ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ "СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ"
Закрепить умения выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями; обогатить знания по теме; повысить вычислительную культуру обучающихся.
Развивать активную познавательную деятельность обучающихся, интерес к математике, умения преодолевать трудности при решении математических задач.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, самостоятельность, и аккуратность.
Тип урока: Урок применения знаний и умений.
Оборудование: компьютер (презентация), тест, лист “самооценка деятельности”, раздаточный материал для учащихся, сигнальная карточка.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
ХОД УРОКА
· ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (СЛАЙД 2)
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке -
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
· МОТИВАЦИЯ УРОКА (СЛАЙД3)
Сегодня у нас не просто урок, а урок от доктора Айболита. И мы с вами отправляемся в путешествие по удивительной стране “Здоровье”. Девизом нашего урока будут слова: “В здоровом теле – здоровый ум”. Надеюсь, что вы узнаете для себя много нового и интересного.
Я тот самый “Айболит”,
Что всех излечит, исцелит!
Но к вам пришел я не затем,
Чтоб ставить градусники всем.
В волшебную страну
Хочу всех пригласить
Рецепты здоровья
Там с вами добыть.
Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь человека интересной и счастливой. Но как часто, мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.
Ребята, как вы думаете, зачем человеку важно быть здоровым? (ответы обучающихся) Не зря говорят: “Здоровый нищий богаче больного короля”
Ребята, а умным человеком в жизни важно быть? (ответы обучающихся). “Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию”(Я.А. Каменский). (Совместная постановка цели урока).
Путешествуя по стране “Здоровье” нам надо не только закрепить умения выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, но и научиться бережно относится к своему здоровью.
На столе у каждого из вас лежит лист “Самооценка деятельности” (поставьте + в одной из клеток)
Ф.И. | | да | нет | не всегда |
№ п/п | Утверждение | В начале урока | В конце урока | В начале урока | В конце урока | В начале урока | В конце урока |
1 | Умею сокращать дробь | | | | | | |
2 | Умею выделять целую часть у неправильной дроби | | | | | | |
3 | Умею находить общий знаменатель для дробей | | | | | | |
4 | Умею находить дополнительный множитель для дроби | | | | | | |
5 | Умею складывать (вычитать) дроби | | | | | | |
· АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
И мудрый доктор Айболит готов с вами поделиться первым рецептом здоровья.
Никакая наука не приводит в порядок ум, как это делает математика.
“Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит” утверждал великий русский ученый М.В. Ломоносов, поэтому регулярно надо выполнять “зарядку для ума”, а значит заниматься математикой. (Слайд 4)
Устная работа:
№ 1. а) Назовите дроби в порядке возрастания: (слайд5)
Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями?
б) Назовите дроби в порядке убывания: (слайд 6)
.
Как сравнить две дроби с одинаковыми числителями?
в) Клоун предложил публике задачу, что больше: сто десятых или тысяча сотых? 100/10 или 1000/100 Публика смеялась: всем было ясно, что дроби равны. Почему? Объясните. (слайд7)
г) Что значит сократить дробь?
д) Всякую ли дробь можно сократить? Какая дробь называется несократимой?
е) Клоун сократил дробь
и объявил, что она равна
QUOTE
, публика смеялась. Где клоун допустил ошибку, сократите дробь верно. (слайд 8 )
№ 2. Решите уравнение:
а) 5х = 2; б) 9у – 2 = 7; в) 3а +а = 1; г) 66:с = 2; д)12- х = 5; (слайд 9)
№ 3. Вычислите: (слайд12; 13; 14)
а)
; б)
; в)
; г)
; д)
;
б) как сложить, вычесть дроби с разными знаменателями?
· Диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий.
Самостоятельная работа.
Второй рецепт здоровья доктор Айболит держит в секрете. Чтобы его узнать нужно, выполнить тест. Решив все задания, вы узнаете ключевое слово второго рецепта здоровья.
1 вариант
№ 1. | Чему равна сумма чисел ? | с | м | п | р |
№2. | Чему равна разность чисел ? | и | а | т | у |
№3. | Вычислите: | л | т | в | г |
№4. | Сократите дробь: | а | е | ю | я |
№ 5 | Первый экскаватор может вырыть 5 метров траншеи за 4 часа, а второй -7метров за 5 часов. Какой экскаватор быстрее выроет один метр траншеи? | Первый р | Второй н | оба одновременно ж | в задаче не хватает данных д |
№ 6 | Решите уравнение: х + = + | 30 л | н | ч | ш |
№ 7. | Из чисел 1; ; ; 0,8; выберите наименьшее. | 0,8 д | а | и | е |
2 вариант
№ 1. | Чему равна сумма чисел ? | к | в | п | т |
№2. | Чему равна разность чисел ? | и | о | а | е |
№3. | Вычислите: | л | д | т | г |
№4. | Сократите дробь: | у | я | в | а |
№ 5. | Первый рабочий может изготовить 10 деталей за 7 часов, а второй – 13 деталей за 8 часов. Какой рабочий быстрее изготовит 1 деталь? | Первый в | Второй н | оба одновременно д | в задаче не хватает данных ж |
№ 6. | Решите уравнение: у - = - | 30 р | л | я | и |
№ 7. | Из чисел 1; ; ; ; 0,9; выберите наименьшее. | 0,9 л | е | в | 1 д |
Ответ: Питание. (слайд 11)
Самооценка выполненной работы.
