Урок по теме «электрического тока. Мощность тока»
Цели урока: организация исследовательской деятельности учащихся, направленной на формирование понятия «работа тока», «мощность», причин от которых зависит работа тока и мощность; ознакомление учащихся с расчетными формулами, единицами измерения.
Планируемые результаты:
- уметь объяснять понятия «работа тока», «мощность»;
- уметь находить «работа тока», «мощность»;
- уметь объяснять проделанные эксперименты.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Ход урока:
2. Эпиграф:
Науки все глубже постигнуть стремись, Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Г ш7аУзнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси
-
Организационный этап
- Здравствуйте. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня на уроке я предлагаю вам побывать в роли сотрудников научной лаборатории. Работать вы будете в своих лабораториях по 2 человека и группами.
Результаты вашей работы необходимо будет отмечать в индивидуальных оценочных листах, которые лежат у вас на столе ( приложение 1). В конце урока мы подведем итог вашей работы по накопленным баллам.
-
Эпиграф:
Науки все глубже постигнуть стремись, Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси
Эти слова по праву можно отнести к разделу «Электрические явления». Было сделано немало открытий, осветивших нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще вокруг нас осталось не исследованным! Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас, восьмиклассников, жажду новых познаний и стремление использовать открытые эффекты и закономерности на практике.
2. Определение темы и цели урока
Как настоящие мастера своего дела засучили рукава, хлопнули в ладоши, потерли их друг о друга.
Что мы с вами сделали? ( совершили работу). Значит в названии темы нашего урока мы используем слово «работа».
У вас на столе лежит лампочка. Внимательно рассмотрите её.
Когда вы покупаете лампочку, то обязательно смотрите…Что?
Так как звучит тема нашего урока?( работа тока и мощность.)
Запишите тему. Работа и мощность электрического тока.
Определите цели нашей работы, используя слова узнать …., учиться…
-Скажите, зачем нам нужно знать о работе электрического тока, мощности? (бытовая техника) (Оцените свою работу на этом этапе)
-
Актуализация знаний:
Но прежде, чем приступить к работе, вам необходимо убедиться в том, что обладаете достаточной базой знаний.
Учащимся предлагается самостоятельная работа
1) «Установите соответствие»
А) Формула электрического заряда 1) I=U/R
Б) Единицы измерения электрического заряда 2)
В) Закон Ома 3) A
Г) Единицы измерения силы тока 4) q=I∙t
Д) Прибор для измерения силы тока 5) B
Е) Формула напряжения 6)
Ж) Единицы измерения напряжения 7) Кл
З) Прибор для измерения напряжения 8) U=I∙R
Проверка
А Б В Г Д Е Ж З
4 7 1 3 2 8 5 6
2) Что изображено на схеме? Назови показания приборов.
4. Открытие нового знания.
Вспомним: Как обозначается работа? (А)
Давайте подумаем: от чего же зависит работа электрического тока? (на доске написать: Работа электрического тока зависит от …)
Сравните два рисунка. На рисунке 2 лампа светит ярче, чем на рисунке 2.
Значит, работа тока зависит от напряжения.
Вывод: А~U (записываем вывод на доску и в тетрадь)
Слайд6. При увеличении силы тока лампа светит ярче.
Значит, работа тока зависит от силы тока.
Вывод: А~I
Слайд 7 Если лампа будет работать 1 час, большую работу совершит ток? (Да)
Значит, работа тока зависит от времени работы цепи..
Вывод: А~t
Выведем формулу для расчета работы электрического тока.
Единицы измерения работы – Дж (джоуль).
1 Дж = 1В*1А*1с
Таким образом, для измерения работы необходимо три прибора: амперметр, вольтметр и часы.
Каждый из вас видел у себя дома электрический счетчик. И, конечно, вы знаете, что там есть цифры, они постепенно «набегают», т.е. увеличиваются. Каждый месяц вашим родителям приходят квитанции, куда они вписывают показания счетчика и оплачивают их. Как вы думаете, за что они платят?
Любая работа оплачивается, в том числе и работа электрического тока.
Итак, счётчик - прибор для измерения работы электрического тока.
Работу тока (или израсходованную на совершения этой работы электроэнергию) измеряют с помощью специального прибора - электрического счетчика .
Б. Любой электроприбор рассчитан на потреблении определенной энергии в единицу времени, т.е. на определенную мощность.
Обозначается: Р
Мощность тока равна отношению работы тока за время Δt к этому интервалу времени. Электрическая мощность обозначается: Р.
Т.к. мощность численно равна работе, совершенной в единицу времени, то
Р= A/ t = U I t/ t = U I.
Единицы измерения мощности – Вт (ватты).
1 Вт = 1А*1В
Таким образом, для измерения мощности необходимо два прибора: амперметр и вольтметр. Специальный прибор для измерения мощности тока - ваттметр.
В. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.
Практически на всех электроприборах, используемых в быту и технике, в техническом паспорте указывается мощность тока, на которую они рассчитаны. Зная мощность, легко можно определить работу тока за заданный промежуток времени: A =P∙t. Тогда
1Дж = 1Вт ∙ с.
Однако эту единицу работы неудобно использовать на практике, так как в потребителях электроэнергии ток производит работу в течение длительного времени, например в бытовых приборах – в течение нескольких часов, в электропоездах – даже в течение нескольких суток. Поэтому на практике, вычисляя работу тока, удобнее время выражать в часах, а работу не в джоулях, а в других единицах: ватт ∙ час (Вт ∙ ч) и кратных им единицах.
1 Вт • ч = 3 600Дж
1 г Вт • ч = 100 Вт • ч = 360 000 Дж
1 к Вт • ч = 1 000 Вт • ч = 3 600 000 Дж
А знаете ли вы, что… значение экономии электроэнергии велико для народного хозяйства страны? Например, 1 кВт ∙ ч энергии позволяет выплавить около 20 кг чугуна.
В быту используют очень много различных электрических приборов: холодильники, пылесосы, утюги и др. мощность этих приборов изменяется в кВт.
Учебник стр. 146 таблица мощностей некоторых приборов
А сколько приборов мы можем включить в квартире, чтобы не вырубило пробки?
Напряжение в наших квартирах 220 В, допустимая сила тока 10А.
Рассчитайте допустимую мощность. (Р = 2200 Вт = 2,2 кВт)
Первичная проверка понимания изученного.
Вопросы:
1. Чему равна работа электрического тока? (работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа)
2. С помощью, каких приборов можно измерить электрическую работу? (амперметр, вольтметр и часы, либо счетчик электроэнергии)
3Чему равна электрическая мощность? (мощность численно равна работе, совершенной в единицу времени)
-
С помощью, каких приборов можно измерить мощность тока? (амперметр и вольтметр, либо ваттметр)
Работаем в группах. Практические задания:
-
Определение работы тока и мощности тока в лампе за 10 минут.
-
Какой телевизор затратит больше электроэнергии
2) Какой телевизор затратит больше электроэнергии
Решение задач
Решение: А=Рt A1=24 Вт•3ч=72 Вт•ч=0,072•2.49=0,18руб
А А2=50•3=150Вт•ч=0,15•2.49=0,37руб.
На каждом из электроприборов вы можете найти информацию о потребляемой энергии и выбрать себе наиболее экономный в этом плане прибор.
Знакомство с квитанцией электросчетчика.
(44 129-43 309) *3,49=2861,8 руб.
(20 549-20 197)* 1,94=682,88 руб.
2861,8+682,88=3544,68 руб.
Работа с учебником
Б Стр.147 упр.35 №4(на доске
В В нашем классе установлено 6 потолочных светильника мощностью по 72 Вт каждый. Каков расход электроэнергии выраженной в кВТч за 1ч работы светильников.
А= 6*72 Вт*1ч=432 Вт*ч=0,432 кВт*ч.
Время 1ч выбрано не случайно:10мин - время одной перемены, а за время учебы-5-6 перемен – 1 час
А в школе 12 классов, сколько же электроэнергии можно сэкономить, выключая светильники во время перемен за один день?
0,432кВт*ч *12= 5,184 кВт*ч
А за 20 дней? 5,184 кВт*ч *20= 103,68 кВт*ч
-Так что же нам можно делать в школе для экономии электроэнергии?
Вывод. Знание физических величин нужно не только на уроках физики, но и при покупке и использовании электрических приборов.
5 самостоятельная работа
6. Итог урока.
Подсчитайте количество баллов и оцените свою работу на уроке.
Лист само и взаимооценки. Ф.И. уч-ся__________________
№ Вид деятельности Баллы
1. Участие в обсуждении проблемы (1 б за каждый ответ)
2. Взаимоконтроль (до 8 б)
3 Участие в работе при изучении новой темы (1 б за каждый ответ)
4 Самостоятельная работа в группе (взаимооценка) (2-5 б)
5 Объявление результатов самостоятельной работы (вывод верный 2б, нет 1 б)
Кто объявляет результат + 1 б
6 Всего за урок
7. Домашнее задание
§ 50,51.
Узнайте мощности имеющихся у вас в квартире электроприборов (телевизора и холодильника). Посчитайте, сколько часов они работают в течение 1 дня. Вычислите стоимость электроэнергии, израсходованной ими за это время.
8. Рефлексия.
Заполнить лист рефлексии.
1.На уроке я работал(а) 2.Своей работой на уроке я 3.Мое настроение 4.Материал урока мне был 5.Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен (на) / не доволен(на) стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно |