Улетают журавли.
1.Покружили они над рекой, над родным болотом. 2. До свидания, до свидания, журавли! 3. В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. 4. Через леса, через поля высоко в небе летят они на юг. 5. Мы слышим их прощальные голоса. 6. Стройными косяками полетели в дальние страны.
Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Сколько абзацев в этом тексте?
Улетают журавли.
3. В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. 1.Покружили они над рекой, над родным болотом. 6. Стройными косяками полетели в дальние страны.
4. Через леса, через поля высоко в небе летят они на юг. 5. Мы слышим их прощальные голоса.
2. До свидания, до свидания, журавли!
Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически, объединённых в целое темой и основной мыслью.
Признаки текста:
1.Тематическое и композиционное единство частей.
2. Наличие грамматической связи (цепной или параллельной)
3.Смысловая цельность.
4. Относительная законченность.
ТИПЫ РЕЧИ
Повествование
Описание
Рассуждение
Это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях
Это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий
Это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах
ПОВЕСТВОВАНИЕ
2. Грамматические особенности:
- преобладание глаголов в форме прошедшего времени совершенного вида , называющих конкретные действия (движение, речь и др.);
- использование деепричастий, деепричастных оборотов, наречий;
- слова и словосочетания, помогающие показать строгую последовательность действий во времени ( однажды, сначала, затем, сперва, еще, уже, а в это время, тогда и др.) ;
- характерна цепная связь.
1.Композиционные особенности:
- экспозиция (обстановка, предшествующая началу действия);
- завязка (начало событий);
- развитие действия;
- кульминация (наивысший момент в развитии событий);
- развязка (конец события).
План анализа повествовательного текста.
1.Коммуникативная цель: дать информацию о действиях и событиях.
2.Тема: о чем или о ком говорится в тексте. 3.Основная мысль.
4.Схема построения (композиция).
5.Грамматические особенности.
Описание – это изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков.
В тексте-описании изображаются, перечисляются признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий, действий.
Грамматические особенности
- преобладание существительных и прилагательных;
- глаголы несовершенного вида;
- множество образных средств ( сравнение, метафора, олицетворение, эпитет, инверсия, антитеза, повтор слова и др.).
Композиционные особенности
- начальная часть (представление предмета описания);
- основная часть (конкретизация предмета , выражение отношения автора к предмету);
- заключительная часть (возможна, но не обязательна)
План анализа описательного текста.
1.Тема: предмет описания.
2. Коммуникативная цель: дать информацию о предмете, то есть рассказать о его признаках, свойствах.
3. Основная мысль.
4. Схема построения.
5. Грамматические особенности.
Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).
Рассуждение — это мысли о мире, а не сам мир.
Типичная композиция текстов-рассуждений включает:
1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения);
2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры);
3) вывод
В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны) , а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.) .
Текст 1.
Задание: сделать анализ текста-повествования.
У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Пока оно росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой. Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет , сколько ему нужно.
Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым, и того, что оставалось от соседа, вполне хватало ей, чтобы в свой срок налить грузные кисти винограда сладчайшим соком.
Все бы хорошо, если бы дерево не отняло солнца у виноградного куста. Оно раскинуло над ним ветви, раскудрявило крону. Тут уж лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнца. А дерево лишь плотнее сомкнуло над ней ветви.
Но проходил срок, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями – она ведь привыкла обходиться малым. А дерево и сей час растет без помех, безраздельно захватив солнце, но что-то никто не помнит, чтобы оно завязывало на своих ветвях хоть один плод. ( Л.Гурунц.)