СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме «Реактивное движение. Ракеты»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательные

  • Дать понятие реактивного движения.
  • Рассмотреть устройство ракеты.
  • Показать применение закона сохранения импульса для реактивного движения.

Развивающие:

  • Развивать познавательные интересы и творческие способности.
  • Способствовать расширению кругозора.
  • Дать представление о реактивном движении в природе и технике.

Воспитательные:

  • Воспитывать  чувство гордости за нашу страну и народ: показать огромный вклад ученых, инженеров в дело создания многоступенчатой ракеты для освоения космического пространства.
  • Воспитывать эстетическое восприятие мира через демонстрацию и наглядность. Воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру: природе, космосу.
  • Воспитать честность.
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Реактивное движение. Ракеты»»

Урок по теме «Реактивное движение. Ракеты»

Познавательные:

  • Дать понятие реактивного движения.

  • Рассмотреть устройство ракеты.

  • Показать применение закона сохранения импульса для реактивного движения.

Развивающие:

  • Развивать познавательные интересы и творческие способности.

  • Способствовать расширению кругозора.

  • Дать представление о реактивном движении в природе и технике.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство гордости за нашу страну и народ: показать огромный вклад ученых, инженеров в дело создания многоступенчатой ракеты для освоения космического пространства.

  • Воспитывать эстетическое восприятие мира через демонстрацию и наглядность. Воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру: природе, космосу.

  • Воспитать честность.


Эпиграф к уроку


«Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом

и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы,

а затем завоюет всё околоземное пространство”

К.Э. Циолковский.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Здравствуйте, садитесь.

Издавна человечество завораживало космическое небо. Мечта попасть туда была недосягаемой.

Прочитайте слова – эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти строки? (ответы детей)

Константин Эдуардович Циолковский русский учёный и изобретатель который, помимо того, что хорошо знал законы физики, был очень наблюдателен, пытлив и не подвергая сомнению законы механического движения, смог открыть новый вид движения, с которым вы сегодня познакомитесь.

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Какие виды механического движения вы знаете? (прямолинейное равномерное и прямолинейное равноускоренное)

Скажите: Что является причиной механического движения (изменения скорости)?

- Взаимодействие.

- Может ли тело одно взаимодействовать?

-нет. Минимум два тела.

  1. Выявление причины затруднения

Демонстрация опыта № 1. Ученик встаёт на легкоподвижную тележку и спрыгивает с неё. Тележка движется в противоположную сторону. Что вы наблюдаете?

Демонстрация опыта №2. Надуть резиновый шарик и отпустить его. Что произошло?

Учитель: Что общего в этих опытах? (ответы детей)

Учитель: На что похоже движение шарика? (Движение ракеты, реактивное движение)

Учитель: Какая тема нашего урока? (ответы детей). Правильно «Реактивное движение. Ракеты». Откройте тетради и запишите тему урока.

Учитель: Ребята. У вас на партах лежат листы самооценки. За основные этапы урока вы выставляете себе оценки, оценкой за урок будет среднее арифметическое ваших оценок.

Учитель: какую цель вы перед собой ставите, что хотите сегодня узнать? (ответы детей)

Учитель: Для начала, составим план действий:

  1. Сформулировать определение реактивного движения.

  2. Где встречается реактивное движение.

  3. Устройство ракеты.

  4. От каких параметров зависит скорость ракеты.

  5. Формула для расчёта скорости ракеты

  6. Основоположники космонавтики

Учитель: какой закон вы изучили на предыдущем уроке? Дайте определение импульса. Сформулируйте закон сохранения импульса.

Давайте вернёмся к опытам которые мы с вами проделали. Объясните эти движения с помощью закона сохранения импульса.

Ученик: согласно действующему в природе закону сохранения импульса суммарный импульс системы, состоящей из двух тел – ученика и тележки, - должен остаться таким же, как был до начала взаимодействия, т.е. равным нулю. Поэтому тележка начинает двигаться в противоположную сторону с такой скоростью, что её импульс равен по модулю импульсу ученика. Таким образом, тележка пришла в движение потому, что от неё что-то отделилось (ученик).

