СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Сложение чисел с разными знаками" 6 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока с возможным изложением темы "Сложение чисел с разными знаками" 6 класс.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Сложение чисел с разными знаками" 6 класс»

Урок «Сложение чисел с разными знаками»

Провела Мерзлякова И.И. учитель математики

МБОУ «Школа№1им. В.И. Муравленко».


:


Пояснительная записка


Длительность занятия

40 мин

Класс

6-А

Форма занятия

Фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Тема занятия

Сложение чисел с разными знаками

Роль и место занятия в курсе

Изучение нового материала. Урок работает на последующие уроки, так как тема «Сложение чисел с разными знаками» тесно связана со следующими темами шестого класса и последующих годах изучения математики. Знания этих тем проверяются на основном государственном экзамене, используются в разных областях человеческой жизни.


Целевая установка



Формирование навыка сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками,

Познакомить учащихся с правилом сложения чисел с разными знаками, тренировать способность к использованию выведенного алгоритма, организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков.

Расширять кругозор, развивать логическое мышление, умение применять приемы сравнения, делать выводы.


Формулировка математической задачи


Познакомить учащихся с правилом сложения чисел с разными знаками, тренировать способность к использованию выведенного алгоритма, организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков.


Обоснование выбора задачи




Умение вычислять сумму с разными знаками работает на последующие уроки, так как тема «Сложение чисел с разными знаками» тесно связана со следующими темами шестого класса и последующих классах. Знания этих тем проверяются на основном государственном экзамене, используются в разных областях человеческой жизни.

Критерии успешности занятия


Успешная работа на этапе осмысления и первичного закрепления знаний.

Организация рефлексии



Самооценка, выступление с оценкой одноклассника, показывают с помощью сигнальных карт.



План занятия


Этап и его задача.

Что делает учитель?

Что делают дети?

Методическое примечание1

I этап

Организационный

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.


Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности

3 мин

II этап

Актуализация знаний

Разбейте числа, которые вы видите на слайде на группы. (Слайд )


А что вы уже умеете делать с положительными и отрицательными числами.

Даны числа: -15; -2; -17; -9

8; -16; -26; 28

3,2; -1,9; -3,9; 0

а) назовите модуль каждого числа;

б) назовите в каждой строчке число, модуль которого больше;

в) назовите в каждой строчке знак числа, модуль которого больше.

Вычислить, подтверждая действие правилом (Слайд )

-15+ (-23) -41+(-32) -2,6+(-8,7) 0+(-12,3)

-6 + 8 ; 10 +(- 14); -8 +11



-456+ 287?

Удобно складывать числа -456 и 287 с помощью координатной прямой?


Как же нам быть в подобных случаях?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Правильно. (слайд )

Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение чисел с разными знаками»

Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке?



Положительные, отрицательные, дробные, целые.

Сравнивать, находить модуль, складывать




Отвечают на вопросы.




Складывают отрицательные числа, проговаривают правило.

Складывают с помощью координатной прямой, правило проговорить не могут, последний пример выполнить не могут.


Делают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать.

Найти правило, которое нам поможет.

формулируют тему.



Познакомимся с правилом сложения чисел с разными знаками, научимся складывать числа с разными знаками.

Записывают тему урока.





После формулирования учащимися темы и цели урока.

III этап

Планирование действий по достижению целей

Фронтальная работа

Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща? Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым вам захотелось бы поработать над решением проблемы? как достичь цели, что для этого будем делать?

Сообща.

Дети перечисляют: умный, добрый, находчивый…

Можно найти в учебнике, в интернете,…

После обсуждения с учащимися способа выхода из проблемной ситуации.

IV этап

Изучение нового материала


Молодцы. Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведите правило сложения чисел с разными знаками.

Выполните лабораторно - практическую работу в парах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками.

Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника, записанную после правила сложения чисел с разными знаками).

