МКОУ «Студенокская средняя общеобразовательная школа» Железногорского района Курской области
учитель биологии МКОУ «Студенокская СОШ» Железногорского района Курской обл.
знать особенности строения цветка как генеративного органа покрытосеменных растений и его биологическое значение в жизни растения; понимать смысл биологических терминов: венчик, чашечка, околоцветник: простой или двойной, завязь, обоеполые и однополые цветки, пестичные и тычиночные цветки, двудомные и однодомные растения;
Выстраивать личностное саморазвитие и самообразование на основе мотивации к обучению и познанию;
Осознавать единство и целостность мира, выстраивать собственное целостное мировоззрение, личностное самоопределение и смыслообразование.
пестик, тычинка, лепестки, венчик и его виды, чашечка и ее виды, чашелистики, цветоножка, цветоложе, сидячие цветки, пыльник, тычиночная нить, рыльце пестика, столбик, околоцветник: простой или двойной, завязь, обоеполые и однополые цветки, пестичные и тычиночные цветки, двудомные и однодомные растения;
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. (1-2 мин.) | Проверяет готовность к уроку, проверяет готовность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. | Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. | Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. |
Этап. Актуализация знаний (5 - 6 мин.) | Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. Предлагает учащимся решить задачу: распределить объекты (корень, стебель, листья, цветок) согласно схеме: Органы растения Вегетативные Генеративный Проводит подводящий диалог. 1. Почему корень, стебель, листья относят к вегетативным органам, а цветок к генеративным? 2. Какие функции выполняет лист? 3.Какие функции выполняет корень? Стебель? | Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы. Знакомятся с заданием, осмысливают его. Высказывают и аргументируют свои точки зрения. Перечисляют известные им основные функции органов растения. Выполняют задание. | Познавательные УУД: строят высказывания; анализируют сравнивают, обобщают. Коммуникативные УУД: - учатся излагать свое мнение, аргументируя его, учатся культуре общения. |
Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.) | Создает для учеников проблемную ситуацию. Проводит подводящий диалог: 1. Как Вы думаете, все растения образуют цветки? 2. Какие цветковые растения Вы знаете? 3. Как Вы думаете, почему одни цветки мелкие и невзрачные, а другие крупные и яркие? 4. Какова основная функция цветка? Учитель сопровождает диалог демонстрацией презентации и цветков комнатных растений, гербариев, рисунков и моделей цветков, таблиц. | Вступая в диалог с учителем выявляют проблему – проговаривают и осознают её. | Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания, анализировать, сравнивать, обобщать. |
Этап. Целеполагание. (3-4 мин.) | Организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. Организует подводящий диалог: - Каков главный вопрос нашего урока? - Какова цель? Выслушивает предположения детей, корректирует формулировки. | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности. | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока). |
Этап Планирование.(5-6 мин.) | Организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, как (метод уточнения, если новый способ действия можно сконструировать из ранее изученных или метод дополнения, если изученных аналогов нет, и требуется введение принципиально нового знака или способа действий) и с помощью чего можно достичь поставленной цели. Предлагает выполнить задания - Каким образом мы можем изучить строение цветка? (изучить материал учебника) - Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; муляжи, гербарий) Организует самостоятельную работу. - Составьте план нашей дальнейшей работы. - Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы? Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся. Учитель фиксирует план на доске. 1. Осмыслить задание. 2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (выполнить упр.41. в р/т) 4. Мысленно сформулировать ответ. 5. Дать развернутый устный ответ. Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ 1) Осевая часть цветка, на которой расположены все остальные его части, называется … . 2) Двойной околоцветник состоит из … и … . 3) Чашечка цветка образована .., а венчик - … . 4) Околоцветник выполняет следующие функции: … . 5) Главные части цветка - … и … . 6) Тычинка состоит из … и …, в котором образуется … . 7) В пестике различают широкую нижнюю часть …, узкий … и … . | Высказывают свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и обсуждают его с учителем. Высказывают свои предположения (гипотезы) | Познавательные УУД: - учатся находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием, - учатся строить высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - учатся выражать свои мысли. |
