Тема «Правописание сложных имён существительных»
Форма урока: деловая игра «Заседание ученого совета»
Цель:
Повторить изученные правила на правописание сложных имён существительных, изучить новые правила (слитное, раздельное, дефисное написание); систематизировать знания учащихся по теме;
Закрепить умения и навыки учащихся в применении данных правил на письме;
Развивать ОУУН: логическое мышление, анализ, систематизация, речевые навыки.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Знать: правила правописание окончаний и суффиксов имен существительных.
Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами.
Оборудование: таблицы-схемы, интерактивная доска, живая работа, творческая работа юного человека при написании сочинения – это серьёзная вещь, которая призвана обогатить и сам учебный процесс
Ход урока
1.Слово учителя.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня у нас состоится заседание ученого совета. Вначале послушаем обращение В.Путина. Президент 19 мая провёл совместное заседание Совета по межнациональным вопросам и по русскому языку. По мнению В. Путина, государству надо повышать качество обучения школьников и он поддержал идею выделения русского языка в отдельную область в школьном образовании.
(видео-выступление Путина)
Сейчас нашу речь, языковую среду формируют прежде всего СМИ, интернет, телевидение, где всё чаще нарушают языковые нормы, элементарную грамотность, используют необоснованные, явно избыточные иностранные заимствования.
Мы продолжаем заседание ученого совета по теме: «Правописание сложных имён существительных». На ученом совете обсуждаются научные вопросы, ведутся научные споры. Все присутствующие участвуют в обсуждении вопросов на равных правах.
Действующие лица: председатель, докладчик, оппонент, рецензент.
Я сегодня выступаю в роли председательствующего совета.
Учитель: Какую цель мы должны поставить?
Ученик: Повторить изученные правила на правописание сложных имён существительных, изучить новые правила (слитное, раздельное, дефисное написание);
Учитель: К сегодняшнему заседанию готовились докладчики. В роли оппонентов и рецензентов будете выступать вы, активно работая и обсуждая вопросы по теме заседания.
На столах у вас есть рабочие материалы, которые вам помогут в работе.
Начнем работу с самого простого задания. Лингвистическая сказка.
Озаглавьте сказку. (Чужак)
Собрались у Воды родственники. Подводник с водицей беседуют. Водолаз у водопада на солнышке греется. Водитель на гармошке наигрывает.
Водомерка с водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам водяной пожаловал. И все ждут старуху Воду. Вышла мудрая вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Задание-проблема №1.
В данном случае Чужаком является Водитель.
Ошибка произошла потому, что в словах водитель и вода омонимичный корень –вод-, имеющий разное лексическое значение.
Водитель-водить-вождение-предводительство-проводник
Найдите в тексте сложное существительное. Водомерка.
Задание-проблема №2: Найдите, исправьте и прокомментируйте ошибки.
Дети постарше, особенно в летний период, страдают отсутствием спортивных площадок-футбольных, волейбольных и т.д.
(Дети страдают от (из-за) отсутствия площадок. Ошибка в управлении страдать (от чего) от боли.
Учитель:Задание-проблема №3: как образованы слова краеведение, времяпрепровождение , шестиклассник, птицелов, сороконожка, полвека, пол-Америки, пол-лимона, пол (литровой)банки? (на маленьких листочках)
Доклад о правописании сложных существительных соединительной гласной расскажет Кабышева Марина.(выступление по таблице, решение проблемы, оценка рецензентов).Являются ли сложными словами электрификация, газификация? Нет, они образованы при помощи суффикса –ификация. Рецензия ответа
Правильность
Полнота
Примеры
Объяснение примера,
оппоненты задают первый вопрос из заданий)
Учитель:Задание –проблема№4 Как пишутся сложные слова Уж(город), Иван(город), авто(пробег), мото(гонки), кино(режиссёр), фото(репортаж), верти(хвостка)
Чтобы ответить на данные вопросы, внимательно прослушайте докладчика с сообщением на тему «Слитное написание» Дмитриеву Анастасию. Все внимательно слушают, рассматривая таблицу 1, готовьтесь оппонировать- выступать с критическим разбором чего-нибудь и рецензировать.(Правило по таблице, решение проблемы с доски, оценка рецензентов
Выполнение упражнения 225 (устно)
Учитель:Задание –проблема№5 Как пишутся сложные существительные,
а) жар-птица, бой-баба, дизель-мотор, кафе-ресторан, премьер-министр, генерал-майор, Бурят-Монголия (при склонении изменяется только второе существительное);
б) изба-читальня, купля-продажа, паинька-мальчик, пила-рыба, Москва-река (при склонении изменяются оба существительных).
Чтобы ответить на данные вопросы, внимательно прослушайте докладчика с сообщением на тему «Дефисное написание» Чамаеву Анну.
