Урок по теме «Реактивное движение. Ракеты»
Познавательные:
-
Дать понятие реактивного движения.
-
Рассмотреть устройство ракеты.
-
Показать применение закона сохранения импульса для реактивного движения.
Развивающие:
-
Развивать познавательные интересы и творческие способности.
-
Способствовать расширению кругозора.
-
Дать представление о реактивном движении в природе и технике.
Воспитательные:
-
Воспитывать чувство гордости за нашу страну и народ: показать огромный вклад ученых, инженеров в дело создания многоступенчатой ракеты для освоения космического пространства.
-
Воспитывать эстетическое восприятие мира через демонстрацию и наглядность. Воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру: природе, космосу.
-
Воспитать честность.
Эпиграф к уроку
«Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом
и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет всё околоземное пространство”
К.Э. Циолковский.
-
Мотивация к учебной деятельности
Учитель: Здравствуйте, садитесь.
Издавна человечество завораживало космическое небо. Мечта попасть туда была недосягаемой.
Прочитайте слова – эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти строки? (ответы детей)
Константин Эдуардович Циолковский русский учёный и изобретатель который, помимо того, что хорошо знал законы физики, был очень наблюдателен, пытлив и не подвергая сомнению законы механического движения, смог открыть новый вид движения, с которым вы сегодня познакомитесь.
-
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Какие виды механического движения вы знаете? (прямолинейное равномерное и прямолинейное равноускоренное)
Скажите: Что является причиной механического движения (изменения скорости)?
- Взаимодействие.
- Может ли тело одно взаимодействовать?
-нет. Минимум два тела.
-
Выявление причины затруднения
Демонстрация опыта № 1. Ученик встаёт на легкоподвижную тележку и спрыгивает с неё. Тележка движется в противоположную сторону. Что вы наблюдаете?
Демонстрация опыта №2. Надуть резиновый шарик и отпустить его. Что произошло?
Учитель: Что общего в этих опытах? (ответы детей)
Учитель: На что похоже движение шарика? (Движение ракеты, реактивное движение)
Учитель: Какая тема нашего урока? (ответы детей). Правильно «Реактивное движение. Ракеты». Откройте тетради и запишите тему урока.
Учитель: Ребята. У вас на партах лежат листы самооценки. За основные этапы урока вы выставляете себе оценки, оценкой за урок будет среднее арифметическое ваших оценок.
Учитель: какую цель вы перед собой ставите, что хотите сегодня узнать? (ответы детей)
Учитель: Для начала, составим план действий:
-
Сформулировать определение реактивного движения.
-
Где встречается реактивное движение.
-
Устройство ракеты.
-
От каких параметров зависит скорость ракеты.
-
Формула для расчёта скорости ракеты
-
Основоположники космонавтики
Учитель: какой закон вы изучили на предыдущем уроке? Дайте определение импульса. Сформулируйте закон сохранения импульса.
Давайте вернёмся к опытам которые мы с вами проделали. Объясните эти движения с помощью закона сохранения импульса.
Ученик: согласно действующему в природе закону сохранения импульса суммарный импульс системы, состоящей из двух тел – ученика и тележки, - должен остаться таким же, как был до начала взаимодействия, т.е. равным нулю. Поэтому тележка начинает двигаться в противоположную сторону с такой скоростью, что её импульс равен по модулю импульсу ученика. Таким образом, тележка пришла в движение потому, что от неё что-то отделилось (ученик).
Ученик: пока шарик завязан он покоится, импульс шарика и воздуха равен нулю. При открытии из него с довольно большой скоростью вырывается поток воздуха. Движущийся воздух обладает импульсом, направленным в противоположную сторону его движения. В результате шарик движется с тем же самым импульсом, но в противоположную сторону.
Учитель: На этом же принципе реактивного движения основано вращение устройства, называемого сегнеровым колесом. (показать )
Учитель: попробуйте дать определение реактивного движения. (ответы детей)
А теперь найдите это определение в учебнике и запишите его. ( стр 100 учебника)
Реактивное движение - это движение, которое возникает как результат отделения от тела какой-либо части, в результате чего само тело приобретает противоположно направленный импульс.
