СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Что нам подарила осень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Что нам подарила осень"

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Что нам подарила осень"»

Урок 6
ЧТО НАМ ОСЕНЬ ПОДАРИЛА

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с понятием культурные растения, уточнения понятий плод, овощи, фрукты, ягоды, их значение для человека; способствовать развитию речи, воображения, творческих способностей; воспитывать уважение к труду на земле.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся определять понятия культурные растения, плоды, овощи, фрукты, ягоды, их значение для человека, классифицировать овощи и фрукты.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя).

Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – повторить и расширить сведения об овощах и фруктах, о витаминах и их пользе для организма; выполнять классификацию овощей и фруктов, усвоить то, что овощи и фрукты – кладовая витаминов; составлять описательный рассказ, знаково-символические – работать с таблицей.

Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; планирование учебного сотрудничества – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края.

Оборудование: таблички с изображением овощей, фруктов и т. д.; два блюда и муляжи овощей, фруктов, ягод; кружки разного цвета и нарисованные корзиночки для командной игры.

Ход урока

I. Организация начала урока. Слайд 1.

II. Повторение изученного материала. Слайд 2.

Выставка рисунков «Сентябрь уж наступил…».

– Рассмотрите внимательно рисунки, которые вы подготовили к уроку. Какие рисунки, по-вашему, наиболее удачны? Почему?

Учащиеся обмениваются впечатлениями, отмечают отличительные особенности наиболее интересных работ.

– Какие признаки осени вы отразили в своих работах?

II. Изучение нового материала.

1. Работа с пословицами и поговорками. Уточнение понятия «плод».

– Прочитайте пословицы и поговорки. Слайд 3.

 Осенью всякий плод краснеет.

 Осень что мамка: кисель да блины.

 Красна весна цветами, а осень – плодами.

– Как вы их понимаете? Что такое плод? (Плод – это часть растения, в которой находятся семена.) Какие плоды вы знаете? Перечислите их.

2. Рассказ учителя.

– В стародавние времена первые люди на Земле питались семенами диких растений. Эти семена иногда попадали в почву и вырастали рядом с жилищем первобытного человека. Заметив это, люди стали специально высаживать растения и ухаживать за ними. Так появились культурные растения.

– Подумайте, о каких растениях идёт речь?

Учащиеся высказывают свои предположения.

– Одни из них сажают в поле, их называют полевыми культурами. (Пшеница, рожь, ячмень, овёс, гречиха.) Слайд 4.

– Другие растут в саду – это садовые деревья и кустарники. (Яблоня, груша, слива, черешня, вишня.) Слайд 5.

– Третьи на огороде – это овощи. (Капуста, морковь, свёкла, картофель.) Слайд 6.

3. Постановка учебной задачи. Слайд 7.

– Перед вами различные плоды. Распределите их в группы.

- Что вызвало затруднение?

Физкультминутка

ПО СЫРОЙ ДОРОЖКЕ

Зашагали ножки

По сырой дорожке.

Шагают на месте.

Если лужа велика,

Нам видна издалека,

Рисуют в воздухе руками большой круг – воображаемую лужу.

Выберем, где суше,

Обойдём мы лужу.

Руку прикладывают ко лбу –
«делают козырёк» –
вглядываются вдаль.

Маленькую лужу

Обходить не нужно.

Становитесь, дети, в ряд,

Перепрыгнем всё подряд – прыг!

Перепрыгивают
на «сухое место».

IV. Закрепление пройденного.

1. Игра «Собираем урожай» (работа с учебником, с. 18).

– Давайте поиграем в командах: одна собирает растения огорода, а другая – растения сада. (За каждый правильный ответ команда получает помидорчик или яблочко в корзинку.)

2. Работа с текстом учебника (Э. Шим «Кто как одет»,
с. 18–19).

– Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём он? (Предположения учащихся.)

– Послушайте рассказ. (Читает учитель.)

– Согласны ли вы с тем, как автор описал овощи? Хотите что-нибудь добавить?

3. Работа по календарю сбора ягод (учебник, с. 20).

– Рассмотрите календарь сбора ягод. Какие ягоды здесь представлены? Назовите знакомые вам. Где вы их встречали? Когда же собирают каждую ягоду?

Работа по календарю проходит или на уроке (если осталось время), или можно предложить рассмотреть его дома вместе с родителями.

4. Выполнение заданий в рабочей тетради (с. 11, по выбору).