Ученик: пока шарик завязан он покоится, импульс шарика и воздуха равен нулю. При открытии из него с довольно большой скоростью вырывается поток воздуха. Движущийся воздух обладает импульсом, направленным в противоположную сторону его движения. В результате шарик движется с тем же самым импульсом, но в противоположную сторону.

Учитель: На этом же принципе реактивного движения основано вращение устройства, называемого сегнеровым колесом. (показать )

Учитель: попробуйте дать определение реактивного движения. (ответы детей)

А теперь найдите это определение в учебнике и запишите его. ( стр 100 учебника)

Реактивное движение - это движение, которое возникает как результат отделения от тела какой-либо части, в результате чего само тело приобретает противоположно направленный импульс.

Учитель: Реактивное движение – единственный вид движения, который может осуществляться без взаимодействия с окружающей средой.

Учитель: А где в окружающем нас мире мы можем встретить реактивное движение?

(сообщение «Реактивное движение в животном и растительном мире»)

  1. Первичное закрепление новых знаний.

Учитель: Принцип реактивного движения находит широкое практическое применение в авиации и космонавтике. В космическом пространстве нет среды, с которой тело могло бы взаимодействовать и тем самым изменять направление и модуль своей скорости. Поэто­му для космических полетов могут быть использованы только реак­тивные летательные аппараты, т.е. ракеты. (Сообщение «История развития ракет») Учитель: Давайте подведём итог: что вы уже узнали? (определение, где встречается, когда появились ракеты) Учитель: давайте рассмотрим устройство ракеты. (Самостоятельная работа с учебником стр.101). Выписать в тетрадь основные части ракеты. Учитель: А теперь попробуем сконструировать ракету (на магнитной доске составляют ракету).

Учитель: Что вы ещё не выяснили? (от каких параметров зависит скорость ракеты)

Ставим опыт с тремя воздушными шариками. Работают три ученика.

1 : Большой надувной шар.

2 : Воздушный шар меньшим объемом..

3 : Большой воздушный шар с гайкой внутри.

После обсуждения полетов выделяем особенности:

Наблюдаем: Чей шарик полетит выше?

Задача : от каких параметров будет зависеть дальность полета.

После совместных обсуждений делаем вывод:

Дальность полета зависит:

  1. от давления газа внутри.

  2. от массы системы. (записать в тетрадь)

Учитель: Почему на реактивной ракете мы не сможем покинуть Солнечную систему? (есть предел прочности материала ракеты, масса горючего ограничена).

Учитель: Как используя закон сохранения импульса рассчитать скорость ракеты? (вывод формулы)?

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Учитель: а теперь решим задачу

Задача Какую скорость относительно ракетницы приобретает ракета массой mp = 600 г, если газы массой mг = 15 г вылетают из неё со скоростью vг = 800 м/с?

Учитель: Давайте подведём итог. Что ещё осталось выяснить? (Основоположники космонавтики)

(сообщение «Великие люди космической эпохи»)

Учитель: Перечислить все достижения отечественной космонавтики на одном уроке, конечно же, невозможно. Но даже то, о чём мы сегодня упомянули, думаю, достаточно, чтобы испытать гордость за наших учёных, конструкторов, космонавтов, за нашу Родину.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

Учитель: а сейчас посмотрим насколько внимательны в были на уроке.

Вам нужно выбрать те ситуации, в которых движение тела, по вашему мнению, является реактивным.

Ситуация 1: Сосулька, сорвавшись с крыши, падает на землю.

Ситуация 2: Автомат делает 300 выстрелов в минуту.

Ситуация 3: Полет воздушного шарика; Ситуация 4: Полет воздушного змея; Ситуация 5: Падение камня со скалы;

Ситуация 6: Каракатица перемещается в воде, сокращая мышцы своего тела.

Ситуация 7: Под давлением нагретого пара пробка вылетает из пробирки.

Ситуация 8: Лодка приходит в движение после того, как с нее в воду ныряет мальчик.

Ситуация 9: Летчик катапультируется из кабины самолета.

Ситуация 10: В воздухе взрывается снаряд.

Ситуация 11: Новогодняя петарда осветила ночное небо разноцветными огнями.

