СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Питание клетки".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  урока:  Познакомить учащихся со способами питания в органическом мире: гетеротрофном и автотрофном (фототрофном и хемотрофном).

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Питание клетки".»


Урок по теме «Питание клетки»
Питание клетки

9 класс


Предмет

биология

Класс

9

Тема и

номер урока в теме

Тема 2 «Клеточный уровень»

Урок 11 «Питание клетки»

Базовый учебник

А.А.Каменский Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Биология.

Цель урока: Познакомить учащихся со способами питания в органическом мире: гетеротрофном и автотрофном (фототрофном и хемотрофном).

Задачи:

  1. Обучающие:

  • сформировать понятие «автотрофные и гетеротрофные организмы»;

  • развить понятие о типах питания клетки;

  • познакомить учащихся с группами автотрофных и гетеротрофных организмов в зависимости от особенностей питания.

2.Развивающие:

  • развивать навыки анализа и объяснения причинно-следственных связей;

  • продолжить работу по формированию научного материалистического мировоззрения окружающего мира.

3. Воспитательные:

  • обосновать космическую роль зеленых растений;

  • способствовать формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом.

Тип урока: комбинированный

Элементы содержания: автотрофы, гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы, паразиты, сапрофиты, симбионты, голозои.


Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приемы работы: опрос, рассказ с элементами беседы, демонстрация, компьютерное тестирование.

 

Оборудование: «Классификация организмов по способу питания», «Строение растительной клетки».


Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедиапроектор, интернет.




Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний.

Тема, которую мы начали изучать, по праву считается одной из самых сложных в школьном курсе биологии. Мы говорим об основных процессах жизнедеятельности клетки живого организма, обеспечивающих одно из базовых свойств жизни – обмен веществ и энергии. Давайте вспомним основные понятия темы


Фронтальный опрос:

Задание 1. Соотнесите понятие с его определением


  1. – совокупность химических реакций в живой клетке, складывающихся из противоположных процессов пластического и энергетического обменов.

Ассимиляция (2)

(пластический обмен)

  1. – совокупность реакций, обеспечивающих синтез органических соединений в клетке (фотосинтез, биосинтез белков).

Метаболизм (1)

  1. – совокупность реакций расщепления органических соединений, сопровождающихся выделением энергии.

Обмен веществ (4)


  1. – совокупность биохимических реакций, протекающих в клетке и обеспечивающих процессы ее жизнедеятельности.

Диссимиляция (3)

(энергетический обмен)


Итак, в клетке идут как процессы синтеза веществ (ассимиляция), так и процесс расщепления веществ с выделением энергии (диссимиляция).


Задание 2. Установите соответствие между процессами, протекающими в клетках организмов, и их принадлежностью к ассимиляции или диссимиляции:

Процессы, протекающие в клетках

Обмен веществ

1. Испарение воды

2. Дыхание

3. Расщепление жиров

4. Биосинтез белков

5. Фотосинтез

6. Расщепление белков

7. Расщепление
полисахаридов

8. Биосинтез жиров

9. Синтез
нуклеиновых кислот


А – ассимиляция

Б – диссимиляция

Ответ: 1 – Б, 2 – Б, 3 – Б, 4 – А, 5 – А, 6 – Б, 7 – Б, 8 – А, 9 – А.


Задание 3. Заполните таблицу «Этапы энергетического обмена».


Особенности

I этап

II этап

III этап

1. Где происходит расщепление?

В органах пищеварения,

лизосомах

В цитоплазме

В митохондриях

2. Чем активируется расщепление?

Ферментами

Ферментами

Ферментами
митохондрий

3. До каких веществ расщепляются соединения?

БЕЛКИ → аминокислоты

УГЛЕВОДЫ → глюкоза

ЖИРЫ → глицерин
и жирные кислоты

глюкоза →

2 молекулы пировиноград ной кислоты
+ энергия

Пировиноградная
кислота
до СО2 + Н2О

4. Сколько выделяется энергии?

Мало, рассеивается
в виде тепла

60 % рассеивается в виде тепла, 40 % идет на синтез двух молекул АТФ

Более 90 % энергии запасается
в виде АТФ

5. Сколько энергии синтезируется
в виде АТФ?

2 молекулы АТФ

36 молекул АТФ


Какое химическое соединение непосредственно обеспечивает энергией все процессы жизнедеятельности клетки?(АТФ)

Но АТФ напрямую в клетки не поступает. А поступают в клетку разнообразные вещества, которые могут стать строительным материалом («кирпичиками») для пластического обмена или топливом («дровами») для энергетического обмена.


  1. Изучение новой темы.

Итак, переходим к теме сегодняшнего урока. Ребята подумайте и ответьте, как будет называться процесс поступления необходимых веществ в живой организм?

Подразумевается ответ учащихся «Питание»

Цель сегодняшнего урока: познакомиться со способами питания в органическом мире узнать, и научиться применять новые знания на практике.


Презентация (слайд № 1 – тема урока «Типы питания»)


Задание: по ходу презентации основные определения фиксировать в карте урока (или в тетради).

