СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Глагол"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение изученного материала по теме «Глагол»

Тип урока: повторно-обобщающий.

Цель урока: систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и   навыков по теме урока

Задачи урока:

– продолжить развитие у учащихся орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола, роль глагола в тексте, совершенствовать умения выполнять различные виды разборов;

- развивать память (зрительную, слуховую), внимание и образное мышление детей; – совершенствовать работу с опорными схемами для систематизации знаний, умений и навыков по теме урока;

Просмотр содержимого документа
«КУ Глагол»

10


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 16» г.о. Самара













Урок русского языка в 6 классе



Повторение изученного материала

по теме «Глагол»









Учитель русского языка и литературы

первой категории

Клинова Ольга Ивановна









Самара

2017

Повторение изученного материала по теме «Глагол»

Тип урока: повторно-обобщающий.

Цель урока: систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков по теме урока

Задачи урока:

– продолжить развитие у учащихся орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола, роль глагола в тексте, совершенствовать умения выполнять различные виды разборов;

- развивать память (зрительную, слуховую), внимание и образное мышление детей;
– совершенствовать работу с опорными схемами для систематизации знаний, умений и навыков по теме урока;

Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация урока), раздаточный материал, карты-признаки глагола (для морфологического разбора)


Ход урока

  1. Приветствие. Организационный момент.

Слово учителя об использовании на уроке компьютерных технологий и работе на листочках.

работы подписать

Слово учителя (определение темы и цели урока):

- Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы занимаемся на уроках? Что вы делаете в школе? Что делает учитель?

- Слова какой части речи прозвучали сейчас? Итак,

Глагол – активная часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
В конце урока непременно всем успех!

Объявление темы и целей урока.

записываем тему урока

2. Повторение и обобщение знаний.


  1. ОПРОС-ЦЕПОЧКА «Я знаю о глаголе всё»

Слово учителя о работе на протяжении всего урока по вариантам

1 вариант пользуется опорной схемой

  1. вариант даёт развёрнутый ответ с примерами


  1. СВЯЗНЫЙ ОБОБЩАЮЩИЙ ОТВЕТ учащегося (2 вариант) по теме «Глагол».



  1. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

Глагол – необыкновенная часть речи. По частоте употребления глагол занимает 2 место. Среди 9.000 наиболее употребляемых слов глаголов 2.500.

А.Н.Толстой говорил: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе».

Попробуем и мы доказать эту мысль. Вставим в текст глаголы движения, затем сравним с авторским вариантом:

записываем только глаголы, не повторяясь

Из-под камня ___________ родник. Он превращается в ручеек, который весело __________ на восток. Ручей радуется, звенит, журчит и потом ____________ вниз. Несколько таких ручейков _______________ в один большой ручей, и он спокойно ___________ по равнине.

Вариант Михаила Пришвина: Из-под камня бежит родник. Он превращается в ручеек, который весело течет на восток. Ручей радуется, звенит, журчит и потом скатывается вниз. Несколько таких ручейков сливаются в один большой ручей, и он спокойно льется по равнине.

- В чем необычность употребления глаголов «звенит, радуется (ручеек)»?

Они употреблены в переносном значении

- Как в литературе этот прием называется?

Олицетворением; перенесение человеческих черт

на неодушевлённые предметы и явления


  1. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

а) «Составь предложение»

Выписать из предложения …

  • «Мы молча сидели под своей липой» ЛИЧНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ

  • «Спортсмены приехали на соревнование рано утром» СКАЗУЕМОЕ

  • «Завтра в село придут новые комбайны» ОБСТОЯТЕЛЬСТВО МЕСТА

  • «Мы летом думаем отдохнуть на море» ГЛАГОЛ- инфинитив

  • «Он обязательно нам поможет» СКАЗУЕМОЕ, поставив его в Н.ф.; соединить глаголы союзом и

  • «Старикам не спалось» ДОПОЛНЕНИЕ

Получится предложение:

«Мы приехали в село отдохнуть и помочь старикам» Записать П в тетрадь


б) 1 вариант – определить части речи всех слов в предложении;

2 вариант – составьте с данным П сложное (устно).

