Цель деятельности учителя | Углубить знания учащихся о глаголе, углубление знания учебного материала (особенности функционирования глаголов в речи), отработка умения правильно писать личные окончания глаголов; совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки |
Тип урока | «Открытие» новых знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; уметь рассказать о глаголе в форме научного описания; доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; определять морфологические признаки глагола. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.). Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование | Экран, компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем |
Основные понятия | Морфологические признаки части речи, глагол, спряжение |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | 1Приветствует учащихся 2Отгадайте загадку: Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет, иль поет, Вышивает или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит- Все расскажет нам …(глагол) 3Прием «Оратор»- за 1 минуту убедите класс, что нам без этой части речи не обойтись | Приветствуют учителя Отгадывают загадку Ученик по желанию выступает в роли оратора, остальные его слушают Записывают тему урока | Личностные: - сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - умение слушать, - интегрироваться в группу сверстников - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: - умение строить речевое высказывание. Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний |
2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Прием «Столкновение противоречий» Упр.603 устно Упр.78 в РТ | Отвечают на вопрос: какие части речи называют действие? В чем отличие глаголов от существительных? Читают стр. 57 в РТ | |
3. Этап выявления места и причины затруднения | Прочитайте параграф 106 Составьте кластер по теме «Глагол» | Читают параграф 106, Составляют кластер по теме «Глагол» | Коммуникативные: - построение понятных для партнёров высказываний, - использование речи для регуляции своих действий. Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - структурирование знаний, - установление причинно-следственных связей, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, - формулирование проблемы, - создание способов решения проблемы. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения 5. Этап реализации построенного проекта | Составьте таблицу «ЗУХ»» | Заполняют таблицу и обозначают для себя задачи на урок | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Познавательные: - выделение существенной информации, - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, - поиск разнообразных способов решения задачи, - структурирование знания. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Прием «Учимся сообща» Работа в РТ – упр. 79 | Работают в парах, задают друг другу вопросы. Если не смогли ответить, задают их соседней паре (работают четверкой) | Личностные: - формирование мотивов достижения целей, Формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: - ориентировка на позицию партнёра, - умение договариваться, приходить к общему решению, - контроль действий партнёра, - использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, - различение способа и результата действия. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - установление причинно-следственных связей, - доказательство. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Цифровой диктант 1-глагол, 2-существительное, 3- прилагательное. Беречь, дом, красивая, добрый, шел, бежать, сторона, рисовать, малина, ученица, выполнять, читать, веселый, писал. 12331121221131 | Пишут в тетрадях цифровой диктант, проверяют себя по слайду. | Личностные: - развитие самооценки личности, - формирование адекватной позитивной самооценки, - формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - учёт правил в контроле способа решения, - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
8. Этап включения в систему знаний и повторения | Упр.606 в учебнике Составьте 2 вопроса по параграфу | Выполняют упр.606 по учебнику устно Составляют 2 вопроса по параграфу | Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - различение способа и результата действия Познавательные: - структурирование знаний, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - доказательство. |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Составьте синквейн по теме | Составляют синквейн по теме | Личностные: - формирование позитивной самооценки, Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Познавательные:- построение речевого высказывания в письменной форме. |