СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Словообразование"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: обобщение материала.  Форма урока: урок-путешествие. Организация учебной деятельности:  коллективная и индивидуальная работа. Методы: частично-поисковый,  метод практической и самостоятельной  работы, метод самоконтроля.  

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Словообразование"»

Конспект урока по русскому языку.

Класс: 5 «А»

Учитель: Жук А.В.

Дата проведения: 27.01.2010Г.

Тип урока: обобщение материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Организация учебной деятельности: коллективная и индивидуальная работа.

Методы: частично-поисковый, метод практической и самостоятельной работы, метод самоконтроля.

Тема урока: Обобщающий урок по теме: «Словообразование». (Слайд №1)

Цели урока. (Слайд №2)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

- закрепить разбор слова по составу и способы словообразования.

РАЗВИВАЮЩАЯ:

- развивать самостоятельность и творчество учащихся.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

- воспитание чувства прекрасного, культуры мышления,

- познавательного интереса к предмету.

Задачи:

- развивать творческую активность и самостоятельность учащихся;

- воспитывать любовь к русскому языку;

- развивать умение рассуждать, делать выводы;

-закрепить понятие морфемы, учить отличать формы слова от однокоренных слов.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация к уроку, карта опорного конспекта.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Обобщение материала.

а) Фронтальный опрос.

б) Повторение.

  1. Физминутка.

  2. Систематизация знаний

  3. Подведение итогов урока.

  4. Домашнее задание.


Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Обобщение материала.

а) Фронтальный опрос.

Слово учителя.

- Сегодня мы совершим путешествие на остров “Словообразование”. (Слайд № 3) Мы повторим морфемы, будем разбирать слова по составу, и повторим способы образования слов, а если повезёт – найдём клад! И на пути к острову нас ждут лингвистические испытания!

- Объясните понятие лингвистика.

- Какие разделы лингвистики вы знаете?

-Что изучает Морфемика?

- Назовите известные вам морфемы?

(Приставка, корень, суффикс, окончание.)

- Какие из них являются словообразовательными?

(Приставка, суффикс.)

Сделаем вывод. - Что такое словообразование?

Словообразование – это раздел лингвистики, изучающий законы образования слов.

(Звучит музыка и появляется Пеппи).

- Здравствуйте! Вы меня узнали? Я – Пеппи Длинный чулок. Как у вас красиво!

- Мы сегодня отправляемся в путешествие на волшебный остров «Словообразования».

- А я могу составлять слова! (Задумывается.) Кукарямба!

- Пеппи, а что такое кукарямба?

- Приветствие! Я могу вас так поприветствовать! Кукарямба!

- Как вы думаете, ребята, Пеппи удалось придумать новое слово? Почему?

- Это бессмысленное сочетания звуков.

- Каждое слово что – то обозначает. Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть: предмет (стол, доброта, ученик), признак (большой, голубой, письменный), действие (рисовать, учиться, подпрыгнуть). Это значит: у слова есть лексическое значение.

- Пеппи, для чего же нужны слова?

Вывод: Слова в русском языке существуют, чтобы называть предмет, признак, действие. У каждого слова есть лексическое значение.

- Молодцы! Вы правильно сделали вывод.

б) Повторение.

- Итак, мы отправляемся на остров «Словообразование» и можем взять тебя с собой.

- Ребята, возьмите меня с собой, я хочу научиться правильно составлять слова!

- Наш парусник отправляется в плаванье! (Слайд №4).

(Шум океана, голоса морских птиц).

- Внимание! Впереди по курсу подводные рифы из морфем, они мешают нам продолжить путь.

1 испытание. ( Слайд №4).

«Собери слова из морфем».

Рас-, -сказ-, -чик; лет-, -е-, -ть; матрос-, -ск-, -ий; улыб-, -а-, -ешь-, -ся. Из них надо собрать пять слов (рассказчик, лететь, матросский, улыбаешься.) и разобрать их по составу. Правильно выполненное задание поможет продолжить нам путь.

- Проверяем. (Спросить по 1 слову).

- Какие морфемы в данных словах являются словообразующими?

- Путь свободен! Мы продолжаем путешествие.

( Звук. Весёлые дельфины). (Слайд №5).

Прислушайтесь! Это веселятся дельфины.

2 испытание.

«Работа с текстом». (Слайд №6).

- Перед вами текст о дельфинах. Из этого текста нужно выписать однокоренные слова и формы одного слова.

ДЕЛЬФИНЫ.

Дельфин олицетворяет море.  Существует много легенд о дельфине, о его общительности и дружелюбии.

Дельфины – животные, ближайшие родичи китов. Наблюдения ученых показали, что дельфинов легко приручить. Они быстро обучаются различным цирковым трюкам, с увлечением играют в мяч. Повелитель морей и океанов Посейдон всегда изображался вместе с дельфинами, символизирующими морской дух. Часто в мифах упоминают дельфина как покровителя судоходства и моряков. Существовало поверье, что перед штормом они стараются уйти на глубину и не показываться на поверхности. Таким образом, они давали знак мореплавателям готовиться к непогоде. Древние греки верили, что дельфины спасают тонущих и перевозят души на Остров Блаженства.

- Найдите в тексте однокоренные слова и формы одного и того же слова.

(Проверка по слайду.) (Слайд №7).

Формы слова: дельфин, дельфине, дельфины, дельфинов, дельфинами, дельфина.

Однокоренные слова: море, морей, морской, моряков, мореплавателям.

- Какие слова можно назвать однокоренными?

- Как отличить однокоренные слова от форм слова?

- Вывод: Слово, изменяясь по падежам, образует формы одного слова, однокоренные слова образуются при помощи словообразующих морфем.

- Продолжим путешествие.

(Звук моря).

3. Физминутка. (Слайд № 8).

-Как много у вас заданий! Что – то я устала! Предлагаю сделать разминку!

- Снова препятствие на нашем пути.

- Корабль наш опутали водоросли однокоренных слов. Нам опять не выбраться.

3 испытание. (Слайд №9).

«Третий лишний».

Найдите группу однокоренных слов к слову вода, выделите корень, и тогда мы продолжим путь.

1.Водяной, водитель, заводь, водянистый.

2.Водяной, подводник, наводнение, завод.

3.Водяной, водянистый, проводить, заводь.

4.Водяной, заводь, приводить, водопровод.

(Проверять устно).

- Почему эти слова однокоренные? Докажите. (У них общий корень и лексическое значение).

4. Систематизация знаний.

- Вот мы и достигли острова «Словообразования». (Слайд №10).Здесь мы повторим способы образования слов по опорному конспекту со стр. 8 учебника, а повезет - найдём клад. А вот и чудо – дерево с заданиями.

1 задание (Слайд №11).

Проявите свою сообразительность и внимательность в нахождении приставок. Определите, какие из данных слов имеют приставку по-, приставку под- или подо-:

подосиновик

подорожник

подоконник подолбить

подоходный подозрение

пододеяльник подоить

- При помощи какой морфемы образовались слова?

- Какой способ словообразования нам открылся?

2 задание. (Слайд №11).

- Постройте словообразовательную цепочку: мечтатель, мечтать, мечтательность, мечтательный, мечта.

- При помощи какой морфемы образовались эти слова? Какой способ словообразования нам открылся?

3 задание. (Слайд №12).

Из данных слов составьте сложные слова.

вода ходить

море шествие

путь росли

быстро плавать

- Каким способом образовались эти слова?

5) Подведение итогов урока.

- Мы сегодня с вами хорошо и организовано поработали. Проверьте количество жетонов. У кого 3 и более – тем достанется часть клада.

- Вспомните, что вы делали на уроке?

- Что было интересным? Неинтересным? Сложным? Легко выполнимым?

- Проанализировав работу на уроке, подумайте: что еще вам надо повторить, подучить, над чем еще следует поработать?

6. Домашнее задание. (Слайд №13).

- На дом упр. № 637 стр. 27. Прочитайте задание, что нужно сделать в домашнем упражнении?

- Записать глагол поморфемным письмом.

- Всем понятно задание?

- Урок окончен.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!