Урок русского языка в 6 классе
Тема «Разноспрягаемые глаголы»
Тип урока: комбинированный (закрепление ранее изученного и изучение нового материала).
Междисциплинарные связи: литература.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, раздаточный печатный материал.
Используемые технологии: информационно-коммуникационная, технология развивающего обучения, проблемная, элементы исследования, проектной деятельности.
Методы и способы организации учебной деятельности: беседа, практикум, индивидуальная работа, работа в группах, самопроверка, взаимопроверка, применение полученных знаний на практике.
Формы: индивидуальная (самостоятельная работа), групповая, работа в парах.
Цели:
Образовательные:
-
формировать знания о разноспрягаемых и особых глаголах;
-
повторить алгоритм определения спряжения глагола;
-
закрепить умение правильно определять спряжение глагола.
Развивающие:
-
развитие навыков связной монологической речи;
-
развитие логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, памяти, воображения;
-
развитие положительной мотивации к учебной деятельности.
Воспитательные:
-
воспитание интереса и любви к русскому языку;
-
воспитание внимательности;
-
формирование самостоятельности, навыков работы в мини-группах, парах (сотруд-во).
Ход урока:
I. Орг.момент(слайд 2)
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
И сумей поделиться ей.
Ты улыбки ответную искру
Разбросай среди всех людей.
- Давайте улыбнемся друг другу и начнем работу.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов нам и удачи! (Деление на группы по картинкам. Проговорить правила работы в группе: слушать друг друга, каждое мнение важно, четкий регламент. Роли обязательно нужно в группе разделить. Спикер – выступает, контролер – следит за временем, оформитель – пишет, лидер группы – смотрит за порядком). (листы самооценивания)
Записать дату, классная работа.
II. Проверка д/з.
- С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?
- У кого возникли проблемы с выполнением д/з? кому было все понятно?
Проверка правила. (1 ученик). По цепочке примеры безличных глаголов.
II. Основная часть.
-
Ребята, сегодня Вы станете авторами проекта. У вас на столах лежат различные фигуры, это элементы проекта, который вы презентуете в конце урока. Ваша задача: после каждого этапа урока записывать на них все, что вы считаете необходимым, то есть составить схему, которую вы представите в конце нашего урока. Цель работы: систематизировать изученный материал, презентовать полученный проект.
-
Урок начнем с решения задачи. (Слайд 3)
Даны два однокоренных слова, одно имеет значение действия, изменяется по падежам, числам и относится к одному из трех родов, а второе – обозначает действие, изменяется по временам, лицам, числам. Какой частью речи будет 1 слово? А второе? (Существительное, глагол). Как называется изменение существительного по падежам? (Склонение). А изменение глагола по лицам и числам? (Спряжение). Приведите примеры таких существительных, глаголов. (Бежать, бег; ходить, ход и т.д.). Мы говорим о действии, значит, какая часть речи нас будет сегодня интересовать? (Глагол). Запишите, пожалуйста, на одной из фигур, которую вы считаете самой главной, слово «Глагол».
-
Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
-
Работа со схемой. (кластер) (слайд 4)
-
Действительно, самое сложное в теме «Глагол» - определить спряжение и правильно написать гласную в окончании. Дополним схему «Как правильно определить спряжение глагола». (Работа с заготовками на проектных листах, учащиеся должны вписать только слова). групповая
О
кончание ударное?
Да Нет
Определяем спряжение поставить глагол в н.ф.,
по гласной в окончании (поешь) определить гласную в ˄
(готовим – готовить)
-
ем на –ить (кроме брить, стелить)
-ешь + слышать, видеть, ненавидеть,
-ете I спр. и обидеть, и зависеть, гнать, II спр
-ет держать, вертеть, терпеть,
-ут/-ют а еще дышать, смотреть.
Вывешиваем критерии. Оценивание в оценочных листах.
Выполнение проверочной работы.
Индивидуальная работа. Самопроверка по слайду. (Слайд 6) Оценивание в оценочных листах
-
Летим, веришь, служит, готовить, смотреть, прыгаешь, слышим, моет, читает.
-
Какое предположение можно выдвинуть? (Что глаголы относятся либо к 1, либо ко 2 спряжению)
-
Ребята, запишите эту новую информацию на своих фигурах.
-
Работа в группах.
- Ребята, перед вами предложения. (Раздать каждой группе учащихся по 1 конверту с предложением).
-К какому жанру фольклора относятся данные предложения? (пословица)
- Что такое пословицы? (Меткое, образное народное выражение).
Определите спряжение у глаголов.
1 группа получает пословицу, в которой есть глагол хотеть в ед.ч.
2 группа – предложение с глаголом хотеть во мн.ч.
Предложение для 1 группы
А) Коли хочешь себе добра, никому не делай зла! (Хочешь – окончание –ешь, ед.ч., 2л, 1 спр.; не делай – окончание –и, ед.ч., 2 л., 1 спр).
Предложение для 2 группы
А) Коли хотите себе добра, никому не делайте зла! (Хотите – окончание –ите, мн.ч., 2л, 2 спр.; делайте – окончание –те, мн.ч., 2 л., 1спр).
-
Создание проблемной ситуации. Обсуждение в парах, выдвижение гипотез:
- Мы находимся в затруднении.
- Сформулируйте вывод. (Глагол хотеть имеет окончания как 1 спр., так и 2).
- А какое предположение можно выдвинуть? (Что некоторые глаголы могут иметь окончания и 1, и 2 спр.)
- Мы выяснили, что к таким глаголам относится глагол хотеть.
- Что еще нам нужно выяснить? (Какие еще глаголы имеют такой способ спряжения).
ФИЗМИНУТКА
7) Работа в группах.
