СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ "СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ"

Закрепить умения выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями; обогатить знания по теме; повысить вычислительную культуру обучающихся.

  • Развивать активную познавательную деятельность обучающихся, интерес к математике, умения преодолевать трудности при решении математических задач.

  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, самостоятельность, и аккуратность.

Тип урока: Урок применения знаний и умений.

Оборудование: компьютер (презентация), тест, лист “самооценка деятельности”, раздаточный материал для учащихся, сигнальная карточка.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

ХОД УРОКА

·         ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (СЛАЙД 2)

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке -
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

·         МОТИВАЦИЯ УРОКА (СЛАЙД3)

Сегодня у нас не просто урок, а урок от доктора Айболита. И мы с вами отправляемся в путешествие по удивительной стране “Здоровье”. Девизом нашего урока будут слова: “В здоровом теле – здоровый ум”. Надеюсь, что вы узнаете для себя много нового и интересного.

Я тот самый “Айболит”,
Что всех излечит, исцелит!
Но к вам пришел я не затем,
Чтоб ставить градусники всем.
В волшебную страну
Хочу всех пригласить
Рецепты здоровья
Там с вами добыть.

Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь человека интересной и счастливой. Но как часто, мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.

Ребята, как вы думаете, зачем человеку важно быть здоровым? (ответы обучающихся) Не зря говорят: “Здоровый нищий богаче больного короля”

Ребята, а умным человеком в жизни важно быть? (ответы обучающихся). “Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию”(Я.А. Каменский). (Совместная постановка цели урока).

Путешествуя по стране “Здоровье” нам надо не только закрепить умения выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, но и научиться бережно относится к своему здоровью.

На столе у каждого из вас лежит лист “Самооценка деятельности”  (поставьте + в одной из клеток)

Ф.И.

 

да

нет

не всегда

№ п/п

Утверждение

В начале урока

В конце урока

В начале урока

В конце урока

В начале урока

В конце урока

1

Умею сокращать дробь

 

 

 

 

 

 

2

Умею выделять целую часть у неправильной дроби

 

 

 

 

 

 

3

Умею находить общий знаменатель для дробей

 

 

 

 

 

 

4

Умею находить дополнительный множитель для дроби

 

 

 

 

 

 

Умею складывать (вычитать) дроби

 

 

 

 

 

 

 

·         АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

И мудрый доктор Айболит готов с вами поделиться первым рецептом здоровья.

Никакая наука не приводит в порядок ум, как это делает математика.

“Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит” утверждал великий русский ученый М.В. Ломоносов, поэтому регулярно надо выполнять “зарядку для ума”, а значит заниматься математикой. (Слайд 4)

Устная работа:

№ 1. а) Назовите дроби в порядке возрастания: (слайд5)

Как сравнить две  дроби с одинаковыми знаменателями?

б) Назовите дроби в порядке убывания: (слайд 6)

.

Как сравнить две дроби с одинаковыми числителями?

в) Клоун предложил публике задачу, что больше: сто десятых или тысяча сотых? 100/10 или 1000/100  Публика смеялась: всем было ясно, что дроби равны. Почему? Объясните. (слайд7)

г) Что значит сократить дробь?

д) Всякую ли дробь можно сократить? Какая дробь называется несократимой?

е) Клоун сократил дробь  и объявил, что она равна  QUOTE  , публика смеялась. Где клоун допустил ошибку, сократите дробь верно. (слайд 8 )

№ 2. Решите уравнение:

а) 5х = 2;  б) 9у – 2 = 7;   в) 3а +а = 1;  г) 66:с = 2;  д)12- х = 5;  (слайд 9)

№ 3. Вычислите: (слайд12; 13; 14)

 а) ; б) ; в) ; г) ; д) ;

    б) как сложить, вычесть дроби с разными знаменателями?

 

·         Диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий.

 Самостоятельная работа.

Второй рецепт здоровья доктор Айболит держит в секрете. Чтобы его  узнать нужно, выполнить тест.  Решив все задания, вы  узнаете ключевое слово второго рецепта здоровья.

 

1 вариант

 

№ 1.

Чему равна сумма чисел ?

     с

    м

    п

      р

№2.

Чему равна разность чисел ?

     и

       а

      т

       у

№3.

Вычислите:

       л

     т

       в

         г

№4.

Сократите дробь:

     а

      е

      ю

        я

№ 5

Первый экскаватор может вырыть 5 метров траншеи за 4 часа, а второй -7метров за 5 часов. Какой экскаватор быстрее выроет один метр траншеи?

Первый

 

 

          р

Второй

 

 

         н

оба одновременно

 

         ж

в задаче не хватает данных

 

            д

№ 6

Решите уравнение:  х + =  +        

30

л

     н

      ч

      ш

№ 7.

Из чисел 1; ; 0,8;  выберите наименьшее.

0,8

 

д

 

       а

      и

        е

 

 

2 вариант

 

№ 1.

Чему равна сумма чисел ?

      к

     в

     п

       т

№2.

Чему равна разность чисел ?

     и

       о

      а

       е

№3.

Вычислите:

       л

       д

      т

          г

№4.