Примечание: Текст слайдов и определения проговаривать несколько раз, чтобы работать с учащимися с разными типами восприятия (аудиалы, визуалы).




Слайд № 2. Определение понятия «питание»


1) Для чего клетка может использовать погло­щаемые ею вещества?

(Вещества могут стать строительным материалом для пластического обмена или топливом для энергетического обмена.


2) Какими способами клетка и организмы можут питаться?


Слайд№ 3. Общая схема типов питания.


Все живые организмы, обитающие на Земле, можно под­разделить на две группы в зависимости от того, каким обра­зом они получают необходимые им органические вещества. В природе существует 2 основных типа питания: автотрофный и гетеротрофный. Каждый тип подразделяется на группы. Так, автотрофы бывают фотоавтотрофами и хемоавтотрофами; гетеротрофы – сапротрофами, паразитами, симбионтами и голозоями (последние разделяются на растительноядных, плотоядных и всеядных).


Слайд № 4. Автотрофы Первая группа — автотрофы, что в переводе с греческо­го языка означает «самопитающиеся».


Автотрофные организмы никого и ничего не едят. Они способны само­стоятельно создавать все необходимые им органические веще­ства из неорганических — воды, углекислого газа и других. Для этого из внешней среды им нужна энергия, которую они могут получить двумя способами…




Слайд № 5. Фотоавтотрофы.

Фотоавтотрофы используют энергию света. Для этого в пластидах содержатся светоулавливающие вещества – пигменты. Главный из них – хлорофилл. К фототрофам относятся зелёные растения, цианобактерии, окрашенные бактерии (зелёные, пурпурные)





Слайд № 6. Хемоавтотрофы.

Хемоавтотрофы в свете не нуждаются, используют энергию химических реакций окисления. Живут в почве, на рудах. Превращают одни минеральные вещества в другие при помощи атмосферного кислорода, а выделившуюся энергию используют на синтез питательных веществ. Серобактерии, железобактерии, нитробактерии. Благодаря жизнедеятельности бактерий -хемосинтетиков в почве образуются соли, которые являются важнейшими компонентами минерального питания высших растений, образуются большие залежи селитры и болотной руды.


Слайд № 7. Гетеротрофы.


Получают готовые органические вещества (кого-то или что-то едят), но разными способами.








Слайд № 8. Сапротрофы


Первая группа гетеротрофов – сапротрофы. Разлагают неживое. Питаются гниющим или разлагающимся органическим веществом. Плесневые грибы, бактерии гниения, брожения и т.д.




Слайд № 9. Паразиты


Вторая группа гетеротрофов – паразиты. Часто для подобных организмов характерно упрощение строения тела. Например, растения-паразиты не содержат хлорофилла, а бычий цепень не имеет даже пищеварительной системы, т.к. получает готовые питательные вещества через поверхность тела.





Слайд №10. Симбионты.


Третья группа гетеротрофов – симбионты. Иногда доходит до странного: например, термиты, основной пищей которых является древесина, эту самую древесину переваривать сами не могут. А помогают им в этом симбиотические жгутиконосцы, которые обитают в их кишечниках, выделяя необходимые для переваривания ферменты.





Слайды №11-12. Голозои.

Четвёртая группа гетеротрофов – голозои. Голозойное питание включает три этапа: поедание, переваривание и всасывание переваренных веществ. Голозойное питание чаще наблюдается у многоклеточных животных, имеющих пищеварительную систему.





Голозойно питающихся животных можно разделить на плотоядных, растительноядных и всеядных.








Как вы думаете, к какой группе относится человек? (всеядные)



  1. Закрепление нового материала.

Если все понятно и вопросов по содержанию презентации нет, то для закрепления изученного материала попробуем выполнить индивидуальные задания на карточках. В таблицах в первой графе даны названия организмов, во второй дана информация об их образе жизни. Необходимо определить тип питания и заполнить соответствующими терминами третью графу.





Слайд №13.

Пример карточки:

  1. Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.


Название организма

Особенности жизнедеятельности

Тип питания

Мукор

Плесневый грибок, часто поселяющийся на хлебе, овощах, непросушенном сене и т.д. в виде пушистого белого налёта. Размножается спорами.


Щитовник мужской

Многолетнее растение отдела Папоротникообразных. Теневынослив, обитает на хорошо увлажненной почве. Молодые листья (вайи) спирально закручены


Кабан

Крупное нежвачное парнокопытное. Питается корнями, орехами, желудями, упавшими плодами, охотно ест различных беспозвоночных и мелких позвоночных животных.


Другие варианты заданий см. в приложении №2.


По окончании работы карточки сдаются учителю. Далее можно обсудить спорные или непонятные моменты.


  1. Выводы урока (делаются учащимися в форме ответов на вопросы).

Какие два типа питания есть в природе?

Какие группы автотрофных организмов мы можем назвать?

Какие группы гетеротрофов вам известны?

Как думаете, какой тип питания появился раньше – автотрофный или гетеротрофный? (возможно, здесь придется пояснить).

  1. Оценки за урок.


Домашнее задание п. 2.8, 2.10 и 2.12 подготовиться к терминологическому диктанту.

«В чем заключается космическая роль зеленых растений?».