СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Работа и мощность электрического тока"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения новых знаний.На уроке рассматриваются практико -ориентированные задания.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Работа и мощность электрического тока"»

Урок по теме «электрического тока. Мощность тока»

Цели урока: организация исследовательской деятельности учащихся, направленной на формирование понятия «работа тока», «мощность», причин от которых зависит работа тока и мощность; ознакомление учащихся с расчетными формулами, единицами измерения.

Планируемые результаты:

- уметь объяснять понятия «работа тока», «мощность»;

- уметь находить «работа тока», «мощность»;

- уметь объяснять проделанные эксперименты.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Ход урока:

2. Эпиграф:

Науки все глубже постигнуть стремись, Познанием вечного жаждой томись.

Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

Г ш7аУзнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси

  1. Организационный этап

- Здравствуйте. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня на уроке я предлагаю вам побывать в роли сотрудников научной лаборатории. Работать вы будете в своих лабораториях по 2 человека и группами.

Результаты вашей работы необходимо будет отмечать в индивидуальных оценочных листах, которые лежат у вас на столе ( приложение 1). В конце урока мы подведем итог вашей работы по накопленным баллам.

  1. Эпиграф:

Науки все глубже постигнуть стремись, Познанием вечного жаждой томись.

Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

Узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси

Эти слова по праву можно отнести к разделу «Электрические явления». Было сделано немало открытий, осветивших нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще вокруг нас осталось не исследованным! Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас, восьмиклассников, жажду новых познаний и стремление использовать открытые эффекты и закономерности на практике.

2. Определение темы и цели урока

Как настоящие мастера своего дела засучили рукава, хлопнули в ладоши, потерли их друг о друга.

Что мы с вами сделали? ( совершили работу). Значит в названии темы нашего урока мы используем слово «работа».

У вас на столе лежит лампочка. Внимательно рассмотрите её.

Когда вы покупаете лампочку, то обязательно смотрите…Что?

Так как звучит тема нашего урока?( работа тока и мощность.)

Запишите тему. Работа и мощность электрического тока.

Определите цели нашей работы, используя слова узнать …., учиться…

-Скажите, зачем нам нужно знать о работе электрического тока, мощности? (бытовая техника) (Оцените свою работу на этом этапе)

  1. Актуализация знаний:

Но прежде, чем приступить к работе, вам необходимо убедиться в том, что обладаете достаточной базой знаний.

Учащимся предлагается самостоятельная работа

1) «Установите соответствие»

А) Формула электрического заряда 1) I=U/R

Б) Единицы измерения электрического заряда 2)

В) Закон Ома 3) A

Г) Единицы измерения силы тока 4) q=I∙t

Д) Прибор для измерения силы тока 5) B

Е) Формула напряжения 6)

Ж) Единицы измерения напряжения 7) Кл

З) Прибор для измерения напряжения 8) U=I∙R

Проверка

А Б В Г Д Е Ж З

4 7 1 3 2 8 5 6

2) Что изображено на схеме? Назови показания приборов.

4. Открытие нового знания.

Вспомним: Как обозначается работа? (А)

Давайте подумаем: от чего же зависит работа электрического тока? (на доске написать: Работа электрического тока зависит от …)

Сравните два рисунка. На рисунке 2 лампа светит ярче, чем на рисунке 2.

Значит, работа тока зависит от напряжения.

Вывод: А~U (записываем вывод на доску и в тетрадь)

Слайд6. При увеличении силы тока лампа светит ярче.

Значит, работа тока зависит от силы тока.

Вывод: А~I

Слайд 7 Если лампа будет работать 1 час, большую работу совершит ток? (Да)

Значит, работа тока зависит от времени работы цепи..

Вывод: А~t

Выведем формулу для расчета работы электрического тока.

Единицы измерения работы – Дж (джоуль).

1 Дж = 1В*1А*1с

Таким образом, для измерения работы необходимо три прибора: амперметр, вольтметр и часы.

Каждый из вас видел у себя дома электрический счетчик. И, конечно, вы знаете, что там есть цифры, они постепенно «набегают», т.е. увеличиваются. Каждый месяц вашим родителям приходят квитанции, куда они вписывают показания счетчика и оплачивают их. Как вы думаете, за что они платят?

Любая работа оплачивается, в том числе и работа электрического тока.

Итак, счётчик - прибор для измерения работы электрического тока.

Работу тока (или израсходованную на совершения этой работы электроэнергию) измеряют с помощью специального прибора - электрического счетчика .

Б. Любой электроприбор рассчитан на потреблении определенной энергии в единицу времени, т.е. на определенную мощность.

Обозначается: Р

Мощность тока равна отношению работы тока за время Δt к этому интервалу времени. Электрическая мощность обозначается: Р.

Т.к. мощность численно равна работе, совершенной в единицу времени, то

Р= A/ t = U I t/ t = U I.

Единицы измерения мощности – Вт (ватты).

