«Ардатовская средняя школа № 2 им. С. И. Образумова»
- умение работать с историческим источниками (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
- умение работать в группах; развитие логического и критического мышления, культуры речи; слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
- воспитание качеств личности, обеспечивающих , способность принимать самостоятельные решения;
- осознание значения победы советского народа во всемирной истории и актуальности данной темы в современных условиях.
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы;
- привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач.
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (мин) | Формируемые УУД |
1.мотивационная часть | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока | 1 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2.Определение темы урока. Постановка цели и задач урока (стадия вызова) | Обеспечение мотивационной готовности учащихся, активизация их учебно-познавательной деятельности | Учитель начинает урок с эпиграфа: «Великая Отечественная война была всенародной. И победа над врагом тоже была победой всенародной». К.К. Рокоссовский. Проанализируйте слова К.К.Рокоссовского, на основе анализа сформулируйте тему урока и какую цель и задачи мы должны решить. | Учащиеся предлагают свои варианты ответов, на основе обсуждения приходят к общему выводу. Предлагают варианты, формулируют тему урока, цель, задачи. Записывают в тетрадях число и тему урока | 5 | Познавательные: делают выводы на основе уже имеющихся знаний; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Регулятивные: целеполагание Коммуникативные:умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса Личностные: самоопределение |
3.Актуализация опорных знаний | Создание условий для актуализации имеющихся знаний и умений | Нашему народу не раз приходилось воевать против внешних врагов, но Великая Отечественная война занимает особенное положение в истории нашей страны. Как вы думаете, каковы эти особенности? Особенности войны отразились на ее итогах. Предлагаю обсудить этот вопрос в группах | Фронтальная беседа с классом Называют особенности: самая кровопролитная война, стала тяжелым испытанием для народа, государства, армии. | 7 | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Регулятивные: структурирование учебного материала Коммуникативные:умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: умение устанавливают причинно- следственные связи и зависимости между объектами. Регулятивные: структурирование учебного материала Коммуникативные:умение работать вместе, находить общий ответ, договариваться между собой; Личностные: применяют правила делового сотрудничества. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга. Личностные: выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи |
4.Открытие новых знаний (стадия осмысления) | условия для развития мыслительной деятельности учащихся, умения сравнивать, обобщать и делать выводы, умения анализировать; создать условия учащимся для формулирования вывода о том, что решающую роль в победе над фашизмом сыграл советский народ; | Особенности войны отразились на ее итогах. Предлагаю обсудить этот вопрос в группах Не менее важный вопрос нашего урока вопрос о причинах победы. Тем более, что в современных условиях идет попытка пересмотра истории войны, преуменьшения роли советского народа в разгроме фашизма. Чтобы дать объективную оценку роли СССР в разгроме фашизма предлагаю продолжить работу в группах с целью изучения документы, раскрывающие причины победы. | Учащиеся в группах выполняют задание. В результате обсуждения приходят к выводам: 1.Огромные материальные и людские потери СССР в войне; 2.Сохранение свободы и независимости СССР; 3.Разгром фашизма; 4. Были расширены границы СССР; 5.Изменение геополитической обстановки в мире Учащиеся в группах выполняют задание по документам. В результате обсуждения приходят к выводам: 1.Единство советского народа перед лицом врага. 2. Массовый героизм на фронте и в тылу. 3. Доверие к руководству страны и её лидеру. 4. Активное партизанское и подпольное движение в тылу врага. 5. Полководческий талант советских военноначальников 6. Организованная и согласованная работа фронта и тыла. 7. Огромные людские, материальные и природные ресурсы СССР. 8. Помощь союзников. | 17 | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные:умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение слушать и понимать речь других Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата Личностные: формирование готовности к самообразованию Познавательные: используют умения по извлечению нужной информации из исторических источников; Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Личностные : осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, свою причастность к истории поколений |
5.Физкультминутка | Смена деятельности, снятие напряжения, развитие внимания | Осуществляется в частой смене деятельности и в организации различных форм работы | | | Регулятивные: умение одновременно удерживать двигательную и мыслительную деятельности Коммуникативные: умение слушать и строить взаимодействие с учителем Личностные: умение применять в учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания |
6.Первичное закрепление знаний и умений | Формирование навыка использования полученных знаний при выполнении практических заданий определение «слабых» моментов в усвоении знаний и умений. | Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вам кажется, верны ли слова К.К. Рокоссовского о причинах победы? Великая Отечественная война преподала уроки. Назовите их? | Отвечают на вопросы и подводят итог по уроку Отвечают: - возникло понимание что мир – это коллективная забота, поэтому возникает ООН; - возникает понимание, что высшей ценностью является человек и его жизнь, поэтому в 1948 году ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека. | 8 | Познавательные: умение самостоятельно применить полученные знания при выполнении конкретных заданий Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие с партнером Личностные: формирование позитивной самооценки |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Создание условий для развития умения самоконтроля и самооценки учащихся | Почему важно сегодня помнить о войне? | Отвечают на вопросы героическое прошлое является для современного поколения примером и образцом мужества, героизма, любви к Родине; - нужно помнить, чтобы не произошло очередной войны; -через память осуществляется связь с поколением, передается исторический опыт. | 4 | Познавательные: умение осмыслить получаемый результат Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Личностные: умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие с учителем |
8.организация домашнего задания | Обеспечение понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания | Подготовить сообщения о родственниках участниках войны | Учащиеся записывают в дневники задание на дом | 3 | Личностные: осознание роли своей семьи в разгроме фашизма и защиты своего Отечества. |