Части речи. Орфография. Глагол
Цели: повторить и закрепить знания о частях речи и глаголе как части речи; сформировать навыки грамотного письма.
I. Организационный момент.
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся дают объяснения незнакомых слов из домашнего упражнения по толковому словарю.
Словарно-орфографический диктант.
Учащиеся записывают в тетрадь слова под диктовку учителя. Учитель может выборочно оценить работы учащихся.
Подъезд, батальон, соловьи, объем, адъютант, подьячий, изъян, сэкономить, барьер, медальон, сузить, предутренний.
III. Объяснение новой темы.
Работа с таблицей.
На доске вывешены таблицы на тему «Части речи». Учащиеся знакомятся с таблицами и записывают по одному примеру для каждой части речи. Подготавливают связное сообщение по теме «Самостоятельные и служебные части речи».
Части речи |
Самостоятельные | Служебные | Междометия |
Самостоятельные части речи |
Имя существи-тельное | Имя прилага-тельное | Имя числитель-ное | Местоиме-ние | Глагол | Наречие |
| | | | | |
Служебные части речи |
Предлоги | Союзы | Частицы |
| | |
Беседа по таблицам.
- Рассмотрите 3 таблицы и скажите, сколько всего частей речи в русском языке, на какие группы они делятся.
- Приведите примеры частей речи и запишите их.
Фронтальный опрос учащихся, направленный на закрепление и систематизацию знаний о глаголе.
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Какие времена глагола вы знаете?
- Что вы можете сказать о лице глагола?
- Изменяется ли глагол по родам?
Тренировочные упражнения.
Учащиеся выполняют упр. 23 на стр. 8 Рабочей тетради.
Вставь пропущенные буквы. Запиши глаголы в два столбика.
Глаза боят…ся, а руки делают. Любишь катат…ся, люби и саночки возить. Не будешь ленит…ся, так и дело не будет из рук валит…ся. Кто пахать не ленит…ся, у того и хлеб родит…ся. Не будешь старат…ся, без всего можешь остат…ся. Умел ошиби…ся, умей и поправи…ся. Где песня поë…ся, там и счастливо живë…ся. С умным не зна…ся – ума не набра…ся. Кто любит труди…ся, тому без дела не сиди…ся. Красота пригляди…ся, а ум пригоди…ся. Без ветра и трава не колыше…ся. Не ошибает…ся тот, кто ничего не делает.
Неопределенная форма глагола -ться | Третье лицо единственного и множественного числа -тся |
| |
| |
Физкультминутка.
Работа с учебником.
Учащиеся выполняют упр. 42 на стр. 13 учебника, сверяясь с таблицей спряжений.
6. Самостоятельная работа.
Учащиеся выполняют упр. 26 на стр. 10 Рабочей тетради.
Подбери к данным названиям птиц и животных глаголы, которые обозначают звуки, ими издаваемые. Выдели окончания, определи спряжение и запиши глаголы в форме 2 лица единственного числа.
кони ржут, 1 спр., ржешь
голуби _______________________
кошки _______________________
собаки _______________________
лягушки _______________________
петухи _______________________
овцы _______________________
журавли _______________________
гуси _______________________
сороки _______________________
кукушки _______________________
Блеять, кукарекать, ворковать, лаять, гоготать, куковать, стрекотать, курлыкать, мурлыкать, квакать.
Словарно-орфографическая работа.
Запись в словарь трудных слов: рассчитать, расчет, прийти, приду. Учащиеся объясняют, от чего зависит написание данных слов.
Творческое задание.
Составить предложения со словами рассчитать, расчет, прийти, приду.
Итоги урока
Фронтальный опрос по темам урока.
- Назовите самостоятельные и служебные части речи. Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных?
- Расскажите о правописании -тся и -ться в глаголах.
- Сколько спряжений имеет глагол?
- Какие глаголы относятся к первому спряжению? Ко второму?
Домашнее задание
§ 5.
Найти и записать 5 пословиц или поговорок с глаголами в форме 2-го лица единственного числа. Подчеркнуть эти глаголы. (Любишь кататься – люби и саночки возить.)