грибами:
-Нельзя брать в рот незнакомые растения, не собирать незнакомые грибы.
V. Домашнее задание. (2мин)
Для всех: с.25-30 прочитать, ответить на вопросы «Проверь себя», задание №1
По желанию: с.30 №2,3.
VI.Рефлексия (3мин)
- Мы ответили на вопрос, который поставили в начале урока?
-Да
- Что вам понравилось делать на уроке? Что не понравилось? Почему?
Правила поведения во время грозы
столбам и высоким деревьям;
стоящих строениях;
предметов, линий высокого
напряжения