СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Многообразие моллюсков"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме «Многообразие моллюсков» для учащихся 7 класса.

Цель: познакомить обучающихся с разнообразием  моллюсков, раскрыть значение животных типа Моллюски в природе и в жизни человека.

К уроку прилагается мультимедийная презентация.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме Многообразие моллюсков»

Конспект урока по теме «Многообразие моллюсков»


Цель: познакомить обучающихся с разнообразием моллюсков, раскрыть значение животных типа Моллюски в природе и в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

  • Учащиеся должны знать характерные признаки брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков; раскрыть значение моллюсков в природе и жизни человека.

Развивающие:

  • Учащиеся должны научиться выделять характерные черты определённого класса моллюсков; уметь сравнивать, выделять главное и делать выводы; развивать у ребят познавательный интерес, навык работы с учебником и дополнительной литературой.

Воспитательные:

  • Учащиеся должны понять важность изучаемого материала, что знания и умения, полученные в ходе урока, пригодятся не только в дальнейшей учёбе, но и в повседневной жизни; продолжать формировать у учащихся навыки коммуникабельности, гуманных отношений к одноклассникам, продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе.


Оборудование: таблицы с изображением моллюсков разных классов, иллюстрации по теме урока, раздаточный материал, учебники, презентация Power Point.

Ход урока.



  1. Проверка домашнего задания.



  1. Изучение нового материала.

Используя презентацию, учитель дает классификацию данного типа, а затем характеризует отдельные классы.

(слайд 3) В типе моллюсков выделяют три основных класса: Брюхоногие, двустворчатые и головоногие моллюски. Животные этого типа (мягкотелые) лишены скелета, как внутреннего, так и наружного. На спинной стороне тела, как правило, имеется выделяемая мантией защитная раковина.

(слайд 4-9) характеристика класса Брюхоногие.

(слайд 10-14) характеристика представителей класса Двустворчатых.

(слайд 15-19) характеристика класса Головоногие.



  1. Закрепление знаний.

Разгадывание кроссворда по теме.




1. По горизонтали. Орган дыхания водных моллюсков. По вертикали. Шарообразные минеральные образования в раковинах некоторых двустворчатых моллюсков.

2. Представитель брюхоногих, наносящий ущерб сельскому хозяйству. Поедает верхние части и корнеплоды сельскохозяйственных растений.

3. Название одной из двух камер сердца брюхоногих.

4. Орган системы кровообращения, впервые эволюционно появившийся у моллюсков.

5. Образования спинных складок кожи, между которыми и раковиной образуется полость.

6. Крупный представитель класса головоногих. Используется человеком в пищу.

7. Орган выделительной системы, впервые эволюционно появившейся у моллюсков.

8. Класс моллюсков, в который входят наиболее развитые представители, такие как осьминоги, кальмары, каракатицы.

9. Орган в ротовой полости растительноядных моллюсков, служащий для растирания пищи.

10. Наружный минеральный покров большинства моллюсков.





1. жабры жемчуг

2. слизень

3. предсердие

4. сердце

5. мантия

6. кальмар

7. почки

8. головоногие

9. терка

10. раковина

 



Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа Тип Моллюски»

Тип Моллюски.

ВАРИАНТ 1

Задание 1. Отметьте правильные утверждения знаком «+», неправильные – знаком «-»:

  1. Моллюски обитают в различных водоемах и на суше.

  2. Все моллюски имеют двустворчатую или спиральную раковину.

  3. Раковина моллюсков состоит только из рогоподобного вещества.

  4. Тело кальмаров, беззубок и прудовика состоит из мускульной ноги, туловища и головы.

  5. Кальмары ведут подвижный образ жизни и передвигаются реактивным способом.

  6. Все моллюски растительноядные животные.

  7. Большой прудовик дышит растворенным в воде кислородом с помощью жабр.

Задание 2. Выберите верный ответ:

  1. Тип моллюски насчитывает:

а) Около 10 тыс. видов б) Приблизительно 130 тыс. видов в) Около 1 млн.видов

  1. Тело двустворчатых моллюсков разделено на:

а) Голову с щупальцами, туловище и мускульную ногу

б) Голову с щупальцами и туловище в) Туловище и мускульную ногу

  1. Органами пищеварения брюхоногих моллюсков служат:

а) Рот – пищевод – желудок – кишечник - анальное отверстие

б) Рот с роговыми челюстями – глотка – пищевод – желудок – кишечник – анальное отверстие

в) Рот - глотка с теркой – пищевод – желудок – кишечник - анальное отверстие

  1. Нервная система двустворчатых моллюсков состоит из

а) Трех скоплений нервных узлов: в ноге, в области переднего и заднего мускула - замыкателя

б) Двух скоплений нервных узлов в области глотки и мантии

в) Нескольких скоплений нервных узлов в области глотки, щупалец и мантии

         5. Кровеносная система моллюсков

а) Незамкнутая, состоит из сердца и сосудов б) Замкнутая, состоит из сердца и сосудов

в) Незамкнутая, нет сердца

Задание 3. Определите соответствие:

А. Класс Брюхоногие           В. Класс Двустворчатые            С. Класс Головоногие

1) Устрица;  2) Голый слизень;  3) Беззубка; 4) Осьминог; 5) Каракатица; 6) Виноградная улитка.

Тип Моллюски.

ВАРИАНТ 2

Задание 1. Отметьте правильные утверждения знаком «+», неправильные – знаком «-»:

  1. Моллюски обитают в морской воде и на суше.

  2. Раковина служит защитой мягкому телу моллюсков.

  3. Между раковиной и мантией моллюсков образуется мантийная полость.

