Тема урока: Взаимодействие популяций разных видов
Тип урока: комбинированный (урок-поиск)
Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии и сложном характере взаимосвязей между живыми организмами в природе.
Задачи: продолжить развитие интеллектуальных способностей учащихся (умения обобщать, анализировать синтезировать, делать выводы); развитие мышления в процессе изучения темы; формирование экологически грамотной личности, способной любить и беречь родную природу.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, иллюстрации с изображениями различных типов взаимодействий, на доске – названия типов взаимодействия.
Предварительная подготовка: класс делится на группы; к уроку каждая группа получает карточку-задание, на которой записана форма взаимоотношений между организмами; обучающиеся должны найти материал по этой форме взаимоотношений, составить презентацию. Рассказать на уроке об этой форме взаимоотношений с одновременным показом мультимедийной презентации.
Ход урока
I. Организационный момент. (1 минута)
II. Изучение нового материала. (19 минут)
Слайд 1
Учитель: тема урока «Взаимодействие популяций разных видов».
Слайд 2
Цель урока: знать различные типы взаимодействий организмов, уметь определять типы взаимодействий между организмами, уметь приводить собственные примеры.
Все организмы, обитающие на нашей Земле, находятся во взаимоотношениях между собой. Формы этих взаимоотношений очень разнообразны. Взаимодействия принято обозначать с помощью знаков: нейтрально 0; полезно +; вредно -.
Слайд №3
Они могут быть
взаимнополезные (+ +): симбиоз, мутуализм, протоокоперация;
полезновредные (+ -): хищничество, паразитизм;
взаимновредные (- -): конкуренция,
вреднонейтральные отношения (- 0): аменсализм
полезнонейтральные отношения (+ 0): комменсализм (квартиранство, нахлебничество, сотрапезничество)
нейтрализм (0 0).
Слайд №4 - обозначения.
Учитель: В природе взаимоотношения очень разнообразны, со многими вы уже знакомы.
Учащиеся получают на столы картинки различных пар организмов с изображениями разных биотических взаимодействий.
Учитель (предлагает): назовите известные взаимодействия.
Учащиеся (работа в малых группах) называют те взаимодействия, которые для них хорошо знакомы - симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренция.
Учитель (предлагает) Внимательно прослушать сообщение о результатах исследований обучающихся и заполнять по ходу их выступлений таблицу. В конце урока будет проверка.
Тип взаимодействия | Вид 1 | Вид 2 | Характер взаимодействия | Примеры |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Выступление обучающегося «Симбиоз»
Дополнение к выступлению обучающегося
Взаимовыгодные отношения - отношения, при которых оба организма получают выгоду-пользу (Симбиоз, мутуализм, протокооперация).
Слайд №5
Симбиоз – тесные неразделимые взаимовыгодные отношения, при которых два организма образуют неразделимое единое целое.
На слайде представлены: внешний вид лишайника, а также строение лишайника в разрезе (гифы грибов и водоросли).
Среди организмов с развитыми биотическими связями особое место занимают муравьи. Муравьи занимаются «животноводством» - разводят тлю и «растениеводством» - создают грибные сады. В Амазонии они ведут «комплексное сельское хозяйство» - строят гнезда - плантации, куда затаскивают помет позвоночных животных, сажают растения-эпифиты, а на этих растениях разводят тлю, получение выделение которой является основной целью такой «фермы».
Центральной Америке у одного из видов акации возникли симбиотические взаимоотношения не менее тесные, чем между бобовыми и клубеньковыми бактериями. На стебле акации расположены специальные питательные органы, в которых поселяются муравьи, питающиеся сладким нектаром. За эту пищу, муравьи ведут сторожевую службу и не только уничтожают насекомых – вредителей, которые пытаются напасть на растение - кормильца, но и сдирают кору и иссушают побеги других деревьев, если они соприкасаются с побегом, на котором они живут. Таким образом, они осветляют полог и обеспечивают для своей акации световой режим. Если уничтожить муравьев, акация быстро погибает от вредителей.
Слайд № 5
Мутуализм - отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную пользу, и партнеры (или один из них) не могут существовать друг без друга.