Поработайте в четверках, проговорите правило друг другу, предложите свои примеры другой паре, проверьте правильность решения

Выполняют лабораторно – практическую работу в парах, делают выводы.

Работают в четверках, сравнивают формулировки, решают примеры товарищей, оценивают.

Время на выполнение работы 5-7 минут.

V этап

Первичное осмысление

Давайте выполним устную работу, проговаривая правило (слайд )

Вернемся, к примеру -456+ 287

Проговаривают правило, решают примеры.


Решить пример уже с использованием правила полученного после выполнения лабораторно- практической работы.

VI этап

Закрепление учебного материала




Работа по учебнику: выполнить № 1066 (н, п, о, р) у доски и в тетрадях.



Обучающая самостоятельная работа с последующей самопроверкой (работа в группах) (слайд 8)

1. Определите знак суммы:

а) (-12) + (-7); в) (+15) + (-8); д) (-24) + (+19);ж) (+3,7) + (-8,4);

б)(-8) + (+3); г) (-6)+ (-11); е) (+53) + (-35); з) (-245) + (+300).

Ответы: а) –; б) –; в) +; г) –; д) –; е) +; ж) –; з) +.

2.Выполните действия: Ответы: а)-19 + 40 1)59; 2)-59; 3)-21; 4)21.

б)-3,4 + 5,7 1)2,3; 2)-2,3; 3)9,1; 4)-9,1.

в) -5,6 + (-3,5 + 5,6). 1)3,5; 2)2,5; 3)-3,5; 4)-2,5.

3.Найдите сумму всех целых чисел, расположенных между -5,6 и 3,5.

1)3; 2)-11; 3)-9; 4)-15.

Четыре ученика выходят к доске, решают примеры, проговаривая правило; остальные работают в тетради.

Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с решением на слайде, проводят самооценку.

На выполнение самостоятельной работы 7-10 минут.

VII этап

Творческое применение знаний

Работа в группах. (слайд )

Найдите наиболее удобный способ решения.

- 4,8 +3,4 +2,6 -7 ⅔ - 3,4 + 4,8 + 2⅔ - 1⅖


Выполняют задание в группах.

Проводят самооценку.

3минуты.

VIII этап

Домашнее задание

Запишите домашнее задание: П.33 выучить правило.

№1081(а-е), 1083(а,б), задача 1085 и по желанию найти в интернете когда и кем были придуманы отрицательные числа.

Записывают домашнюю работу.




После записи в дневник и уточнения по поводу поиска дополнительной информации.

Этап рефлексии

В течении всего урока вы активно работали. Оцените, пожалуйста, свою работу и работу своего одноклассника словесно. Послушаем вашу оценку товарища, а остальные сравнивают свою оценку с оценкой одноклассника. Постарайтесь объяснить свое оценивание.

Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели?

Ребята, если вы хорошо усвоили тему урока, достигли цели урока, поднимите зеленую сигнальную карту, Если остались непонятными какие-то моменты -желтую сигнальную карту, вообще не усвоили тему, красную сигнальную карту.

Самооценка. Выступают с оценкой одноклассника.





Показывают с помощью сигнальных карт степень усвоения материала.

Даны ответы на все поставленные вопросы. Сделаны выводы.






Схема анализа


Этап и его задача.

Что планировалось и что получилось по факту?



Насколько соответствовало реальное поведение ребят ожидаемому?


Важные/яркие/удивительные моменты

I этап

На этапе «Организационный» была проведена проверка учителем готовности класса к уроку, организация внимания, проверялась установка на рабочий лад


Ребята были настроены на работу


II этап

На этапе «Актуализация знаний» проводилась фронтальная работа, предлагалось учащимся ответить на поставленные вопросы, на устном счете повторялся материал по теме «Положительные и отрицательные числа». После проведения проверки результатов, учащимся предлагалось выдвинуть предположение о теме и целях урока.

