Обобщающий урок по теме «Квадратные уравнения».
Класс: 8
Учебник: Алгебра: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ [Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др.]. - М.: Просвещение, 2011.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
Образовательная: обобщение и систематизация знаний учащихся, закрепление и совершенствование навыков решения квадратных уравнений.
Развивающая: развитие навыков самоконтроля и самооценки достигнутых знаний и умений, интереса к математике.
Воспитательная: воспитание внимательности, активности, самостоятельности и ответственности.
Задачи урока:
обобщить изученный по теме материал;
формировать умения применять полученные математические знания на практике;
развивать познавательную активность, творческие способности;
формировать учебно-познавательную мотивацию школьников на уроке с помощью компьютерных технологий;
воспитывать интерес к предмету;
воспитывать чувства дисциплинированности и аккуратности.
Оборудование и материалы:
Медиапроектор.
Презентация по теме «Квадратные уравнения».
Карточки-задания, карточки с кроссвордами, тесты для самостоятельной работы.
План урока:
Организационный момент.
Теоретическая разминка, работа у доски по карточкам.
Обобщение и систематизация знаний учащихся.
Постановка домашнего задания.
Рефлексия.
Итог урока. Выставление оценок.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствую учащихся, проверяю их готовность к уроку. «Настроимся на урок!»
Ученикам сообщается тема и цели урока.
- Математику не зря называют «царицей наук». Ей больше, чем какой–нибудь другой науке, свойственны красота, изящность и точность. Одно из замечательных качеств математики – любознательность. Постараемся доказать это на уроке. Вы уже умеете решать квадратные уравнения, задачи на составление квадратных уравнений. Но знания нужно не только иметь, но и уметь их показывать, что вы, надеюсь, и сделаете на сегодняшнем уроке. А я вам в этом помогу.
- Открываем тетради, записываем число и тему нашего урока.
II. Теоретическая разминка +работа у доски по карточкам (одновременно).
Цель: повторение необходимых теоретических сведений по теме, развитие умений говорить и слушать, работать в парах.
- Начнём наш урок с разминки. А пока мы с вами будем работать устно, я приглашаю 3 учащихся поработать у доски по карточкам (раздаю карточки). Итак, разгадываем кроссворд, первый вариант называет слова по горизонтали, второй вариант – по вертикали, желающие ответить поднимают руки. Если вы разгадаете кроссворд верно, то сможете в выделенном вертикальном столбце прочитать термин, относящийся к теме.
(Заполнение кроссворда).
- Молодцы, вы хорошо владеете теоретическим материалом. А теперь выполним следующее задание: определите вид квадратного уравнения и укажите его коэффициенты. Смотрим все на экран.
а) 1,3х2 =4 (неполное)
б) 6х+х2-3=0 (полное, приведённое)
в) 49х2-81=0 (неполное)
г) 25-10х+х2 =0 (полное, приведённое)
д) х2-8х-7=0 (полное, приведённое)
е) 3х2-2х=0 (неполное)
- Проверка работы у доски. Дополнительные вопросы учащимся.
Карточка №1.
(D=4, х1=1, х2=)
- Сколько корней имеет квадратное уравнение, если для него значение D:
а) равно нулю; б) отрицательно?
Карточка №2.
(х1=0, х2= -4)
-Как решить неполное квадратное уравнение, если в=0 и с=0?
Карточка №3.
(D=64, х1=1, х2= -7)
-Какое это уравнение? (приведённое)
-Сформулируй теорему Виета (Сумма корней приведённого квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену)
-Проверим: х1+х2=-6; х1х2=-7.
III. Обобщение и систематизация знаний учащихся.
Цель: закрепить и совершенствовать навыки решения квадратных уравнений.
-А сейчас ребята, вам нужно решить задания, которые вы видите на экране, и разгадать кодовое слово, используя ключ. Решаем задание у доски с комментированием.
а) у2-у-30=0 (D=121, х1=6, х2= -5)
б) 6х2+7х+1=0 (D=25, х1= -1, х2= -)
в) х2 – х +2=0 (корней нет)
г) 7х2-5х=0 (х 1=0, х 2= )
д) 5-4х2-х=0 (D=81, х1= -, х2=1)
е) 3х2-27=0 (х 1=3, х 2= -3)
ж) №540 учебника (с.146) (в таблицу внесено значение длины)
Решение:
Пусть х см - ширина прямоугольника, тогда (х+30)см - его длина. Так как S=675 см2, можем составить уравнение:
х(х + 30)=675,
х2 + 30х – 675 =0, решим по формуле четного коэффициента:
D = 900, х1= - 15 – 30 = - 45, х2= - 15 + 30 =15.
По смыслу задачи значение х должно быть положительным числом. Этому условию удовлетворяет только второй корень, т.е. х=15. Значит, ширина прямоугольника равна 15 см, тогда его длина будет равна 45 см.
Ответ: 15 см и 45 см.
К | М | О | Р | А | Е | Л | И | Н | Ь |
6; -5 | -6; -5 | -1; - | 0; | ; -1 | ; 1 | 0; | -3 | 3; -3 | 45 |
-Получили слово «корень». Ребята, обратите внимание, сколько значений имеет это слово. Мы часто встречаемся с ними и в жизни, и на уроках биологии, русского языка, математики.
2. Самостоятельная работа (тест с последующей взаимопроверкой)
Цель: Проверить знания учащихся по теме «Квадратные уравнения»
-Хорошо, с этим заданием вы справились. Сейчас ваша следующая задача – собраться с мыслями и выполнить задание в виде теста самостоятельно. (Приложение к уроку)
(Учащиеся самостоятельно выполняют тесты, затем сдают тетради учителю).
Пока учащиеся выполняют работу, на доске записать домашнее задание.
IV. Домашнее задание: № 532(чет.), 535 (чет.), 543.
V. Рефлексия.
- Что повторили на уроке?
- Что запомнилось больше с урока?
- Всем ли понравился урок?
- С каким настроением вы уходите с урока?
VI. Итог урока. Выставление оценок.
-Благодарю за хорошую работу. Оценки за урок следующие….