СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Цветок"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Цветок" 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Цветок"»


МКОУ «Студенокская средняя общеобразовательная школа» Железногорского района Курской области



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ

Тема «Цветок»

(6 КЛАСС)




ВЫПОЛНИЛА: Борзенкова Оксана Владимировна,

учитель биологии МКОУ «Студенокская СОШ» Железногорского района Курской обл.





2022г





Тема урока: «Строение цветка»


Деятельностная цель: формировать познавательные универсальные учебные действия на основе знаний о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений, формировать у учащихся умение реализации нового способа действия.

Предметно - дидактическая цель: расширить  базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов, раскрыть особенности строения цветка и его биологическое значение в жизни растения.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные:

знать особенности строения цветка как генеративного органа покрытосеменных растений и его биологическое значение в жизни растения; понимать смысл биологических терминов: венчик, чашечка, околоцветник: простой или двойной, завязь, обоеполые и однополые цветки, пестичные и тычиночные цветки, двудомные и однодомные растения;

Метапредметные:

  1. Познавательные

  • уметь определять понятия, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

  • находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, преобразовывать ее из одного вида в другой.

  1. Коммуникативные

  • уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

  1. Регулятивные

  • уметь самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи;

  • развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владеть основами самоконтроля, самооценки.

Личностные:

Выстраивать личностное саморазвитие и самообразование на основе мотивации к обучению и познанию;

Осознавать единство и целостность мира, выстраивать собственное целостное мировоззрение,    личностное самоопределение и смыслообразование.

Тип урока: урок открытия нового знания.

  Основные понятия, изучаемые на уроке:

пестик, тычинка, лепестки, венчик и его виды, чашечка и ее виды, чашелистики, цветоножка, цветоложе,  сидячие цветки, пыльник, тычиночная нить, рыльце пестика, столбик, околоцветник: простой или двойной, завязь, обоеполые и однополые цветки, пестичные и тычиночные цветки, двудомные и однодомные растения;

Учащийся должен знать:  цветок – видоизмененный укороченный побег;  строение цветка; отличительные черты цветков с простым и двойным околоцветником; признаки правильных и неправильных цветков;  строение тычинок и пестиков; особенности строения обоеполых и раздельнополых цветков;  признаки однодомных и двудомных растений; роль семязачатков в формировании семян;

Учащийся должен уметь:  узнавать и называть части цветка;  определять правильный цветок или неправильный;  различать обоеполые цветки от  раздельнополых;   выделять из знакомых растений однодомные и двудомные;  различать части составляющие тычинки и пестики; читать и составлять формулу цветка, давать определение новым понятиям.


Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, компьютер,  интерактивная доска, мультимедийный проектор, живые цветы, модели цветов, гербарные экземпляры растений, лупы.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Формируемые УУД

Организационный момент. (1-2 мин.)


Проверяет готовность к уроку, проверяет готовность рабочего места  учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.


  Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.

Этап.  Актуализация знаний (5 - 6 мин.)

Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. Предлагает учащимся решить задачу: распределить объекты (корень, стебель, листья, цветок) согласно схеме:

Органы растения

Вегетативные Генеративный

Проводит подводящий диалог.

1. Почему корень, стебель, листья относят к вегетативным органам, а цветок к генеративным?

2. Какие функции выполняет лист?

3.Какие функции выполняет корень? Стебель?


Вспоминают ранее изученный материал.   Отвечают на вопросы.             Знакомятся с заданием, осмысливают его.                     Высказывают и аргументируют свои точки зрения. Перечисляют известные им основные функции органов растения. Выполняют задание.

Познавательные УУД: строят высказывания;

анализируют сравнивают, обобщают. Коммуникативные УУД: - учатся излагать свое мнение, аргументируя его, учатся культуре общения.          


Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.)

Создает для учеников проблемную ситуацию.

Проводит подводящий диалог:

1. Как Вы думаете, все растения образуют  цветки?