2.Составные названия политических партий и направлений, а также их сторонников, например: социал-демократия, анархо-синдикализм, социал-демократ, анархо-синдикалист.
3.Сложные единицы измерения, независимо от того, образованы ли они при помощи соединительных гласных или без них, например: человеко-день, тонна-километр, киловатт-час. Слово трудодень пишется слитно.
4.Названия промежуточных стран света, русские и иноязычные, например: северо-восток и т.п., норд-ост и т.п.
5.Сочетания слов, имеющие значение существительных, если в состав таких сочетаний входят:
а) глагол в личной форме, например: не-тронь-меня (растение), любишь-не-любишь (цветок);
б) союз, например: иван-да-марья (растение);
в) предлог, например: Ростов-на-Дону, Комсомольск-на-Амуре, Франкфурт-на-Майне.
6.Составные фамилии, образованные от двух личных наименований, например: Римский-Корсаков, Скворцов-Степанов, Мамин-Сибиряк, Мендельсон-Бартольди, Андерсен-Нексе.
7.Иноязычные составные фамилии с первой частью Сен- и Сент-, например: Сен-Симон, Сен-Жюст, Сен-Санс, Сент-Бёв. Так же пишутся восточные (тюркские, арабские и т.п.) личные наименования с начальной или конечной составной частью, обозначающей родственные отношения, социальное положение и т.д., например: Ибн-Фадлан, Кёр-оглы, Турсун-заде, Измаил-бей, Осман-паша.
Примечание 1. Составные имена с первой частью дон- пишутся через дефис только в тех случаях, когда вторая, основная часть имени в русском литературном языке отдельно не употребляется, например: Дон-Жуан, Дон-Кихот. Но если слово дон употребляется в значении «господин», оно пишется раздельно, например: дон Педро, дон Базилио.
Примечание 2. Артикли и частицы, входящие в состав иноязычных фамилий, пишутся отдельно, без дефиса, например: фон Бисмарк, ле Шапелье, де Костер, де Валера, Леонардо да Винчи, Лопе де Вега, Бодуэн де Куртене, фон дер Гольц. Артикли и частицы, без которых фамилии данного типа не употребляются, пишутся через дефис, например: Ван-Дейк.
В русской передаче некоторых иноязычных фамилий артикли и частицы пишутся слитно, хотя в соответствующих языках они пишутся отдельно, например: Лафонтен, Лагарп, Декандоль, Делиль.
Примечание 3. Не соединяются между собой дефисами имена разных категорий, например римские Гай Юлий Цезарь, подобно соответствующим русским имени, отчеству и фамилии.
Примечание 4. Личные имена и фамилии, соединённые с прозвищами, пишутся с последними раздельно, например: Илья Муромец, Всеволод Третий Большое Гнездо, Ванька Каин, Муравьёв Вешатель.
8.Географические названия, состоящие:
а) из двух существительных, например: Орехово-Зуево, Каменец-Подольск, Сердце-Камень (мыс);
б) из существительного и последующего прилагательного, например: Могилёв-Подольский, Гусь-Хрустальный, Москва-Товарная;
в) из сочетания артикля или частицы с знаменательной частью речи, например: Ле-Крезо (город), Ла-Каролина (город), Де-Кастри (залив).
Примечание. Раздельно пишутся географические названия:
а) состоящие из прилагательного и следующего за ним существительного или из числительного и следующего за ним существительного, например: Белая Церковь, Нижний Тагил, Великие Луки, Ясная Поляна, Семь Братьев;
б) представляющие собой сочетания имени и фамилии, имени и отчества, например: поселок Лев Толстой, станция Ерофей Павлович.
9.Названия населённых пунктов, в состав которых в качестве первой части входят: усть-, соль-, верх- и т.п., а также некоторые названия населенных пунктов с первой частью ново-, старо-, верхне-, нижне- и т.п., кроме тех, слитное написание которых закрепилось в справочных изданиях, на географических картах и т.п., например: Усть-Абакан, Соль-Илецк, Верх-Ирмень, Ново-Вязники, Нижне-Гнилое, но: Новосибирск, Малоархангельск, Старобельск, Новоалексеевка, Верхнеколымск, Нижнедевицк.
10.Составные географические названия, образованные как при помощи соединительной гласной, так и без неё из названий частей данного географического объекта, например: Австро-Венгрия, Эльзас-Лотарингия, но: Чехословакия.
11.Иноязычные словосочетания, являющиеся именами собственными, названиями неодушевлённых предметов, например: Аму-Дарья, Алма-Ата, Па-де-Кале, Булонь-сюр-Мер, Нью-Йорк, Пале-Рояль, Гранд-отель.
Примечание. Данное правило не распространяется на передаваемые русскими буквами составные иноязычные названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т.п., которые пишутся раздельно, если выделяются в тексте кавычками, например: «Стандарт Ойл», «Коррьеро делла Рома».
