Урок в 5-м классе "Типы речи"
Цели:
1. Формирование учебно - познавательной компетенции через постановку цели на уроке и организацию её достижения;
2. Совершенствование коммуникативной компетенции через овладение способами совместной деятельности в группе, создание собственного текста;
3. Формирование информационной компетенции через овладение навыками работы с различными источниками информации.
Ход урока:
-Здравствуйте! Садитесь, подтянитесь и друг другу улыбнитесь. А я улыбнусь вам.
Когда мы улыбаемся, мы чаще ошибаемся
И чаще награждаемся подарками судьбы…
Когда мы улыбаемся, мы жизнью наслаждаемся
И силой наполняемся дарующий успех.
Сегодняшний урок будет проходить под девизом:
КАПЛЯ КАМЕНЬ ТОЧИТ (Презентация слайд №1)
-Как вы понимаете эту пословицу?
-Вы правы. Упорство, старание, терпение помогают нам преодолеть незнание. И если вы преодолеете, все вы будете знать и уметь.
2) -Вы любите отгадывать кроссворды?
Отгадав кроссворд, мы узнаем тему урока! (Презентация слайд №2)
1. Это рассказ, сообщение о каком - либо в его временной последовательности. (13 букв). ПОВЕСТВОВАНИЕ.
2. Момент наивысшего напряжения в развитии события. (11букв). КУЛЬМИНАЦИЯ.
3. Это изображение какого- либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. (8 букв). ОПИСАНИЕ.
4. Слово, с которого можно начать доказательство в рассуждении. (8 букв). ВО- ПЕРВЫХ.
5. Часть речи, которая чаще всего встречается в описании. (14 букв). ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
6. Словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой- либо мысли. (11 букв.). РАССУЖДЕНИЕ.
7. Чаще всего делятся своими раздумьями по поводу описанных событий в … (10 букв). ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
8. Слово, с которого можно начать вывод в рассуждении. (4 буквы). ИТАК,.
3) - Давайте назовем тему!
- Типы речи.
- Зачем нужна эта тема?
4). - А теперь сформулируем цель урока:
- Обобщить, повторить знания о типах речи.
- Сформулируйте свою цель, цели учебной деятельности (Презентация слайд №3)
А) получить оценку;
Б) узнать, что - то новое;
В) сдать зачет;
Г) научиться чему - нибудь;
Д) другое (свой вариант ответа).
- Кто хочет поделиться со своей целью учебной деятельности?
5) - Сегодня мы работаем по группам. После каждого этапа урока вы будете оценивать себя и другие группы по уже знакомым вам критериям (приложение№3). Скажите, чтобы написать текст, по какому - либо типу речи, что нужно сначала сделать?
Задание №1
- Выберите тип речи! (карточки)
Из различных источников (приложение№1) составить рассказ о типе речи по плану:(Презентация слайд № 4)
1. Определение;
2. Композиция;
3. Рисунок- фотография;
4. Вопрос;
5. Части речи, которые чаще всего употребляются.
Группы выступают (Презентация слайд № 5 )
Описание (Презентация слайд № 6 , №7)
Повествование ( Презентация слайд №8, №9)
Рассуждение (Презентация слайд №10, №11)
После выступления группы другие задают ей вопросы.
- Кому было сложно? Почему?
- Оцениваем выступления групп.
Задание №2
Проанализировать текст по плану: ( Презентация слайд №12)
1. Выразительное чтение текста;
2. Тема текста;
3. Основная мысль;
4. Тип речи, доказать.
-Выберите текст (приложение №2)
Выступление групп
Описание (Презентация слайд № 13)
Повествование (Презентация слайд № 14)
Рассуждение ( Презентация слайд № 15)
-Оцениваем выступления групп.
После выступления группы другие задают ей вопросы.
- Кому было сложно? Почему?
- Кому было легко? Почему?
- Оцениваем выступления групп.
Задание № 3
Составить свой текст.
- Вы пишите, читаете в группе, 1 лучшее произведение читаете вслух.
Выберите текст, который будете создавать (карточки : описание, повествование, рассуждение; Презентация слайд№16).
Работа в группах.
- Читаем лучшие вслух .
- Оцениваем выступления групп.
- Девизом урока была какая пословица?
- Капля камень точит.
- Удалось ли каплям знаний источить , разбить камень незнания?
- Достигли ли вы своей цели?
- Урок заканчивается, кому бы вы улыбнулись и за что бы вы похвалили своего одноклассника?
- Оцените свою работу. На обратной стороне листа, где вы себя группой оценивали нарисовано ведерко. Поставьте каждый капельки.
Те ученики, у которых есть вопросы, им нужна помощь в этой теме, поставьте капельку внизу ведра.
Те, кто могут сами все сделать,- на середине ведра.
Те, кто могут сами и другим помочь, - на самом верху ведра.
6) Запишите домашнее задание на выбор (Презентация слайд№17)