СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме «Разноспрягаемые глаголы» в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Разноспрягаемые глаголы» в 6 классе»

Урок русского языка в 6 классе

Тема «Разноспрягаемые глаголы»

Тип урока: комбинированный (закрепление ранее изученного и изучение нового материала).

Междисциплинарные связи: литература.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, раздаточный печатный материал.

Используемые технологии: информационно-коммуникационная, технология развивающего обучения, проблемная, элементы исследования, проектной деятельности.

Методы и способы организации учебной деятельности: беседа, практикум, индивидуальная работа, работа в группах, самопроверка, взаимопроверка, применение полученных знаний на практике.

Формы: индивидуальная (самостоятельная работа), групповая, работа в парах.

Цели:

Образовательные:

  • формировать знания о разноспрягаемых и особых глаголах;

  • повторить алгоритм определения спряжения глагола;

  • закрепить умение правильно определять спряжение глагола.

Развивающие:

  • развитие навыков связной монологической речи;

  • развитие логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, памяти, воображения;

  • развитие положительной мотивации к учебной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • воспитание внимательности;

  • формирование самостоятельности, навыков работы в мини-группах, парах (сотруд-во).

Ход урока:

I. Орг.момент(слайд 2)

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

И сумей поделиться ей.

Ты улыбки ответную искру

Разбросай среди всех людей.

- Давайте улыбнемся друг другу и начнем работу.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов нам и удачи! (Деление на группы по картинкам. Проговорить правила работы в группе: слушать друг друга, каждое мнение важно, четкий регламент. Роли обязательно нужно в группе разделить. Спикер – выступает, контролер – следит за временем, оформитель – пишет, лидер группы – смотрит за порядком). (листы самооценивания)

Записать дату, классная работа.

II. Проверка д/з.

- С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

- У кого возникли проблемы с выполнением д/з? кому было все понятно?

Проверка правила. (1 ученик). По цепочке примеры безличных глаголов.

II. Основная часть.

  1. Ребята, сегодня Вы станете авторами проекта. У вас на столах лежат различные фигуры, это элементы проекта, который вы презентуете в конце урока. Ваша задача: после каждого этапа урока записывать на них все, что вы считаете необходимым, то есть составить схему, которую вы представите в конце нашего урока. Цель работы: систематизировать изученный материал, презентовать полученный проект.

  2. Урок начнем с решения задачи. (Слайд 3)

Даны два однокоренных слова, одно имеет значение действия, изменяется по падежам, числам и относится к одному из трех родов, а второе – обозначает действие, изменяется по временам, лицам, числам. Какой частью речи будет 1 слово? А второе? (Существительное, глагол). Как называется изменение существительного по падежам? (Склонение). А изменение глагола по лицам и числам? (Спряжение). Приведите примеры таких существительных, глаголов. (Бежать, бег; ходить, ход и т.д.). Мы говорим о действии, значит, какая часть речи нас будет сегодня интересовать? (Глагол). Запишите, пожалуйста, на одной из фигур, которую вы считаете самой главной, слово «Глагол».

  1. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

  • Что такое глагол?

  • Что обозначает глагол?

  • Как изменяется?

  • Что самое сложное в правописании глаголов?

  1. Работа со схемой. (кластер) (слайд 4)

  • Действительно, самое сложное в теме «Глагол» - определить спряжение и правильно написать гласную в окончании. Дополним схему «Как правильно определить спряжение глагола». (Работа с заготовками на проектных листах, учащиеся должны вписать только слова). групповая

О кончание ударное?

Да Нет

Определяем спряжение поставить глагол в н.ф.,

по гласной в окончании (поешь) определить гласную в ˄

(готовим – готовить)


- ем на –ить (кроме брить, стелить)

-ешь + слышать, видеть, ненавидеть,

-ете I спр. и обидеть, и зависеть, гнать, II спр

-ет держать, вертеть, терпеть,

-ут/-ют а еще дышать, смотреть.

Вывешиваем критерии. Оценивание в оценочных листах.

Выполнение проверочной работы.

Индивидуальная работа. Самопроверка по слайду. (Слайд 6) Оценивание в оценочных листах

  • Летим, веришь, служит, готовить, смотреть, прыгаешь, слышим, моет, читает.

  • Какое предположение можно выдвинуть? (Что глаголы относятся либо к 1, либо ко 2 спряжению)

  • Ребята, запишите эту новую информацию на своих фигурах.

  1. Работа в группах.

- Ребята, перед вами предложения. (Раздать каждой группе учащихся по 1 конверту с предложением).

-К какому жанру фольклора относятся данные предложения? (пословица)

- Что такое пословицы? (Меткое, образное народное выражение).

Определите спряжение у глаголов.

1 группа получает пословицу, в которой есть глагол хотеть в ед.ч.

2 группа – предложение с глаголом хотеть во мн.ч.

Предложение для 1 группы

А) Коли хочешь себе добра, никому не делай зла! (Хочешь – окончание –ешь, ед.ч., 2л, 1 спр.; не делай – окончание –и, ед.ч., 2 л., 1 спр).

Предложение для 2 группы

А) Коли хотите себе добра, никому не делайте зла! (Хотите – окончание –ите, мн.ч., 2л, 2 спр.; делайте – окончание –те, мн.ч., 2 л., 1спр).

  1. Создание проблемной ситуации. Обсуждение в парах, выдвижение гипотез:

- Мы находимся в затруднении.

- Сформулируйте вывод. (Глагол хотеть имеет окончания как 1 спр., так и 2).

- А какое предположение можно выдвинуть? (Что некоторые глаголы могут иметь окончания и 1, и 2 спр.)

- Мы выяснили, что к таким глаголам относится глагол хотеть.

- Что еще нам нужно выяснить? (Какие еще глаголы имеют такой способ спряжения).

ФИЗМИНУТКА

7) Работа в группах.

- В русском языке есть еще один глагол, который имеет окончания и 1, и 2 спряжения.

Каждой группе предлагаются предложения со словом бежать. Задание: определить у глаголов спряжение. Работа на скорость. Кто быстрее.

А) Лето лежишь, зимой с сумой бежишь.

- К какому выводу пришли? (Глагол бежать)

- Где еще встречали что-то подобное? (Разносклоняемые имена существительные)

Привести примеры. Племя, стремя, знамя.

- Сформулируйте, как называются глаголы бежать и хотеть? (Разноспрягаемые).

- Ребята, можете ли вы сформулировать тему урока?

8) Тема урока «Разноспрягаемые глаголы». (записать) Сформулируйте цель используя слова УЗНАТЬ…УСТАНОВИТЬ… ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ, СДЕЛАТЬ ВЫВОД

Цель: узнать правило написания гласных в окончаниях разноспрягаемых глаголов. Установить закономерность в данных окончаниях. Проанализировать и сделать вывод о правилах написания гласных в окончаниях разноспрягаемых глаголов

- Ребята, вы не забыли записать на фигурах, что глаголы бывают разноспрягаемые и какие это глаголы?

- Повторим: разноспрягаемые – значит, спрягаются по образцу 1 и 2 спряжения. (стр. 230)

- Подтвердилось наше предположение? (Да, глаголы бывают 1, 2 спряжения и разноспрягаемые) (сл. 8)

  1. Работа по словообразованию. Работа в парах. Обратить внимание на историческое чередование согласных в корне. (Слайд 9)

- Давайте подберем однокоренные слова к глаголам хотеть при помощи приставок, изменяя неопределенную форму глагола по лицам и числам (захотим, перехочешь, захочет).

