Тема: Словосочетание и предложение, 5 класс
Цели: повторение известных учащимся понятий о синтаксисе и пунктуации, основных единиц синтаксиса – словосочетания и предложения, типы словосочетаний
Знать различия между словом, словосочетанием и предложением.
Уметь определять главное и зависимое слово, выделять словосочетания из предложения
УУД:
Л: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, приобретению новых ЗУН, совершенствует имеющиеся
Р: сохраняет принятую познавательную цель при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняет требования познавательной задачи; действует по плану
П: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематической, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения задач.
К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач
Ход урока
Мотивационный этап
II. Актуализация опорных знаний
- Что у меня в руке? (книга)
- Что можете сказать о ней? Из чего состоят слова?
(Примечание: все термины появляются на доске после озвучивания. Звук, слово, СС, Предложение, текст)
Доска:
1)Мы, проводить, счастливые, минуты, за , книга
2) мы проводим (за чем?) за книгой; за книгой (какой) интересной; проводим (что?) минуты; минуты (какие?) счастливые.
- Что можете сказать? (в первом столбике слова, во втором СС). Как определили? Чем отличаются? Как образовали словосочетания? Что можно сделать с ними? (Построить предложение).
III. Постановка задач
- Сформулируйте тему.
-Сформулируйте задачи.
Знать…
Уметь …
Вы сегодня будете открывателями и сами откроете «закон сцепления»
IV. Работа по открытию нового знания.
Примечание. В ходе работы дети заполняют сравнительную таблицу, куда вписывают отличительные признаки, после беседы делают записи, выделяя в учебнике нужную информацию.
1. Работа с таблицей.
- Что такое СС? Как оно строится? (состоит из двух частей: 1-ая «слово», 2-я «чета»- от слова «чета», пара. (чета молодоженов)
-Какой из записанных примеров не является СС? Почему? Что еще не является СС? (чтение материала учебника стр. 62). Зачитайте слова, которые не являются СС.
-Придумайте распространенное предложение, включив в него данные СС. Из чего состоит предложения?
-Чем предложение отличается от СС? (имеет гр.основу, состоит из нескольких СС, закончено, оформлено пунктуацией). Обращение к учебнику стр. 48.
Словосочетание | Предложение |
1. | Основная единица синтаксиса |
2. | Содержит высказывание о чем-либо, о ком-либо |
3. | Законченная мысль. Интонация конца предложения. Оформлено пунктуацией |
4. | Грамматическая основа |
2. Самопроверка. Обсуждение.
3. Шифровка «(;!?.)»
-Рассмотрите необычный рисунок. Посчитайте, сколько знаков препинания в русском языке. (8). Для чего они необходимы?
- Что за странные слова видите на доске? Что они могут обозначать? (Синтаксис, пунктуация, пунктограмма)
- Найдите правильный ответ на стр.47.
Что можно сделать с предложением? (составить текст).
4.Напишите 2-3 предложения, чтобы получился текст.
Фронтальная проверка.
V. Закрепление. Упр. 107
VI. Рефлексия.
Вспомните, с чего начали урок и какую цепочку построили, таким образом, вы откроете «закон сцепления»
Звук-…, …, …………
_-Какие термины отнесем к изучаемому разделу науки о языке? Какой раздел изучает звуки?
-Что особенно привлекло вас в уроке? На что следует обратить внимание?