СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Кот, петух и лиса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературоному слушанию в  1 классе.

Цель : создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации  об русских народных сказках.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Кот, петух и лиса"»


Предмет:литературное чтение(Ефросинина Л.А. Литературное чтение: уроки слушания).

Класс: 1 класс.

Тема:Русская народная сказка «Кот, петух, лиса»

Тип урока:урок открытия нового знания.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации об русских народных сказках.

Задачи урока:

образовательные:

  • сформировать понятие о жанре «сказка»;

  • сформировать представление о русских народных сказках;

предметный результат:

  • имеют представление об авторе, художественном произведении, персонаже;

  • связывают заглавие произведения с его содержанием;

развивающие:

  • называть произведения Ш. Перро, зарубежных писателей;

  • пересказывать сказку и отдельный эпизод;

метапредметный результат:

  • отвечают на вопрос по содержанию прочитанного материала;

  • умеют соотносить текст и иллюстрацию;

  • участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики);

воспитательные:

  • формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;

  • воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни;

личностный результат:

  • обучающиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров;

  • принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;

  • имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы.

Методы обучения: деятельностный,словесный, практический (чтение), ролевая игра (инсценирование).

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная, работа в парах.







Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

УУД

1. Мотивация (самоопределе-ние) к учебной деятельности

Много книжек есть чудесных,

Книжек умных, интересных.

Увлекательных, весёлых в городах, станицах, селах…

Ты идешь в библиотеку, чтоб побольше почитать,

Настоящим человеком помогают книги стать.

-О чем вы любите читать и слушать?

«Все больше прочитанных книжек семья – все больше хороших друзей у меня!»

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Начинается урок литературного слушания.

Как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке?

- Вы сегодня вновь примерите на себя важную роль - слушателя. Какими вы будете слушателями?












Стихи, рассказы, сказки.


Читая книги, мы узнаем много интересного.


«Познакомимся с новым произведением, будем слушать чтение учителя, почитаем сами, будем моделировать обложку.

Внимательными.



  • самоопределение (Л);

  • стремление
    к успешности в учебной деятельности (Л);

  • целеполагание (П);

  • планирование учебного сотрудничества
    с учителем
    и сверстниками (К)

  • группировка
    и классификация текстов по разным основаниям (П
    )

2. Актуализация знаний и

фиксация

затруднения в деятельности

1. Рассказ-беседа

– Русские народные сказки появились давным-давно, когда не было ни машин, ни компьютеров, ни самолётов, когда люди не умели читать и писать. Вечерами они собирались вокруг костра и придумывали различные истории, сочиняли сказки. Потом родители рассказывали их своим детям, те, когда вырастали – своим. Так из поколения в поколение передавались русские народные сказки. Наиболее интересные и поучительные дошли до наших дней.

– Мы с вами познакомимся сегодня с русской народной сказкой, а вот как она называется вы нам

Посмотрите на доску, постарайтесь расшифровать.

Знакомство с героями произведения.

Чтобы познакомиться с героями нашего произведения необходимо отдать загадки, ребус:

1 ряд: Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами. 

2 ряд:  Хитрая плутовка,



Пушистый хвост – краса
Кто же это? 

3 ряд: – КТО
1 3 2 

(Учитель записывает тему на доске)

– Прочитайте ещё раз тему урока

- Давайте подумаем, какую цель мы должны перед собой поставить?

- Чтобы вы хотели узнать, кроме содержания этого текста, сегодня на уроке?

- Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.

- А что же для этого надо делать?

3. Слушание сказки.

– Какое произведение я прочитала?

– Докажите, что это сказка?


































Петух).



(Все вместе — лиса).



(КОТ).







чему учит этот текст, выразительно читать сказку…)

думать, анализировать, слушать, отвечать на вопросы, размышлять, доказывать)


Сказку

Добро побеждает зло, наличие своих сказочных героев, одинаковое начало














































































  • ориентировка в речевом потоке (П);

  • использование знаково-символических средств (П);

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

  • понимание фактического содержания текста (П);

  • осуществление действия по образцу и заданному правилу (Р);

  • понимание алгоритма выполнения задания (Р);

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

  • участие в обсуждении прочитанного содержания (К);

  • учет разных мнений (К)

3. Выявление

места и причины затруднений

(постановка

учебной задачи)

Моделирование обложки книги

  • Возьмите листочки бумаги, линейки, сделаем модель обложки.

–О ком эта сказка?

Какая геометрическая фигура заменила слово “сказка” на модели?

Значит… (раскрасим круг в коричневый цвет.

Верхний прямоугольник для чего нужен?

Кто автор этой сказки?

Нижний прямоугольник для чего предназначен? (Слайд 15)

Как называется это произведение.

Закончите оформление обложки, подпишите с обратной стороны листок

  • Кто главные герои сказки? А сейчас каждый из вас раскрасит( нарисует) героев сказки ( каждый на своём листе)

  • Итак, обложка готова. (собираем книжку)

У нас получилась книга.





Животных


Круг


коричневый

В нем запишем фамилию автора

Русский народ

(Это название произведения)

Кот, петух и лиса




















.