Ситуация 12: Всадник перелетает через голову, резко остановившейся лошади.

Ответы:

Учитель: А где в жизни нам могут пригодиться знания о реактивном движении (ответы детей) Известна старинная легенда о богаче с мешком золотых, который, оказавшись на абсолютно гладком льду озера, замерз, но не пожелал расстаться с богатством. А ведь он мог спастись, если бы не был так жаден!  А вы как поступили бы?  (Ответ: Достаточно было оттолкнуть от себя мешок с золотом, и богач сам заскользил бы по льду в противоположную сторону по закону сохранения импульса)

7. Итоги урока

Учитель: Ребята, а какую цель и задачи урока мы с вами ставили? Как вы считаете, справились мы с поставленными задачами? Можем ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

- Какое движение называют реактивным?

- На каком законе основано реактивное движение?

- Каково назначение ракет?

Определите свои затруднения во время занятия: что у вас не получилось и почему.

А теперь с помощью оценочного листа выставляем отметку за работу на уроке.

(оценочные листы сдают)
8. Рефлексия учебной деятельности

− Как вы оцениваете свой уровень познания нового сегодня на уроке?

– Продолжите, пожалуйста, фразу:

Сегодня на уроке я узнал ….

Теперь я могу …

Было интересно…

Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся…

9. Информация о домашнем задании Учитель: Откройте дневники и запишите домашнее задание: п. 23, кроссворд

Учитель: Человек набрал мячей в лодку и намерен без вёсел осуществить движение по реке. Возможно ли это? (Обратитесь к своему жизненному опыту и наблюдательности). Как это сделать эффективно? (кидать мячи по одному или все вместе? в разные стороны или в одну? скорость бросания мячей учитывать или нет?).



Выберите те ситуации, в которых движение тела, по вашему мнению, является реактивным.


Ситуация 1: Сосулька, сорвавшись с крыши, падает на землю.

Ситуация 2: Автомат делает 300 выстрелов в минуту.

Ситуация 3: Полет воздушного шарика; Ситуация 4: Полет воздушного змея; Ситуация 5: Падение камня со скалы;

Ситуация 6: Каракатица перемещается в воде, сокращая мышцы своего тела.

Ситуация 7: Под давлением нагретого пара пробка вылетает из пробирки.

Ситуация 8: Лодка приходит в движение после того, как с нее в воду ныряет мальчик.

Ситуация 9: Летчик катапультируется из кабины самолета.

Ситуация 10: В воздухе взрывается снаряд.

Ситуация 11: Новогодняя петарда осветила ночное небо разноцветными огнями.

Ситуация 12: Всадник перелетает через голову, резко остановившейся лошади.






















Лист самооценки ученика 9 е класса __________________________


Оцениваемые виды деятельности

( от 0 до 5 баллов)

Баллы

  1. Активно участвую в обсуждении, предлагаю новые идеи


  1. Ясно и кратко формулирую свою позицию


  1. Анализирую и обобщаю идеи


  1. Привожу в систему информацию, полученную в ходе дискуссии


  1. Участвую в подведении итогов обсуждения


  1. Решение задач


  1. Выбор правильных ситуаций


Оценка




Лист самооценки ученика 9 е класса __________________________


Оцениваемые виды деятельности

( от 0 до 5 баллов)

Баллы

  1. Активно участвую в обсуждении, предлагаю новые идеи


  1. Ясно и кратко формулирую свою позицию


  1. Анализирую и обобщаю идеи


  1. Привожу в систему информацию, полученную в ходе дискуссии


  1. Участвую в подведении итогов обсуждения


  1. Решение задач


  1. Выбор правильных ситуаций


Оценка




Лист самооценки ученика 9 е класса __________________________


Оцениваемые виды деятельности

( от 0 до 5 баллов)

Баллы

  1. Активно участвую в обсуждении, предлагаю новые идеи


  1. Ясно и кратко формулирую свою позицию


  1. Анализирую и обобщаю идеи


  1. Привожу в систему информацию, полученную в ходе дискуссии


  1. Участвую в подведении итогов обсуждения


  1. Решение задач


  1. Выбор правильных ситуаций


Оценка





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!