1.Самоопределение к деятельности. | - Дети! У нас сегодня на уроке много гостей. Пусть вас это не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием. | Осуществляют самооценку готовности к уроку. | Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: самоопределение. |
2.Актуали- зация знаний. Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. Подвести детей к теме урока. Создать проблемную ситуацию. | Мультфильм 1 мин 37 сек | Прослушивают аудиозапись. Отвечают на поставленные вопросы. Определяют тему урока. | Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос. Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение. |
3.Постановка учебной задачи. Сообщить тему урока, создать условия для проблемной ситуации. | – Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Итак, тема нашего урока: « В мире звука» – Представьте, что вы исследователи. – Какой вопрос бы вас интересовал больше всего? - В руках у меня обычная гитара, когда человек играет на гитаре, то издается звук. - Что является в данном случае источником звука? -Совершенно верно, колеблющая струна. - А когда человек разговаривает, что у него в горле колеблются? (Как вы считаете?) -Как вы думаете, в результате чего возникает звук? -Итак, предположим, что звук возникает в результате колебаний предметов. Выдвигаются (коллективно) и проверяются(в парах) гипотезы: -Возможно, звуки издают предметы? -Возможно, звуки издает рот человека? -Что происходит дальше? -Воздух передает колебания органам слуха. -А к органу слуха относится? -значит наши задачи: Выяснить что такое звук проведя опыты -Данные предположения мы должны доказать при помощи опытов. | Определяют тему урока. Отвечают на поставленные вопросы. Выдвигают проблемный вопрос. Строят гипотезу. | Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение. Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению |
4.Решение учебной задачи. Каждой паре дать инструкцию по проведения исследований | -Сейчас вы будете работать в паре. Давайте вспомним правила работы в парах? – Откройте учебник, стр. 22-23 Работа в парах. I ряд – опыт № 1. II ряд – опыт № 2. III ряд – опыт № 3. - Прочитайте свои опыты и выберете те предметы, которые вам нужны для вашего исследования. -Уважаемые исследователи, представьте отчет о проделанной работе. А вы, уважаемые сотрудники, внимательно выслушайте и дайте оценку -Что является источником звука? – Что привела она в движение? – Как мы услышали этот звук? - Проделайте этот опыт с деревянной линейкой. – Одинаково ли звучат звуки? -Какой вывод можно сделать? -Давайте оценим работу – Назовите источник звука? – Что она привела в движение? А еще что? – Как мы услышали этот звук? – Когда звук был слышен сильнее? Какой можно сделать вывод? - Давайте оценим работу. – Что является источником звука? – Какой звук слышали сразу? – Что передает колебания от ложки? – Каким стал звук? – Когда звук был сильнее? -Подумайте, какой можно сделать вывод? -Давайте оценим эту работу. Вывод подтверждение гипотезы Звук возникает в результате движения (колебания) предметов. (Самостоятельные наблюдения, работа с текстом учебника с.22) Мультфильм 1 минута | 1.Будь вежлив с товарищем 2.Умей выслушать мнение каждого. 3.Доказывай своё мнение. 4.Придя к единому мнению, выберете для ответа у доски. 5. Внимательно выслушай мнение в других группах. 6.Задай вопрос на понимание. Работа с учебником Обсуждение в парах, демонстрация опытов, выводы, оценивание. Опыт № 1. Колеблющаяся линейка. Воздух. Воздух передал колебания уху. Нет. Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый звук. Опыт № 2. Надели резиновое кольцо на стакан. Пробренчали натянутой резинкой. Приложили стакан дном к уху. Снова побренчали Колеблющаяся резинка. Воздух. Стенки стакана. Воздух передает колебания к уху. Когда стакан приложили дном к уху. Чем ближе предмет к уху, тем сильнее звук. Опыт № 3. Взяли металлическую ложку. Стукнули по ней карандашом. Прислушались к звуку. Привязали к ложке нитку. Еще раз прислушались. Поднесли нитку с ложкой к уху. Стукнули по ложке карандашом Ложка. Негромкий. Нитка. Мелодичным, сильным. Когда поднесли ближе к уху. Когда ложка находится в подвешенном состоянии, то звук становится мелодичным и более звонким. | Регулятивные УУД: целеполагание. Познавательные УУД: общеучебные - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. |
5.Динамическая пауза | Организует физкультминутку. Вышли уточки на луг Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.) Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись) И опять настала тишь, Ш-ш-ш. – Какие звуки вы имитировали? | Выполняют физкультминутку и имитируют звуки. | |
6.Первичное закрепление. | 1 группа. Воспроизведите следующие звуки: топот копыт, звон колокольчика, скрип тормозов автомобиля, барабанный бой, жужжание мухи. (С помощью предметов, предоставленных для опытов, предметов в классе, речевого аппарата учащиеся воспроизводят звуки). 2 группа. У Владика дома есть пианино. Как думаешь, почему иметь в доме пианино хорошо, а почему плохо. (Хорошо - учиться играть на инструменте, может это делать в любое время, развлекает гостей, наслаждается игрой. Плохо - может мешать соседям. Предложены различные варианты выхода из ситуации). 3 группа. Подумай, чем можно заменить в игре звуки пианино, барабана, гитары, трубы? (Линейка, карандаши, натянутая на стакан резинка, губы). 4 группа. Слышал ли ты эхо? Воспроизведи его, используя пустое ведро. Что происходит? В каком случае звук звучит громче? (Проделан опыт с пустым ведром, звук громче, если кричать в ведро, он отражается от стенок ведра и возвращается к уху). 5 группа. Вспомни звуки твоего дома. Какие звуки ты слышишь утром, днем, вечером? Кто или что издает эти звуки? (Гремят кастрюли и тарелки на кухне - это мама готовит еду, работает телевизор, радио, родители разговаривают, мяукает кошка,...) 6 группа. Назови в классе предметы, которые могут издавать какие-либо звуки. Приведи примеры. (Тикают часы, гудит компьютер, дети разговаривают, двигают стулья, если включить телевизор, он заговорит | . | Познавательные УУД: общеучебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: определение критериев для сравнения. Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: контроль, коррекция. Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. |
7.Рефлексия. | – Как вы думаете, наши предположения, что звук возникает в результате колебаний, подтвердились? -А как мы это доказали. – Оцените себя: Кто понял тему – зелёный смайлик; испытывал затруднения – жёлтый смайлик а кому было трудно – красный смайлик. Оценка обучащихся. Домашнее задание Опыт № 4. Соединили между собой два пластмассовых стаканчика веревочкой. Сначала говорили при ослабленной веревке. Затем при натянутой. Выяснить – Что является источником звука? - Когда телефон лучше работает? – Почему передаются колебания? -Какой вывод можно сделать? -Давайте, оценим работу. | Ответы детей. Оценивание своей учебной деятельности. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: самооценка. |