Тема: Атмосферное давление.
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами частично-поискового метода.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление об атмосферном давлении и причинах его изменения с высотой; научить определять атмосферное давление с помощью барометра; дать информацию о ветре и причинах его образования, познакомить с типами ветров.
Развивающие: формировать познавательную активность, умения решать проблемные ситуации; развивать умение у учащихся самостоятельно добывать знания и формировать практические умения; продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их поисковая деятельность); развивать умение логически мыслить и делать выводы.
Воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, коммуникативных умений учащихся.
Тип урока: открытия новых знаний.
Форма урока: групповая, индивидуальная.
Ресурсы: учебник, презентационный материал, мультимедийное оборудование, раздаточный материал.
Ход урока
1 Оргмомент: Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой.
Перед началом урока у меня отличное настроение, я рад встрече с вами
- А какое настроение у вас?
На партах лежат индикаторы настроения, выберите тот, который соответствует вашему настроению на начало урока.
(Дети выбирают и демонстрируют тот индикатор настроения, который соответствует их эмоциональному состоянию на начало урока).
- Спасибо! Давайте настроимся на хорошую работу и начнем урок.
2. Мотивация.
В книге Вениамина Каверина «Два капитана» есть чудесные слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Пусть они станут девизом нашего урока.
- А как вы понимаете смысл этого девиза?
- Какое слово вам здесь более понятно?
Наверное, слово «искать».
- Что на уроках ищут учащиеся? (знания)
- Как вы думаете, мы найдем сегодня какие-то новые знания?
- А слова «бороться и не сдаваться» применительно к знаниям, что могут обозначать?
(Бороться с трудностями, которые встречаются на пути постижения знаний, не уйти с верного пути их постижения).
3.Определение темы урока и создание проблемной ситуации, формулировка учащимися темы урока «Атмосферное давление»
Для определения темы урока мы с вами проделаем опыт с двумя колбами.
Берем две колбы одинокого веса и объема. Взвешиваем, убеждаемся что колбы одного веса. Одну из колб нагреваем!
Учитель: как вы думаете, вес колбы уменьшится или увеличится?
Ученики: уменьшится
Учитель: Какой мы можем сделать из этого вывод?
Ученики: воздух имеет вес
Учитель: В 1 кубический метр воздуха весит 1,3 кг. Давайте высчитаем, каков объем воздуха содержит наше классное помещение.
Формула нахождения объема. V= Д*Ш*В
Длина = 8м, ширина = 6м, высота = 4 м
V= 8*6*4 = 192 куб. м. 192 * 1.3=249.6кг/куб.м.
Учитель: Почему воздух имеет вес, но мы этот вес не чувствуем?
Ученики: Это атмосферное давление давит на нас
Учитель: Записываем в тетрадку тему урока: «Атмосферное давление»
Учитель: На какие вопросы мы должны сегодня ответит
Ученики: 1. Что такое давление 2. Виды давления 3. Чем измерить 4. Изменение давления
Учитель: делит класс на 4 группы(группа выбирает капитана и название), каждая из групп получает задание и путевой лист.
1группа( работа с учебником и дополнительной литературой
1 При помощи учебника и доп. литературы дать определение «Атмосферное давление»
2. Какие виды атмосферного давления бывают.
3. Как обозначается и в чем измеряется атмосферное давление
4. Результат работы оформить на ватмане и представить остальным группам
2 группа(работа с ноутбуком, учебником, дополнительной литературой)
Устройство барометра
Кто создал прибор
Виды барометров
Почему мы не используем на уроках ртутный барометр
Результат работы оформить на ватмане и представить остальным группам
3 группа(работа с учебником , атласом)
Проанализировать , что происходит с давление при подъеме в гору , и при спуске с горы(составить правило)
Дать понятие изобары (работа с синоптической картой стр 32 атласа)
Решить задачи на определение атмосферного давления
Результат работы оформить на ватмане и представить остальным группам
4 группа(работа с учебником)
Распределение поясов атмосферного давления ( рисунок в учебнике , объяснить как меняется давление от экватора к полюсам)
Закрепление:
Участники групп задают друг другу перекрестные вопросы
За каждый правильный ответ получают жетон, та группа которая наберет больше всего жетонов получит оценку «отлично».
Рефлексия:
а) На уроке мне понравилось…
На этом уроке я узнал(а)…
Самым трудным для меня было…
б) смайлики-настроение