1 вариант – назвать глаголы

2 вариант - СП


в) Синтаксический разбор П выполняем коллективно


г) Морфологический разбор глагола (За несколько минут до этого задания два ученика работают с раздаточным материалом, отбирая те признаки, которые относятся к глаголу. В итоге должен получиться план морфологического разбора глагола).

озвучить работу с карточками «признаки глагола»

1 вариант – работает с уже данной схемой

2 вариант – делает разбор самостоятельно

ПРОВЕРЯЕМ


5. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

- Какие вы знаете орфограммы, связанные с правописанием глагола?

* написание Ь после шипящих; * «не» с глаголами

* -тЬся и -тся; * О/Ё после шипящих

* безударная гласная в окончаниях

а) Мягкий знак после шипящей

- назовите вид орфограммы, который нужно применить к данной группе слов;

- вспомните рифмованное правило

ХОРОВОЕ ПРАВИЛО-РАЗМИНКА

1 вариант – повторяет правило, пользуясь слайдами-подсказками

слабый учение повторяет-обобщает по картинке

2 вариант – произносит рифмованное (по Фроловой) правило



- разделите слова с учётом их правописания на группы: глагол, наречие, краткое прилагательное, существительное: поёшь, шалаш, настежь, молодёжь, горяч, вскачь, сберечь, дач, поёшь, задач, могуч, мяч, дочь.

1 вариант – с помощью ребят 2 в. вписывает в таблицу ? частей речи; далее – в уже заданную таблицу с подсказкой вписывает слова

2 вариант – распределяет слова в таблице

ПРОВЕРЯЕМ

б) О//Ё после шипящей

- назовите вид орфограммы, который нужно применить к данной группе слов;

- вспомните рифмованное правило;

1 вариант – повторяет правило, пользуясь слайдами-подсказками

2 вариант – произносит рифмованное (по Фроловой) правило

- распределительный диктант: стережёт, девчонка, шёл, чёрт, камышом, ежовый, шорты, стрижёт, плащом, увлечённый.

выполняем коллективно

в) Написание тся, ться

- когда в сочетании букв –тся/ться пишется Ь?

- выборочно-распределительный диктант:

Отцветает тополь,
Белый пух кружится,
Покружившись вдоволь,
На виски садится.

Есть уголок среди травы густой,
Где можно искупаться и напиться.

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится,
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.

Будете друг за дружку держаться,

Можете ничего не бояться.



г) Буквы Е/И в безударном окончании глагола

- как определить написание буквы в безударном окончании глагола?

определить спряжение

- как определить спряжение глагола?

поставить глагол в неопределённую форму (отвечают уч-ся 2 варианта)

ответ по схеме – 1 вариант

- комментируемое письмо

Он (не) смеёт..ся, он хохоч…т.

Чей (то) голос слыш…т..ся в т..шине.

(Не) узнал горя, (не)узна..ш.. и радости.

на доске, по цепочке комментируя


6. РАБОТА С ТЕКСТОМ

Восход..т солнце. Иней та..т. Вы выход..те на крыльцо. Изредка лёгкой волной набега..т ветерок. Ещё слыш..т..ся шёпот ночи.

- Озаглавьте текст.

- Определите тип и стиль речи.

- Спишите текст, вставляя буквы.

- Добавьте свои предложения


  1. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Дуб и ветер.

Могучий дуб растёт на высокой горе. Однажды началась буря, налетел на старое дерево ветер, дунул с одной стороны, с другой. А дуб усмехается каждым своим листиком. Постоит он ещё и порадует путников долгие годы.

- Определить стиль и тип речи. тип речи – повествование

стиль речи – художественный

- Все глаголы вписать в таблицу и разобрать их

1 вариант работает с таблицей развёрнутой

2 вариант заполняет таблицу самостоятельно

глагол

вид

спряжение

возвратность

время

число

род

(в пр.вр)

 растёт

НСВ

1 спр

невозвратн

настоящ

ед.ч.