Учитель:
Реактивное движение – единственный вид движения, который может осуществляться без взаимодействия с окружающей средой.
Учитель: А где в окружающем нас мире мы можем встретить реактивное движение?
(сообщение «Реактивное движение в животном и растительном мире»)
-
Первичное закрепление новых знаний.
Учитель: Принцип реактивного движения находит широкое практическое применение в авиации и космонавтике. В космическом пространстве нет среды, с которой тело могло бы взаимодействовать и тем самым изменять направление и модуль своей скорости. Поэтому для космических полетов могут быть использованы только реактивные летательные аппараты, т.е. ракеты.
(Сообщение «История развития ракет») Учитель: Давайте подведём итог: что вы уже узнали? (определение, где встречается, когда появились ракеты) Учитель: давайте рассмотрим устройство ракеты. (Самостоятельная работа с учебником стр.101). Выписать в тетрадь основные части ракеты. Учитель: А теперь попробуем сконструировать ракету (на магнитной доске составляют ракету).
Учитель: Что вы ещё не выяснили? (от каких параметров зависит скорость ракеты)
Ставим опыт с тремя воздушными шариками. Работают три ученика.
1 : Большой надувной шар.
2 : Воздушный шар меньшим объемом..
3 : Большой воздушный шар с гайкой внутри.
После обсуждения полетов выделяем особенности:
Наблюдаем: Чей шарик полетит выше?
Задача : от каких параметров будет зависеть дальность полета.
После совместных обсуждений делаем вывод:
Дальность полета зависит:
-
от давления газа внутри.
-
от массы системы. (записать в тетрадь)
Учитель: Почему на реактивной ракете мы не сможем покинуть Солнечную систему? (есть предел прочности материала ракеты, масса горючего ограничена).
Учитель: Как используя закон сохранения импульса рассчитать скорость ракеты? (вывод формулы)?
-
Включение нового знания в систему знаний и повторение
Учитель: а теперь решим задачу
Задача Какую скорость относительно ракетницы приобретает ракета массой mp = 600 г, если газы массой mг = 15 г вылетают из неё со скоростью vг = 800 м/с?
Учитель: Давайте подведём итог. Что ещё осталось выяснить? (Основоположники космонавтики)
(сообщение «Великие люди космической эпохи»)
Учитель: Перечислить все достижения отечественной космонавтики на одном уроке, конечно же, невозможно. Но даже то, о чём мы сегодня упомянули, думаю, достаточно, чтобы испытать гордость за наших учёных, конструкторов, космонавтов, за нашу Родину.
-
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:
Учитель: а сейчас посмотрим насколько внимательны в были на уроке.
Вам нужно выбрать те ситуации, в которых движение тела, по вашему мнению, является реактивным.
Ситуация 1: Сосулька, сорвавшись с крыши, падает на землю.
Ситуация 2: Автомат делает 300 выстрелов в минуту.
Ситуация 3:
Полет воздушного шарика; Ситуация 4:
Полет воздушного змея; Ситуация 5:
Падение камня со скалы; Ситуация 6: Каракатица перемещается в воде, сокращая мышцы своего тела.
Ситуация 7: Под давлением нагретого пара пробка вылетает из пробирки.
Ситуация 8: Лодка приходит в движение после того, как с нее в воду ныряет мальчик.
Ситуация 9: Летчик катапультируется из кабины самолета.
Ситуация 10: В воздухе взрывается снаряд.
Ситуация 11: Новогодняя петарда осветила ночное небо разноцветными огнями.
Ситуация 12: Всадник перелетает через голову, резко остановившейся лошади.
Ответы:
Учитель: А где в жизни нам могут пригодиться знания о реактивном движении (ответы детей) Известна старинная легенда о богаче с мешком золотых, который, оказавшись на абсолютно гладком льду озера, замерз, но не пожелал расстаться с богатством. А ведь он мог спастись, если бы не был так жаден! А вы как поступили бы? (Ответ: Достаточно было оттолкнуть от себя мешок с золотом, и богач сам заскользил бы по льду в противоположную сторону по закону сохранения импульса)
7. Итоги урока
Учитель: Ребята, а какую цель и задачи урока мы с вами ставили? Как вы считаете, справились мы с поставленными задачами? Можем ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?
- Какое движение называют реактивным?
- На каком законе основано реактивное движение?
- Каково назначение ракет?
Определите свои затруднения во время занятия: что у вас не получилось и почему.
А теперь с помощью оценочного листа выставляем отметку за работу на уроке.
(оценочные листы сдают)
8. Рефлексия учебной деятельности
− Как вы оцениваете свой уровень познания нового сегодня на уроке?
– Продолжите, пожалуйста, фразу:
Сегодня на уроке я узнал ….
Теперь я могу …
Было интересно…
Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся…
9. Информация о домашнем задании Учитель: Откройте дневники и запишите домашнее задание: п. 23, кроссворд
Учитель: Человек набрал мячей в лодку и намерен без вёсел осуществить движение по реке. Возможно ли это? (Обратитесь к своему жизненному опыту и наблюдательности). Как это сделать эффективно? (кидать мячи по одному или все вместе? в разные стороны или в одну? скорость бросания мячей учитывать или нет?).
Выберите те ситуации, в которых движение тела, по вашему мнению, является реактивным.
Ситуация 1: Сосулька, сорвавшись с крыши, падает на землю.
Ситуация 2: Автомат делает 300 выстрелов в минуту.
Ситуация 3:
Полет воздушного шарика; Ситуация 4:
Полет воздушного змея; Ситуация 5:
Падение камня со скалы; Ситуация 6: Каракатица перемещается в воде, сокращая мышцы своего тела.
Ситуация 7: Под давлением нагретого пара пробка вылетает из пробирки.
Ситуация 8: Лодка приходит в движение после того, как с нее в воду ныряет мальчик.
Ситуация 9: Летчик катапультируется из кабины самолета.
Ситуация 10: В воздухе взрывается снаряд.
Ситуация 11: Новогодняя петарда осветила ночное небо разноцветными огнями.
Ситуация 12: Всадник перелетает через голову, резко остановившейся лошади.
Лист самооценки ученика 9 е класса __________________________
Оцениваемые виды деятельности ( от 0 до 5 баллов) | Баллы |
-
Активно участвую в обсуждении, предлагаю новые идеи | |
-
Ясно и кратко формулирую свою позицию | |
-
Анализирую и обобщаю идеи | |
-
Привожу в систему информацию, полученную в ходе дискуссии | |
-
Участвую в подведении итогов обсуждения | |
-
Решение задач | |
-
Выбор правильных ситуаций | |
Оценка | |
Лист самооценки ученика 9 е класса __________________________
Оцениваемые виды деятельности ( от 0 до 5 баллов) | Баллы |
-
Активно участвую в обсуждении, предлагаю новые идеи | |
-
Ясно и кратко формулирую свою позицию | |
-
Анализирую и обобщаю идеи | |
-
Привожу в систему информацию, полученную в ходе дискуссии | |
-
Участвую в подведении итогов обсуждения | |
-
Решение задач | |
-
Выбор правильных ситуаций | |
Оценка | |
Лист самооценки ученика 9 е класса __________________________
Оцениваемые виды деятельности ( от 0 до 5 баллов) | Баллы |
-
Активно участвую в обсуждении, предлагаю новые идеи | |
-
Ясно и кратко формулирую свою позицию | |
-
Анализирую и обобщаю идеи | |
-
Привожу в систему информацию, полученную в ходе дискуссии | |
-
Участвую в подведении итогов обсуждения | |
-
Решение задач | |
-
Выбор правильных ситуаций | |
Оценка | |