- В русском языке есть еще один глагол, который имеет окончания и 1, и 2 спряжения.
Каждой группе предлагаются предложения со словом бежать. Задание: определить у глаголов спряжение. Работа на скорость. Кто быстрее.
А) Лето лежишь, зимой с сумой бежишь.
- К какому выводу пришли? (Глагол бежать)
- Где еще встречали что-то подобное? (Разносклоняемые имена существительные)
Привести примеры. Племя, стремя, знамя.
- Сформулируйте, как называются глаголы бежать и хотеть? (Разноспрягаемые).
- Ребята, можете ли вы сформулировать тему урока?
8) Тема урока «Разноспрягаемые глаголы». (записать) Сформулируйте цель используя слова УЗНАТЬ…УСТАНОВИТЬ… ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ, СДЕЛАТЬ ВЫВОД
Цель: узнать правило написания гласных в окончаниях разноспрягаемых глаголов. Установить закономерность в данных окончаниях. Проанализировать и сделать вывод о правилах написания гласных в окончаниях разноспрягаемых глаголов
- Ребята, вы не забыли записать на фигурах, что глаголы бывают разноспрягаемые и какие это глаголы?
- Повторим: разноспрягаемые – значит, спрягаются по образцу 1 и 2 спряжения. (стр. 230)
- Подтвердилось наше предположение? (Да, глаголы бывают 1, 2 спряжения и разноспрягаемые) (сл. 8)
-
Работа по словообразованию. Работа в парах. Обратить внимание на историческое чередование согласных в корне. (Слайд 9)
- Давайте подберем однокоренные слова к глаголам хотеть при помощи приставок, изменяя неопределенную форму глагола по лицам и числам (захотим, перехочешь, захочет).
- К слову бежать? (Прибежать, перебежать, разбежаться)
- К какому выводу пришли? (Производные этих глаголов также являются разноспрягаемыми)
10) Занимательная лингвистика. (слайд 10)
Знаете ли вы, почему именно эти глаголы так странно себя ведут? В древнерусском языке различались глаголы бежати и бечи, которые в современном языке слились в один глагол. Неправильные с точки зрения современного русского языка формы этого глагола можно встретить в некоторых диалектах: бечь, бегит, бегим.
- Ребята, как вы думаете, а почему себя так ведет глагол «хотеть»?
(Дело в том, что в древнерусском языке было два глагола «хотети», каждый со своим спряжением. Со временем формы этих глаголов слились в один ряд. Мы можем услышать в неграмотной речи, в некоторых говорах отголоски отвергнутых литературным языком форм: хочем, хочете, хочут, хочишь, хотит).
-
Работа с особыми глаголами. Работа у доски. (2 человека) ед.ч и мн.ч. (слайд 11)
Бог дал живот, Бог даст и здоровье.
- Обратите внимание на сказуемое - глагол. В какой он форме стоит?
- Спряжение глагола в ед.ч и мн.ч. Выделение и проговаривание окончаний.
- Какой вывод можно сделать? (Это особый глагол).
- Какое предположение можно выдвинуть? (Что в русском языке есть и особые глаголы).
- Как вы думаете, он один в русском языке такой?
9) Работа с предложением. (Слайд 12)
А у нас тут есть, что есть, да при этом есть, чем есть.
- Какое лексическое явление здесь наблюдаем? (Омонимию)
- Объясните значение слов «есть». Есть – существовать, есть – принимать пищу.
- Спряжение глагола есть индивидуально с последующим обсуждением в группах.
- Правдиво наше предположение?
- Не забудьте это обозначить на проектных фигурах.
III) Закрепление умений определять спряжение. Дифференциация задания.
- Ребята, давайте повторим, о каких глаголах мы сегодня говорили? (О глаголах 1, 2 спряжения, разноспрягаемых, особых).
На карточках даны задания, как для слабых учащихся, так и для сильных.
- Ребята, вы видите, что задания даны двух уровней. Прочитайте их и выберите тот уровень, какой вы сможете сделать. (Проверка по эталону с занесением оценки в оценочный лист)
1 уровень. Поставьте глаголы в нужную форму, выделите окончания, определите спряжение.
(Работать – ед.ч., 2л., пов.накл.) до поту, так (поесть - ед.ч., 2л., пов.накл.) в охоту.
Аппетит от больного (бежать – ед.ч., 3л.), а к здоровому (катиться - ед.ч., 3л.).
2 уровень. Составьте из данных слов предложения, поставьте глагол в правильную форму, выделите окончания глаголов, определите спряжение.
если, (хотеть), было, чтобы, приятно, хорошо, (Учиться), слушать, тебя, слушать.
IV) Итоги урока.
- Ребята, я попрошу вас систематизировать весь материал, пройденный сегодня на уроке, и при помощи геометрических фигур показать, рассказать о спряжении глаголов. (Каждая группа крепит свои фигуры на доску).
Объяснение, защита своего проекта. Оценивание «2звезды и 1 пожелание».
- Ребята, если вам понравилось работать сегодня на уроке, прошу вас нарисовать маркером улыбку на вашем проекте. А если нет, то грустного смайлика.
Выступление наблюдателя. Анализ работы групп.
V) Домашняя работа.
VI) Рефлексия.
- Мы начали урок с улыбки. Давайте же и закончим его также. И любую учебную проблему отныне будем решать с улыбкой.
Спасибо, ребята, за урок. Мне очень понравилось работать с вами. Давайте поаплодируем друг другу. До свидания.
Карточка учёта знаний на уроке
Фамилия, имя | Кластер оценка по критериям | Задание 2 Индивидуальная работа | Закрепление | оценка |
| | | | |
Выставляя оценку, суммируем оценки и делим на три.