---

началась

СВ

1 спр

возвр

прошедш.

ед.ч.

ж.р.

 налетел

СВ

1 спр

невозвратн

прошедш.

ед.ч.

м.р.

 дунул

СВ

1 спр

невозвратн

прошедш.

ед.ч.

м.р.

усмехается

НСВ

1 спр

возвратн

настоящ

ед.ч.

---

постоит

СВ

1 спр

невозвратн

будущ

ед.ч.

---

порадует

СВ

1 спр

невозвратн

будущ

ед.ч.

---


  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (оценивание)


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • 1 А вариант – написать по 10 глаголов в Н.Ф., которые описывают ваши действия на уроках труда и физкультуры;

  • 1 вариант – написать по 10 глаголов в Н.Ф.,

которые описывают ваши действия на уроках труда и физкультуры; определите их спряжение; составьте 2 предложения;

  • 2 вариант – составить кроссворд по теме «Глагол»;

по желанию - сочинить сказку «Жил-был Глагол»

9. РЕФЛЕКСИЯ




1.



Сегодня на уроке

я отвечал…

- по просьбе учителя

- по своей инициативе

- не отвечал




1.

Сегодня

на уроке я отвечал…

- по просьбе учителя

- по своей инициативе

- не отвечал

2.

На уроке я работал…

- активно

- пассивно



2.

На уроке я работал…

- активно

- пассивно

3.

Своей работой

на уроке я…

- доволен

- не доволен



3.

Своей работой

на уроке я…

- доволен

- не доволен

4.

Урок для меня показался…

- коротким

- длинным



4.

Урок для меня показался…

- коротким

- длинным

5.

За урок я…

- не устал

- устал



5.

За урок я…

- не устал

- устал

6.

Мое настроение…

- стало лучше

- стало хуже



6.

Мое настроение…

- стало лучше

- стало хуже

7.

Материал

урока мне были…

- понятен

- не понятен

- понятен частично




7.

Материал

урока мне были…

- понятен

- не понятен

- понятен частично

8.

Домашнее задание

мне кажется…

- легким

- трудным

- интересно

-не интересно



8.

Домашнее задание

мне кажется…

- легким

-трудным

- интересно

-не интересно




1.



Сегодня на уроке

я отвечал…

- по просьбе учителя

- по своей инициативе

- не отвечал





1.


Сегодня на уроке

я отвечал…

- по просьбе учителя

- по своей инициативе

- не отвечал

2.

На уроке я работал…

- активно

- пассивно



2.

На уроке я работал…

- активно

- пассивно

3.

Своей работой

на уроке я…

- доволен

- не доволен



3.

Своей работой

на уроке я…

- доволен

- не доволен

4.

Урок для меня показался…

- коротким

- длинным



4.

Урок для меня показался…

- коротким

- длинным

5.

За урок я…

- не устал

- устал



5.

За урок я…

- не устал

- устал

6.

Мое настроение…

- стало лучше

- стало хуже



6.

Мое настроение…

- стало лучше

- стало хуже

7.

Материал

урока мне был…

- понятен

- не понятен

- понятен частично




7.

Материал

урока мне был…

- понятен

- не понятен

- понятен частично

8.

Домашнее задание

мне кажется…

- легким

- трудным


- интересно

- не интересно



8.

Домашнее задание

мне кажется…

- легким

- трудным



- интересно

- не интересно





1.



Сегодня на уроке

я отвечал…

- по просьбе учителя

- по своей инициативе

- не отвечал





1.


Сегодня на уроке

я отвечал…

- по просьбе учителя

- по своей инициативе

- не отвечал

2.

На уроке я работал…

- активно

- пассивно



2.

На уроке я работал…

- активно

- пассивно

3.

Своей работой

на уроке я…

- доволен

- не доволен



3.

Своей работой

на уроке я…

- доволен

- не доволен

4.