  4. Моллюски ведут малоподвижный образ жизни.

  5. Кровеносная система моллюсков замкнутая.

  6. Беззубки и перловицы раздельнополые животные.

  7. Двустворчатые моллюски имеют важное значение как фильтраторы воды.

Задание 2. Выберите верный ответ:

  1. Головоногие моллюски передвигаются:

а) При помощи мускулистой ноги б) При помощи мускулистой ноги  и щупалец

в) За счет воды, выталкиваемой из мантийной полости

  1. Органами дыхания двустворчатых моллюсков служат:

а) Жабры б) Легкие в) Жабры и легкие

  1. Органы чувств головоногих моллюсков:

а) Развиты хорошо. Имеются глаза, чувствительные щупальца

б) Развиты слабо. Имеются только чувствительные щупальца

в) Не развиты. Глаза и щупальца отсутствуют

  1. Брюхоногие моллюски имеют

а) цельную, часто асимметричную раковину; голову, туловище и ногу

б) двустворчатую раковину; туловище и ногу

в) ногу преобразованную в щупальца; раковины нет

  1. Наиболее высокоорганизованными среди моллюсков считают

а) Брюхоногих б) Двустворчатых в) Головоногих

Задание 3. Определите соответствие:

А. Класс Брюхоногие           В. Класс Двустворчатые            С. Класс Головоногие

1) Кальмар; 2) Корабельный червь;  3) Ципрея тигровая; 4) Мидия; 5) Наутилус; 6) Прудовик.

Просмотр содержимого презентации
«Самостоятельная работа Тип Моллюски»

Многообразие моллюсков

Многообразие моллюсков

Цель урока: познакомиться с разнообразием моллюсков, раскрыть значение животных типа Моллюски в природе и в жизни человека.

Цель урока:

познакомиться с разнообразием моллюсков, раскрыть значение животных типа Моллюски в природе и в жизни человека.

Класс Брюхоногие Моллюски Большой Слизень Прудовик обыкновенный

Класс Брюхоногие Моллюски

Большой Слизень Прудовик обыкновенный

  • Большой Слизень Прудовик обыкновенный
Брюхоногие, или улитки, - самый богатый представителями класс моллюсков, включающий около 90 тыс. видов. Представители встречаются в глубинах океана, в пресных водах, в горах и пещерах, каменистых пустынях. Пища разнообразна; множество представителей растительноядные; есть хищники и паразитов, фильтраторы и трупоеды.
  • Брюхоногие, или улитки, - самый богатый представителями класс моллюсков, включающий около 90 тыс. видов.
  • Представители встречаются в глубинах океана, в пресных водах, в горах и пещерах, каменистых пустынях.
  • Пища разнообразна; множество представителей растительноядные; есть хищники и паразитов, фильтраторы и трупоеды.
Внешнее строение брюхоногих моллюсков

Внешнее строение брюхоногих моллюсков

Размеры колеблются  от 2-3 мм до нескольких сантиметров. Голова несет 1 – 2 пары щупалец и  пару глаз. Нога хороша развита
  • Размеры колеблются

от 2-3 мм до нескольких

сантиметров.

  • Голова несет 1 – 2

пары щупалец и

пару глаз.

  • Нога хороша развита

и имеет ползательную

Подошву.

Значение брюхоногих

Значение брюхоногих

  • Промежуточные хозяева плоских паразитических червей (прудовик);
  • Корм для рыб и птиц; земноводных, кротов и ежей;
  • Некоторые виды – пища для человека;
  • Вредители садов и огородов (улитка виноградная, слизни)
Класс Двустворчатые Моллюски

Класс Двустворчатые Моллюски

Внешнее строение двустворчатых моллюсков

Внешнее строение двустворчатых моллюсков

Исключительно водные животные. Двустворчатые достигают значительных размеров. Характерная особенность - двустворчатая раковина. Тело продолговатое, сплюснутое с боков, двусторонне-симметричное. Состоит из туловища и ноги; голова отсутствует. Устрицы и мидии образуют большие скопления – банки.

Исключительно водные

животные.

Двустворчатые достигают

значительных размеров.

Характерная особенность -

двустворчатая раковина.

Тело продолговатое, сплюснутое

с боков, двусторонне-симметричное.

Состоит из туловища и ноги;

голова отсутствует.

Устрицы и мидии образуют большие скопления – банки.

Значение двустворчатых

Значение двустворчатых

  • Фильтраторы воды;
  • Пища для животных и человека;
  • Производители перламутра и натурального жемчуга; раковины и жемчуг используются для производства ювелирных украшений;
  • Вредители деревянным постройкам, находящимся в воде.
Класс Головоногие Моллюски       Осьминог обыкновенный

Класс Головоногие Моллюски

Осьминог обыкновенный

В современной фауне описано около 700 видов, живущих в морях. Крупные моллюски длиной до 20 м. Активно передвигаются в толще воды и у дна. Тело резко разделено на голову и туловище. Нога превращена в щупальца (8-10). Каракатицы и осьминоги в случае опасности меняют окрасу или выбрасывают чернильное вещество. Почти все хищники. На щупальцах имеют присоски. Все головоногие размножаются один раз в жизни, после чего погибают.
  • В современной фауне описано около 700 видов, живущих в морях. Крупные моллюски длиной до 20 м. Активно передвигаются в толще воды и у дна.
  • Тело резко разделено на голову и туловище. Нога превращена в щупальца (8-10).
  • Каракатицы и осьминоги в случае опасности меняют окрасу или выбрасывают чернильное вещество.
  • Почти все хищники. На щупальцах имеют присоски.
  • Все головоногие размножаются один раз в жизни, после чего погибают.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!