СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "В мире звуков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Вмире звуков" познакомит учащихся с причиной возникновения звука.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "В мире звуков»

Автор материала (ФИО)


Кузнецова Любовь Васильевна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение


МБОУ СОШ №10, город Биробиджан

Класс (возраст)


2 класс

Название материала


Урок окружающего мира «В мире звука»

Учебный предмет


Окружающий мир

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Учебник «Окружающий мир», 2 класс, УМК «Планета знаний».

Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)


Текстовый документ, мультфильм

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)


учебники, линейки, пластмассовый стакан, резинка, ложки, карандаш, “веревочный телефон”, проектор, компьютер, фрагменты мультфильмов, карточки с заданиями.

Цели,

Задачи материала


Цели: знакомство обучающихся с причиной возникновения звука.

Задачи:

1. Научить выявлять проблему и строить гипотезу; сформировать умения находить источники звуков; воспроизводить некоторые звуки.

2.Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь.

3.Воспитывать интерес к предмету; чувство прекрасного; формировать экологическое воспитание.


Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора).

Данная работа предлагается на этапе изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ.

Используется фронтальная работа;

 групповая работа; работа в парах; самостоятельная работа;

работа с учебником.


Список использованной литературы.

Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов, методическое пособие «Окружающий мир 2 класс».

Технологическая карта урока « В мире звука»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД


1.Самоопределение к деятельности.

- Дети! У нас сегодня на уроке много гостей. Пусть вас это не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием.

Осуществляют самооценку готовности к уроку.


Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: самоопределение.

2.Актуали-

зация

знаний.

Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. Подвести

детей к теме урока. Создать проблемную ситуацию.


Мультфильм 1 мин 37 сек


Прослушивают аудиозапись.

Отвечают на поставленные вопросы.

Определяют тему урока.


Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.




3.Постановка учебной

задачи.

Сообщить тему урока, создать условия для проблемной ситуации.


– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Итак, тема нашего урока:

« В мире звука»
– Представьте, что вы исследователи.
– Какой вопрос бы вас интересовал больше всего?

- В руках у меня обычная гитара, когда человек играет на гитаре, то издается звук.

- Что является в данном случае источником звука?

-Совершенно верно, колеблющая струна.

- А когда человек разговаривает, что у него в горле колеблются? (Как вы считаете?)

-Как вы думаете, в результате чего возникает звук?

-Итак, предположим, что звук возникает в результате колебаний предметов.

Выдвигаются (коллективно) и проверяются(в парах) гипотезы:

-Возможно, звуки издают предметы? -Возможно, звуки издает рот человека?

-Что происходит дальше?

-Воздух передает колебания органам слуха.

-А к органу слуха относится?

-значит наши задачи:

Выяснить что такое звук проведя опыты

-Данные предположения мы должны доказать при помощи опытов.

Определяют тему урока.

Отвечают на поставленные вопросы.

Выдвигают проблемный вопрос.

Строят гипотезу.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению


4.Решение учебной задачи.

Каждой паре дать инструкцию по проведения исследований


-Сейчас вы будете работать в паре. Давайте вспомним правила работы в парах?










– Откройте учебник, стр. 22-23


 Работа в парах.
I ряд – опыт № 1.
II ряд – опыт № 2.
III ряд – опыт № 3.


- Прочитайте свои опыты и выберете те предметы, которые вам нужны для вашего исследования.

-Уважаемые исследователи, представьте отчет о проделанной работе. А вы, уважаемые сотрудники, внимательно выслушайте и дайте оценку









 
-Что является источником
звука?
– Что привела она в движение?
– Как мы услышали этот звук?
- Проделайте этот опыт с деревянной линейкой.
– Одинаково ли звучат звуки?

-Какой вывод можно сделать?

 -Давайте оценим работу





















– Назовите источник звука?
– Что она привела в движение? А еще что?
– Как мы услышали этот звук?


– Когда звук был слышен сильнее?

Какой можно сделать вывод?

- Давайте оценим работу.

 

 

 

 

 




















– Что является источником звука?
– Какой звук слышали
сразу?
– Что передает колебания от ложки?
– Каким стал звук?
– Когда звук был сильнее?

-Подумайте, какой можно сделать вывод?

 -Давайте оценим эту работу.





 Вывод подтверждение гипотезы

 Звук возникает в результате движения (колебания) предметов. (Самостоятельные наблюдения, работа с текстом учебника с.22)

Мультфильм 1 минута



1.Будь вежлив с товарищем

2.Умей выслушать мнение каждого.

3.Доказывай своё мнение. 4.Придя к единому мнению, выберете для ответа у доски.

5. Внимательно выслушай мнение в других группах. 6.Задай вопрос на понимание.

Работа с учебником

Обсуждение в парах, демонстрация опытов, выводы, оценивание.



Опыт № 1.

  • Положили линейку на край стола.

  • Крепко прижали ее рукой.

  • Слегка ударили по ней.

  • Услышали звук.







Колеблющаяся линейка.

Воздух.

Воздух передал колебания уху.


Нет.

Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый звук.







Опыт № 2.

  • Надели резиновое кольцо на стакан.

  • Пробренчали натянутой резинкой.

  • Приложили стакан дном к уху.

  • Снова побренчали

Колеблющаяся резинка.

Воздух.
Стенки стакана.

Воздух передает колебания к уху.

Когда стакан приложили дном к уху.

Чем ближе предмет к уху, тем сильнее звук.

Опыт № 3.

  • Взяли металлическую ложку.

  • Стукнули по ней карандашом.

  • Прислушались к звуку.

  • Привязали к ложке нитку. Еще раз прислушались.

  • Поднесли нитку с ложкой к уху.

  • Стукнули по ложке карандашом

Ложка.


Негромкий.


Нитка.

Мелодичным, сильным.
Когда поднесли ближе к уху.

Когда ложка находится в подвешенном состоянии, то звук становится мелодичным и более звонким.


Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: общеучебные - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.



5.Динамическая пауза

Организует физкультминутку.

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.) Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись)

И опять настала тишь, Ш-ш-ш.

– Какие звуки вы имитировали?

Выполняют физкультминутку и имитируют звуки.



6.Первичное закрепление.


1 группа.

Воспроизведите следующие звуки: топот копыт, звон колокольчика, скрип тормозов автомобиля, барабанный бой, жужжание мухи.

(С помощью предметов, предоставленных для опытов, предметов в классе, речевого аппарата учащиеся воспроизводят звуки).

2 группа.

У Владика дома есть пианино. Как думаешь, почему иметь в доме пианино хорошо, а почему плохо.

(Хорошо - учиться играть на инструменте, может это делать в любое время, развлекает гостей, наслаждается игрой. Плохо - может мешать соседям. Предложены различные варианты выхода из ситуации).

3 группа.

Подумай, чем можно заменить в игре звуки пианино, барабана, гитары, трубы?

(Линейка, карандаши, натянутая на стакан резинка, губы).

4 группа.

Слышал ли ты эхо? Воспроизведи его, используя пустое ведро. Что происходит? В каком случае звук звучит громче?

(Проделан опыт с пустым ведром, звук громче, если кричать в ведро, он отражается от стенок ведра и возвращается к уху).

5 группа.

Вспомни звуки твоего дома. Какие звуки ты слышишь утром, днем, вечером? Кто или что издает эти звуки?

(Гремят кастрюли и тарелки на кухне - это мама готовит еду, работает телевизор, радио, родители разговаривают, мяукает кошка,...)

6 группа.

Назови в классе предметы, которые могут издавать какие-либо звуки. Приведи примеры.

(Тикают часы, гудит компьютер, дети разговаривают, двигают стулья, если включить телевизор, он заговорит

.



Познавательные УУД: общеучебные умения:

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: определение критериев для сравнения. Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция.

Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.



7.Рефлексия.


– Как вы думаете, наши предположения, что звук возникает в результате колебаний, подтвердились?

-А как мы это доказали.

– Оцените себя:

Кто понял тему – зелёный смайлик;

испытывал затруднения – жёлтый смайлик

а кому было трудно – красный смайлик.

Оценка обучащихся.


Домашнее задание

Опыт № 4.

  • Соединили между собой два пластмассовых стаканчика веревочкой.

  • Сначала говорили при ослабленной веревке.

  • Затем при натянутой.

Выяснить

– Что является источником звука?
- Когда телефон лучше работает?
– Почему передаются колебания?

-Какой вывод можно сделать?


-Давайте, оценим работу.




Ответы детей.

Оценивание своей учебной деятельности.



Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: самооценка.


















  1. Межпредметная связь с литературой.

- Многие писатели описывают очень интересные случаи из жизни животных. Вот и сегодня мы с ребятами (опережающее домашнее задание) приготовили для вас сюрприз: рассказ Виталия Бианки «Музыкант».

Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка.

Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

- Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Но не нашёл даже и следа его. Устал старик и присел на пенёк отдохнуть. Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст.

Вдруг старик услыхал: "Дзенн!.." Немного погодя опять: "Дзенн!.." Старик удивился: "Кто же это в лесу на струне играет?" А из лесу опять "Дзенн!..", - да так звонко, ласково. Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.

Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: "Дзенн!.." - как струна пропела.

Медведь наклонил голову и слушает. Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка! Замолк звук, - медведь опять за своё: оттянул щепку, отпустил и слушает...

Вечером знакомый колхозник ещё раз проходит мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: "Дзинн!"

Колхозник спросил старика:

- Ну что, убил медведя?

- Нет, - ответил старик.

- Что ж так?

- Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.






- Предположим, звуки издают предметы?

- Возможно, звуки издает рот человека?

- Может быть, звук возникает в результате колебаний предметов.