Пояснительная записка |
Длительность занятия | 40 мин |
Класс | 6-А |
Форма занятия | Фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная. |
Тема занятия | Сложение чисел с разными знаками |
Роль и место занятия в курсе | Изучение нового материала. Урок работает на последующие уроки, так как тема «Сложение чисел с разными знаками» тесно связана со следующими темами шестого класса и последующих годах изучения математики. Знания этих тем проверяются на основном государственном экзамене, используются в разных областях человеческой жизни. |
Целевая установка | Формирование навыка сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками, Познакомить учащихся с правилом сложения чисел с разными знаками, тренировать способность к использованию выведенного алгоритма, организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков. Расширять кругозор, развивать логическое мышление, умение применять приемы сравнения, делать выводы. |
Формулировка математической задачи | Познакомить учащихся с правилом сложения чисел с разными знаками, тренировать способность к использованию выведенного алгоритма, организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков. |
Обоснование выбора задачи | Умение вычислять сумму с разными знаками работает на последующие уроки, так как тема «Сложение чисел с разными знаками» тесно связана со следующими темами шестого класса и последующих классах. Знания этих тем проверяются на основном государственном экзамене, используются в разных областях человеческой жизни. |
Критерии успешности занятия | Успешная работа на этапе осмысления и первичного закрепления знаний. |
Организация рефлексии | Самооценка, выступление с оценкой одноклассника, показывают с помощью сигнальных карт. |
План занятия |
Этап и его задача. | Что делает учитель? | Что делают дети? | Методическое примечание1 |
I этап Организационный | Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся. | Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности | 3 мин |
II этап Актуализация знаний | Разбейте числа, которые вы видите на слайде на группы. (Слайд ) А что вы уже умеете делать с положительными и отрицательными числами. Даны числа: -15; -2; -17; -9 8; -16; -26; 28 3,2; -1,9; -3,9; 0 а) назовите модуль каждого числа; б) назовите в каждой строчке число, модуль которого больше; в) назовите в каждой строчке знак числа, модуль которого больше. Вычислить, подтверждая действие правилом (Слайд ) -15+ (-23) -41+(-32) -2,6+(-8,7) 0+(-12,3) -6 + 8 ; 10 +(- 14); -8 +11
-456+ 287? Удобно складывать числа -456 и 287 с помощью координатной прямой? Как же нам быть в подобных случаях? Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Правильно. (слайд ) Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение чисел с разными знаками» Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке? | Положительные, отрицательные, дробные, целые. Сравнивать, находить модуль, складывать Отвечают на вопросы. Складывают отрицательные числа, проговаривают правило. Складывают с помощью координатной прямой, правило проговорить не могут, последний пример выполнить не могут. Делают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать. Найти правило, которое нам поможет. формулируют тему.
Познакомимся с правилом сложения чисел с разными знаками, научимся складывать числа с разными знаками. Записывают тему урока.
| После формулирования учащимися темы и цели урока. |
III этап Планирование действий по достижению целей | Фронтальная работа Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща? Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым вам захотелось бы поработать над решением проблемы? как достичь цели, что для этого будем делать? | Сообща. Дети перечисляют: умный, добрый, находчивый… Можно найти в учебнике, в интернете,… | После обсуждения с учащимися способа выхода из проблемной ситуации. |
IV этап Изучение нового материала | Молодцы. Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведите правило сложения чисел с разными знаками. Выполните лабораторно - практическую работу в парах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками. Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника, записанную после правила сложения чисел с разными знаками). Поработайте в четверках, проговорите правило друг другу, предложите свои примеры другой паре, проверьте правильность решения | Выполняют лабораторно – практическую работу в парах, делают выводы. Работают в четверках, сравнивают формулировки, решают примеры товарищей, оценивают. | Время на выполнение работы 5-7 минут. |
V этап Первичное осмысление | Давайте выполним устную работу, проговаривая правило (слайд ) Вернемся, к примеру -456+ 287 | Проговаривают правило, решают примеры. | Решить пример уже с использованием правила полученного после выполнения лабораторно- практической работы. |
VI этап Закрепление учебного материала | Работа по учебнику: выполнить № 1066 (н, п, о, р) у доски и в тетрадях. Обучающая самостоятельная работа с последующей самопроверкой (работа в группах) (слайд 8) 1. Определите знак суммы: а) (-12) + (-7); в) (+15) + (-8); д) (-24) + (+19);ж) (+3,7) + (-8,4); б)(-8) + (+3); г) (-6)+ (-11); е) (+53) + (-35); з) (-245) + (+300). Ответы: а) –; б) –; в) +; г) –; д) –; е) +; ж) –; з) +. 2.Выполните действия: Ответы: а)-19 + 40 1)59; 2)-59; 3)-21; 4)21. б)-3,4 + 5,7 1)2,3; 2)-2,3; 3)9,1; 4)-9,1. в) -5,6 + (-3,5 + 5,6). 1)3,5; 2)2,5; 3)-3,5; 4)-2,5. 3.Найдите сумму всех целых чисел, расположенных между -5,6 и 3,5. 1)3; 2)-11; 3)-9; 4)-15. | Четыре ученика выходят к доске, решают примеры, проговаривая правило; остальные работают в тетради. Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с решением на слайде, проводят самооценку. | На выполнение самостоятельной работы 7-10 минут. |
VII этап Творческое применение знаний | Работа в группах. (слайд ) Найдите наиболее удобный способ решения. - 4,8 +3,4 +2,6 -7 ⅔ - 3,4 + 4,8 + 2⅔ - 1⅖ | Выполняют задание в группах. Проводят самооценку. | 3минуты. |
VIII этап Домашнее задание | Запишите домашнее задание: П.33 выучить правило. №1081(а-е), 1083(а,б), задача 1085 и по желанию найти в интернете когда и кем были придуманы отрицательные числа. | Записывают домашнюю работу.