Урок для меня показался…

- коротким

- длинным



4.

Урок для меня показался…

- коротким

- длинным

5.

За урок я…

- не устал

- устал



5.

За урок я…

- не устал

- устал

6.

Мое настроение…

- стало лучше

- стало хуже



6.

Мое настроение…

- стало лучше

- стало хуже

7.

Материал

урока мне был…

- понятен

- не понятен

- понятен частично




7.

Материал

урока мне был…

- понятен

- не понятен

- понятен частично

8.

Домашнее задание

мне кажется…

- легким

- трудным



- интересно

-не интересно



8.

Домашнее задание

мне кажется…

- легким

- трудным



- интересно

- не интересно





Просмотр содержимого документа
«раздаточный материал»

1 вариант

РАБОТА УЧАЩЕГОСЯ 6 КЛАССА _________________________________________

_____________________________________________________________________________Глаголы движения:____________________________________________________________

________________________________________________________________________


«Составь предложение»: ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Синтаксический разбор _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Морфологический разбор:

Мы (что сделали?) приехали – это _____________________

1. Н.ф. (инфинитив) – что сделать? _______________________________________________

2. Морфологические признаки:

а) постоянные: вид (совершенный/ несовершенный) ____________; спряжение _________;

переходный/ непереходный _____________________________________________________

б) непостоянные: употреблён в _______________ наклонении (изъяв., повел., условное);

в ________________ времени (наст., прош., будущ.), во ___________ числе

3. Синтаксическая роль: _____________________________________


Мягкий знак после шипящей

часть речи

глагол

наречие

краткое

прилагат.

существительное

мн.число

мужск род

женск род

вопрос

что делает

как?

каков?

чего? кого?

он мой

она моя






























О/Ё после шипящей (распределительный диктант)

о

ё













Выборочно-распределительный диктант

-тся

что делает? что сделает?

-ться

что делать? что сделать?










Комментируемое письмо

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Работа с текстом

___________________________________

Восход..т солнце. Иней та..т. Вы выход..те на крыльцо. Изредка лёгкой волной набега..т ветерок. Ещё слыш..т..ся шёпот ночи.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Озаглавьте текст.

- Тип речи: ______________________ (повествование, описание, рассуждение)

- Стиль речи текста: _________________ (разговорный, художеств., публицист., научный, официально-деловой)

- Вставьте пропущенные буквы.

- Добавьте свои предложения




Домашнее задание:

Глаголы в начальной форме, которые описывают ваши действия;

определите их спряжение

на уроках труда

на уроках физкультуры

глагол

спряжение

глагол

спряжение









































Составьте 2 предложения с этими глаголами

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






2 вариант

РАБОТА УЧАЩЕГОСЯ 6 КЛАССА ___________________________________________

_____________________________________________________________________________Глаголы движения:____________________________________________________________

________________________________________________________________________


«Составь предложение»: ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Синтаксический разбор________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Морфологический разбор:

_____________________________________________________________________________1. ____________________________ _______________________________________________

2. _______________________________________

а) ___________________________________________________________________________ _____________________________________________________

б)____________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________


Мягкий знак после шипящей






































О/Ё после шипящей (распределительный диктант)

о

ё













Выборочно-распределительный диктант

-тся

-ться











Комментируемое письмо

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Работа с текстом

___________________________________

Восход..т солнце. Иней та..т. Вы выход..те на крыльцо. Изредка лёгкой волной набега..т ветерок. Ещё слыш..т..ся шёпот ночи.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Озаглавьте текст.

- Тип речи: _____________________- Стиль речи текста: _________________

- Вставьте пропущенные буквы. - Добавьте свои предложения


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ Дуб и ветер.

Могучий дуб растёт на высокой горе. Однажды началась буря, налетел на старое дерево ветер, дунул с одной стороны, с другой. А дуб усмехается каждым своим листиком. Постоит он ещё и порадует путников долгие годы.