  • интерес к чтению; внутренняя мотивация обращения к книге (Л);

  • способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказки (Л);

  • принятие учебной задачи и следование инструкции учителя (Р);

  • выполнение логических действий (П)

4. Построение

проекта выхода

из затруднения



а) беседа;

– Кто главный герой этой сказки?) (показать героев)

– Охарактеризуйте кота. Какой кот?





– А какой петух?



– А что происходит с детьми, когда они не слушают взрослых?

Что можно сказать про лисичку?

Какая она?


Как вы понимаете «льстивая»? (Льстивая произошло от слова «лесть». Лиса любила красиво говорить о ком-то, но не всегда это было правдой.)


– Кто из героев понравился больше? Почему

  1. Физ.минутка «Имитационные упражнения»


Хотите побыть в роли наших героев?


«Лисичка»

Девочки, покажите, как лисичка кралась, какие глазки хитрые сощурила, как подпрыгивала, в окошко заглядывала.


«Смелый котик»

Мальчики, покажите, какой котик смелый, отважный. Шёл котик по лесу, шагал, никого не боялся. Храбрый котик.


«Петушок»

Покажите все вместе, каким голосистым был петушок, как он кукарекал.





(Кот, петух и лиса.

(сильный, мужественный, хороший товарищ)

(доверчивый, непослушный)







хитрая, злая, воровка)














  •  эмоциональное восприятие поступков героев (Л);

  • первоначальное представление о нравственных понятиях (Л);

  • умение принимать и понимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя (Р);

  • умение выделять события, видеть их последовательность в произведении (П);

  • понимание фактического содержания текста (П);

  • использование знаково-символических средств (П)

5. Реализация

построенного

проекта

Работа в тетради с. 18

  • Какой отрывок из сказки подходит к этому рисунку?

Раскрасьте понравившегося героя





  • умение выделять события, видеть их последовательность в произведении (П)

6.Первичное

закрепление с проговариванием во внешней

речи


Что же случилось с петушком?



Почему?



Что в сказке повторяется?


Какой была песенка лисы?




Для чего она так пела?




– Сколько раз уносила лиса петуха?


Давайте прочитаем песенку лисы на странице 74 (внизу)


Кто же помог петушку?


Ребята, а какой котик?

Как же он смог победить лисицу?


Слайд 11

Гусли – старинный струнный музыкальный инструмент.

Гусляр – народный певец, играющий на гуслях

Слайд 10

Давайте прочитаем:

  • Какая лиса?

  • Какой петушок?

  • Какой котик?


А человек может быть таким как лиса?

   Как петушок?

   Как котик?


Кого бы вы взяли в друзья?

Почему?

А с кем бы не стали дружить? Почему?










Лиса его схватила и унесла.


Он не послушался кота.


-Песенка лисы.


Льстивой.


Чтобы выманить петушка из избушки


3 раза








Кот играл на гуслях, пел песенку. Лиса выглянула – кот стукнул дубинкой по голове.










Рыжая, хитрая, льстивая…

Красивый…

Добрый…


Ответы детей.


- способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении (Л);

- позитивная самооценка (Л);

- интерес к чтению, внутренняя мотивация обращения к книге (Л);

- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления (К);

- принимать участие в обсуждении прочитанного содержания (К)

7. Самостоятельнаяработа с самопроверкой по эталону

Работа в тетрадях.

Словарная работа.

Зад 3 Значение слова : хоромы.

  1. Работа в парах.


На столах у вас лежат картинки. Расположите их по порядку.


Слайд 13 Проверим

– Давайте попробуем инсценировать вторую встречу лисы с петухом.







Дети работают в парах


Ответы детей


  • положительное отношение к уроку литературного чтения (Л);

  • основы для развития творческого воображения (Л);

  • умение принимать позиции слушателя, читателя, исполнителя в соответствии с учебной задачей (Р);

  • способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев (Л);

  • умение ориентироваться
    в речевом потоке (П)

8. Включение в систему знаний и повторение

Давайте сейчас выберем пословицу, которая подходит к теме нашего урока, соответствует замыслу сказки. Объясните свой выбор.

ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ.

КАКОВ ГОСТЬ, ТАКОВО И УГОЩЕНИЕ.

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, ОДИН ОТРЕЖЬ.

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.


Что хотел донести до нас русский народ?

Какой урок мы возьмём из неё?


  • Высказывание детей

  • интерес к чтению (Л);

  • умение оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики (Л);

  • способность воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении (К);

  • участие в обсуждении прочитанного содержания (К)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– С каким произведением мы сегодня работали?

– Покажите обложку этой книги?

  • Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию

– Чему учит нас эта сказка? (Обманывая других, ты, прежде всегонаказываешь себя.)

Самооценка.


Теперь давайте оценим свою работу на уроке. Положите перед собой фигуры: красный квадрат, синий квадрат и зеленый квадрат.

Покажите:

 - кто работал быстро, правильно и самостоятельно.


 - кто работал правильно, но медленно.


 - кто работал правильно, но с моей помощью или с помощью других учеников.


  • Выберите нужную фигуру и покажите

  • Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать

  • умение выделять
    и формулировать познавательную цель (П);

  • стремление к успешности в учебной деятельности (Л);

  • участие в обсуждении (К)