СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Производная степенной функции"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения знаний по теме "Производная степенной функции". На уроке представлен краеведческий материал( задача о пребывании И.А. Бродского в ссылке в д. Норинская Архангельской области)

Просмотр содержимого документа
«ОТКРЫТЫЙ УРОК В 11 КЛАССЕ»

Урок алгебры в 11 классе по теме «Производная степенной функции»

Цель : создать условия для повторения и обобщения знаний по теме

Задачи:

- Повторить формулы и правила дифференцирования, алгоритмы нахождения наибольшего и наименьшего значения функции, точек экстремума

- применять производную для отыскания наибольшего и наименьшего значения функции, точек экстремума.

- воспитывать чувство гордости за родной край

-развивать речь, зрительную память, внимание, интерес к математике



Ход урока


Тема урока

Действия и ответы об-ся

1

Обсуждение темы урока. Ребята, отгадайте ключевое слово урока:

1) С её появлением математика перешагнула из алгебры в математический анализ;

2) Ньютон назвал её «флюксией» и обозначал точкой;

3) Бывает первой, второй;

4) Обозначается штрихом.

Итак, сегодня мы с вами будем работать с производными. Для чего нам нужно уметь находить производную функции?

















Где нам пригодятся эти знания и умения?






Прежде, чем начнем работу на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции и точек экстремума , что нам нужно сделать?


Инструктаж по самооцениванию на уроке

Отгадывают ключевое слово – производная

Первому угадавшему слово – 5 баллов



Для определения монотонности функции, точек экстремума, нахождения наибольшего и наименьшего значения функции


При сдаче профильного экзамена по математике, задание 12.


Повторить формулы и правила дифференцирования

2

Повторение

Выберите себе соседа по парте на урок, с которым вам будет комфортно работать

  1. Найдите ошибки и исправьте их













- В каких заданиях вы пропустили ошибки , из-за чего?





2.Графический диктант

  1. Верно ли , что

  2. Верно ли , что

  3. Верно ли , что

  4. Верно ли , что

  5. Верно ли , что

  6. Верно ли , что(х-4)

  7. Верно ли , что (=

  8. Верно ли , что

9.Верно ли, чтобы найти стационарные

и критические точки функции у=f (x) надо f '(x)=0.

Ответ:

- В каких заданиях вы допустили ошибки , из-за чего?



3 Догадайся, что нужно вставить вместо знака вопроса




Выбирают себе соседа на урок по желанию.

Ученикам разрешено пользоваться подсказками. Работают на рабочем листе, озвучивают ошибки и исправляют их. Правильные ответы также появляются в презентации.

Каждый правильный ответ ученик оценивает в 1 балл.

Если не пользовался подсказками то +5 баллов. Анализируют ошибки, корректируют свои знания



Ученики в тетрадях рисуют

«-» если ответ правильный и «» если неправильный. Сверяют ответы с доской. За каждый правильный ответ – 1 балл.












Анализируют ошибки, корректируют свои знания



Анализируют по какому правилу получен ответ в первом примере, находят ответ во втором, объясняют ответ.

Правильный ответ – 3 балла

3.

До данного момента вам разрешалось пользоваться подсказками,

проверим ваши знания по теме без шпаргалок.

Самостоятельная работа


Вычислите производные заданных функций

а) у=х8 в) у= д) у= - +2х

б) у=х-4 г) у=



- В каких заданиях вы допустили ошибки , из-за чего?

Выполняют самостоятельную работу, меняются рабочими листами с соседом, сверяют ответы с презентацией

За каждый правильный ответ – 1 балл. Анализируют ошибки, корректируют свои знания


4

Переходим к основной части урока. Вы уже работали над темой «Производная степенной функции». Вспомним 2 формулы, без знания которых не обойтись при изучении данной темы (выписываются на доску)

Находить производную степенной функции нам требуетсядля нахождения наименьшего и наибольшего значения функции на отрезке, для нахождения точек экстремума, что как раз и потребуется при сдаче экзамена по профильной математике, в 12 задании. Поэтому давайте вспомним алгоритмы (учитель вывешивает на доску по мере называния шагов)

Алгоритм нахождения точек экстремума

1.Найти производную f '(x).

