Тема урока “Витамины”
Цель урока: рассмотреть свойства основных витаминов и их влияние на организм; сформировать у учащихся представление гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе.
Задачи урока:
Образовательная – сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах.
Развивающие - развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умения обосновывать свою точку зрения, анализировать, делать выводы.
Воспитательные – научить применять теоретические знания на практике, сформировать понимание сложности влияния различных биологически активных веществ, в том числе и витаминов, на организм человека.
Метод: словесный с применением наглядности.
Тип урока и форма его организации – урок изучения нового материала.
Оборудование: учебники, тетради, таблицы
План урока:
Организационный момент (1-2 мин.)
Подготовка к восприятию новых знаний (1-2 мин.)
Изучение нового материала (30 мин.)
Закрепление изученного материала – биологический диктант (5-7 мин.)
Организованный конец урока (1 мин.).
Ход урока:
Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учителя и учащихся |
Организационный момент (1-2 мин.) | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Елена Витальевна. Я буду проводить сегодня у вас урок. На уроке мы познакомимся с основными витаминами, заполним таблицу и в конце урока проведем биологический диктант. Так что будьте внимательны! | Учитель оценивает готовность учащихся к работе. Учащиеся стоя приветствуют учителя. Учитель здоровается с учащимися и предлагает им сесть. |
Подготовка к восприятию новых знаний (1-2 мин.) | Откройте свои тетради, запишите на полях сегодняшнее число, в центре листа “Классная работа” и тему урока - “Витамины”. | Учащиеся открывают тетради и записывают в центре листа: Классная работа, “Витамины”, на полях сегодняшнюю дату. |
Изучение нового материала (30 мин.) | Витаминами называют поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности. Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям. В настоящее время известно более 25 dитаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита A, B, C, D и цифрами, определяющими порядок открытия витаминов данной группы – B1, B2, B12 и др. Нехватка ведет к гиповитаминозам, избыток – к гипервитаминозам (табл.) | Учитель диктует определения. Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя. Записывают определения. |
| Рассмотрите предложенные вам таблицу и ответьте на вопрос: почему нельзя использовать витаминные препараты вместо конфет, хотя многие из них обладают приятным вкусом? Если в пище отсутствует хотя бы один витамин, нарушается вся цепочка обменных реакций. Избыток витаминов приводит к чрезмерному ускорению обменных процессов или направляет их по другому пути. В обоих случаях происходит нарушение обмена веществ. Как мы видим из приведенной таблицы, недостаток или избыток витаминов оказываются небезразличными для нашего здоровья. Полное отсутствие витамина обозначают термином авитаминоз. Вывод: для восполнения суточной потребности в витаминах нужно съедать очень много натуральных продуктов или принимать искусственные витамины, но необходимо помнить при этом, что витамины – это лекарственные препараты, употреблять их без меры нельзя. | Ученики изучают и анализируют таблицу. Совместно с учителем делают соответствующие выводы. |
| Рассмотрим некоторые примеры влияния витаминов на организм человека и заполним таблицу. Разделите лист тетради на три столбца. В первом мы будем указывать название витамина, во втором – его описание, а в третьем – продукты, в которых он содержится. Все витамины делятся на жирорастворимые и водорастворимые. Рассмотрим сначала водорастворимые. Витамин С или аскорбиновая кислота. Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям. При недостатке развивается и заболевание - цинга. Ребята, а кто сможет объяснить, чем характеризуется болезнь цинга? Ребята: Общей слабостью, утомляемостью, поражением стенок кровеносных сосудов, кровоточивостью и разрыхлением десен, расшатыванием и выпадением зубов. Молодцы! Следует отметить, что витамин С разрушается при длительной варке и при длительном хранении овощей. Витамин С содержится в плодах шиповника, капусте, картофеле, грейпфрутах, петрушке, щавеле. Витамин В1 или тиамин. Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене. При недостатке развивается болезнь бери-бери. А кто сможет объяснить, в чем выражается болезнь бери – бери? Ребята: параличи и атрофия мышц, поражение нервной системы, нарушение работы кишечника. Витамин В1 содержится в печени, орехах, яйцах, зеленом горошке, отрубях. У многих из нас хоть иногда возникали трещины или "заеды" в уголках рта, - это как раз и является причиной недостатка витамина В2. Итак, записываем - Витамин В2 – рибофлавин. Находится во всех клетках организма и катализирует протекающие там окислительно-восстановительные реакции. При недостатке – катаракта, поражаются слизистые оболочки рта. А кто знает, что это за болезнь? Ребята: Катаракта-помутнение хрусталика. Заполняем третий столбец: витамин В2 содержится в печени, молоке, дрожжах, томатах, бобовых. Витамин В6 – пиридоксин. Участвует в превращениях аминокислот и в обмене углеводов. При недостатке - анемия (малокровие), судороги. Содержится в курином мясе, орехах, хлебе из муки грубого помола, бананах. Витамин В12 или цианокоболамин. Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. При недостатке - анемия. Содержится в мясе, печени, рыбе. Витамин РР – никотиновая кислота. Регулирует кровообращение и уровень холестерина. При недостатке – пеллагра. Кто нам расскажет про эту болезнь? Ребята: Пеллагра- воспаление кожи, понос, разрушение слизистой кишечника, нарушение нервных функций, слабоумие. Обычно, к пеллагре приводит длительное голодание. Этот витамин содержится в арахисе, рисе, отрубях, зернах ячменя. Итак, мы рассмотрели основные жизненно необходимые водорастворимые витамины, переходим к жирорастворимым. Витамин А. Необходим для роста и размножения клеток. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой. При недостатке развивается "куриная слепота". А что это за болезнь? Ребята: снижение способности видеть в темноте. Витамин А содержится в мясе, молоке, печени, рыбьем жире, яичном желтке, моркови, помидорах. Еще раз оговоримся, что витамин А является жирорастворимым витамином, поэтому свое полезное воздействие оказывает только при употреблении с растительным и сливочным маслом, сметаной, майонезом. Витамин D. Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей. При недостатке – рахит. Рахит это заболевание, возникающее только в детском возрасте, характеризующееся необратимыми изменениями костного скелета, что приводит к искривлению ног, неправильному развитию грудной клетки, костей черепа. Взрослых витамин Д предохраняет от переломов и размягчений костей. Наш организм сам способен к выработке витамина Д под влиянием ультрафиолетовых лучей. Витамин D содержится в рыбьем жире, сливочном масле, сливках, яичном желтке. Витамин Е.Влияет на функции половых и эндокринных желез. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп. Он важен для поддержания энергетического баланса. Поэтому витамин Е чрезвычайно необходим тем, кто занимается силовыми тренировками. При недостатке - дистрофия мышечной ткани. Содержится в оливковом, кукурузном, подсолнечном маслах, арахисе. Витамин К. Регулирует свертываемость крови. При недостатке – носовые кровотечения. В норме витамин К способен вырабатываться в кишечнике, под действием кишечных бактерий, поэтому возможен гиповитаминоз при длительном использовании некоторых антибиотиков, которые изменяют состав кишечной микрофлоры. Витамин К содержится в соевом масле, печени, орехах, салате, капусте. Итак, мы познакомились только с несколькими витаминами. Их функции очень многообразны, но в их действии на организм много общего. Например, все они влияют на организм в ничтожно малых количествах. Многие витамины входят в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому понятно, что их недостаток сейчас же вызывает нарушение обмена веществ. | Учитель заполняет таблицу на доске, ученики записывают ее в тетради. |
| Теперь познакомимся с правилами приготовления пищи для сохранения витаминов: Чистить овощи следует только перед варкой, а не заранее. Варить желательно в эмалированной кастрюле (при контакте с железом некоторые витамины (С) разрушаются). Варить, закрыв крышкой или в скороварке не слишком долго. | |
Закрепление изученного материала – биологический диктант (7 мин.) | Для закрепления полученных знаний проведем биологический диктант по теме “Обмен веществ и энергии. Витамины”. Я буду зачитывать вопросы, а вы должны выбрать и записать правильный ответ из тех, что написаны на доске. Будьте внимательны! В некоторых вопросах может быть несколько правильных ответов. Задания: 1.Источник энергии в организме человека. 2.Самое энергетически ценное органическое вещество. 3.Всасывается без расщепления при пищеварении. 4.Биологически активные вещества. 5.Обязательные вещества в составе пищи человека. 6.Участвуют в образовании ферментов в обмене веществ. 7.Разрушается при кипячении. 8.Отсутствие вызывает цингу. 9.Отсутствие вызывает паралич нервной системы, болезнь бери-бери. 10.Отсутствие вызывает пеллагру. 11.Какой витамин необходимо включить в рацион больного рахитом? | На доске записаны ответы 1. Витамин А. 2. Витамин В. 3. Витамин С. 4. Витамин D. 5. Белки. 6. Жиры. 7. Углеводы. 8. Минеральные соли. 9. Вода. 10. Витамин РР. |
Организованный конец урока (1-2 мин.) | Домашнее задание: изучить материал параграфа учебника. Всем спасибо за работу. Урок окончен. | Учащиеся записывают домашнее задание. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение I
Последствия гиповитаминоза и гипервитаминоза
Витамин | Суточная потребность (мг) | Симптомы, возникающие при гиповитаминозе | Симптомы, возникающие при гипервитаминозе |
A | 0.9 | “Куриная слепота”, нарушение роста | Изменение кожи, слизистых и костей, головные боли, малокровие |
B1 | 1.4-1.6 | Болезнь бери-бери, полиневрит, поражение ЦНС, параличи, атрофия мышц, сердечная недостаточность | Возможна аллергия |
C | 75 | Цинга, нарушение соединительной ткани, кровотечение десен, подверженность инфекциям | Возможны повреждения поджелудочной железы и почек |
D | 2.5 | Нарушение роста и окостенения скелета, уменьшение содержания кальция в костях и другие симптомы рахита | Вымывание кальция из костей, повышение содержания кальция в крови, нарушение деятельности ЦНС и почек |
Страничка ученической тетради.