- К слову бежать? (Прибежать, перебежать, разбежаться)

- К какому выводу пришли? (Производные этих глаголов также являются разноспрягаемыми)

10) Занимательная лингвистика. (слайд 10)

Знаете ли вы, почему именно эти глаголы так странно себя ведут? В древнерусском языке различались глаголы бежати и бечи, которые в современном языке слились в один глагол. Неправильные с точки зрения современного русского языка формы этого глагола можно встретить в некоторых диалектах: бечь, бегит, бегим.

- Ребята, как вы думаете, а почему себя так ведет глагол «хотеть»?

(Дело в том, что в древнерусском языке было два глагола «хотети», каждый со своим спряжением. Со временем формы этих глаголов слились в один ряд. Мы можем услышать в неграмотной речи, в некоторых говорах отголоски отвергнутых литературным языком форм: хочем, хочете, хочут, хочишь, хотит).

  1. Работа с особыми глаголами. Работа у доски. (2 человека) ед.ч и мн.ч. (слайд 11)

Бог дал живот, Бог даст и здоровье.

- Обратите внимание на сказуемое - глагол. В какой он форме стоит?

- Спряжение глагола в ед.ч и мн.ч. Выделение и проговаривание окончаний.

- Какой вывод можно сделать? (Это особый глагол).

- Какое предположение можно выдвинуть? (Что в русском языке есть и особые глаголы).

- Как вы думаете, он один в русском языке такой?

9) Работа с предложением. (Слайд 12)

А у нас тут есть, что есть, да при этом есть, чем есть.

- Какое лексическое явление здесь наблюдаем? (Омонимию)

- Объясните значение слов «есть». Есть – существовать, есть – принимать пищу.

- Спряжение глагола есть индивидуально с последующим обсуждением в группах.

- Правдиво наше предположение?

- Не забудьте это обозначить на проектных фигурах.

III) Закрепление умений определять спряжение. Дифференциация задания.

- Ребята, давайте повторим, о каких глаголах мы сегодня говорили? (О глаголах 1, 2 спряжения, разноспрягаемых, особых).

На карточках даны задания, как для слабых учащихся, так и для сильных.

- Ребята, вы видите, что задания даны двух уровней. Прочитайте их и выберите тот уровень, какой вы сможете сделать. (Проверка по эталону с занесением оценки в оценочный лист)

1 уровень. Поставьте глаголы в нужную форму, выделите окончания, определите спряжение.

(Работать – ед.ч., 2л., пов.накл.) до поту, так (поесть - ед.ч., 2л., пов.накл.) в охоту.

Аппетит от больного (бежать – ед.ч., 3л.), а к здоровому (катиться - ед.ч., 3л.).

2 уровень. Составьте из данных слов предложения, поставьте глагол в правильную форму, выделите окончания глаголов, определите спряжение.

если, (хотеть), было, чтобы, приятно, хорошо, (Учиться), слушать, тебя, слушать.

IV) Итоги урока.

- Ребята, я попрошу вас систематизировать весь материал, пройденный сегодня на уроке, и при помощи геометрических фигур показать, рассказать о спряжении глаголов. (Каждая группа крепит свои фигуры на доску).

Объяснение, защита своего проекта. Оценивание «2звезды и 1 пожелание».

- Ребята, если вам понравилось работать сегодня на уроке, прошу вас нарисовать маркером улыбку на вашем проекте. А если нет, то грустного смайлика.

Выступление наблюдателя. Анализ работы групп.

V) Домашняя работа.

VI) Рефлексия.

- Мы начали урок с улыбки. Давайте же и закончим его также. И любую учебную проблему отныне будем решать с улыбкой.

Спасибо, ребята, за урок. Мне очень понравилось работать с вами. Давайте поаплодируем друг другу. До свидания.






Карточка учёта знаний на уроке

Фамилия, имя

Кластер оценка по критериям

Задание 2

Индивидуальная работа


Закрепление

оценка


 

 

 

 

Выставляя оценку, суммируем оценки и делим на три.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!