«5» - верно выполнены 7 заданий;
«4» - верно выполнены 5-6 заданий;
«3» - верно выполнены 3-4 задания;
Второй рецепт доктора Айболита: (слайд 12)
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить смеяться.
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
К нам на урок пожаловал тот самый клоун, который наделал много ошибок, но, к сожалению, по дороге он простудился и заболел. Что вы ему посоветуете? Какой дадите Клоуну рецепт, чтобы он побыстрее выздоровел? (ответы обучающихся). Давайте спросим у доктора Айболита.
Третий рецепт доктора Айболита: (слайд 13)
От простуды и ангины помогают витамины.
Доктор готов дать клоуну витамины лишь в обмен на верно решенные примеры.
Ребята, поможете клоуну? Добудете для него витамины. Для этого нужно верно выполнить № ____ (слайд 14)
Ребята, как вы думаете, какой следующий рецепт здоровья даст вам доктор Айболит? (спортивный рисунок на слайде) (слайд 15)
Четвертый рецепт доктора Айболита: (слайд 16)
Чтобы сильным стать и смелым,
Быстрым, ловким и умелым,
Надо с детства закаляться
И зарядкой заниматься.
Физкультуру всем любить
И со спортом в дружбе быть
Поэтому сейчас – время для физкультминутки. (Ученики за учителем повторяют движения)
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Ребята хотите знать следующий рецепт здоровья доктора Айболита?
Тогда выполняйте задание «Поймай рыбку» и вы узнаете ключевое слово следующего рецепта здоровья. Все работают самостоятельно, один обучающийся работает на закрытой доске.
№ 3. « Поймай рыбку» (слайд 18)
Представьте десятичные дроби в виде обыкновенных дробей, и вы узнаете ключевое слово следующего рецепта доктора Айболита.
1) 0,04;
2) 0,16;
3) 0,15;
4) 0,5;
5) 0,25.
Ответ: режим. (слайд 19)
Итак, пятый рецепт доктора Айболита: Соблюдайте режим дня. (слайд 20) (Ребята, кто хочет рассказать о своем режиме дня?) А сейчас я предлагаю вам решить задачи, связанные с режимом дня.
Групповая работа. (слайд 21)
Каждому ряду предлагается коллективно решить одну задачу. Задача считается решенной, если ее выполнил весь ряд. Кто будет затрудняться в решении, может поднять сигнальную карточку, которая находится у вас на парте. Те, кто быстро решит задачу может помочь своим товарищам.
№ 4. Задача для 1 ряда
Сон школьника должен составлять
суток. На отдых, занятие спортом, различные увлечения -
суток. На прием пищи и личную гигиену школьник тратит
суток. Какая часть суток приходится на учебу в школе и на выполнение домашнего задания? Сколько часов школьник тратит на свое образование?
№ 4. Задача для 2 ряда
Попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть времени каждых суток танцевала, шестую часть – пела. Остальное время готовилась к зиме. Какую часть суток Стрекоза готовилась к зиме?
№ 4. Задача для 3 ряда
Народная мудрость гласит: «Здоровье человека на
зависит от медицинской помощи, на
- от генетических факторов, на
- от экологии, и более чем на
- от образа жизни». Проверьте математическим путем верность этой мудрости.
(Устная проверка решения задач).
· Итог урока: Подошло к завершению наше путешествие. Вы меня порадовали своими знаниями и умениями. Что нового вы узнали на уроке? Я надеюсь, что каждый из вас научился складывать и вычитать дроби, и будет не только помнить, но и выполнять рецепты здоровья, которые дал вам доктор Айболит. (слайд 22)
· Домашнее задание: Следующий урок у нас будет уроком обзорного повторения материала по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». Мы с вами разберем, ошибки, допущенные в тесте. Выполнить №_____ И придумать рецепты здоровья , чтобы в них встречались буквы О и Е. (слайд23)
· рефлексия деятельности. Заполняется лист «Самооценка деятельности» на конец урока и анализируется отдельными обучающимися.
· Спасибо за урок! Желаю Вам крепкого здоровья! (слайд24)