2. Найти стационарные ( f '(x)=0) и критические ( f '(x) не существует) точки функции у=f (x).

3. Среди полученных стационарных точек выбрать те, которые принадлежат отрезку 

4. Отметить стационарные и критические точки на числовой прямой и определить знаки производной на получившихся промежутках.

5.Сделать выводы о монотонности функции и точек экстремума




Алгоритм нахождения

наибольшего и наименьшего значения функции

1.Найти производную f '(x).

2.Найти стационарные точки функции у=f(x).

3. Найти значение функции в стационарных точках и в концах отрезка, то есть f(a) и f(b).

4.Среди полученных значений выбрать наибольшее или наименьшее


Но просто так готовится к экзамену скучно, поэтому я предлагаю вашему вниманию задачи, где вы не только вспомните нахождение неизвестных величин, но и узнаете интересные факты из жизни человека, прославившего Архангельскую область и Коношский район. Когоиз известных вам людей вы можете отнести к этой категории – категории людей, прославивших Архангельскую область?

Я представляю вашему вниманию

Бродский Иосиф Александрович, русский и американский поэт,эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе в 1987 году.  

С марта 1964 по октябрь 1965 года отбывал ссылку в деревне Норинская Коношского района Архангельской области. Работал «питерский тунеядец» сначала в совхозе «Даниловский» разнорабочим, а потом в Коношском доме быта разъездным фотографом.

Норинская сыграла большую роль в жизни И.Бродского, здесь он сложился как поэт.

Задача, представленная вашему вниманию была составлена ученицей нашей школы Уваровой Елизаветой и представлена на областной конкурс «Архангельская область в математических задачах»:

Итак, задача:Нобелевский лауреат И. Бродский пробыл в ссылке в д. Норинская Коношского района несколько месяцев, для того чтобы узнать срок наказания, найдите точку минимума функции у=х3-972х+2

В ссылке поэт писал стихи и поэмы, для того чтобы узнать точное их количество найдите наименьшее значение функции у= на

Работал «питерский тунеядец» в совхозе «Даниловский» разнорабочим. Размер заработной платы вы узнаете , если найдете точку минимума функции у=х

Друзья поддерживали И. Бродского посылали ему открытки, посылки с продуктами и книгами. Количество открыток, оставленных И.Бродскимв д. Норинская , вы узнаете, если найдите наибольшее значение функции у=х -3х – 100 на

Сколько месяцев И. Бродский был в ссылке, сколько стихов и поэм написал в д.Норинской, какую заработную плату получал разнорабочий Бродский и сколько открыток друзья написали ссыльному?

Ученики называют формулы, шаги при нахождении наименьшего и наибольшего значения функции на отрезке, для нахождения точек экстремума.



































Решают задачу в тетради, кому необходимо учитель оказывает помощь. За каждую правильную часть ответа ученик выставляет себе 3 балла.





















Итак, что вы сегодня вспомнили? Что запомнили? Для чего это вам нужно?

Подведем итоги самооценивания. Оценки выставляются по желанию ученика.

42-49баллов – «5»

31-41 балл – «4»

20-30 баллов –«3»

Менее 20 баллов –«2»





Итог урока.














Просмотр содержимого документа
«задания»

ФИ_________________________________________

  1. Найдите ошибки и исправьте их:







2. Вычислите производные заданных функций

А) у=х8 В) у= д) у= - +2х

Б) у=х-4 г) у=









ФИ_________________________________________

  1. Найдите ошибки и исправьте их:







2. Вычислите производные заданных функций

А) у=х8 В) у= д) у= - +2х

Б) у=х-4 г) у=



Просмотр содержимого презентации
«урок в 11 классе»

Найдите ошибки:         0

Найдите ошибки:

 

 

 

 

0

Найдите ошибки :  20х 3     -  

Найдите ошибки :

20х 3

 

 

-

 

Найдите ошибки :   (   (   (=   (=  

Найдите ошибки :

 

(

 

(

 

(=

 

(=

 

Графический диктант.   1.Верно ли, что . 2. Верно ли, что . 3. Верно ли, что . 4. Верно ли, что . 5. Верно ли, что .   6. Верно ли , что (х -4 )   7. Верно ли, что (=. 8. Верно ли, что . 9. Верно ли, чтобы найти  стационарные и критические точки функции у=f (x ) надо f '(x)=0 .