Тип речи: ______________________

Стиль речи текста: _________________

глагол

вид

спряжение

возвратность

время

число

род

(в пр.вр)



























































Домашнее задание:

Составить кроссворд по теме «Глагол»;

Написать сказку «Жил-был Глагол»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Дуб и ветер.

Могучий дуб растёт на высокой горе. Однажды началась буря, налетел на старое дерево ветер, дунул с одной стороны, с другой. А дуб усмехается каждым своим листиком. Постоит он ещё и порадует путников долгие годы.


Тип речи: ______________________ (повествование, описание, рассуждение)

Стиль речи текста: _________________ (разговорный, художеств., публицист., научный, офиц.-деловой)


глагол

вид

спряжение

возвратность

время

число

род

(в пр.вр)

 растёт







началась







 налетел







 дунул







усмехается







постоит







порадует











Просмотр содержимого презентации
«глагол»

самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, лица и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол – это инфинитив – что делать? что сделать? Начальная форма глагола - Постоянные признаки Непостоянные признаки  вид глагола:  спряжение переходность время: лицо  СВ, НСВ   1 и 2 спр  прошедшеенастоящеебудущее число, род (пр.вр.) наклонение: изъявительное, условное, повелительное чаще всего сказуемое; подлежащее, определение, дополнение, обстоятельство Синтаксическая роль в предложении

самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, лица и отвечает на вопросы

что делать? что сделать?

Глагол – это

инфинитив –

что делать? что сделать?

Начальная форма глагола -

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

вид глагола:

спряжение

переходность

время:

лицо

СВ, НСВ

1 и 2 спр

прошедшеенастоящеебудущее

число,

род (пр.вр.)

наклонение:

изъявительное, условное, повелительное

чаще всего сказуемое;

подлежащее, определение, дополнение, обстоятельство

Синтаксическая роль в предложении

Вставим в текст глаголы движения Из-под камня _______ родник. Он превращается в ручеек, который весело ______ на восток. Ручей радуется , звенит, журчит и потом ___________ вниз. Несколько таких ручейков ____________ в один большой ручей, и он спокойно ___________ по равнине.  (М.Пришвин) бежит течет скатывается сливаются льется

Вставим в текст глаголы движения

Из-под камня _______ родник. Он превращается в ручеек, который весело ______ на восток. Ручей радуется , звенит, журчит и потом ___________ вниз. Несколько таких ручейков ____________ в один большой ручей, и он спокойно ___________ по равнине. (М.Пришвин)

бежит

течет

скатывается

сливаются

льется

Мы Мы молча сидели под своей липой. Спортсмены приехали на соревнование рано утром. приехали Завтра в село придут новые комбайны. в село Мы летом думаем отдохнуть на море. отдохнуть Он обязательно нам поможет. (помочь) поможет. Старикам не спалось. Старикам

Мы

Мы молча сидели под своей липой.

Спортсмены приехали на соревнование рано утром.

приехали

Завтра в село придут новые комбайны.

в село

Мы летом думаем отдохнуть на море.

отдохнуть

Он обязательно нам поможет.

(помочь)

поможет.

Старикам не спалось.

Старикам

Мы приехали в село отдохнуть и помочь старикам.  1 вариант – определить части речи всех слов в предложении;  2 вариант – составить с данным П сложное (устно)

Мы приехали в село отдохнуть и помочь старикам.

1 вариант – определить части речи всех слов в предложении;

2 вариант – составить с данным П сложное (устно)

Синтаксический разбор предложения  Мы приехали в село отдохнуть и помочь старикам. ( Повеств., невосклиц., простое, двусост., распростр.)

Синтаксический разбор предложения

Мы приехали в село отдохнуть и помочь старикам.

( Повеств.,

невосклиц.,

простое,

двусост.,

распростр.)

