10
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 16» г.о. Самара
Урок русского языка в 6 классе
Повторение изученного материала
по теме «Глагол»
Учитель русского языка и литературы
первой категории
Клинова Ольга Ивановна
Самара
2017
Повторение изученного материала по теме «Глагол»
Тип урока: повторно-обобщающий.
Цель урока: систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков по теме урока
Задачи урока:
– продолжить развитие у учащихся орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола, роль глагола в тексте, совершенствовать умения выполнять различные виды разборов;
- развивать память (зрительную, слуховую), внимание и образное мышление детей;
– совершенствовать работу с опорными схемами для систематизации знаний, умений и навыков по теме урока;
Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация урока), раздаточный материал, карты-признаки глагола (для морфологического разбора)
Ход урока
Приветствие. Организационный момент.
Слово учителя об использовании на уроке компьютерных технологий и работе на листочках.
работы подписать
Слово учителя (определение темы и цели урока):
- Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы занимаемся на уроках? Что вы делаете в школе? Что делает учитель?
- Слова какой части речи прозвучали сейчас? Итак,
Глагол – активная часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
В конце урока непременно всем успех!
Объявление темы и целей урока.
записываем тему урока
2. Повторение и обобщение знаний.
ОПРОС-ЦЕПОЧКА «Я знаю о глаголе всё»
Слово учителя о работе на протяжении всего урока по вариантам
1 вариант пользуется опорной схемой
вариант даёт развёрнутый ответ с примерами
СВЯЗНЫЙ ОБОБЩАЮЩИЙ ОТВЕТ учащегося (2 вариант) по теме «Глагол».
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
Глагол – необыкновенная часть речи. По частоте употребления глагол занимает 2 место. Среди 9.000 наиболее употребляемых слов глаголов 2.500.
А.Н.Толстой говорил: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе».
Попробуем и мы доказать эту мысль. Вставим в текст глаголы движения, затем сравним с авторским вариантом:
записываем только глаголы, не повторяясь
Из-под камня ___________ родник. Он превращается в ручеек, который весело __________ на восток. Ручей радуется, звенит, журчит и потом ____________ вниз. Несколько таких ручейков _______________ в один большой ручей, и он спокойно ___________ по равнине.
Вариант Михаила Пришвина: Из-под камня бежит родник. Он превращается в ручеек, который весело течет на восток. Ручей радуется, звенит, журчит и потом скатывается вниз. Несколько таких ручейков сливаются в один большой ручей, и он спокойно льется по равнине.
- В чем необычность употребления глаголов «звенит, радуется (ручеек)»?
Они употреблены в переносном значении
- Как в литературе этот прием называется?
Олицетворением; перенесение человеческих черт
на неодушевлённые предметы и явления
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
а) «Составь предложение»
Выписать из предложения …
«Мы молча сидели под своей липой» ЛИЧНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ
«Спортсмены приехали на соревнование рано утром» СКАЗУЕМОЕ
«Завтра в село придут новые комбайны» ОБСТОЯТЕЛЬСТВО МЕСТА
«Мы летом думаем отдохнуть на море» ГЛАГОЛ- инфинитив
«Он обязательно нам поможет» СКАЗУЕМОЕ, поставив его в Н.ф.; соединить глаголы союзом и
«Старикам не спалось» ДОПОЛНЕНИЕ
Получится предложение:
«Мы приехали в село отдохнуть и помочь старикам» Записать П в тетрадь
б) 1 вариант – определить части речи всех слов в предложении;
2 вариант – составьте с данным П сложное (устно).
1 вариант – назвать глаголы
2 вариант - СП
в) Синтаксический разбор П выполняем коллективно
г) Морфологический разбор глагола (За несколько минут до этого задания два ученика работают с раздаточным материалом, отбирая те признаки, которые относятся к глаголу. В итоге должен получиться план морфологического разбора глагола).
озвучить работу с карточками «признаки глагола»
1 вариант – работает с уже данной схемой
2 вариант – делает разбор самостоятельно
ПРОВЕРЯЕМ
5. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
- Какие вы знаете орфограммы, связанные с правописанием глагола?
* написание Ь после шипящих; * «не» с глаголами
* -тЬся и -тся; * О/Ё после шипящих
* безударная гласная в окончаниях
а) Мягкий знак после шипящей
- назовите вид орфограммы, который нужно применить к данной группе слов;
- вспомните рифмованное правило
ХОРОВОЕ ПРАВИЛО-РАЗМИНКА
1 вариант – повторяет правило, пользуясь слайдами-подсказками
слабый учение повторяет-обобщает по картинке
2 вариант – произносит рифмованное (по Фроловой) правило
- разделите слова с учётом их правописания на группы: глагол, наречие, краткое прилагательное, существительное: поёшь, шалаш, настежь, молодёжь, горяч, вскачь, сберечь, дач, поёшь, задач, могуч, мяч, дочь.
1 вариант – с помощью ребят 2 в. вписывает в таблицу ? частей речи; далее – в уже заданную таблицу с подсказкой вписывает слова
2 вариант – распределяет слова в таблице
ПРОВЕРЯЕМ
б) О//Ё после шипящей
- назовите вид орфограммы, который нужно применить к данной группе слов;
- вспомните рифмованное правило;
1 вариант – повторяет правило, пользуясь слайдами-подсказками
2 вариант – произносит рифмованное (по Фроловой) правило
- распределительный диктант: стережёт, девчонка, шёл, чёрт, камышом, ежовый, шорты, стрижёт, плащом, увлечённый.
выполняем коллективно
в) Написание тся, ться
- когда в сочетании букв –тся/ться пишется Ь?
- выборочно-распределительный диктант:
Отцветает тополь,
Белый пух кружится,
Покружившись вдоволь,
На виски садится.
Есть уголок среди травы густой,
Где можно искупаться и напиться.
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится,
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Будете друг за дружку держаться,
Можете ничего не бояться.
г) Буквы Е/И в безударном окончании глагола
- как определить написание буквы в безударном окончании глагола?
определить спряжение
- как определить спряжение глагола?
…поставить глагол в неопределённую форму (отвечают уч-ся 2 варианта)
ответ по схеме – 1 вариант
- комментируемое письмо
Он (не) смеёт..ся, он хохоч…т.
Чей (то) голос слыш…т..ся в т..шине.
(Не) узнал горя, (не)узна..ш.. и радости.
на доске, по цепочке комментируя
6. РАБОТА С ТЕКСТОМ
Восход..т солнце. Иней та..т. Вы выход..те на крыльцо. Изредка лёгкой волной набега..т ветерок. Ещё слыш..т..ся шёпот ночи.
- Озаглавьте текст.
- Определите тип и стиль речи.
- Спишите текст, вставляя буквы.
- Добавьте свои предложения
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Дуб и ветер.
Могучий дуб растёт на высокой горе. Однажды началась буря, налетел на старое дерево ветер, дунул с одной стороны, с другой. А дуб усмехается каждым своим листиком. Постоит он ещё и порадует путников долгие годы.
- Определить стиль и тип речи. тип речи – повествование
стиль речи – художественный
- Все глаголы вписать в таблицу и разобрать их
1 вариант работает с таблицей развёрнутой
2 вариант заполняет таблицу самостоятельно
глагол | вид | спряжение | возвратность | время | число | род (в пр.вр) |
растёт | НСВ | 1 спр | невозвратн | настоящ | ед.ч. | --- |
началась | СВ | 1 спр | возвр | прошедш. | ед.ч. | ж.р. |
налетел | СВ | 1 спр | невозвратн | прошедш. | ед.ч. | м.р. |
дунул | СВ | 1 спр | невозвратн | прошедш. | ед.ч. | м.р. |
усмехается | НСВ | 1 спр | возвратн | настоящ | ед.ч. | --- |
постоит | СВ | 1 спр | невозвратн | будущ | ед.ч. | --- |
порадует | СВ | 1 спр | невозвратн | будущ | ед.ч. | --- |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (оценивание)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1 А вариант – написать по 10 глаголов в Н.Ф., которые описывают ваши действия на уроках труда и физкультуры;
1 вариант – написать по 10 глаголов в Н.Ф.,
которые описывают ваши действия на уроках труда и физкультуры; определите их спряжение; составьте 2 предложения;
по желанию - сочинить сказку «Жил-был Глагол»
9. РЕФЛЕКСИЯ
1. | Сегодня на уроке я отвечал… | - по просьбе учителя - по своей инициативе - не отвечал | | 1. | Сегодня на уроке я отвечал… | - по просьбе учителя - по своей инициативе - не отвечал |
2. | На уроке я работал… | - активно - пассивно | | 2. | На уроке я работал… | - активно - пассивно |
3. | Своей работой на уроке я… | - доволен - не доволен | | 3. | Своей работой на уроке я… | - доволен - не доволен |
4. | Урок для меня показался… | - коротким - длинным | | 4. | Урок для меня показался… | - коротким - длинным |
5. | За урок я… | - не устал - устал | | 5. | За урок я… | - не устал - устал |
6. | Мое настроение… | - стало лучше - стало хуже | | 6. | Мое настроение… | - стало лучше - стало хуже |
7. | Материал урока мне были… | - понятен - не понятен - понятен частично | | 7. | Материал урока мне были… | - понятен - не понятен - понятен частично |
8. | Домашнее задание мне кажется… | - легким - трудным | - интересно -не интересно | | 8. | Домашнее задание мне кажется… | - легким -трудным | - интересно -не интересно |
1. | Сегодня на уроке я отвечал… | - по просьбе учителя - по своей инициативе - не отвечал | | 1. | Сегодня на уроке я отвечал… | - по просьбе учителя - по своей инициативе - не отвечал |
2. | На уроке я работал… | - активно - пассивно | | 2. | На уроке я работал… | - активно - пассивно |
3. | Своей работой на уроке я… | - доволен - не доволен | | 3. | Своей работой на уроке я… | - доволен - не доволен |
4. | Урок для меня показался… | - коротким - длинным | | 4. | Урок для меня показался… | - коротким - длинным |
5. | За урок я… | - не устал - устал | | 5. | За урок я… | - не устал - устал |
6. | Мое настроение… | - стало лучше - стало хуже | | 6. | Мое настроение… | - стало лучше - стало хуже |
7. | Материал урока мне был… | - понятен - не понятен - понятен частично | | 7. | Материал урока мне был… | - понятен - не понятен - понятен частично |
8. | Домашнее задание мне кажется… | - легким - трудным | - интересно - не интересно | | 8. | Домашнее задание мне кажется… | - легким - трудным | - интересно - не интересно |
1. | Сегодня на уроке я отвечал… | - по просьбе учителя - по своей инициативе - не отвечал | | 1. | Сегодня на уроке я отвечал… | - по просьбе учителя - по своей инициативе - не отвечал |
2. | На уроке я работал… | - активно - пассивно | | 2. | На уроке я работал… | - активно - пассивно |
3. | Своей работой на уроке я… | - доволен - не доволен | | 3. | Своей работой на уроке я… | - доволен - не доволен |
4. | Урок для меня показался… | - коротким - длинным | | 4. | Урок для меня показался… | - коротким - длинным |
5. | За урок я… | - не устал - устал | | 5. | За урок я… | - не устал - устал |
6. | Мое настроение… | - стало лучше - стало хуже | | 6. | Мое настроение… | - стало лучше - стало хуже |
7. | Материал урока мне был… | - понятен - не понятен - понятен частично | | 7. | Материал урока мне был… | - понятен - не понятен - понятен частично |
8. | Домашнее задание мне кажется… | - легким - трудным | - интересно -не интересно | | 8. | Домашнее задание мне кажется… | - легким - трудным | - интересно - не интересно |