IV. Итог урока.

– О чём мы говорили на уроке? Что самое важное из материалов урока, по-вашему, нужно запомнить? Что вас заинтересовало больше всего? О чём хотели бы рассказать дома?







































Цели и задачи урока:

  • целостное гармоничное развитие младших школьников;

  • овладение школьниками основными компонентами учебной деятельности:

    • умением принимать учебную задачу,

    • производить контроль, самоконтроль, взаимоконтроль;

  • развитие мыслительных операций: анализ, синтез, классификация объектов природы на примере даров осени.

Принципы:

  • природосообразности;

  • педоцентризма;

  • учета актуальных для младших школьников видов деятельности;

  • культурологический;

  • учета межпредметных связей.

Формы обучения:

  • коллективная (фронтальная)

  • индивидуальная

  • групповая (в группах – командах, в парах)

Методы обучения:

  • организации и самоорганизации учебно – познавательой деятельноси

    • наглядный,

    • практический.

  • стимулирования и мотивации (игровые моменты),

  • взаимоконтроля и самоконтроля:

  • самостоятельности ученика.

Ход урока

Этап урока

Хронометраж

Деятельность учителя

I. Подготовительный

1 мин.

Учитель предлагает детям прослушать слова и попытаться определить, о чем будет идти речь на уроке:

- урожай, овощи, фрукты, корзина, закрома, запасы, осень, человек.

Затем предлагается ответить на вопрос: “А как вы понимаете пословицу СЕНТЯБРЬ ХОЛОДЕН, ДА СЫТЕН?”

II. Актуализации знаний

3 мин.

Учитель подводит итог сказанному:

- Вы все правы. Мы сегодня постараемся определить, какие дары приносит нам осень. Но сначала назовите, какие объекты живой и неживой природы мы можем наблюдать в пору уборки урожая.

III. Постановка проблемы, поиск ее решения методом проб и ошибок.

3 мин.

1) Приведите примеры, какие дары, приносит нам осень?

2) Попробуйте догадаться, на какие группы можно распределить все дары природы?

3) Учитель задает вопрос:

- Распределите в три группы морковь, грушу, грибы, объясните свой выбор.

IV. Основной этап

а) Работа с учебником

б) Первичное закрепление

в) Физминутка.

г) Индивидуально-дифференцированное задание.

д) Дидактическая игра “Соберем урожай”

е )Инсценировка “Спор овощей”

е) Дидиактическая игра “Что это такое?”

V. Подведение итогов, рефлексия

5 мин.

3 мин.

1 мин

3 мин.

4 мин

5 мин

4 мин

3 мин

1) Предлагается сравнить ответ учеников со схемой в учебнике.

Задание: открыть учебники на с. 15, рассмотреть схему.

2) Правы ли вы были?

3) Как сказать кратко, что растет в огороде?

4) Что растет в саду?

5) Что растет в лесу?

6) Приведите свои примеры к каждой группе.

7) Все, что перечислено, мы называем “дарами природы”. Почему?

8) Учитель предлагает, используя загадки, проверить, как дети знают овощи и фрукты. Ученики называют отгадку и говорят овощ это или фрукт.

А)

На грядке привалился на бочок
Солидный крутолобый… (кабачок)

Б)

Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней… (помидора)

В)

От частой поливки
Едва не промокла
Мохнатая, темно – лиловая …(свекла)

Г)

В бочке я моченое,
В печке я печеное.
Я не золотое,
Я не восковое,
Я на дереве вишу,
Круглое, большое.
У меня румяный бок,
Откуси – и брызнет сок
Кислый или сладкий.
Кто узнал, ребятки? (яблоко)

Д)

Голова на ножке,
Одежка на одежке.
Резаная, мятая –
Накормлю салатом я.
А заквасите под гнет –
Угощайтесь целый год.
Пироги пеките.
Кто я, назовите? (капуста)

Е)

Над землей торчит перо,
А в земле головка,
Защищаюсь я хитро,
Защищаюсь ловко.
Вы рубашки золотой
Лучше не снимайте:
Брызну горькою слезой –
Плакать помогайте.
Бью микробов наповал,
Помните и знайте.
Что за овощ я такой?
Дети, отгадайте. (лук)

Ж)

Родился на лиане я,
Нас в грозди – целая семья!
От сорта все: и вкус, и цвет,
Люблю тепло, а холод – нет.
В изюм сушеный превращусь,
На соки вкусные гожусь.
Скажи “киш-миш” и улыбнись,
Названье дать мне потрудись. (виноград)

З)

Кожура оранжевого цвета
На меня совсем не зря надета.
Видно, чтобы кисло-сладкий сок
Из меня пролиться бы не смог.
И на дольки тоже я делюсь не зря,
Чтоб удобней было съесть меня, друзья!
В жарких странах зрею, а потом,
Окажусь я в уголке любом,
К вам на стол, ребятки, закачусь.
Угадать сумейте: как зовусь? (апельсин)

И)

Не спрячусь под густой листвой,
Сверкаю желтой кожурой.
Я витаминами богат,
Лечить вас от болезней рад.
На вкус я кислый очень,
Добавьте в чай кусочек –
И будет чай вкусней вдвойне…
Как я зовусь? – Скажите мне. (лимон)

Вопрос учителя:

1) - А по какому признаку вы определяли принадлежность к группе овощей и фруктов?

На столах лежат листочки бумаги, на которых изображены силуэты овощей или фруктов. Задача детей - определить, что это за фрукт или овощ и раскрасить карандашами соответствующего цвета.

Взаимопроверка: взять в руки рисунки, повернуться друг к другу лицом и рассказать своему соседу по парте что получилось.

1) По результатам выполненного задания класс делиться на две команды: “Овощи” и “Фрукты”. Нужно выйти к доске и построиться друг за другом: справа “Овощи”, слева – “Фрукты”.

Учитель предлагает правила игры:

Выбираются капитаны. Они будут контролерами. Командам дается задание: лежащие в корзине предметы, распределить на две группы по принадлежности: 1 команда собирает овощи, 2 команда - фрукты. Выигрывает та команда, которая как можно правильнее выполнит задание, а капитаны проверят правильность выполнения у команды - соперницы.

2) Учитель задает вопрос:

- Как вы думаете, какие овощи нужнее человеку? Чтобы ответить на него, предлагается посмотреть инсценировку.

Ведущий.

Собирают осенью урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов.
И мы тебя встречаем
Богатым урожаем.

Осень.

Урожай у вас хорош,
Уродился густо:
И морковка, и картошка,
Белая капуста,
Баклажаны синие,
Красный помидор
Затевают длинный
И серьезный спор.

Морковь.

Кто из нас, из овощей
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?

Осень.

Выскочил горошек –
Ну и хвастунишка!

Горошек.

Я такой хорошенький,
Зелененький мальчишка.
Если только захочу
Всех горошком угощу!

Осень.

От обиды покраснев,
Свекла вдруг сказала:

Свекла.

Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Надо свеклу для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свеклы нету!

Огурец.

Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огурец
Всем понравится, конечно!

Редиска.

Я – румяная редиска
Поклонюсь вам низко-низко,
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем.

Морковь

Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку -
Будешь ты всегда, дружок,
Крепким, сильным. Ловким!

Осень.

Тут надулся помидор
И промолвил строго.

Помидор.

Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно. Сок томатный.

Все овощи.

Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем.

Осень.

У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще.
И тогда как верный друг
К вам придет зеленый…

Все.

Лук!

Лук.

Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? – Я вам друг,
Я – простой зеленый лук!

Картошка.

Я, картошка, так скромна,
Слова не сказала.
Но картошка так нужна
И большим, и малым!

Осень.

Спор давно кончать пора.

Все.

Спорить бесполезно.
Кто-то, кажется, стучит.
Это доктор Айболит.
Доктор Айболит.
Ну, конечно, это я!
О чем спорите, друзья?

Лук.

Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех важней?

Морковка.

Кто при всех болезнях
Будет вам полезней?

Доктор Айболит.

Чтоб здоровым.
Сильным быть
Надо овощи любить
Все, без исключения,
В этом нет сомнения.
В каждом польза есть и вкус,
И судить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас важнее?

Какие же овощи полезнее?

Для чего нужны овощи и фрукты?

Отработка умения задавать вопросы по теме.

- Я сегодня задавала вам вопросы, а теперь попробуйте сами спросить друг друга по теме урока.

Правила игры.

Ведущий загадывает овощ или фрукт, а дети задают ему вопросы, по ответам на которые должны отгадать, о чем идет речь. Ведущий может отвечать на вопросы только “да” или “нет”.

Подведение итогов урока.

1. Чем занимались сегодня на уроке?

2. Узнали ли вы что-то новое для себя?

3. Какие задания понравились больше всего?

4. Что не понравилось?

5. Что показалось трудным?

Учитель благодарит ребят за работу.