Морфологический разбор глагола «приехали» глагол  приехать СВ, 1 спр., неперех.; б) непостоянные:  в изъявит. накл., в пр.вр., во мн.ч.,  3. Синтаксическая роль:   сказуемое

Морфологический разбор глагола

«приехали»

глагол

приехать

СВ,

1 спр.,

неперех.;

б) непостоянные:

в изъявит. накл.,

в пр.вр.,

во мн.ч.,

3. Синтаксическая роль:

сказуемое

Мягкий знак после шипящих шалаш.., поёш.., молодёж.., настеж.., вскач.., пьёш.., дач.., горяч.., сбереч.., могуч.., задач.., мяч.., доч.., глагол наречие краткое прилаг-е сущ-е мн.число сущ-е м.род сущ-е ж.род ь ь ь ь ь ь

Мягкий знак после шипящих

шалаш..,

поёш..,

молодёж..,

настеж..,

вскач..,

пьёш..,

дач..,

горяч..,

сбереч..,

могуч..,

задач..,

мяч..,

доч..,

глагол

наречие

краткое

прилаг-е

сущ-е

мн.число

сущ-е

м.род

сущ-е

ж.род

ь

ь

ь

ь

ь

ь

Глагол учишь Наречие вскачь

Глагол

учишь

Наречие

вскачь

Глагол учишь Наречие вскачь Краткое прилагательное горяч

Глагол

учишь

Наречие

вскачь

Краткое прилагательное

горяч

Существительное муж. род и мн. число много, мой плащ, туч Глагол Краткое прилагательное учишь Наречие вскачь горяч Существительное женский род, ед. число она, одна дочь

Существительное муж. род и мн. число

много, мой

плащ, туч

Глагол

Краткое прилагательное

учишь

Наречие

вскачь

горяч

Существительное

женский род, ед. число

она, одна

дочь

Существительное ж. рода ед. числа она, одна дочь

Существительное ж. рода ед. числа

она, одна

дочь

Глагол Краткое прилагательное учишь Наречие горяч вскачь Существительное, мужской род и мн. ч. мой, много Существительное ,  женский род, ед. ч. она, одна плащ, туч дочь

Глагол

Краткое прилагательное

учишь

Наречие

горяч

вскачь

Существительное,

мужской род и мн. ч.

мой, много

Существительное ,

женский род, ед. ч.

она, одна

плащ, туч

дочь

Мягкий знак после шипящих шалаш.., поёш.., молодёж.., настеж.., вскач.., пьёш.., дач.., горяч.., сбереч.., могуч.., задач.., мяч.., доч.., глагол наречие краткое прилаг-е сущ-е мн.число сущ-е м.род сущ-е ж.род Ь Ь Ь Ь Ь Ь

Мягкий знак после шипящих

шалаш..,

поёш..,

молодёж..,

настеж..,

вскач..,

пьёш..,

дач..,

горяч..,

сбереч..,

могуч..,

задач..,

мяч..,

доч..,

глагол

наречие

краткое

прилаг-е

сущ-е

мн.число

сущ-е

м.род

сущ-е

ж.род

Ь

Ь

Ь

Ь

Ь

Ь

глагол  наречие ь ь краткое прилаг-е поеш ь сбереч ь ь сущ-е мн.число настеж ь сущ-е м.род пьёш ь вскач ь горяч ь дач могуч ь сущ-е ж.род задач шалаш ь мяч молодеж ь доч ь

глагол

наречие

ь

ь

краткое

прилаг-е

поеш ь

сбереч ь

ь

сущ-е

мн.число

настеж ь

сущ-е

м.род

пьёш ь

вскач ь

горяч

ь

дач

могуч

ь

сущ-е

ж.род

задач

шалаш

ь

мяч

молодеж ь

доч ь

О//Ё после шипящей  Стереж..т, девч..нка, ш..л, ч..рт, камыш..м, еж..вый, ш..рты, стриж..т, плащ..м, увлеч..нный

О//Ё после шипящей

Стереж..т, девч..нка, ш..л, ч..рт, камыш..м, еж..вый, ш..рты, стриж..т, плащ..м, увлеч..нный

О-Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ  ИМЕННЫЕ е ё ГЛАГОЛЬНЫЕ Кроме исключений клю ч о м, бель ч о нок, кло ч о к, Шё лк, хол що вый, ре шё нный стере жё т,

О-Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

ИМЕННЫЕ

е

ё

ГЛАГОЛЬНЫЕ

Кроме исключений

клю ч о м,

бель ч о нок,

кло ч о к,

Шё лк,

хол що вый,

ре шё нный

стере жё т,

О//Ё после шипящей  Стереж..т, девч..нка, ш..л, ч..рт, камыш..м, еж..вый, ш..рты, стриж..т, плащ..м, увлеч..нный ё о стереж ё т девч о нка ш ё л камыш о м ч ё рт ш о рты стриж ё т еж о вый плащ о м  увлеч ё нный

О//Ё после шипящей

Стереж..т, девч..нка, ш..л, ч..рт, камыш..м, еж..вый, ш..рты, стриж..т, плащ..м, увлеч..нный

ё

о

стереж ё т

девч о нка

ш ё л

камыш о м

ч ё рт

ш о рты

стриж ё т

еж о вый

плащ о м

увлеч ё нный

Написание -тся, -ться что делае т ? что сделае т ? -тся что дела ть ? что сдела ть ? -ться Отцветает тополь,  Белый пух кружи т..ся ,  Покружившись вдоволь,  На виски сади т..ся .   Есть уголок среди травы густой,    Где можно искупа т..ся и напи т..ся . Смотри, как облаком живым  Фонтан сияющий клуби т..ся ,  Как пламенеет, как дроби т..ся  Его на солнце влажный дым .   Будете друг за дружку держа т..ся ,   Можете ничего не боя т..ся .

Написание -тся, -ться

что делае т ?

что сделае т ?

-тся

что дела ть ?

что сдела ть ?

-ться

Отцветает тополь, Белый пух кружи т..ся , Покружившись вдоволь, На виски сади т..ся .

Есть уголок среди травы густой, Где можно искупа т..ся и напи т..ся .

Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клуби т..ся , Как пламенеет, как дроби т..ся Его на солнце влажный дым .

Будете друг за дружку держа т..ся ,

Можете ничего не боя т..ся .

-ться -тся искупа ться кружи тся напи ться сади тся клуби тся держа ться дроби тся боя ться Отцветает тополь,  Белый пух кружи т..ся ,  Покружившись вдоволь,  На виски сади т..ся .   Есть уголок среди травы густой,    Где можно искупа т..ся и напи т..ся . Смотри, как облаком живым  Фонтан сияющий клуби т..ся ,  Как пламенеет, как дроби т..ся  Его на солнце влажный дым .   Будете друг за дружку держа т..ся ,   Можете ничего не боя т..ся .

-ться

-тся

искупа ться

кружи тся

напи ться

сади тся

клуби тся

держа ться

дроби тся

боя ться

Отцветает тополь, Белый пух кружи т..ся , Покружившись вдоволь, На виски сади т..ся .

Есть уголок среди травы густой, Где можно искупа т..ся и напи т..ся .

Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клуби т..ся , Как пламенеет, как дроби т..ся Его на солнце влажный дым .

Будете друг за дружку держа т..ся ,

Можете ничего не боя т..ся .

Безударная гласная в окончаниях глаголов -ешь — -ишь, -ет — -ит, -ем — -им,-ете  — -ите, -ут, -ют, -ат, -ят Поставьте глагол в начальную форму что делать? что сделать? 11 искл. 4 гл. на –ать 7 гл. на -еть все остальные все на –ить кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ 2 спр. 1 спр. -ат –ят -е -и -ут -ют

Безударная гласная в окончаниях глаголов

-ешь -ишь, -ет — -ит, -ем — -им,-ете — -ите,

-ут, -ют, -ат, -ят

Поставьте глагол в начальную форму

что делать? что сделать?

11 искл.

4 гл. на –ать

7 гл. на -еть

все остальные

все на –ить

кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ

2 спр.

1 спр.

-ат –ят

-ут -ют

Он (не) смеёт..ся , он хохоч…т. Чей (то) голос слыш…т..ся в тишине. (Не)узнал горя, (не)узна..ш.. и радости. не _ узна е ш ь Не _ Чей - то хохоч е т. не  смеё тся слыш и тся

Он (не) смеёт..ся , он хохоч…т.

Чей (то) голос слыш…т..ся в тишине.

(Не)узнал горя, (не)узна..ш.. и радости.

не _ узна е ш ь

Не _

Чей - то

хохоч е т.

не смеё тся

слыш и тся

Озаглавьте текст. Определите тип и стиль речи. Спишите текст, вставляя буквы. Добавьте свои предложения    Восход..т солнце. Иней та..т. Вы выход..те на крыльцо. Изредка лёгкой волной набега..т ветерок. Ещё слыш..т..ся шёпот ночи.

Озаглавьте текст. Определите тип и стиль речи.

Спишите текст, вставляя буквы. Добавьте свои предложения

Восход..т солнце. Иней та..т. Вы выход..те на крыльцо. Изредка лёгкой волной набега..т ветерок. Ещё слыш..т..ся шёпот ночи.

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • 1 - А вариант – написать по 10 глаголов в Н.Ф., которые описывают ваши действия на уроках труда и физкультуры;
  • 1 вариант – написать по 10 глаголов в Н.Ф., которые описывают ваши действия на уроках труда и физкультуры; определите их спряжение; составьте 2 предложения;
  • 2 вариант – составить кроссворд по теме «Глагол»;
  • по желанию - сочинить сказку «Жил-был Глагол»
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА 1. Н.ф. (инфинитив) 2. Морфологические признаки  А) постоянные признаки : вид, спряжение, переходность/непереходность, возвратность Б) непостоянные признаки : употреблён в форме …. времени, …… наклонения, ….числа, ….. лица, … 3. Синтаксическая роль

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА

1. Н.ф. (инфинитив)

2. Морфологические признаки

А) постоянные признаки : вид, спряжение, переходность/непереходность, возвратность

Б) непостоянные признаки : употреблён в форме …. времени, …… наклонения, ….числа, ….. лица, …

3. Синтаксическая роль

Дуб и ветер Могучий дуб растёт на высокой горе. Однажды началась буря, налетел на старое дерево ветер, дунул с одной стороны, с другой. А дуб усмехается каждым своим листиком. Постоит он ещё и порадует путников долгие годы. глагол   растёт вид спряжение началась НСВ 1 спр   налетел возвратность СВ время невозвратн   дунул 1 спр СВ настоящ усмехается 1 спр СВ возвратн число род 1 спр НСВ невозвратн постоит прошедш. ед.ч. прошедш. 1 спр --- невозвратн порадует СВ ед.ч. прошедш. возвратн СВ 1 спр ж.р. ед.ч. настоящ 1 спр невозвратн м.р. ед.ч. будущ ед.ч. м.р. невозвратн --- будущ ед.ч. --- ед.ч. ---

Дуб и ветер

Могучий дуб растёт на высокой горе. Однажды началась буря, налетел на старое дерево ветер, дунул с одной стороны, с другой. А дуб усмехается каждым своим листиком. Постоит он ещё и порадует путников долгие годы.

глагол

  растёт

вид

спряжение

началась

НСВ

1 спр

  налетел

возвратность

СВ

время

невозвратн

  дунул

1 спр

СВ

настоящ

усмехается

1 спр

СВ

возвратн

число

род

1 спр

НСВ

невозвратн

постоит

прошедш.

ед.ч.

прошедш.

1 спр

---

невозвратн

порадует

СВ

ед.ч.

прошедш.

возвратн

СВ

1 спр

ж.р.

ед.ч.

настоящ

1 спр

невозвратн

м.р.

ед.ч.

будущ

ед.ч.

м.р.

невозвратн

---

будущ

ед.ч.

---

ед.ч.

---


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!