1 Вт = 1А*1В

Таким образом, для измерения мощности необходимо два прибора: амперметр и вольтметр. Специальный прибор для измерения мощности тока - ваттметр.

В. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.

Практически на всех электроприборах, используемых в быту и технике, в техническом паспорте указывается мощность тока, на которую они рассчитаны. Зная мощность, легко можно определить работу тока за заданный промежуток времени: A =P∙t. Тогда

1Дж = 1Вт ∙ с.

Однако эту единицу работы неудобно использовать на практике, так как в потребителях электроэнергии ток производит работу в течение длительного времени, например в бытовых приборах – в течение нескольких часов, в электропоездах – даже в течение нескольких суток. Поэтому на практике, вычисляя работу тока, удобнее время выражать в часах, а работу не в джоулях, а в других единицах: ватт ∙ час (Вт ∙ ч) и кратных им единицах.

1 Вт • ч = 3 600Дж

1 г Вт • ч = 100 Вт • ч = 360 000 Дж

1 к Вт • ч = 1 000 Вт • ч = 3 600 000 Дж

А знаете ли вы, что… значение экономии электроэнергии велико для народного хозяйства страны? Например, 1 кВт ∙ ч энергии позволяет выплавить около 20 кг чугуна.

В быту используют очень много различных электрических приборов: холодильники, пылесосы, утюги и др. мощность этих приборов изменяется в кВт.

Учебник стр. 146 таблица мощностей некоторых приборов

А сколько приборов мы можем включить в квартире, чтобы не вырубило пробки?

Напряжение в наших квартирах 220 В, допустимая сила тока 10А.

Рассчитайте допустимую мощность. (Р = 2200 Вт = 2,2 кВт)

Первичная проверка понимания изученного.

Вопросы:

1. Чему равна работа электрического тока? (работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа)

2. С помощью, каких приборов можно измерить электрическую работу? (амперметр, вольтметр и часы, либо счетчик электроэнергии)

3Чему равна электрическая мощность? (мощность численно равна работе, совершенной в единицу времени)

  1. С помощью, каких приборов можно измерить мощность тока? (амперметр и вольтметр, либо ваттметр)

Работаем в группах. Практические задания:

  1. Определение работы тока и мощности тока в лампе за 10 минут.

  1. Какой телевизор затратит больше электроэнергии





2) Какой телевизор затратит больше электроэнергии

Решение задач

Решение: А=Рt A1=24 Вт•3ч=72 Вт•ч=0,072•2.49=0,18руб

А А2=50•3=150Вт•ч=0,15•2.49=0,37руб.

На каждом из электроприборов вы можете найти информацию о потребляемой энергии и выбрать себе наиболее экономный в этом плане прибор.

Знакомство с квитанцией электросчетчика.

(44 129-43 309) *3,49=2861,8 руб.

(20 549-20 197)* 1,94=682,88 руб.

2861,8+682,88=3544,68 руб.

Работа с учебником

Б Стр.147 упр.35 №4(на доске

В В нашем классе установлено 6 потолочных светильника мощностью по 72 Вт каждый. Каков расход электроэнергии выраженной в кВТч за 1ч работы светильников.

А= 6*72 Вт*1ч=432 Вт*ч=0,432 кВт*ч.

Время 1ч выбрано не случайно:10мин - время одной перемены, а за время учебы-5-6 перемен – 1 час

А в школе 12 классов, сколько же электроэнергии можно сэкономить, выключая светильники во время перемен за один день?

0,432кВт*ч *12= 5,184 кВт*ч

А за 20 дней? 5,184 кВт*ч *20= 103,68 кВт*ч

-Так что же нам можно делать в школе для экономии электроэнергии?

Вывод. Знание физических величин нужно не только на уроках физики, но и при покупке и использовании электрических приборов.

5 самостоятельная работа



6. Итог урока.

Подсчитайте количество баллов и оцените свою работу на уроке.

Лист само и взаимооценки. Ф.И. уч-ся__________________

№ Вид деятельности Баллы

1. Участие в обсуждении проблемы (1 б за каждый ответ)

2. Взаимоконтроль (до 8 б)

3 Участие в работе при изучении новой темы (1 б за каждый ответ)

4 Самостоятельная работа в группе (взаимооценка) (2-5 б)

5 Объявление результатов самостоятельной работы (вывод верный 2б, нет 1 б)

Кто объявляет результат + 1 б

6 Всего за урок

7. Домашнее задание

§ 50,51.

Узнайте мощности имеющихся у вас в квартире электроприборов (телевизора и холодильника). Посчитайте, сколько часов они работают в течение 1 дня. Вычислите стоимость электроэнергии, израсходованной ими за это время.

8. Рефлексия.

Заполнить лист рефлексии.



1.На уроке я работал(а)
2.Своей работой на уроке я
3.Мое настроение
4.Материал урока мне был

5.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен (на) / не доволен(на)
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

легким / трудным
интересно / не интересно




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя