СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Словообразование" 5-6 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый урок проводится как итоговый по теме "Словообразование" и включает в себя словесные игры, задания развивающего характера.  

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Словообразование" 5-6 классы»



Итоговый урок по теме «Словообразование» как урок развития.

Вопросы личностного развития обучающихся средствами предмета, а значит, используя современную терминологию, и достижения школьниками предметных и метапредметных результатов, ставились ещё в 20-30 годы XX века знаменитыми педагогами и психологами. Общеизвестны слова Л.С. Выготского: «Плохо то обучение, которое не ведёт за собой развитие». Исходя из реалий дня сегодняшнего (утверждение новых ФГОС II поколения, принятие Федерального Закона «Об образовании в Российской федерации»), в условиях перехода на новые образовательные стандарты, это высказывание знаменитого психолога становится как нельзя более актуальным.

Наша педагогическая практика подсказала один из способов, помогающих раскрывать творческие способности учеников, формировать их лингвистическую (языковую), коммуникативную, социальную компетенции, универсальные учебные действия, а также расширять предметные знания, - это итоговые уроки систематизации и обобщения изученного по определённой теме (уроки рефлексии). Такие уроки начинаю проводить уже с 5 класса по фонетике, синтаксису, морфемике и словообразованию, морфологии: ведь начало изучения системного курса русского языка – это основа дальнейшего успешного освоения предмета «Русский язык» в средней школе.

Один из таких уроков – это двухчасовое занятие по теме «Возможности словообразования», которое может проводиться как в 5-ом, так и в более старших классах.

Тема «Словообразование» в школьном изучении может стать одной из самых любимых учениками тем, раскрывающих их креативные способности и возможности, если… Если подойти к вопросам словообразования творчески: помочь ученикам вспомнить их детство, первые «опыты» со словом, вспомнить любимые книги и их героев, вчитаться в «странные» строки не совсем обычных стихотворений…

Начинаю урок с традиционного задания: записать под диктовку слова и рассказать об их особенностях, тех, что школьникам легко обнаружить (создание ситуации успеха). Вот список этих слов:

Расстояние, расставить, рассадить, расклеить, распаять, развести, рассОрить, рассорИть, расслоить, расселить, расстроить, растерять, рассовать, разбить.

Учащиеся легко находят общие признаки, позволившие объединить все слова в одну группу: приставки на –З и –С; вспоминают общее правило их написания (формулируют орфограмму и проверяют написания приставок); называют общее значение приставки РАС-/РАЗ- (это значение – распространить, рассредоточить по определённому пространству).

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это — сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не рассорили — рассорили,



Расслоили… Стена да ров.

Расселили нас как орлов-

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили — растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас как сирот.

Который уж, ну который — март?!

Разбили нас — как колоду карт!


Затем предлагаю прочитать стихотворение Марины Цветаевой (без названия), в котором поэт использует многие из записанных в тетрадях слов:

- А какое, как вы думаете, ребята, значение несут слова с приставками рас- и раз- у М.И. Цветаевой? (Людей не просто рассредоточили по разным местам, а разлучили… Это утрата, боль, потеря…)

Рассказываю ученикам о том, что кто-то давным-давно заметил, что когда два человека смотрят вниз, то один из них видит лужу, а другой – звёзды в ней.

Говорю о цели урока: нам всем необходимо попробовать увидеть в слове мир звёзд, свой мир, а не просто корни, приставки, суффиксы…

Вы понимаете, что значит

Просолнеченная капель?

– такой вопрос задаёт нам Игорь Северянин, и сам же на него отвечает:

Зима, смеясь, от счастья плачет,

Весны качая колыбель…

Спрашиваю, какие словообразовательные модели, какие слова напоминает придуманный Северяниным неологизм (пропитанная, промасленная, просоленная…), и объясняю, что такое окказионализмы (сравните: оказия, с оказией - случайность) – это индивидуально-авторское (но далеко не случайное!) изобретение.

Вообще, поэзия Серебряного века дает нам примеры почти всех способов словообразования при создании окказиональных слов. У Сергея Есенина в знаменитом «Письме к матери» читаем:

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь

Насколько выразительнее и точнее в этом контексте слово женского рода «бредь» нейтрального «бред»! У Игоря Северянина, Велимира Хлебникова и других талантливых поэтов начала XX века словообразование становится едва ли не центром их поэтического мира.

А вот ещё из Северянина:

Заосенел мой сад…

- Что, ребята, вы представили, когда услышали это слово – заОсенел? (Засиял, заблистал, засеребрился…).

- Да, приставка ЗА- обозначает начало какого-то сказочного действия!

- Послушайте, пожалуйста, несколько строк из стихотворения того же поэта «В блёсткой тьме». Сколько сарказма в его неологизмах:


В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи

В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив.

Я улыбнулся натянуто, вспомнив сарказмно о порохе:

Скуку взорвал неожиданно нео-поэзный мотив…

Старшеклассники сами могут вспомнить что-то из Маяковского, они знают, что А.С. Пушкин, по его признанию, «был огончарован» Натальей Николаевной, а Салтыков-Щедрин писал о тех, кто хорошо «умел душедрянствовать»…

Современная поэзия вне активного словотворчества совершенно непредставима. Другое дело, что у талантливого поэта словотворчество не является самоцелью, это способ сказать что-то новое о мире, а вот у менее одаренного автора словесная игра часто становится именно самоцелью, она ничего не открывает и никуда не ведет.

- Ребята, а только ли поэты, писатели создают новые слова с помощью уже известных средств, словообразовательных моделей? Конечно, нет! Одни из лучших творцов новых слов – дети.

Подготовившиеся ученики зачитывают фрагменты из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти», в которую писатель поместил детские неологизмы, собранные им за 40 лет жизни.

- Почему же именно поэты и дети в основном являются творцами новых слов – индивидуально-авторских неологизмов? (Поэты – создание образа, своего мира; дети – стремление понятнее, чётче выразить свою мысль, поиграть…).

- Кто из вас сам помнит или от родителей знает о словах, созданных именно вами? (Обычно школьники вспоминают свои «изобретения»).

- Слышали ли вы, ребята, о «Бестолковом словаре», который в 60-ые годы XX начали создавать молодые учёные из Новосибирского университета? (Подготовленные ученики зачитывают «толкование» некоторых слов из этого словаря, находят исходные слова):

Банкир – приёмщик стеклотары

Беспечность – отсутствие печки в доме

Волнушка – мама абитуриента

Дерюга – зубной врач

Изверг – вулкан

Свистопляска – ансамбль песни и пляски

Этажерка – соседка по лестничной площадке и т.п.

- А кто из вас помнит, ребята, стихи из книги Льюиса Кэррола «Алиса в

Зазеркалье»? Вот они (два разных перевода):

Червело. Ужные мрави

Кузали на снову.

За нисом прали курави,

Склюняя пелаву.

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по нове,

И хрюкотали зелюки,

Как мамзики в мове.


Один из героев книги Кэррола Желток-Белток (в других переводах Шалтай-Болтай) так объяснял Алисе некоторые слова этого стихотворения:

«Ужные» - это похожие на ужей, выползающих к ужину (ведь тогда уже «червело», то есть «вечерело»). «Мрави» почти муравьи, но появляются они только во мраке. «Кузали» потому, что мрави скакали и «стрекотали кузнечиками». «На снову» обозначает на сонном вечернем лугу снова и снова, без передышки…»

Алиса потом уже и сама стала догадываться: «за нисом» - за низким лесом, «склюняя» - склёвывая…

Подводя итоги урока, обращаю ещё раз внимание учащихся на практически не ограниченные, пожалуй, возможности словообразования в русском языке, на взаимосвязь морфемного состава придуманного слова с его морфологическими особенностями (части речи и их формы легко узнаваемы по каким-то внешним признакам, в предложениях можно найти подлежащие, сказуемые, второстепенные члены). А сколько возможностей у самих школьников для творчества, для «перевода»!

Домашнее задание:

1. Попробуйте дома «расшифровать» все слова из стихотворений Л.Кэррола, я подскажу только одно – здесь во многих случаях произошло «наложение» одного слова на другое: «черветь» = «чернеть» + «вечереть». Может быть, у вас получится и стихотворный «перевод»?

2. Найти в стихотворениях поэтов Серебряного века строки с авторскими неологизмами, объяснить эти слова и рассказать об их функциях в поэзии выбранного поэта.

(Задания выполняются по выбору учащихся)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!