Интересные случаи взаимопомощи у растений отмечаются в полупустынях Америки, где в естественных условиях растут кактусы. Кактусы обладают особым типом фотосинтеза – они днем фотосинтезируют при закрытых устьицах, чтобы не испарять воду, а ночью запасают углекислый газ. Такая экономия воды ведет к перегреву кактусов. Молодые кактусы на открытом солнце погибают. Спасают их растения – няни из семейства губоцветных, которые притеняют молодые
растения. При увеличении осадков и более прохладном климате - в сухих горных лесах, в услугах растений – нянь они не нуждаются.
Слайд №6
Протокооперация - отношения, при которых совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них.
Видеофрагмент 1.
Выступление обучающегося «Паразитизм»
Полезновредные - паразитизм и хищничество
Дополнение к выступлению
Слайд №7
Паразитизм - форма взаимоотношений организмов разных видов, при которой один их них (паразит) использует другого в качестве источника пищи и среды обитания, возлагая на него регуляцию своих взаимоотношений с внешней средой.
Видеофрагмент 2. Эктопаразитизм
Учитель: по характеру связей со своим местообитанием различают несколько видов паразитов:
Эктопаразиты - питаются телом хозяина, находясь на его поверхности ( блохи, клещи, вши; мучнистая роса).
Эндопаразиты - внутренние паразиты, живущие внутри тела хозяина и питающиеся его соками и тканями ( клещи, пиявки, веслоногие ракообразные в жабрах рыб, глисты).
Выступление обучающегося «Хищничество»
Дополнение к выступлению
Хищничество - способ добывания пищи и питания животных (иногда и растений), при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных - жертв. Хищники первого порядка нападают на "мирных" травоядных животных, второго - на более слабых хищников. Способность "переключаться" с одного вида добычи на другой является одним из необходимых экологических приспособлений хищников.
Видеофрагмент 3. Хищничество
Выступление обучающегося «Конкуренция»
Дополнение к выступлению.
Слайд №8
Взаимновредные - конкуренция (межвидовая и внутривидовая).
Слайд №9
Конкуренция - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же обычно ограниченных ресурсов.
Учитель: кроме 3 групп названных взаимодействий, существует еще несколько типов:
нейтрализм - межвидовое взаимодействие биотических факторов. Оба вида не оказывают никакого воздействия друг на друга. В природе истинный нейтрализм крайне редок или даже невозможен, поскольку между всеми видами возможны косвенные взаимоотношения. В связи с этим понятие нейтрализма часто распространяют на случаи, когда взаимодействие между видами слабое или несущественно.
Учитель: приведите примеры нейтральных отношений.
Полезнонейтральные отношения – комменсализм (квартиранство, нахлебничество, сотрапезничество).
Слайд №10
Комменсализм - форма взаимоотношений двух организмов, при которой один организм-комменсал извлекает выгоду, используя особенности строения или образа жизни хозяина, для другого эти отношения безразличны.
Квартиранство - отношения, при которых вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди.
Сотрапезничество - отношения, при которых несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса.
Нахлебничество - форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.
Перед просмотром ролика (слайд № ), учитель задает вопрос: «Можете ли вы утверждать, что в ролике речь идет только о комменсализме?»
Видеоролик о комменсализме – (колибри и клещ).
Комменсализм (квартиранство – колибри – транспортное средство для клещей, а с другой стороны - о конкуренции – клещи являются конкурентами колибри и еще о мутуалистических отношениях – клещи питаются нектаром строго определенных цветов)
Вреднонейтральные – аменсализм.
Слайд №11
Аменсализм - один вид испытывает угнетение, другой – безразличен
Проверка заполнения таблицы (карточки- заполненная таблица)
Типы биотических взаимодействий.
Тип взаимодействия | Вид 1 | Вид 2 | Характер взаимодействия | Примеры |
Симбиоз | + | + | Тесное неразделимое обязательное взаимовыгодное сотрудничество | Лишайники (гриб + водоросль) |
Мутуализм | + | + | Выгодное и обязательное сотрудничество | Шмель - клевер |
Протокооперация | + | + | Взаимовыгодное, но необязательное сотрудничество двух популяций | Пчелы - луговые травы |
Паразитизм | + | - | Один вид живет за счет другого, поселяясь внутри или на поверхности его тела | Бычий цепень-человек |
Хищничество | + | - | Хищник убивает жертву и съедает ее | Щука-карась |
| | | | |
Конкуренция: а) межвидовая б) внутривидовая | _ | _ | а) Оба вида испытывают угнетение б) Подавление особей внутри одного вида | а) Серая крыса - чёрная крыса б) Самоизреживание у растений |
Нейтрализм | 0 | 0 | Ни одна популяция не оказывает никакого воздействия на другую | Стрекоза-муравей |
| | | | |
Комменсализм: а) нахлебничество б) сотрапезничество в) квартиранство | + | 0 | а) Один вид использует остатки пищи другого б) Использование разных частей одного ресурса в) Один вид использует другой в качестве жилья или убежища | а) Рыба - прилипала-акула б) Копытные - сурки в) Кольчатый червь-рак-отшельник |
Аменсализм | _ | 0 | Один вид испытывает угнетение, другой - безразличен | Светолюбивые травы-ели |
IV. Закрепление (15 минут)
Слайд№12
Задание 1. Какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке таблицы, подберите соответствующие пары (самостоятельно):
Тип взаимоотношений | Примеры растений и животных |
1. Хищничество | А.Густой подрост ельника |
2.Симбиоз | Б.Волк и олень |
3. Аменсализм | В.Травы под елью |
4. Конкуренция внутривидовая | Г.Лишайники |
5.Конкуренция межвидовая | Д.Аскарида и человек |
6.Паразитизм | Е.Бабочка Адмирал и растение Телекия красивая |
7.Протокооперация | Ж.Прусак и чёрный таракан |
8.Мутуализм | З. Акула и рыба-прилипала |
9.Комменсализм | И. Пчёлы и луговые цветы |
10.Нейтрализм | К. Синица и лягушка |
1-Б; 2-Г; 3-В; 4-А; 5-Ж; 6-Д; 7-И; 8-Е; 9-З; 10-К.
Задание 2. Назовите тип биотических отношений, который чаще всего появляется в природе, при взаимодействии следующих пар организмов ( каждому выдается карточка- задание):
волк-заяц, корова-жук навозник, лесная мышь - дуб(желудь), ель-гусеница сибирского шелкопряда, дятел-личинка короеда, рыжая лесная полевка-лесная мышь, рыжий муравей-гусеница пяденицы, ондатра- водяная крыса(полевка), сойка-рыжий муравей, взрослая ель-проросток березы, белый гриб-ель, гриб трутовик-береза, гриб пеницилл-бактерии, кукуруза-бодяк полевой, человек-аскарида, волк-дождевой червь, стрекоза-муравей, стрекоза-муха, карась-линь, шакал-лев, волк-ворон, пчела-липа.
Ответы: волк-заяц (хищничество), корова-жук навозник ( комменсализм - ), лесная мышь – дуб(желудь) (хищничество), ель-гусеница сибирского шелкопряда (хищничество), дятел-личинка короеда (хищничество), рыжая лесная полевка-лесная мышь (межвидовая конкуренция), рыжий муравей-гусеница пяденицы (хищничество), ондатра (водяная крыса) –полевка (межвидовая конкуренция), сойка-рыжий муравей (нейтрализм), взрослая ель-проросток березы (аменсализм), белый гриб-ель (мутуализм), гриб трутовик-береза (паразитизм), гриб пеницилл-бактерии (конкуренция), кукуруза-бодяк полевой(межвидовая конкуренция), человек-аскарида(паразитизм), волк-дождевой червь(нейтрализм), стрекоза-муравей(нейтрализм), стрекоза-муха (хищничество), карась-линь (межвидовая конкуренция), шакал-лев (комменсализм- нахлебничество), волк-ворон (нейтрализм), пчела-липа (мутуализм).
V. Домашнее задание. Рефлексия. Оценки за урок.(5 минут)
§53; приготовить карточки с изображениями организмов, между которыми могут возникать различные взаимоотношения, можно в карикатурной форме.