СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Воздух"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Воздух"»

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: воздух, свойства воздуха. Океан, которого нет на карте.

Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока "окружающий мир".

Задачи урока:

1. Проверить знания обучающихся об океанах.

2. Познакомить с новыми терминами "воздушный океан", "атмосфера", «тропосфера», «стратосфера», «мезосфера», «литосфера»

3. Формирование образного представления об атмосфере - воздушной оболочке Земли. Дать первоначальные сведения о строении атмосферы.

4. Познакомить с некоторыми свойствами воздуха, их использовании человеком.

5. Продолжить формирование умений работы с источниками информации и навыка устного составления рассказа.

6. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.

7. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.

Планируемые результаты

Предметные: уметь объяснять значение терминов "материк", "океан", расширить знания о материках и водных пространствах нашей планеты, находить на глобусе материки, океаны.

Метапредметные:

  • Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

Регулятивные:

  • Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

  • Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные:

  • Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками

Форма проведения урока: индивидуально-групповая

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, демонстративный глобус, карта полушарий, ИТК, раздаточный материал, энциклопедии, оборудование для опытов: стаканы, мел, кусочки бумаги, хлеб, мел..

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, лёгкий ветерок!

Здравствуй, миленький дружок!

(Поздороваться с гостями)

Актуализация знаний.

На уроках окружающего мира вы всегда открываете для себя что – то новое, интересное, и этот урок не будет исключением. На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои.



Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями. Эпиграфом нашего урока будут слова: “Главным признаком полного знания является умение пользоваться знанием”. Перед тем как начать урок, я хочу предложить вам разгадать ребус.

Океан

Что такое океан? Какие океаны вы уже знаете?

Создание проблемной ситуации.

Пять огромных океанов омывают нашу сушу. Кроме Атлантического, Тихого, Индийского, Южного и Северно-Ледовитого океанов существует ещё один -самый большой океан. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане. Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды. Словно огромные серебряные рыбы проплывают по его просторам самолеты. Мы с вами живём на дне этого океана в несколько сот километров глубиной. Дно его — вся поверхность Земли, её долины, горы, пустыни, моря...

-Что же это за невидимый океан, без которого мы не можем обойтись, вы узнаете, разгадав кроссворд по теме «Вода»( проверка пройденного материала)

Работа в группах


А

Т

М

О

С

Ф

Е

Р

А


Что такое атмосфера? Где найти значение слова? (работа в энциклопедии)

Запись: атмосфера (древнегреч. “атмос” - воздух, “сфера” - шар).

Целеполагание

Ответы на какие вопросы вам хотелось бы сегодня получить?

-Что такое атмосфера? Из чего она состоит? Для чего она нужна ?

Просмотр фильма об атмосфере. Вопросы по содержанию:

-Что такое атмосфера?

-Из скольких слоёв состоит атмосфера?

-Кто запомнил их названия?

(аншлаги слов в уголок «пиши правильно»)

Работа в парах. Работа с учебником.

-Узнали ли вы из просмотренного фильма о том, для чего нам нужна воздушная оболочка-атмосфера?

-Где мы можем получить эту информацию?

- Изучите самостоятельно страницы 96-97 и обсудите с соседом по парте.

- Зачем нам и всем живым организмам нужна атмосфера?

Выводы учащихся:

1. Атмосфера защищает Землю от метеоритов, губительного излучения и холода космического пространства.

Обобщение учителя:

На пути Земли в космическом пространстве встречается немало мелких камней и огромных каменных глыб, которые движутся вокруг Солнца. Избежать столкновения невозможно. Когда метеориты пролетают вблизи Земли, некоторые из них влетают в земную атмосферу со скоростью 30- 200 тысяч километров в час.

- А, сейчас, потрите рука об руку. Что вы чувствуете?

Если потереть сильно ладони рук друг о друга, то они разогреются. Это результат трения. То же происходит камнями во время полета в атмосфере.

Они так сольно разогреваются, что сгорают в атмосфере, не достигнув поверхности Земли. Однако некоторые наиболее крупные из небесных камней удается пробить “броню” Земли и достичь ее поверхности. Камни, упавшие на Землю, называются метеоритами. Если бы не было, воздушной оболочки, небесные камни сыпались бы сплошным дождем.



Вывод учащихся:

2. Слой воздуха, нагретый у поверхности Земли, как одеяло удерживает тепло. Он не дает Земле нагреваться или охлаждаться до той температуры, при которой все живое гибнет.

Обобщение учителя.

Давайте, сравним такие научные факты:

  • У Меркурия и Луны нет атмосферы, оттого там резкие перепады жары и холода.