Сократите дробь:

       у

       я

     в

        а

№ 5.

Первый рабочий может изготовить 10 деталей за 7 часов, а второй – 13 деталей за 8 часов. Какой рабочий быстрее изготовит 1 деталь?

Первый

 

 

          в

Второй

 

 

         н

оба одновременно

          д

в задаче не хватает данных

           ж

№ 6.

Решите уравнение:  у - =  -            

30

          р

     л

      я

       и

№ 7.

Из чисел 1; ; ; ; 0,9; выберите наименьшее.

0,9

 

        л

      е

       в

1

 

           д

 

Ответ:  Питание. (слайд 11)

 Самооценка выполненной работы.

 «5» - верно выполнены 7 заданий;

«4» - верно выполнены 5-6 заданий;

«3» - верно выполнены 3-4 задания;

 

Второй  рецепт доктора Айболита: (слайд 12)

      Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить смеяться.

Чтоб расти и развиваться,

И при этом не болеть

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

К нам на урок пожаловал тот самый клоун, который наделал много ошибок,  но, к сожалению, по дороге он простудился и заболел. Что вы ему посоветуете? Какой дадите Клоуну  рецепт, чтобы он  побыстрее выздоровел? (ответы обучающихся).   Давайте спросим у доктора Айболита.

Третий рецепт  доктора Айболита: (слайд 13)

От простуды и ангины помогают витамины.

 

 Доктор готов дать клоуну витамины лишь в обмен на верно решенные примеры.

Ребята,  поможете клоуну?  Добудете для  него витамины.    Для этого нужно  верно выполнить  № ____  (слайд 14)

Ребята, как вы думаете, какой следующий рецепт здоровья даст вам  доктор Айболит? (спортивный рисунок на слайде) (слайд 15)

Четвертый рецепт доктора Айболита:  (слайд 16)

Чтобы сильным стать и смелым,

Быстрым, ловким и умелым,

Надо с детства закаляться

И зарядкой заниматься.

Физкультуру всем любить

И со спортом в дружбе быть

Поэтому сейчас – время для физкультминутки. (Ученики за учителем повторяют движения)

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Ребята хотите знать следующий рецепт здоровья доктора Айболита?

Тогда выполняйте задание «Поймай рыбку» и вы узнаете ключевое слово следующего рецепта здоровья. Все работают самостоятельно,  один обучающийся работает  на закрытой доске.

№ 3. « Поймай  рыбку» (слайд 18)

 Представьте десятичные дроби в виде обыкновенных дробей,  и вы узнаете ключевое слово следующего рецепта доктора Айболита.

 

 

1/4



м



1/25



Р

 

 

 

 

 

 

 


 



 



1) 0,04;

 

6/25



ю

4/25



е

2) 0,16;

 

1/2



и

20/3



т

3) 0,15;

 

4/15



н

3/20



ж

4) 0,5;

 

5) 0,25.

Ответ: режим. (слайд 19)

 

Итак, пятый рецепт доктора Айболита: Соблюдайте режим дня. (слайд 20) (Ребята, кто хочет рассказать о своем режиме дня?) А сейчас я предлагаю вам решить задачи, связанные с режимом дня.

Групповая работа. (слайд 21)

Каждому ряду предлагается коллективно решить одну задачу. Задача считается решенной, если ее выполнил  весь ряд.  Кто будет затрудняться в решении, может поднять сигнальную карточку, которая находится у вас на парте. Те, кто быстро решит задачу может помочь своим товарищам.

№ 4. Задача для 1 ряда

Сон школьника должен составлять  суток. На отдых, занятие спортом, различные увлечения -  суток. На прием пищи и личную гигиену школьник тратит  суток. Какая часть суток приходится на учебу в школе и на выполнение домашнего задания?  Сколько часов школьник тратит на свое образование?

№ 4. Задача для 2 ряда

Попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть времени каждых суток танцевала, шестую часть – пела. Остальное время готовилась к зиме. Какую часть суток Стрекоза готовилась к зиме?

№ 4. Задача для 3 ряда

 Народная мудрость гласит: «Здоровье человека  на  зависит от медицинской помощи, на  - от генетических факторов, на  - от экологии, и более чем на - от образа жизни». Проверьте математическим путем верность этой мудрости.

(Устная проверка решения задач).

·         Итог урока: Подошло к завершению наше путешествие.  Вы меня  порадовали своими знаниями и умениями. Что нового вы узнали на  уроке? Я  надеюсь, что каждый из вас  научился  складывать и вычитать дроби,  и будет не только помнить, но и выполнять рецепты здоровья, которые дал вам доктор Айболит. (слайд 22)

·         Домашнее задание: Следующий урок у нас будет уроком обзорного повторения материала по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». Мы с вами разберем,  ошибки,  допущенные в тесте.  Выполнить №_____ И придумать рецепты здоровья , чтобы  в них  встречались буквы   О и Е. (слайд23)

·         рефлексия деятельности. Заполняется лист  «Самооценка деятельности» на конец урока  и анализируется отдельными обучающимися.

·          Спасибо за урок! Желаю Вам крепкого здоровья! (слайд24)