СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "составное именное сказуемое"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

хороший урок.Много заданий

Просмотр содержимого документа
«урок составное именное сказуемое»

Урок в 8 классе

СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ

Цели: повторить структуру составного именного сказуемого; отработать умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.

Тип урока: закрепление ранее изученного

Ход урока

  1. Устная разминка по темам «Сказуемое как член предложения», «Виды сказуемого», «Простое глагольное сказуемое», «Составное глагольное сказуемое».

  1. Что такое сказуемое?

- Сказуемое главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

  1. Сколько видов сказуемых существует?

- В зависимости от формы выражения существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. 

  1. Чем они отличаются?

  2. Сколько слов входит в простое сказуемое?

Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, выраженное одним глаголом в каком-либо наклонении.

  1. Сколько слов входит в составное сказуемое?

2 и более

  1. Чем может быть выражено простое сказуемое?

  2. Чем выражено составное глагольное сказуемое?

- Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо), и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.

  1. Чем отличаются друг от друга составное глагольное и составное именное сказуемые?

- Составное именное сказуемое – это сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого и именной части, выражающей его основное лексическое значение.

9. Вспомните 3 группы глаголов-связок.

1)Глагол быть (есть, был, будет, был бы, будь)

2) Глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, считаться, называться, представляться.

3) глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть и т.д. 

10.Какая связка называется нулевой?- В форме настоящего времени связка быть обычно не употребляется. Такая связка называется  нулевой связкой.

II. Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом сказуемого — составным именным.

- Попробуйте предположить, что такое “составное именное сказуемое”.

Название подсказывает, что в его состав входит именная часть. Запишем формулу составного именного сказуемого:

СИС = глагол- связка именная часть.

Давайте подумаем, каковы цели и задачи нашего сегодняшнего урока.

- научиться находить в предложениях составное именное сказуемое;

- выяснить, какие глаголы могут выступать в роли глагола – связки;

- определить, какими частями речи может быть выражена именная часть

Рассмотрим три группы глаголов – связок (работа с таблицей)

- Глагол быть (самая распространённая связка): в наст времени нулевая: Ты весёлый. Ты был весёлым. ( не путать с простым глагольным сказуемым: Она уже была (находилась) в комнате).

- глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться: Мне сделалось страшно.

- глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть др.: Из похода мы вернулись усталые.


lll. Практическая разминка.

ПГС = глагол в форме одного из наклонений

СГС = вспомогательное слово + инфинитив

СИС = глагол-связка + именная часть

Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.

а) Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть.)

б) Собрание начнется в назначенный срок. ( должно начаться)

в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. ( должен помочь)

д) Она водит машину. ( умеет водить)

III.Работа по подготовке к ГИА. Задание № 8 в ОГЭ требует от вас знания как раз на эту тему. Формулировка задания такова: Найдите грамматическую основу такого-то предложения. 

(55) Тебя можно слушать вечно, Пушкин! СГС

(27) Взрослых нигде не было видно. СИС

(40) До сих по помнят в деревне Белогрудку. ПГС

(41) Толику стало страшно. СИС

(49) Тебя никогда нельзя понять… СГС

(10) Только её слёзы были лёгкие. СИС

(23) И вот что из этого получилось. ПГС

(20) Галочка, пойдемте в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут. ПГС

IV.Работа с учебником – с.76 таблица

Задание в паре: определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого.


1. Это был трудный путь.

2. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.

3. «Трижды девять – двадцать семь», - ответил ученик.

4. Туфли мне впору.

5. Правда светлее солнца.

6. Да ты кто?

7. На таком заводе два инженера – капля в море

Самопроверка.

1. Именем существительным

2. Кратким прилагательным

3. Именем числительным

4. Наречием

5. Простой сравнительной степенью имени прилагательного

6. Местоимением

7. Фразеологизмом


V. Итог урока.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Из каких частей состоит составное именное сказуемое?

-Чем может быть выражена именная часть составного именного сказуемого?

VI.Домашнее задание: § 14, упр. 146; выучить теорию.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!