| После записи в дневник и уточнения по поводу поиска дополнительной информации. |
Этап рефлексии | В течении всего урока вы активно работали. Оцените, пожалуйста, свою работу и работу своего одноклассника словесно. Послушаем вашу оценку товарища, а остальные сравнивают свою оценку с оценкой одноклассника. Постарайтесь объяснить свое оценивание. Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели? Ребята, если вы хорошо усвоили тему урока, достигли цели урока, поднимите зеленую сигнальную карту, Если остались непонятными какие-то моменты -желтую сигнальную карту, вообще не усвоили тему, красную сигнальную карту. | Самооценка. Выступают с оценкой одноклассника.
Показывают с помощью сигнальных карт степень усвоения материала. | Даны ответы на все поставленные вопросы. Сделаны выводы. |
Схема анализа |
Этап и его задача. | Что планировалось и что получилось по факту? | Насколько соответствовало реальное поведение ребят ожидаемому? | Важные/яркие/удивительные моменты |
I этап | На этапе «Организационный» была проведена проверка учителем готовности класса к уроку, организация внимания, проверялась установка на рабочий лад | Ребята были настроены на работу | |
II этап | На этапе «Актуализация знаний» проводилась фронтальная работа, предлагалось учащимся ответить на поставленные вопросы, на устном счете повторялся материал по теме «Положительные и отрицательные числа». После проведения проверки результатов, учащимся предлагалось выдвинуть предположение о теме и целях урока. | Ребята активно отвечали, вспоминали алгоритмы действий. Успешно сформулировали тему урока и определили цели урока. | Важно, чтобы каждый для себя определил цель сегодняшнего урока. |
III этап | На этапе «Планирование действий по достижению цели» была проведена беседа о качествах учащихся, необходимых для достижения цели, о способах достижения цели. | Учащиеся высказывались о способах действий для достижения целей, практически сразу предложили найти информацию в учебнике или интернете. | |
IV этап | На этапе «Изучение нового материала» учащимся была предложена лабораторно-практическая работа в парах (приложение), по результатам которой учащиеся формулировали правило, работали по учебнику, сравнивали со своей формулировкой, придумывали и разбирали свои примеры. Проговаривали свои предположения, выслушивали варианты одноклассников, делали выводы, применяли полученные знания на практике. | Работа не вызвала особых затруднений. | В выполнение работы включились с интересом, быстро распределили роли при выполнении работы. |
V этап | На этапе «Первичное осмысление и закрепление знаний» была организована работа по составлению алгоритма сложения чисел с разными знаками. Предлагалось решить проблемный пример, который не смогли решить в начале урока. | У учащихся возникли трудности при переводе с языка чисел, символов и обозначений на русский язык (формулировка). | |
VI этап | На этапе «Закрепление изученного материала» учащиеся отрабатывали навыки сложения чисел с разными знаками. Сначала выполнялась индивидуальная работа (4 ученика у доски, а остальные в тетрадях) самостоятельно. Все ученики активно принимали участие в своих группах. Были и небольшие проблемки в некоторых группах. | При такой работе возникали у учащихся небольшие проблемы, которые решались совместно с учителем. После этого была проведена самостоятельная работа с последующей проверкой в группах по 4 человека. | |
VII этап | На этапе «Творческое применение знаний» класс также работал в группах, искали различные способы решения примеров, осуществляли взаимоконтроль процесса выполнения задания, оценивали предложенные варианты высказываний, выбирали наиболее точный. | С заданием справились очень быстро, оно показалось не очень сложным. | |
VIII | На этапе «Домашнее задание» предоставлялся выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации. | Ребята сказали, что после получения правила сложения чисел с разными знаками трудностей при выполнении домашнего задания у них не возникнет. | |
Этап рефлексии | На этапе «Подведение итога урока» ученики оценивали свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников. Все ученики получили отметки. В конце урока было предложено осуществление самооценки достижений по предложенному алгоритму. | Ребята высказались, что им трудно было заметить закономерность получения положительного или отрицательного числа, но работая, сообща они с этим справились. Заметили, что при выполнении действий нужно быть очень внимательным. | |
Обратите внимание на знак ответов. Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками какой знак может получиться? ________________________________________________________________________________________
С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа? _____________________________________________________
Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого? Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками , получается знак числа модуль которого_________________________________
Обратите внимание на модуль ответа. Как он связан с модулями слагаемых? _________________________________
Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками модуль ответа равен _______________________________.
Основываясь на полученных выводах, не используя координатную прямую, сложите числа:
Попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками: Чтобы сложить два числа с разными знаками надо:
2) поставить перед полученным числом ________ того слагаемого, ________ которого ________ .
Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника , записанную после правила сложения чисел с разными знаками).