Графический диктант.

1.Верно ли, что .

2. Верно ли, что .

3. Верно ли, что .

4. Верно ли, что .

5. Верно ли, что .

 

6. Верно ли , что (х -4 )

 

7. Верно ли, что (=.

8. Верно ли, что .

9. Верно ли, чтобы найти стационарные

и критические точки функции у=f (x ) надо f '(x)=0 .

Проверь

Проверь

Догадайся

Догадайся

Производная степенной функции  

Производная степенной функции

 

Найдите производную заданной функции: д )

Найдите производную заданной функции:

д )

Ответы  Б) А) Г) В) +2   Д)

Ответы

Б)

А)

Г)

В)

+2

 

Д)

Догадайся

Догадайся

Бродский Иосиф Александрович (1940-1996 г.г.) На фото: Иосиф Бродский, Евгений Рейн и крестьяне  деревни Норинской. Из архива Е.Б. и Н.В. Рейн. д . Норинская Коношский район Архангельская область Фото: Верещагина Андрея Васильевича

Бродский Иосиф Александрович

(1940-1996 г.г.)

На фото: Иосиф Бродский,

Евгений Рейн и крестьяне

деревни Норинской.

Из архива Е.Б. и Н.В. Рейн.

д . Норинская Коношский район Архангельская область

Фото: Верещагина Андрея Васильевича

Задача:   Нобелевский лауреат И. Бродский пробыл в ссылке в д. Норинская Коношского района несколько месяцев, для того чтобы узнать срок наказания, найдите точку минимума функции у=х 3 -972х+2  В ссылке поэт писал стихи и поэмы, для того чтобы узнать точное их количество найдите наименьшее значение функции у= на  Работал «питерский тунеядец» в совхозе «Даниловский» разнорабочим. Размер заработной платы вы узнаете , если найдете точку минимума функции  у=х -х  Друзья поддерживали И. Бродского посылали ему открытки, посылки с продуктами и книгами. Количество открыток, оставленных И.Бродским в д. Норинская , вы узнаете, если найдите наибольшее значение функции  у=х -3х – 100 на  Сколько месяцев И. Бродский был в ссылке, сколько стихов и поэм написал в д.Норинской, какую заработную плату получал разнорабочий Бродский и сколько открыток друзья написали ссыльному?

Задача:

 

Нобелевский лауреат И. Бродский пробыл в ссылке в д. Норинская Коношского района несколько месяцев, для того чтобы узнать срок наказания, найдите точку минимума функции у=х 3 -972х+2

В ссылке поэт писал стихи и поэмы, для того чтобы узнать точное их количество найдите наименьшее значение функции у= на

Работал «питерский тунеядец» в совхозе «Даниловский» разнорабочим. Размер заработной платы вы узнаете , если найдете точку минимума функции

у=х -х

Друзья поддерживали И. Бродского посылали ему открытки, посылки с продуктами и книгами. Количество открыток, оставленных И.Бродским

в д. Норинская , вы узнаете, если найдите наибольшее значение функции

у=х -3х – 100 на

Сколько месяцев И. Бродский был в ссылке, сколько стихов и поэм написал в д.Норинской, какую заработную плату получал разнорабочий Бродский и сколько открыток друзья написали ссыльному?

Ответ :  18 месяцев И. Бродский пробыл в ссылке,  80 стихов и поэм написал поэт в  д. Норинская,  15 рублей получал разнорабочий Бродский  и друзья написали 220 открыток для  поддержания духа ссыльного Бродский и Найман в д.Норинской И.А. Бродский

Ответ :

18 месяцев И. Бродский пробыл в ссылке,

80 стихов и поэм написал поэт в

д. Норинская,

15 рублей получал разнорабочий Бродский

и друзья написали 220 открыток для

поддержания духа ссыльного

Бродский и Найман в д.Норинской

И.А. Бродский

номинация « Люди, прославившие  Архангельскую землю» автор : Уварова Елизавета Александровна,  МБОУ «Тавреньгская СШ», 10 класс

номинация « Люди, прославившие

Архангельскую землю»

автор : Уварова Елизавета Александровна, МБОУ «Тавреньгская СШ», 10 класс


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!