  • Днем на Меркурии поверхность раскаляется до +420 С, с приходом ночи охлаждается до – 180 С.

  • Поверхность Луны, освещенная Солнцем, нагревается до +130 С, а ночью остывает до -180 С.

  • Воздух относится к неживой природе Земли, но без него жизнь невозможна.

3.Воздух ,вернее, кислород, находящийся в нём, нужен для дыхания живым организмам.

- Где можно обнаружить воздух?

- Воздух находится вокруг нас. Воздух содержится в почве, в живых организмах, в воде.

- Почему же мы не видим воздух?

- Воздух прозрачный и бесцветный.

- Если воздух прозрачен и бесцветен, то откуда мы знаем, что он существует?

-Сейчас мы с вами будем учёными- исследователями и проведём несколько опытов.

Практическая работа. Работа в группах.

Для дальнейшей работы нам надо разделиться группы. Каждая группа выполняет все три опыта.

- Сейчас, выполнив следующие опыты, мы докажем присутствие воздуха вокруг нас.

- Давайте вспомним правила поведения опытов.

(Дежурный раздает карточки, на которых разработаны “Правила поведения при проведении опытов”).

. Правила поведения при проведении опытов.

-Прежде, чем приступить к опытам мы должны познакомиться с «Правилами поведения при проведении опытов», которые вы видите на доске.

1. Необходимо бережно относится ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.

2.Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

3.Опыты проводятся поочерёдно каждым учеником.

4. Если опыт проводит один ученик, то второй молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведённого опыта.

5. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.

6.Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только с разрешения учителя

7. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

Учащиеся читают инструкции, проводят опыты и записывают в таблицу результаты. Представитель каждой группы рассказывает о проведении одного опытов и зачитывает выводы.

Сост .в природе

Цвет

запах

вкус

форма

Как проводит тепло

При нагрев.

При охлажд.

- В реальности существования воздуха легко убедиться, проделав простой опыт: 1 опыт

- Сложи газету в несколько раз и взмахни ею около своего лица.

- Что вы почувствовали? Это заколебался воздух.

- Какой вывод мы можем сделать? (Воздух окружает нас со всех сторон)

  Что ощущаем?(движение)

-Как в природе называется движение воздуха? (ветер)

Ф/м “Дует ветер нам в лицо…”

 - Всегда ли ветер бывает такой легкий и ласковый? Какие еще ветры вы знаете? Открыть доску.

Ураганы
тайфуны
циклоны

Смерчи
(торнадо)

- Все это бури, скорость ветра которых достигает 120 км/ч. Такие ветры способны снести здания. Обычно сопровождаются ливнями.

- Это вращающиеся воронки со скоростью ветра до 5000 км/ч. Воронка засасывает все на своем пути (случай с розовыми лягушками).

Много бед приносят ветры. Но представьте на минуту, что на Земле нет ветра. Нет ветра в нашем промышленно развитом городе, где есть заводы, фабрики, шахты, разрезы, взрывы. Что произойдет?

- Чем для нас является ветер? Другом или врагом? Почему?

- Трубы от заводов и фабрик выбрасывают дым высоко в небо. Там на высоте дуют мощные ветры. Они подхватывают клубы дыма и рвут их в клочья, развеивают, смешивают с чистым воздухом, быстро снижают опасность ядовитых газов. Высокие трубы отводят беду от живущих поблизости людей. Но ведь ядовитые газы все равно поступают в воздух. Там они накапливаются, а потом выпадают с осадками в других районах.

- Постарайтесь, когда вырастете и приобретете профессию, наладить производство так, чтобы ваши потомки дышали чистым воздухом.


- Какими же свойствами обладает воздух?

2 опыт

-Закройте текст ладошкой. Не отрывая ладошку прочитайте текст.

-Почему вы не можете этого сделать? (Это потому, что ваша ладошка непрозрачна.)

- Уберите ладошки. Сейчас между текстом и вами только воздух.

- Можете вы назвать цвета сквозь воздух?

-Какой вывод мы можем сделать? (Воздух прозрачен.)


- А всегда ли окружающий нас воздух прозрачен?

Вывод: Прозрачен чистый воздух. Дым костра, дым из труб домов загрязняют воздух частицами гари и пыли. Воздух становится непрозрачным. Часто загрязнение воздуха связано с деятельностью человека. На уроках экологии мы говорили о том, как бороться с загрязнением воздуха.

3 опыт

- Как вы думаете, а можем ли мы нарисовать воздух? Почему?

- Какой вывод мы можем сделать?

4 опыт

- Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?

-Как вы думаете почему?

В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух не имеет запах.

-Какой вывод мы запишем на наших листочках?

-Всегда ли окружающий вас воздух прозрачен и не имеет запаха?


Вывод 5

- Посмотрите на окна в нашем классе. Там вставлены двойные рамы?

- Как вы думаете, зачем это сделано?

(Воздушный слой между двойными рамами не выпускает тепло на улицу и сохраняет его в комнате.)

-О каком свойстве воздуха мы узнали?

(Воздух плохо проводит тепло.)

- А теперь с научной точки зрения объясните, почему в зимний холодный день воробей сидит «нахохлённый»?

- Как в быту человек использует знание об этом свойстве воздуха?  

В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому она хорошо сохраняет тепло нашего тела в холодную погоду. В ватном халате тоже много воздуха, а так как воздух плохо проводит тепло, то в жаркую погоду он не даёт перегреваться телу человека.

Теперь вам понятно, почему под снегом тепло растениям, почему они не замерзают.

Вывод 6

- Зачем в жаркий день мы надеваем на голову панамку?

-Когда светит солнце, поверхность земли нагревается? Почему, как вы думаете?

-Если бы воздух не пропускал солнечные лучи, могло бы это произойти?

- Значит, какой вывод мы можем сделать?

(Воздух хорошо пропускает солнечные лучи)


5 опыт

Положите наручные механические часы рядом с собой на стол.

- Из какого материала сделан стол?( из дерева)

- Вы слышите, как часы тикают?

Постепенно удаляйте часы от себя до тех пор, пока не перестанете слышать их ход.

- Прислоните ухо к столу, что вы слышите?

- Как вы думаете, почему это происходит?

- Что же лучше передаёт звук дерево или воздух?

- Какой вывод мы запишем?

Воздух хуже передаёт звук, чем дерево.

- Не только дерево проводит звук лучше, чем воздух, но и любой твёрдый предмет. В древние времена о приближении вражеской конницы люди узнавали, прикладывая ухо к земле. И партизаны во время Великой Отечественной войны использовали это свойство.




6 опыт Опустить в стакан с водой комочек почвы, сухаря, мела.

- Что ты наблюдаешь?

- К поверхности воды начинают подниматься мелкие пузырьки.

- Откуда они появились?

- Когда тело опускают в воду. Она вытесняет воздух из всех щелей и отверстий, которые он занимал. В форме пузырьков воздух стремится к поверхности воды.


7 опыт

Лизните воздух . Какой у него вкус? (безвкусный)


8 опыт

Возьмите в руки воздух. Какую имеет форму?(не имеет формы)


7 вывод

Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета? Какого цвета стены?

А какого цвета воздух?(бесцветный)



-Какие ещё свойства воздуха использует человек?

9 опыт

Возьмите мяч, сожмите его руками. Ударьте мячом об пол. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружилось?

Запись: воздух сжимаем и упруг.

- Посмотрите на эти два шарика. Какой из них более упругий? Почему?

- Могу ли я сделать второй шарик таким же упругим, как и первый? Что для этого нужно сделать? (Добавить воздуха).

- Что происходит с шариком, когда мы добавляем воздух? (Воздух сжимается).

Где еще используется это свойство? (качаем шины, надуваем шары, спасательные круги…)).

Почему вы не боитесь плавать, надев спасательный круг?

- У кого из вас есть резиновая лодка? Почему вы не боитесь в ней плавать? Какое свойство воздуха обнаружили?

8 вывод

Воздух легче воды.


-Почему люди в бане поднимаются на полок, ближе к потолку, чтобы попариться? Что происходит с горячим воздухом?

9 вывод


Горячий воздух поднимается вверх.


(движение воздуха вырабатывает энергию)


Люди заметили, что ,когда топится печь, из трубы вверх поднимается тёплый воздух. Это свойство воздуха и решили использовать для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар. Он двигался туда, куда дул ветер. Вскоре ученые создали воздушный шар, который был оснащен рулем, им можно было управлять. Такой воздушный шар назвали аэростат.

* карточка: аэростат


Итог урока. Рефлексия.

-Давайте подведём итог наших исследований. Какие задачи мы ставили в начале урока?

- Какие свойства имеет воздух?

- При ответе на этот вопрос вам помогут листочки, на которых вы делали записи во время урока.


7. Домашнее задание.

Дифференцированное или творческое


а).Ответы на вопросы после текста;

б). Подготовить пересказ;

в). Подготовить сообщение о слоях атмосферы.

Оценивание.


 Что такое воздух? Из чего же состоит наш невидимка вы узнаете на следующем уроке.

Вывод: Наша планета Земля - неповторима. Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней живем мы. Поэтому мы с вами должны как можно больше узнавать о нашей планете и беречь ее.