Ребята активно отвечали, вспоминали алгоритмы действий. Успешно сформулировали тему урока и определили цели урока.

Важно, чтобы каждый для себя определил цель сегодняшнего урока.

III этап

На этапе «Планирование действий по достижению цели» была проведена беседа о качествах учащихся, необходимых для достижения цели, о способах достижения цели.

Учащиеся высказывались о способах действий для достижения целей, практически сразу предложили найти информацию в учебнике или интернете.


IV этап


На этапе «Изучение нового материала» учащимся была предложена лабораторно-практическая работа в парах (приложение), по результатам которой учащиеся формулировали правило, работали по учебнику, сравнивали со своей формулировкой, придумывали и разбирали свои примеры. Проговаривали свои предположения, выслушивали варианты одноклассников, делали выводы, применяли полученные знания на практике.

Работа не вызвала особых затруднений.

В выполнение работы включились с интересом, быстро распределили роли при выполнении работы.

V этап

На этапе «Первичное осмысление и закрепление знаний» была организована работа по составлению алгоритма сложения чисел с разными знаками. Предлагалось решить проблемный пример, который не смогли решить в начале урока.

У учащихся возникли трудности при переводе с языка чисел, символов и обозначений на русский язык (формулировка).


VI этап

На этапе «Закрепление изученного материала» учащиеся отрабатывали навыки сложения чисел с разными знаками. Сначала выполнялась индивидуальная работа (4 ученика у доски, а остальные в тетрадях) самостоятельно. Все ученики активно принимали участие в своих группах. Были и небольшие проблемки в некоторых группах.

При такой работе возникали у учащихся небольшие проблемы, которые решались совместно с учителем. После этого была проведена самостоятельная работа с последующей проверкой в группах по 4 человека.


VII этап

На этапе «Творческое применение знаний» класс также работал в группах, искали различные способы решения примеров, осуществляли взаимоконтроль процесса выполнения задания, оценивали предложенные варианты высказываний, выбирали наиболее точный.

С заданием справились очень быстро, оно показалось не очень сложным.


VIII

На этапе «Домашнее задание» предоставлялся выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации.

Ребята сказали, что после получения правила сложения чисел с разными знаками трудностей при выполнении домашнего задания у них не возникнет.


Этап рефлексии

На этапе «Подведение итога урока» ученики оценивали свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников. Все ученики получили отметки.

В конце урока было предложено осуществление самооценки достижений по предложенному алгоритму.


Ребята высказались, что им трудно было заметить закономерность получения положительного или отрицательного числа, но работая, сообща они с этим справились. Заметили, что при выполнении действий нужно быть очень внимательным.








Приложение


Лабораторно-практическая работа в парах


Тема: «Сложение чисел с разными знаками»

Задача: Вывести правило сложения чисел с разными знаками.

Ход работы: начертите координатную прямую. С помощью координатной прямой выполните сложение чисел: Заполните таблицу:

Пример

Сравнить

Знак большего модуля

Ответ

-7 + 3=

|-7| |3|



7 + ( -5 )=

|7| |-5|



-5 + 6 =

|-5| |6|



-8 +11=

|-8| |11|



-8 + 5=

|-8| |5|





Обратите внимание на знак ответов. Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками какой знак может получиться? ________________________________________________________________________________________

С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа? _____________________________________________________

Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого? Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками , получается знак числа модуль которого_________________________________

Обратите внимание на модуль ответа. Как он связан с модулями слагаемых? _________________________________

Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками модуль ответа равен _______________________________.

Основываясь на полученных выводах, не используя координатную прямую, сложите числа:

36 +(-33)=

-92 + 12=

15 + (-18)=

-44 +56=

Попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками: Чтобы сложить два числа с разными знаками надо:

1) из ________ модуля слагаемых ________ ________ ;

2) поставить перед полученным числом ________ того слагаемого, ________ которого ________ .

Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника , записанную после правила сложения чисел с разными знаками).





1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!