Дата Д/з: изучить параграф учебника | Классная работа Витамины Витамины - поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности. Гиповитаминоз – нехватка витаминов Гипервитаминоз – избыток витаминов Авитаминоз – отсутствие витаминов. Название витамина | Описание | Продукты, богатые витамином | Водорастворимые витамины | Витамин С или аскорбиновая кислота | Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям. При недостатке – цинга. | Плоды шиповника, капуста, картофель, грейпфрут, петрушка, щавель. | Витамин В1 - тиамин | Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене. При недостатке – бери-бери | Печень, орехи, яйца, зеленый горошек, отруби. | Витамин В2 - рибофлавин | Находится во всех клетках организма и катализирует протекающие там окислительно-восстановительные реакции. При недостатке – катаракта, поражаются слизистые оболочки рта. | Печень, молоко, дрожжи, томаты, бобовые. | Витамин В6 - пиридоксин | Участвует в превращениях аминокислот и в обмене углеводов. При недостатке - анемия (малокровие), судороги. | Куриное мясо, орехи, хлеб из муки грубого помола, бананы. | Витамин В12 или цианокоболамин | Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. При недостатке - анемия. | Мясо, печень, рыба. | Витамин РР – никотиновая кислота | Регулирует кровообращение и уровень холестерина. При недостатке – пеллагра. | Арахис, рис, отруби, зерна ячменя. | Жирорастворимые | Витамин А | Необходим для роста и размножения клеток. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой. При недостатке - "куриная слепота". | Мясо, молоко, печень, рыбий жир, яичный желток, морковь, помидоры. | Витамин Д - эргокальциферол | Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей. При недостатке – рахит. | Рыбий жир, сливочное масло, сливки, яичный желток. | Витамин Е | Влияет на функции половых и эндокринных желез. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп. При недостатке - дистрофия мышечной ткани. | Оливковое, кукурузное, подсолнечное масла, арахис. | Витамин К | Регулирует свертываемость крови. При недостатке – носовые кровотечения. | Соевое масло, печень, орехи, салат, капуста | Правила приготовления пищи для сохранения витаминов: 1.Чистить овощи следует только перед варкой, а не заранее. 2.Варить желательно в эмалированной кастрюле 3.Варить, закрыв крышкой или в скороварке не слишком долго. |
Список использованной литературы:
1. Драгомилов, А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., 2004.-272 с.
2. Колесов, Д.В. Биология. Человек: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа, 2005.-332.
Урок «Витамины»
Цели урока:
1.Образовательные:
- сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах:
- сформировать умения распределять витамины по группам: жирорастворимые, водорастворимые.
– сформировать умения описывать значение конкретных витаминов для нормального роста и развития организма;
- сформировать у учащихся представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе.
2. Деятельностные:
- сформировать умение ставить цель;
- научить выбирать способ решения поставленной задачи;
- научить сравнивать, анализировать, классифицировать;
- научить оценивать и корректировать свою деятельность;
- научить работать в группе;
Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам
Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитее навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Тип урока и форма его организации - урок изучения нового материала
Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор; презентация«Витамины»; лабораторное оборудование: пробирки, пипетки, раствор йода, крахмальный клейстер, сок свежего лимона, горячая вода; раздаточный материал: инструктивные карточки для проведения практической работы.
Методы и методические приемы: создание проблемной ситуации, беседа, выступления учащихся с сообщениями, объяснение материала с использованием презентации, практическая работа, самостоятельная работа.
Без витаминов жить нельзя! Они – надёжные друзья.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми! Организм не может функционировать без органов, так и учитель – без своих учеников, поэтому я рассчитываю на вашу активную работу. И надеюсь, что дух партнерства поможет нам в этом. И поэтому, я предлагаю взять в качестве девиза урока слова Генриха Форда: Собраться вместе – это начало.
Держаться вместе – это прогресс.
Работать вместе – это успех.
Актуализация знаний.
Учитель. К вам на урок я пришла с гостинцами. Фрукты приготовили для вас кроссворд. Давайте вместе его разгадаем.
Ягода известная
Прозрачная, полезная
Этой ягоде я рад,
Это вкусный… (Виноград)
Младший брат апельсина (Мандарин)
Маленькая печка с красными угольками (Гранат)
Какой плод человеческим именем величается? (Груша)
Яркий, кислый, налитой,
Весь в обложке золотой (Лимон)
Желтый, круглый, ты откуда?
Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож.
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки.
Как меня ты назовешь? (Апельсин)
Диковинка заморская
С зеленым хохолком.
Не растет у нас
Полезный… (Ананас)
Как назвать это все одним словом? (Фрукты)
Дети вписывают слова и получают слово "ВИТАМИНЫ"
В современном обществе, чтобы узнать, что то новое, может даже совершить открытие для себя, достаточно обратится к источникам информации (книга, интернет), а вот например в 19 для познания мира, отправлялись в экспедиции. Некоторые из которых заканчивались трагически. Во время экспедиции Васко да Гамы в Индию погибло 100 человек экипажа из 160. Как вы думаете есть ли связь между моими гостинцами и трагизмом экспедиции Васко да Гамы ?
Тема сегодняшнего урока: Витамины. (Слайд)
- Что вы знаете о витаминах? (Все высказывания детей никак не комментируются учителем, а только принимаются к сведению).
Витамины есть только в овощах и фруктах.
Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.
В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.
Витамины нужно принимать только зимой и весной.
Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.
Постановка проблемного вопроса:
- Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.
А для этого поставим цель
- узнать что за вещества витамины;
- источники витаминов;
- значение витаминов для организма человека;
Итак, цель нашего урока узнать что такое витамины и как они влияют на организм.
Вооруженные новыми знаниями, вы сможете по – иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь.
(Слайд)
Изучение нового материала.
Ребята обратимся к вашим учебникам, страница 160. Найдите определение что такое витамины? и заполните пропущенные слова в маршрутных картах
Витамины - это органические вещества, поступающие в организмы человека и животных с пищей или синтезируемые ими, необходимые для нормального обмена веществ.
Витамины открыл русский ученый – врач Николай Иванович Лунин в 1881году.
(Слайд)
Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название - от латинского "vita" - "жизнь".
(Слайд)
Сейчас известно около 50 видов витаминов, делятся на две группы
(Слайд)
ЗАПИСЬ В МАРШРУТНОЙ КАРТЕ
Витамины – это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.
Ферменты - это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма.
Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ.
В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.
Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В1, В6, В12). Сейчас их известно около 80 видов.
Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые (А, D, Е, К).
Наибольшее количество витаминов имеется в растительных продуктах, но некоторые содержатся только в животных продуктах.
При недостатке или избытке витаминов в организме развиваются заболевания .
(Слайд)
При длительном недополучении организмом какого либо витамина возникает заболевание – авитаминоз.
Если организм все - таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз.
Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина.
Более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме.
(Слайд)
Узнаем о некоторых витаминах подробнее. Для этого, работая в группе, вы сделаете небольшой проект о витаминах, а затем будете защищать его.
Работа с информацией по группам. Создание проекта, где должна отображаться характеристика витаминов. (Дать название витамину, суточную норму, функции и проявление авитаминоза.)
РАБОТА 3 МИНУТЫ
Характеристика витаминов
Витамин | Название | Суточная потребность (мг) | Источники витамина | Влияние на организм | Проявление авитаминоза |
А | | | | | |
В | | | | | |
С | | | | | |
D | | | | | |
(Слайд)
Сообщение учащихся о витамине с заполнением кластера А.
Приложение 2. (Слайд)
Сообщение учащегося о витамине D. Приложение 3. (Слайд)
Сообщение учащегося о витаминах группы В.Приложение 4. (Слайд)
Сообщение учащегося о витамине С. Приложение 5. (Слайд)
ФИЗМИНУТКА
Вывод: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.
Если бы мы отправлялись в экспедицию, какие продукты мы взяли - бы?
Практическая работа по определению витамина С.
А теперь проведем небольшое исследование: определим наличие витамина С в лимоне.(1 группа, 2 группа – в яблочном соке , 3 группа – в апельсине, 4 группа – в соке квашенной капусты)
Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, при соприкосновении с металлическими предметами, при нагревании.
Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод. Работу выполняем по инструктивной карточке.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.
“Определение витамина С”
1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.
1. Добавьте в разбавленный спиртовой раствор йода крахмальный клейстер до получения синей окраски.
2. Возьмите свежий лимон и выдавите 1 мл сока, по каплям добавьте его в раствор крахмального клейстера. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.
3. Нагрейте сок над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности. Проделайте предыдущий опыт с остывшим соком.
4. Сделайте вывод.
После выполнения работы учащиеся делают выводы:
витамин С содержится в свежем лимоне, его соке;
витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.
Сохранение витаминов в продуктах питания, действительно проблема, попробуем её разрешить. Послушаем советы диетологов
При неправильном хранении или неправильной обработке продуктов питания витамины, имеющиеся в них, разрушаются. Так, мясо после варки теряет от 15 до 60% витамина группы В, а продукты растительного происхождения – около 1/5. Сохранить, как можно больше витаминов в продуктах при приготовлении пищи вам помогут наши советы.
Совет 1. Молоко кипятят в закрытой эмалированной посуде на сильном огне, а затем, не открывая крышки, охлаждают и ставят в холодное место. При приготовлении блюд с молоком крупу или овощи предварительно разваривают в небольшом количестве воды до полной готовности, только после этого добавляют сырое молоко и кипятят всего 1-2 мин.
Совет 2. Овощи богаты «витамином роста». Для того чтобы сохранить в овощах каротин, их следует хранить в темном прохладном месте. Необходимо помнить, что даже соприкосновение с воздухом снижает содержание витаминов в пищевых продуктах, поэтому чистить овощи лучше непосредственно перед приготовлением пищи, резать перед варкой, опускать их сразу в кипящую воду и варить в закрытой кастрюле. Не рекомендуется добавлять соду, т.к. щелочная среда способствует разрушению витамина С.
Совет 3. Сначала в кипящую воду кладут те овощи, которые дольше варятся (например, при варке борща рекомендуется опустить в бульон сначала свеклу, варить ее 30-40 мин., а затем добавить картофель и коренья). Как только овощи готовы, их надо снимать с огня. Воду, в которой варились овощи, желательно использовать для приготовления каш и других блюд.
Совет 4. В замороженных овощах (капуста, картофель, зеленый горошек и др.) и фруктах сохраняется много аскорбиновой кислоты, но после оттаивания она очень быстро разрушается. Поэтому размораживать овощи и фрукты надо только непосредственно перед употреблением их в пищу. Замороженные овощи и фрукты варятся быстрее свежих. Повторное разогревание пищи ведет к резкому сокращению в ней содержания аскорбиновой кислоты.
Вывод: таким образом, неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной.
Ребята, а знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются? Что же влияет на усвоение витаминов?
Мешает усвоению витаминов: ( на слайде)
кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;
У кого-то дома есть курящие взрослые?
никотин - разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;
алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;
аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;
антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;
снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.
Закрепление изученного материала.
Ребята, на следующий год вы будите сдавать ОГЭ, так вот по биологии экзамен включает задания из темы Витамины, давайте познакомимся с некоторыми
Решение проблемной задачи
Группе А. Экспедиция В.Беринга закончилась трагически. Моряки и сам Беринг заболели, болезнь выражалась в том, что кровоточили десна, шатались и выпадали зубы, образовывались синяки на теле, что говорило о кровотечении из сосудов. Многие умерли. Что это была за болезнь? Как можно было спасти моряков? (Гиповитаминоз витамина С вызвало цингу. Были необходимы свежие овощи, отвар шиповника, варенье черной смородины).
Группе С. Мужчина пришел к врачу с жалобой на быструю утомляемость, постоянную раздражительность, да к тому же ночные судороги ног. Как вы думаете, что предположил врач? ( Гиповитаминоз витамина В).
Группе В. Ваша знакомая жалуется на то, что кожа стала сухой, трескается, темнеет, ногти крошатся, а волосы стали ломкие и секутся. Что бы вы ответили своей знакомой?
( Гиповитаминоз витамина А, необходимо есть овощи и фрукты, содержащие этот витамин).
Группе D. На одном из уроков ученик мне сказал, что съел сразу всю упаковку витаминов, и ничего с ним не было. Что бы вы ответили на моем месте?
(Внешние симптомы могут сразу и не проявиться, но может быть нарушение работы внутренних органов, особенно почек и печени).
ЕСЛИ ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ
Закрепление материала урока.
Вопросы командам (« Да» или «Нет»). Блиц-опрос, кто быстрее ответит.
1.Витамины – биологически активные вещества, они способствуют обмену веществ в организме .(да)
2. Люди употребляют витамины в большом количестве, и это правильно. (нет)
3.Недостаток одного витамина не приводит к сбоям в работе нашего организма, не может вызвать тяжелую болезнь. (нет)
4.В организме человека витамины не образуются или образуются в очень небольших количествах. (да)
5.Основным источником витаминов являются растения.(да)
6.Витамины способствуют образованию ферментов.(да)
7.Овощи для варки нужно класть не в кипящую, а в холодную воду. (нет)
8.Витамины разрушаются при контакте с кислородом.(да)
В заключении урока давайте вместе сформулируем принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма.
Пища должна быть разнообразной, свежей, правильно приготовленной.
Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов.
Больше времени бывать на улице.
Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять чай и кофе.
Принимать лекарственные препараты (антибиотики, аспирин, снотворное) только по рекомендации врача.
Регулярно принимать готовые витаминные препараты по рекомендации врача.
Не злоупотреблять витаминами.
Решение проблемной ситуации.
Давайте вернемся к началу урока. Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет.
(Объяснения учащихся).
Высказывание | Факт |
Витамины есть только в овощах и фруктах. | Витамины содержатся как в растительной, так и в животной пище. |
Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее. | Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток. |
В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С. | Да. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. |
Витамины нужно принимать только зимой и весной. | Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача. |
Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям. | Да. |
Рефлексия.
Домашнее задание: (Слайд)\
параграф 38;
закончить таблицу;
записать термины в тетрадь;
найти рецепт самого витаминизированного салата.
Выполните ТЕСТ «ЕСТЬ ЛИ У МЕНЯ АВИТАМИНОЗ?»
1.Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой? А – да Б- нет
2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние? А – да Б – нет
3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года? А – да Б – нет
4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость? А – да Б – нет
5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью? А – да Б – нет
6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением? А – да Б – нет
7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку? А – да Б – нет
8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам ?А – да Б – нет
9. Каждый день у вас на столе бывает зелень? А – да Б – нет
10. Вы много времени проводите на свежем воздухе? А – да Б – нет
Подсчет результатов
За каждый ответ «А» - 1 балл,
за каждый ответ «Б» - 0 баллов
0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.
1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.
3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.
6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.
9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни Будьте здоровы! Берегите себя и своих близких.
МАРШРУТНАЯ КАРТА
УЧЕНИ___ 8 КЛАССА______________________________________
1.Витамины_-_________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ –
2.Ферменты - это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма.
Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ.
3.Витамины обозначают буквами латинского алфавита ___________- и цифрами, определяющими порядок их открытия (____________).
4.Сейчас их известно около ……видов.
5. Классификация витаминов
Витамины
6.Наибольшее количество витаминов имеется в_______________ продуктах, но некоторые содержатся только в _______________ продуктах.
7.________________- недостаток витаминов.
8.___________________- полное отсутствие витаминов.
9. _________________- избыток витаминов
Характеристика витаминов
Витамин | Название | Суточная потребность (мг) | Источники витамина | Влияние на организм | Проявление авитаминоза |
А | | | | | |
В | | | | | |
С | | | | | |
D | | | | | |
Витамин С
Витамин С – Аскорбиновая кислота. Содержится цитрусовых, шиповнике, черной смородине. В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах. Суточная потребность 0,9 мг.
Потребность в витамине С высока особенно зимой. В это время молодая хвоя сосны – лучшее средство. Стакан хвойного напитка содержит в 60 раз больше витамина, чем стакан лимонного сока.
Цинга – болезнь, вызванная недостатком витамина С. Выпадают зубы, лопаются кровеносные сосуды, часто наступает смерть. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в Экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там, погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной.
В 1747 г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой.
Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Потребность в витамине С возрастает зимой и весной.
Избыток витамина С ведет к повреждению поджелудочной железы и почек, вызывает аллергию.
Витамин D.
Витамин D (эргокальциферол) участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях, отвечает за правильный рост костей. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей. Суточная потребность – 2,5 мг.
Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.
Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.
У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов.
При избытке витамина D вымывается кальций из костей, повышается содержание кальция в крови, нарушается деятельность центральной нервной системы и почек.
Витамин А
Витамин А (ретинол) содержится в животной пище, особенно много его в рыбьем жире, говяжьей печени, сливочном масле, сметане, молоке. В растениях (абрикос, морковь, томат, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А. Каротин лучше растворяется в жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом.
Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте.
Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения кожи,
на состояние волос и ногтей. При его недостатке кожа становится сухой, трескается темнеет, изменяется состав сальных желез.
При избытке витамина А происходят изменения кожного покрова, слизистых оболочек и костей, возникают головные боли, малокровие.
Витамин В
Различают несколько видов данной группы: В1, В2 , В6, В12. Содержатся витамины группы В в печени, мясе, молоке, хлебобулочных изделиях, овощах, яйцах, проросшей пшенице.
В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).
Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.
В настоящее время установлено, что причиной данного заболевания является недостаток витамина В1. Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов, регулирует циркуляцию крови и кроветворение, активизирует работу мозга. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен.
Отсутствие витамина В2 (рибофлавин) ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.
Витамин В12 (кобаламин) необходим для продуцирования красных кровяных телец. Отсутствие витамина В6 (пиридоксин) вызывает дерматиты – заболевания кожи.
Избыток витаминов группы В приводит к аллергии.
Суточная потребность витаминов_В (тиамин) -1,5 мг, В2 (рибофлавин) 1,5- 2 мг, В12 (кобаламин) – 5 мг
Урок в 8 классе по теме «Витамины»
Автор: Катаева Наталья Сергеевна, учитель биологии МАОУ СОШ № 9 г. Златоуст Челябинской области
Назначение:
данный урок предназначен для учителей биологии.
Цели и задачи урока:
формирование у учащихся понятия о витаминах и авитаминозах;
развивать умение критически мыслить;
воспитывать сознательное отношение к своему здоровью;
Оборудование:
кластер «Витамины», конверты с заданиями для первой работы в группах, карточки для второй работы в группах.
Учебник:
Биология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. - Изд. 3-е, перераб.- М. : Вентана – Граф, 2010. – 272 с.: ил.
Витамины §38
Ход урока
I Организационный момент
II Сообщение темы и цели урока
III Проверка д/з
Фронтальная беседа.
1.Как используются пищевые вещества, попавшие в клетку?
Белки, жиры, углеводы распадаются на составные части, из которых могут быть созданы другие белки, жиры, углеводы, свойственные данному организму и никакому другому.
2.На какие вещества распадаются белки, жиры, углеводы?
Белки распадаются на аминокислоты, жиры – на глицерин и жирные кислоты, сложные углеводы – на глюкозу и простые сахара.
3.Как вы думаете, достаточно ли в организме этих веществ для нормального существования?
(Высказываются предположения)
4.Какие вещества ещё необходимы человеку для его жизни?
Человеку необходимы вода и минеральные соли.
IV Новый материал
Учитель:
В 1880 году русский учёный Лунин экспериментально установил, что в пищевых продуктах имеются неизвестные факторы питания, необходимые для жизни. Он обнаружил, что белые мыши, получавшие цельное молоко, росли хорошо и были здоровы, но погибали, если их кормили смесью из основных составных частей молока: белка – казеина, жира, молочного сахара, солей и воды. Оказалось, что кроме этих веществ человеку необходимы витамины.
Вызов
Какие ассоциации вызывает у вас слово «Витамины»?
(заслушиваются ответы)
В конце урока вы должны ответить на вопрос, который записан на доске: "Человек может прожить без витаминов?!"
Осмысление
Учитель:
Витаминами называют поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности. За редким исключением витамины не вырабатываются в организме человека, а синтезируются растениями и животными, которые служат ему пищей.
Термин « витамины» в 1912 году предложил польский учёный Функ.
При недостатке того или иного витамина активность соответствующего фермента снижается. Реакции, которые они катализируют, замедляются или прекращаются полностью. Обмен веществ нарушается, развивается болезнь. Недостаток витаминов ведёт к особому нарушению обмена веществ – гиповитаминозу. В настоящее время известно более 25 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, Д и цифрами, определяющими порядок открытия витаминов данной группы – В1, В12.
(записи в тетрадях)
К чему ведёт нехватка витаминов? А избыток?
(заслушиваются ответы)
РЕКЛАМА
Работа в группах.
На доске вывешиваются названия витаминов: А, В, С, Д.
Каждой группе выдаются конверты с карточками, на которых записаны симптомы гиповитаминоза и продукты, в которых содержатся витамины. Ученики должны правильно выбрать необходимый текст и вывесить на доске под витамином, а потом зачитать ответы.
1 группа. «Витамин А»
Из §38 выберите правильный ответ.
1. При недостатке этого витамина выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды, возникает цинга.
2. При недостатке этого витамина неправильно формируется скелет, искривляются кости ног, возникает рахит.
3. При недостатке этого витамина кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, возникает « куриная слепота».
4. Витамин содержится в свежих овощах и фруктах, в квашеной капусте.
5. Витамин содержится в хлебе, фруктах, пивных дрожжах.
6. Витамин содержится в печени трески, в сливочном масле.
2 группа. «Витамин В1»
Из §38 выберите правильный ответ.
1. При недостатке этого витамина неправильно формируется скелет, искривляются кости ног, возникает рахит.
2. При недостатке этого витамина человек быстро утомляется, становится нервным, раздражительным, у него может возникнуть болезнь «бери-бери».
3. При недостатке этого витамина выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды, возникает цинга.
4.Витамин содержится в свежих овощах и фруктах, в квашеной капусте.
5. Витамин содержится в хлебе, фруктах, пивных дрожжах.
6. Витамин содержится в рыбьем жире, морской рыбе.
3 группа. «Витамин С»
Из §38 выберите правильный ответ.
1.При недостатке этого витамина кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, возникает « куриная слепота».
2. При недостатке этого витамина человек быстро утомляется, становится нервным, раздражительным, у него может возникнуть болезнь «бери-бери»
3. При недостатке этого витамина выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды, возникает цинга.
4.Витамин содержится в печени трески, в сливочном масле.
5. Витамин содержится в хлебе, фруктах, пивных дрожжах.
6. Витамин содержится в свежих овощах и фруктах, в квашеной капусте.
4 группа «Витамин Д»
Из §38 выберите правильный ответ.
1. При недостатке этого витамина выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды, возникает цинга.
2. При недостатке этого витамина человек быстро утомляется, становится нервным, раздражительным, у него может возникнуть болезнь «бери-бери»
3.При недостатке этого витамина неправильно формируется скелет, искривляются кости ног, возникает рахит.
4.Витамин содержится в печени трески, в сливочном масле.
5. Витамин содержится в хлебе, фруктах, пивных дрожжах.
6. Витамин содержится в рыбьем жире, морской рыбе.
Рассказы учеников.
Витамин С.
Веками участники длительных путешествий страдали от цинги. Известно, что в экспедиции Васко да Гама от цинги погибло около 60 % моряков. Такая же судьба постигла участников экспедиции Витуса Беринга в 1741 году. Известно, что английских моряков называли «лимончиками», так как они в обязательном порядке должны были брать с собой в путешествие лимоны, и случаев заболевания цингой во время плавания у них не наблюдалось.
А на Руси цингу лечили с помощью отвара из хвои сосны, ели. Так, ничего ещё не зная о витаминах, люди опытным путём спасались от этого заболевания. В Карибском море существует остров, Кюрасао (по-португальски означает « оздоравливающий»), потому что росшие в изобилии на острове фрукты спасли от гибели моряков, заболевших цингой.
Витамин А
По химическому составу он близок к веществу каротину, содержащемуся в растениях (морковь, шпинат, абрикосы, помидоры). Превращение каротина в витамин А происходит в стенке кишки и печени. Нужно помнить, что без жира каротин не усваивается, поэтому при кулинарной обработке растений необходимо добавлять сливочное или растительное масло. Витамин А входит в состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки. При отсутствии витамина А поражаются роговица глаз, кожа, дыхательные пути. Ранним проявлением недостатка этого витамина является « куриная слепота», то есть неспособность видеть при слабом освещении. В 1 кг печени белого медведя накапливается столько витамина А, что его хватило бы на добрых 40 лет. Такое количество витамина может вызвать тяжёлое, даже смертельное отравление. Есть предположение, что от такого отравления погибла экспедиция полярного исследователя Андре. Злоупотреблять витамином не следует.
Витамины группы В.
Об этом заболевании знали в Китае ещё 2 тысячи лет назад. У больных появлялась «походка на цыпочках», происходило расстройство движений, и наступал паралич. В переводе с сенегальского название болезни переводится как «большая слабость» или « ножные оковы». Заболевание это было вызвано отсутствием в пище витамина В1. Существует несколько витаминов группы В.
В6 участвует в превращениях аминокислот и в обмене углеводов. В12 регулирует кроветворную функцию, рост нервной ткани.
Витамин Д
При его недостатке развивается рахит, особенно часто у детей. При рахите в костях не откладывается кальций, они становятся нетвёрдыми, ноги и позвоночник уродливо изгибаются. Особенно могут пострадать от этого заболевания дети первого года жизни, которые появились на свет осенью или зимой. Известно, что помогает избежать рахита загорание под прямыми солнечными лучами.
Самостоятельная работа.
Найдите в § 38 ответ на вопрос: Как сохранить витамины в продуктах питания?
(записи в тетрадях)
V Закрепление пройденного
Рефлексия
Работа в группах.
1группа. «Географы»
Во время одной из экспедиций Христофора Колумба часть экипажа заболела. Дёсны у моряков начали кровоточить, зубы выпадали. Моряки попросили их высадить на какой – либо остров, чтобы они могли спокойно там умереть. Через несколько месяцев на обратном пути корабли Колумба вновь подошли к берегу этого острова. Каково же было изумление прибывших, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми.
От какой болезни страдали моряки? Почему они выздоровели?
2 группа. «Историки»
В Англии в конце ХVIII века у населения целых кварталов кости теряли прочность, искривлялись. Из – за чего возникала так называемая «английская болезнь»? Можно ли предотвратить её развитие?
3 группа. «Врачи»
Голландский врач Эйкман, в 1896 году, работая на острове Ява, исследовал заболевание со следующими симптомами: расстройство движений, паралич.
Он обнаружил, что среди коренного населения острова процент заболевания был выше среди лиц, питавшихся полированным, очищенным от оболочки рисом.
В опытах он установил, что при кормлении кур полированным рисом, у них появляются симптомы, аналогичные проявлениям болезни у человека. Добавляя в пищу водный экстракт из отрубей риса, Эйкман добился изменения этого заболевания.
Как называлась эта болезнь? Из – за чего она возникала? Можно ли предотвратить развитие этой болезни?
4 группа. «Военные»
Известный актёр, клоун Ю.В.Никулин в книге «Почти серьёзно» рассказывал, что во время Великой Отечественной войны многие солдаты в тёмное время не могли ориентироваться. Во время боя, те солдаты, у которых не было этого заболевания, подносили снаряды к орудиям.
Чем это было вызвано? Как называется эта болезнь? Из – за чего она возникает? Можно ли предотвратить её развитие?
5 группа. «Литераторы»
А. С. Пушкин писал: « Я не люблю весны. Весной я болен». И вы хорошо знаете, что работалось ему лучше всего осенью. Как вы думаете, с чем это было связано?
6 группа «Биологи»
В некоторых странах существует традиция: женщины полностью закрывают своё тело одеждой, оставляя лишь щель для глаз. Перечислите нежелательные эффекты в функционировании организма, которые могут возникнуть у таких женщин. Назовите причину.
В конце урока учитель обращает внимание учеников на проблемный вопрос, записанный на доске:
"Человек может прожить без витаминов?!"
(заслушиваются высказывания учеников)
VI Домашнее задание
Пересказ § 38
VII Подведение итогов урока