12.Пол- (половина) с последующим родительным падежом существительного, если существительное начинается с гласной буквы или согласной л, например: пол-оборота, пол-яблока, пол-лимона, но: полметра, полчаса, полкомнаты; через дефис пишутся также сочетания пол- с последующим именем собственным, например: пол-Москвы, пол-Европы. Слова, начинающиеся с полу-, всегда пишутся слитно, например: в полуверсте от города, полустанок, полукруг.
13.Слова, первой составной частью которых являются иноязычные элементы обер-, унтер-, лейб-, штаб-, вице-, экс-, например: обер-мастер, унтер-офицер, лейб-медик, штаб-квартира, вице-президент, экс-чемпион.
Также пишется через дефис контр-адмирал (здесь контр- имеет не то значение, при котором оно пишется слитно).
14.Определяемое слово со следующим непосредственно за ним однословным приложением, например: мать-старуха, Маша-резвушка, Аника-воин.
Примечание 1. Между определяемым словом и стоящим перед ним однословным приложением, которое может быть приравнено по значению к прилагательному, дефис не пишется, например: красавец сынишка.
Примечание 2. Если определяемое слово или приложение само пишется через дефис, то между ними дефис не пишется, например: социал-демократы меньшевики.
Примечание 3. Дефис не пишется также:
а) в сочетании имени нарицательного со следующим за ним именем собственным, например: город Москва, река Волга, резвушка Маша;
б) в сочетании существительных, из которых первое обозначает родовое, а второе видовое понятие, например: птица зяблик, цветок магнолия;
в) после слов гражданин, товарищ, господин и т.п. в сочетании с существительным, например: гражданин судья, товарищ полковник, господин посол. О выделении приложения запятыми см. § 152.
15.Графические сокращения имён существительных, состоящие из начала и конца слова, например: о-во (общество), д-р (доктор), т-во (товарищество), б-ка (библиотека).
16.Дефис пишется после первой части сложного существительного при сочетании двух сложных существительных с одинаковой второй частью, если в первом из существительных эта общая часть опущена, например: шарико- и роликоподшипники (вместо шарикоподшипники и роликоподшипники), паро-, электро- и тепловозы (вместо паровозы, электровозы и тепловозы), парт- и профорганизации, северо- и юго-восток.
Выступление ученика Гуськова Андрея с информацией.
В древней Руси до принятия православия в 988 году выбор имён было необычным. Часто у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое имя было заведомо непривлекательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще для большей защиты от недобрых. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались.
Большая группа имен – имена, состоящие их двух корней (Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег.
Иногда в качестве имён брались не реальные, а желаемые признаки: Светозар – светлый, как заря, Владислав – владеющий миром, Доброслава – имеющая добрую славу, Всемила – всем милая.
Давайте с вами проведём деловую игру «Словесный футбол». Называю слово сложное существительное, вы должны правильно называть правописание существительного: шоумен, шоу-бизнес, суперигра, пресс-конференция,
Учитель: Упражнение. Подготовка к ЕГЭ – орфоэпическая дуэль. Даны слова по орфоэпии, отвечают по 1 человеку .(дуэль – кто грамотнее?). Их рецензирует 1 уч-ся от класса).
крАлась
оптОвый
освЕдомиться
донЕльзя
обеспЕчение
свЁкла
балУясь
кровоточАщий
кровоточИть
кУхонный
Задание: Отметить номера слов, которые пишутся через дефис (1 вариант), слитно-(2 вариант)?
Пол(армии), 2.полу(ботинки), 3. гори(цвет), 4.(пол) чайной ложки, 5.(40) летие, 6. (сорока)летие, 7. Соль(Илецк),8. Сбер(банк), . 9. алмаатинец, 10. ореховозуевец, 11.Алма-Ата,12. Орехово- Зуево,13.(Нью)Йорк , 14.нью(йоркцы, 15.правда (истина),16. учитель(словесник),17.женщина(герой) труда,18.красавец-сынишка
Учитель: Что вызвало затруднения на сегодняшнем уроке?
Уже к концу подходит наш урок.
Пришла пора нам подвести итог.
Надеюсь, что теперь чуть легче будет вам
Писать одну из самых сложных орфограмм!
Формулирование выводов по изученному материалу.
Я очень хочу, чтобы вы задумались над строками, которые записаны на доске и произнесли их вслух.
Запоминание прочитанного - рождает знание. Размышление над прочитанным и прожитым - рождает мудрость. ( А. Турчинов)
Рефлексия. Оценка результатов урока. Оценивание учебных достижений учащихся.
Сигнальными карточками показать, как усвоен материал:
Розовые карточки – хорошо усвоили
Белые – некоторые вопросы ещё вызывают трудность
Какие вопросы ещё вызывают трудность?
Итоги урока. Отметки за урок. Оценки. Благодарю всех за активную плодотворную работу.
Задание на дом:
4