Этап. «Открытие» нового знания (7-8 мин.) | Формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить главное, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению. Организует работу с учебником. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь. Подводящий диалог: Рассмотрите изображения представленных вам цветов. 1.Все ли они имеют одинаковое строение? 2.Чем по строению они отличаются от изученных ранее? 3. Как вы думаете в связи с чем возникли эти отличия? Организует работу в группах : каждой группе необходимо дать характеристику цветкам: голые, сидячие (1 группа), с двойным околоцветником, с простым околоцветником (2 группа) - обоеполые, однополые (женские – пестичные, мужские – тычиночные) ♂♀ (3 группа), правильные и неправильные (* ↑) (4 группа). Организует корректировку плана работы. 1. Осмыслить задание. 2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием: составить схему. 4. Мысленно сформулировать ответ. 5. Дать развернутый устный ответ. Дополняет информацию представленную детьми. Показывает, как составляется формула цветка. | Работают в паре. Применяют выбранный способ действия для решения задачи. Работают с учебником. Выполняют задание в тетрадях. Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся строить высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре: самостоятельно распределять роли, вырабатывать решения, - формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Этап. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.) | Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия. Усвоение понятия «цветок » у учащихся начинается с выделением существенных признаков этого понятия. Это достигается введением определений, которые отвечают на вопрос «что такое?» И указывают на существенные признаки предмета. Формирование понятий общих и отличительных признаков идёт при выполнении лабораторной работы «Строение цветка» (учебник с 62.) и выполнение упражнения 43 в рабочей тетради. Организует выполнение работы. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь. - На какой вопрос мы должны будем дать ответ по результатам этого задания? (Каковы особенности строения вашего цветка? Какова его формула?) - Как мы будем выполнять это задание? (по инструктивной карточке лабораторной работы в учебнике и в рабочей тетради упр.43) - Как вы считаете, наши формулы и модели будут общими или отличными? Почему? | Осмысливают задание (определяют последовательность действий). Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности). В ходе диалога формулируют проблему, цель и способы её достижения. Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания. Затем предлагают варианты формулировок, по каждому пункту. Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи. | Познавательные УУД - учатся ориентироваться в содержании текста учебника, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: -учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; строить модель на основе условий задачи; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Этап. Рефлексия.(2-3 мин). | Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке. Организует подводящий диалог - Вспомните цель нашего урока? Демонстрирует: проблему урока, цель, задачи. -Как вы считаете, достигли ли мы с вами поставленной цели? - Как оцените свою работу? Предлагает учащимся на доске вокруг серединки «цветка» прикрепить листочки определённого цвета: зелёный (урок понравился), красный (было неинтересно – это сигнал учителю, что учащийся был выключен из работы), жёлтый (трудно определиться, понравился урок или нет). | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, высказывают оценочные суждения. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека,учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Этап. Домашнее задание. (2 мин). | Комментирует домашнее задание: Ӏ. Прочитать п.11 стр. 58-62, выполнить упр.46 в р\т.(задание обязательное для всех). Задание 2 или 3 выполняется по выбору. ӀӀ. Сделайте модель цветка в виде мини- проекта. Изучение строения цветка. Цель: Изучить строение цветка, создав его модель. Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, тетрадь, карандаш. Задания: 1.Внимательно изучите домашний параграф, запомните части цветка, их названия, расположение в цветке. 2. Нарисуйте на цветной бумаге разного цвета все части цветка отдельно. Вырежьте их ножницами. 3.Расположите на альбомном листе в нужном порядке, так, чтобы был виден цветок как бы в разрезе, затем по очереди наклейте. 4.Вначале приклеивайте чашечку, лепестки, затем остальные части. 5. Подпишите каждую часть цветка. ӀӀӀ.Составить визитную карточку своего растения согласно цветочному гороскопу (на биологическом стенде – цветочный гороскоп: даты рождения по временам года, связанные с цветами, характеристика типа личности) по плану: формат А4, фото или рисунок цветка, легенда, короткое описание цветка. | . Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания | Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. |
Г. П. Игошин «Уроки биологии. 6 класс.» Развернутое планирование. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 272 с.: ил. - (Учитель года Росси).
О. Н. Хюннинен «Биология. Живой организм.» Развивающее обучение на уроках. Опорные схемы. 6 класс. - М.: Классикс Стиль, 2004. - 96с. (Книжная полка учителя)
Н. И. Галушкова «Биология. Бактерии. Грибы. Растения.» 6 класс: Поурочные планы по учебнику В. В. Пасечника - Волгоград: Учитель, 2005. - 271с.
А. И. Никишов, Л. А. Косорукова «Ботаника. Дидактический материал. Пособие для учителей биологии», изд. «РАУБ» - «Илекса», Москва 1994 год.
Н. Г. Боброва « Эта занимательная ботаника» - Самара 1994.
В. Рохлов, А. Теремов, Р. Петросова «Занимательная ботаника» Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.-432 с.: ил.
С. Н. Лебедев «Уроки биологии с применением мнформационных технологий, 6 класс.» Методическое пособие с электронным приложением - М.:Глобус,2008. - 108с. - (Современная школа).