2.   Какие цветковые растения Вы знаете?

3.   Как Вы думаете, почему одни цветки мелкие и невзрачные, а другие крупные и яркие?

4.      Какова основная функция цветка?

Учитель сопровождает диалог демонстрацией презентации и цветков комнатных растений, гербариев, рисунков и моделей цветков, таблиц.


 Вступая в диалог с учителем выявляют проблему – проговаривают и осознают её.

Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания, анализировать, сравнивать, обобщать.


Этап. Целеполагание. (3-4 мин.)

Организует работу по  формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.

    Организует подводящий диалог:

- Каков главный вопрос нашего урока?

- Какова цель?

Выслушивает предположения детей, корректирует формулировки.

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.                     Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности.

Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока).

Этап Планирование.(5-6 мин.)

Организует выбор способа и средств реализации  учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, как (метод уточнения, если новый способ действия можно сконструировать из ранее изученных или метод дополнения, если изученных аналогов нет, и требуется введение принципиально нового знака или способа действий) и с помощью чего можно достичь поставленной цели.

Предлагает выполнить задания

- Каким образом мы можем изучить строение цветка? (изучить материал учебника)

- Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; муляжи, гербарий)  

Организует самостоятельную работу.

- Составьте план нашей дальнейшей работы.

- Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы? Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся.

  Учитель фиксирует план  на доске.

 1. Осмыслить задание.

2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).

3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (выполнить упр.41. в р/т)

 4. Мысленно сформулировать ответ.

 5. Дать развернутый устный ответ.

Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ

1) Осевая часть цветка, на которой расположены все остальные его части, называется … .

2) Двойной околоцветник состоит из … и … .

3) Чашечка цветка образована .., а венчик - … .

4) Околоцветник выполняет следующие функции: … .

5) Главные части цветка - … и … .

6) Тычинка состоит из … и …, в котором образуется … .

7) В пестике различают широкую нижнюю часть …, узкий … и … .


Высказывают свои предположения.   Выбирают способ  (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и  обсуждают его с учителем.                                         Высказывают свои предположения (гипотезы)

Познавательные УУД:

- учатся находить и использовать нужную

информацию (смысловое чтение).

- учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием,

- учатся строить высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- учатся выражать свои мысли.

Этап. «Открытие» нового знания (7-8  мин.)

Формирует основы  теоретического мышления, развивает умение находить главное, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению. Организует работу с учебником. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь.  

Подводящий диалог:

Рассмотрите изображения представленных вам цветов.
1.Все ли они имеют одинаковое строение?

2.Чем по строению они отличаются от изученных ранее?

3. Как вы думаете в связи с чем возникли эти отличия? Организует работу в группах : каждой группе необходимо дать характеристику цветкам: голые, сидячие (1 группа), с двойным околоцветником, с простым околоцветником (2 группа) - обоеполые, однополые (женские – пестичные, мужские – тычиночные) ♂♀ (3 группа), правильные и неправильные (* ↑) (4 группа).  Организует корректировку плана работы.

1. Осмыслить задание.

2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).

3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием: составить схему.

 4. Мысленно сформулировать ответ.

 5. Дать развернутый устный ответ.

Дополняет информацию представленную детьми. Показывает, как составляется формула цветка.

Работают в паре.

Применяют выбранный способ действия для решения задачи. Работают с учебником. Выполняют задание в тетрадях.  Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи.              

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

- учатся строить высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре: самостоятельно распределять роли, вырабатывать решения,

- формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД:

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Этап.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.)

Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия.

Усвоение понятия «цветок » у учащихся начинается с выделением существенных признаков этого понятия. Это достигается введением определений, которые отвечают на вопрос «что такое?» И указывают на существенные признаки предмета.   Формирование понятий общих и отличительных признаков идёт при выполнении лабораторной работы «Строение цветка» (учебник с 62.) и выполнение упражнения 43 в рабочей тетради. Организует выполнение работы. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь.  

- На какой вопрос мы должны будем дать ответ по результатам этого задания? (Каковы особенности строения вашего цветка? Какова его формула?)

- Как мы будем выполнять это задание? (по инструктивной карточке лабораторной работы в учебнике и в рабочей тетради упр.43)

 - Как вы считаете, наши формулы и модели будут общими или отличными? Почему?  



Осмысливают задание (определяют последовательность действий).                                         Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности).               В ходе диалога формулируют проблему, цель и способы её достижения.   Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания.                     Затем предлагают варианты формулировок, по каждому пункту. Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи.

Познавательные УУД

- учатся ориентироваться в содержании текста учебника, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.   Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.  

Регулятивные УУД:

-учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; строить модель на основе условий задачи;

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. 

Этап. Рефлексия.(2-3 мин).

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке.

Организует подводящий диалог

- Вспомните цель нашего урока?

 Демонстрирует: проблему урока, цель, задачи.

-Как вы считаете, достигли ли мы с вами поставленной цели?

- Как оцените свою работу?  

Предлагает учащимся на доске вокруг серединки «цветка» прикрепить листочки определённого цвета: зелёный (урок понравился), красный (было неинтересно – это сигнал учителю, что учащийся был выключен из работы), жёлтый (трудно определиться, понравился урок или нет).


Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, высказывают оценочные суждения.      

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека,учатся  выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Этап. Домашнее задание. (2 мин).

Комментирует домашнее задание:

Ӏ. Прочитать п.11 стр. 58-62, выполнить упр.46 в р\т.(задание обязательное для всех). Задание 2 или 3 выполняется по выбору.

ӀӀ. Сделайте модель цветка в виде мини- проекта.
Изучение строения цветка.
Цель: Изучить строение цветка, создав его модель.
Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, тетрадь, карандаш.
Задания: 

1.Внимательно изучите домашний параграф, запомните части цветка, их названия, расположение в цветке.
2. Нарисуйте на цветной бумаге разного цвета все части цветка отдельно. Вырежьте их ножницами.

3.Расположите на альбомном листе в нужном порядке, так, чтобы был виден цветок как бы в разрезе, затем по очереди наклейте.

4.Вначале приклеивайте чашечку, лепестки, затем остальные части.
5. Подпишите каждую часть цветка.

ӀӀӀ.Составить визитную карточку своего растения согласно цветочному гороскопу (на биологическом стенде – цветочный гороскоп: даты рождения по временам года, связанные с цветами, характеристика типа личности) по плану: формат А4, фото или рисунок цветка, легенда, короткое описание цветка.



.   Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Регулятивные УУД:

- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

- мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.                                            








Литература:

  1. Г. П. Игошин «Уроки биологии. 6 класс.» Развернутое планирование. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 272 с.: ил. - (Учитель года Росси).

  2. О. Н. Хюннинен «Биология. Живой организм.» Развивающее обучение на уроках. Опорные схемы. 6 класс. - М.: Классикс Стиль, 2004. - 96с. (Книжная полка учителя)

  3. Н. И. Галушкова «Биология. Бактерии. Грибы. Растения.» 6 класс: Поурочные планы по учебнику В. В. Пасечника - Волгоград: Учитель, 2005. - 271с.

  4. А. И. Никишов, Л. А. Косорукова «Ботаника. Дидактический материал. Пособие для учителей биологии», изд. «РАУБ» - «Илекса», Москва 1994 год.

  5. Н. Г. Боброва « Эта занимательная ботаника» - Самара 1994.

  6. В. Рохлов, А. Теремов, Р. Петросова «Занимательная ботаника» Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.-432 с.: ил.

  7. С. Н. Лебедев «Уроки биологии с применением мнформационных технологий, 6 класс.» Методическое пособие с электронным приложением - М.:Глобус,2008. - 108с. - (Современная школа).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!